В статье описаны нарушения слухо-речевой памяти при поражении височно-теменных отделов левого полушария. В серии экспериментальных исследований с двумя пациентами с акустико-мнестической афазией было выявлено два различных механизма нарушения, обусловленных патологическим торможением новых связей и выравниванием возбуждения новых и старых связей.
Ключевые слова: акустико-мнестическая афазия; афазия; больной Бл. (37637); больной К. (37690); височные отделы; диагностика; левое полушарие; память; след памяти; теменно-височные отделы; условный рефлекс; экспериментально-психологические исследования
Тематика: симптомы; пациенты; структуры; виды работы психолога; функции; другое
Тип публикации: статьи
Форма: машинопись
Язык публикации: русский
В книге представлен разбор клинических случаев нарушений памяти при поражениях глубинных отделов головного мозга. В зависимости от локализации поражения выделяются различные синдромы нарушения памяти.
Ключевые слова: аневризма; базальные отделы лобных долей; больная Бел. (44536); больная Зуев. (54352); больная Рак. (44114); больная Снят. (53778); больной Авот. (47139); больной Волк. (540086); больной Гавр. (54097); больной Корк. (48579); больной Коч. (47056); больной Курочкин (55143); больной Сар. (56109); гипоталамус; лимбическая область; лобные отделы; медиальные отделы лобных долей; медиобазальные отделы лобных долей; модально-неспецифические нарушения памяти; нарушения памяти; нарушения сознания; опухоль; память; промежуточный мозг; сознание; травма; третий желудочек
Тематика: этиология; структуры; пациенты; симптомы; функции
Тип публикации: книги/глава книги
Форма: машинопись
Год, которым датирован документ: 1973
Язык публикации: русский
В статье авторы обсуждают проблему многозначности симптомов при топической диагностике мозгового поражения. Многозначность симптомов является следствием сложной организации высших психических функций: нарушение функции может являться следствием поражения различных участков головного мозга. Проблема иллюстрируется на примере апраксии и амнестической афазии. Решением проблемы является синдромный анализ - поиск общего фактора, который лежит в основе всех наблюдаемых симптомов.
Ключевые слова: апраксия; амнестическая афазия; левое полушарие; постцентральная область; лобные отделы; мозолистое тело; премоторная область; праксис; произвольное движение; теменно-затылочные отделы; факторный анализ; теменные отделы
Тематика: синдром / нарушение; структуры; функции; методы, варианты, направления анализа
Тип публикации: статьи
Форма: машинопись
Год, которым датирован документ: 1962
Язык публикации: русский
Лекция посвящена онтогенезу и нейрональным основам сознательного действия. Опираясь на идеи Выготского, Лурия развивает идею произвольной регуляции деятельности как социально обоснованной и опосредованной речью. Первая половина лекции посвящена развитию это функции у ребенка; приводятся примеры из экспериментальных исследований с детьми. Во второй половине подробно обсуждается мозговая организация произвольной регуляции деятельности: эта функция обеспечивается третьим блоком (лобными долями) головного мозга, а их поражение ведет к специфическим нарушениям регуляции поведения. Обсуждается нейрофизиология процесса регуляции лобными долями, в частности, электрофизиологические опыты Е.Хомской, а также клинические случаи больных с поражениями лобных долей.
Ключевые слова: I блок; II блок; III блок; Выготский Л.С.; движения; действия; инактивность; инертность; лобные отделы; нарушения движений; нарушения действий; нарушения программирования действия; нарушения произвольной регуляции; онтогенез; экспериментально-психологические исследования; ЭЭГ
Тематика: ключевые имена / персоналии; виды работы психолога; другое; симптомы; структуры; функции
Тип публикации: доклады/тезисы
Форма: машинопись
Год, которым датирован документ: 1969
Язык публикации: русский
В статье описаны механизмы называния и основные типы его нарушения при афазии. С одной стороны, для называния нужно правильно идентифицировать объект и иметь сохранный акустический образ слова. С другой стороны, нужно сделать выбор между словом и связанными с ним (например, семантически или фонологически) альтернативами. Патологическое называние имеет различные механизмы в зависимости от локализации мозгового поражения. Так, при сенсорной афазии разрушается акустический образ и фонематическая организация слова. При поражении левых постцентральных (кинестетических) зон коры разрушается артикуляторная организация слова. При поражении третичных теменно-затылочных зон первичная фонематическая и артикуляторная организация слова сохранна, но возникают трудности с подбором правильного слова (амнестическая афазия). Согласно Лурии, в основе амнестической афазии лежат два механизма. С одной стороны, к нарушению может привести дефицит оптического гнозиса, который мешает полноценному распознаванию зрительных образов. С другой, может быть нарушен сам механизм извлечения слова из сети связанных с ним альтернатив.
Все описанные выше нарушения относятся к парадигматическим аспектам называния. Также Лурия описывает и нарушение другого, синтагматического типа, связанное с поражением передних речевых зон. Такое нарушение проявляется в связной речи и может отсутствовать при назывании изолированных объектов.
Ключевые слова: акустико-гностическая афазия; амнестическая афазия; афазия; височные отделы; внутренняя речь; восприятие; "закон силы"; затылочные отделы; зрительное восприятие; инертность; левое полушарие; называние; нарушения называния; Павлов И.П.; парадигматика; персеверации; сенсорная афазия; синтагматика; теменно-височные отделы; теменно-затылочные отделы; теменные отделы
Тематика: симптомы; синдром / нарушение; структуры; функции; другое; ключевые имена / персоналии; методы, варианты, направления анализа
Тип публикации: статьи
Форма: рукопись
Год, которым датирован документ: 1972
Язык публикации: английский
Статья посвящена реализации в головном мозге двух принципов организации языка и речи: парадигматического и синтагматического принципа. Кору головного мозга можно условно разделить на два отдела: задние отделы (гностические зоны; отвечают за обработку и синтез информации) и передние отделы (динамические зоны; третичные зоны отвечают за удержание программ сознательного действия). Поражения задних отделов вызывают нарушения парадигматических систем языка. Так, височные поражения приводят к дезорганизации фонематической системы и синдрому акустической афазии; поражения постцентральных отделов нарушают селективную организацию артикуляционных процессов, что приводит к афферентно-моторной афазии; поражения третичных теменно-височно-затылочных зон нарушают организацию значений слов и логико-грамматических конструкций и приводят к семантической афазии. С другой стороны, при поражении передних отделов возникают нарушения синтагматической организации мозговых процессов, при которых беглая синтаксическая организация речи оказывается невозможной. При этом поражения задних отделов не ведут к нарушению синтагматической организации речи, а передние поражения - к парадигматическим нарушениям.
Ключевые слова: акустическая афазия; афферентная моторная афазия; височные отделы; динамическая афазия; задние отделы; "закон силы"; затылочные отделы; парадигматические отношения; передние отделы; постцентральная область; синтагматические отношения; теменно-височно-затылочные отделы; теменные отделы; Якобсон Р.
Тематика: синдром / нарушение; структуры; другое; ключевые имена / персоналии
Тип публикации: статьи
Форма: рукопись
Год, которым датирован документ: 1972
Язык публикации: английский
Статья посвящена многообразию форм афазий, возникающих при поражении различных факторов, составляющих вместе сложнейшую функциональную систему речи. А.Р. Лурия кратко характеризует общие положения теории функциональных систем, а затем переходит к описанию различных форм афазии: эфферентной и афферентной моторной, сенсорной, семантической и динамической. А.Р. Лурия выделяет факторы, нарушения которых лежат в основе данных форм речевых расстройств.
Ключевые слова: афазия; афферентации; афферентная моторная афазия; вертикальная организация мозга; височные отделы; динамическая афазия; импрессивная речь; левое полушарие; лобные отделы; моторная афазия; нарушения понимания логико-грамматических конструкций; нарушения речи; нейролингвистика; психолингвистика; персеверации; понимание логико-грамматических структур; премоторная область; речь; семантическая афазия; сенсорная афазия; симультанное восприятие; синдромный анализ; теменные отделы; Трубецкой Н.С.; факторный анализ; фонематический анализ; функциональные системы; экспрессивная речь; эфферентная моторная афазия; Якобсон Р.
Тематика: структуры; функции; синдром / нарушение; пациенты; ключевые имена / персоналии; симптомы; дисциплина (область работы А.Р. Лурии)
Тип публикации: статьи
Форма: машинопись
Язык публикации: русский
В настоящей статье авторы противопоставляют природу нарушения конструктивной деятельности у больных с поражениями лобных и теменно-затылочных областей головного мозга на примере двух пациентов, выполняющих пробы Кооса самостоятельно и с помощью специальных инструкций, призванных скомпенсировать их дефект.
Так, конструктивная апраксия у больного с поражением лобных долей связана с невозможностью программирования поведения. В эксперименте больному была предложена пошаговая инструкция по выполнению проб. Поскольку в основе нарушения лежит не собственно нарушение пространственного синтеза, а программирование поведения, инструкция с четко прописанной последовательностью действий помогла скомпенсировать дефект.
С другой стороны, у больной с пространственной апраксией вследствие поражения теменно-затылочных отделов нарушения пространственного анализа и синтеза не позволяли выполнять пробы Кооса правильно, несмотря на попытки программировать действия. В этом случае скомпенсировать дефект помогла инструкция, в которой были особо указаны пространственные отношения между частями фигуры.
Ключевые слова: апраксия; больная Л. (35064); больной Урб. (35673); восстановительное обучение; реабилитация; затылочные отделы; инактивность; конструктивная апраксия; конструктивная деятельность; лобные отделы; мышление; нарушения программирования действия; опухоль; планирование операций; пробы Кооса; теменно-затылочные отделы; теменные отделы; экспериментально-психологические исследования
Тематика: синдром / нарушение; пациенты; функции; этиология; структуры; методы, варианты, направления анализа; виды работы психолога
Тип публикации: статьи
Форма: машинопись
Год, которым датирован документ: 1963
Язык публикации: русский
Ключевые слова: акустико-гностическая афазия; амнестическая афазия; афазия; височные отделы; внутренняя речь; восприятие; "закон силы"; затылочные отделы; зрительное восприятие; инертность; левое полушарие; называние; нарушения называния; Павлов И.П.; парадигматика; персеверации; сенсорная афазия; синтагматика; теменно-височные отделы; теменно-затылочные отделы; теменные отделы
Тематика: синдром / нарушение; симптомы; функции; структуры; методы, варианты, направления анализа; ключевые имена / персоналии; другое
Тип публикации: статьи
Форма: машинопись
Год, которым датирован документ: 1972
Язык публикации: английский
В статье охарактеризованы три этапа исследования афазии. Классический подход (19 в.) рассматривает афазию как результат повреждения определенных речевых центров, расположенных в левом полушарии. Для нейропсихологического подхода (середина 20-го в.) характерен факторный анализ симптомов и объяснение механизмов, которые стоят за базовыми формами афазий. Нейродинамический подход (время написания статьи) объясняет симптомы афазии общими дефицитами нейродинамики, такими как нарушение избирательности психических процессов и патологическая инертность.
В документе содержатся пометы, частично внесенные в машинописный текст "Aphasia Reconsidered".
Ключевые слова: афазия; афферентная моторная афазия; Брока П.; Вернике К.; инертность; история нейропсихологии; нарушения избирательности (селективности); нейропсихология, методы; психология, общие вопросы; Павлов И.П.; персеверации; проводниковая афазия; речь; селективность психических процессов; семантическая афазия; сенсорная афазия; транскортикальная афазия; транскортикальная моторная афазия; факторный анализ; эфферентная моторная афазия
Тематика: функции; структуры; симптомы; синдром / нарушение; пациенты; ключевые имена / персоналии
Тип публикации: статьи
Форма: машинопись
Язык публикации: английский
Статья посвящена проблеме регулирующей функции речи. Сначала в ней рассматривается вопрос развития регулирующей (сигнальной) функции речи в раннем детстве (от 1.5 лет) с привлечением экспериментальных исследований влияния речевой инструкции на действия ребенка. Затем обсуждается важность изучения регулирующей функции речи как специфически человеческого механизма нарушения работы ЦНС с опорой на представления И.П. Павлова о двух сигнальных системах - в частности, делается предположение о том, что нейродинамика (нарушение баланса возбуждения и торможения в ЦНС) как основной физиологический механизм нарушения работы мозга может быть нарушена не в обоих, а только в одной из этих сигнальных систем. Для подтверждения этого приводятся данные об экспериментальном исследовании детей-олигофренов и детей с церебрастеническим синдромом без интеллектуального дефицита. При олигофрении регулирующая функция речи была грубо нарушена, тогда как нейродинамические процессы в звене поддержания общего тонуса и бодрствования и реализации непосредственной психической активности, не требующей речевой регуляции, оставалась интактной. Напротив, дети с церебрастеническим синдромом демонстрировали тяжелые дефициты общей нейродинамики, но сохранность регулирующей роли речи и связанных с этой сигнальной системой нейродинамических механизмов позволяли им компенсировать дефициты на более непосредственном уровне функционирования. Далее приводятся совместные с Л.С. Выготским исследования А.Р. Лурией нарушения регулирующей функции речи при паркинсонизме. В финале обсуждается особо важная роль лобных долей в реализации регулирующей функции речи, причем ее обсуждение идет в контексте их возможности модулировать и регулировать поступающие от ретикулярной формации активирующие влияния.
Материал статьи немного сокращен по сравнению с русскоязычным аналогом, но содержит те же основные смысловые части.
Ключевые слова: III блок; I блок; детская нейропсихология; дефектология; лобные отделы; нарушения нейродинамики; нарушения речи; нейродинамика; нейропсихология, общие вопросы; паркинсонизм; регулирующая функция речи; речевая инструкция; речь; Тихомиров О.К.; умственная отсталость/олигофрения; Хомская Е.Д.; церебрастенический синдром; экспериментально-психологические исследования
Тематика: дисциплина (область работы А.Р. Лурии); структуры; функции; этиология; синдром / нарушение; ключевые имена / персоналии; пациенты; виды работы психолога; другое
Тип публикации: статьи
Форма: машинопись
Язык публикации: английский
Статья посвящена проблеме регулирующей функции речи. Сначала в ней рассматривается вопрос развития регулирующей (сигнальной) функции речи в раннем детстве (от 1.5 лет) с привлечением экспериментальных исследований влияния речевой инструкции на действия ребенка. Затем обсуждается важность изучения регулирующей функции речи как специфически человеческого механизма нарушения работы ЦНС с опорой на представления И.П. Павлова о двух сигнальных системах - в частности, делается предположение о том, что нейродинамика (нарушение баланса возбуждения и торможения в ЦНС) как основной физиологический механизм нарушения работы мозга может быть нарушена не в обоих, а только в одной из этих сигнальных систем. Для подтверждения этого приводятся данные об экспериментальном исследовании детей-олигофренов и детей с церебрастеническим синдромом без интеллектуального дефицита. При олигофрении регулирующая функция речи была грубо нарушена, тогда как нейродинамические процессы в звене поддержания общего тонуса и бодрствования и реализации непосредственной психической активности, не требующей речевой регуляции, оставалась интактной. Напротив, дети с церебрастеническим синдромом демонстрировали тяжелые дефициты общей нейродинамики, но сохранность регулирующей роли речи и связанных с этой сигнальной системой нейродинамических механизмов позволяли им компенсировать дефициты на более непосредственном уровне функционирования. Далее приводятся совместные с Л.С. Выготским исследования А.Р. Лурией нарушения регулирующей функции речи при паркинсонизме. В финале обсуждается особо важная роль лобных долей в реализации регулирующей функции речи, причем ее обсуждение идет в контексте их возможности модулировать и регулировать поступающие от ретикулярной формации активирующие влияния.
Материал статьи немного сокращен по сравнению с русскоязычным аналогом, но содержит те же основные смысловые части.
Ключевые слова: III блок; I блок; детская нейропсихология; дефектология; лобные отделы; нарушения нейродинамики; нарушения речи; нейродинамика; нейропсихология, общие вопросы; паркинсонизм; регулирующая функция речи; речевая инструкция; речь; Тихомиров О.К.; умственная отсталость/олигофрения; Хомская Е.Д.; церебрастенический синдром; экспериментально-психологические исследования
Тематика: дисциплина (область работы А.Р. Лурии); структуры; функции; этиология; синдром / нарушение; ключевые имена / персоналии; пациенты; виды работы психолога; другое
Тип публикации: статьи
Форма: машинопись
Язык публикации: английский
Статья посвящена проблеме регулирующей функции речи. Сначала в ней рассматривается вопрос развития регулирующей (сигнальной) функции речи в раннем детстве (от 1.5 лет) с привлечением экспериментальных исследований влияния речевой инструкции на действия ребенка. Затем обсуждается важность изучения регулирующей функции речи как специфически человеческого механизма нарушения работы ЦНС с опорой на представления И.П. Павлова о двух сигнальных системах - в частности, делается предположение о том, что нейродинамика (нарушение баланса возбуждения и торможения в ЦНС) как основной физиологический механизм нарушения работы мозга может быть нарушена не в обоих, а только в одной из этих сигнальных систем. Для подтверждения этого приводятся данные об экспериментальном исследовании детей-олигофренов и детей с церебрастеническим синдромом без интеллектуального дефицита. При олигофрении регулирующая функция речи была грубо нарушена, тогда как нейродинамические процессы в звене поддержания общего тонуса и бодрствования и реализации непосредственной психической активности, не требующей речевой регуляции, оставалась интактной. Напротив, дети с церебрастеническим синдромом демонстрировали тяжелые дефициты общей нейродинамики, но сохранность регулирующей роли речи и связанных с этой сигнальной системой нейродинамических механизмов позволяли им компенсировать дефициты на более непосредственном уровне функционирования. Далее приводятся совместные с Л.С. Выготским исследования А.Р. Лурией нарушения регулирующей функции речи при паркинсонизме. В финале обсуждается особо важная роль лобных долей в реализации регулирующей функции речи, причем ее обсуждение идет в контексте их возможности модулировать и регулировать поступающие от ретикулярной формации активирующие влияния.
Материал статьи немного сокращен по сравнению с русскоязычным аналогом, но содержит те же основные смысловые части.
Ключевые слова: III блок; I блок; детская нейропсихология; дефектология; лобные отделы; нарушения нейродинамики; нарушения речи; нейродинамика; нейропсихология, общие вопросы; паркинсонизм; регулирующая функция речи; речевая инструкция; речь; Тихомиров О.К.; умственная отсталость/олигофрения; Хомская Е.Д.; церебрастенический синдром; экспериментально-психологические исследования
Тематика: дисциплина (область работы А.Р. Лурии); структуры; функции; этиология; синдром / нарушение; ключевые имена / персоналии; пациенты; виды работы психолога; другое
Тип публикации: статьи
Форма: машинопись
Язык публикации: английский
Работа представляет собой описание нарушения селективности психических процессов у больного Вас. вследствие глубоко расположенной внутримозговой опухоли левой лобной доли. В сериях экспериментов автор изучает, как нарушение избирательности проявляется в сознании, мнестической деятельности, отдельных формах речевой деятельности, интеллектуальных процессах, при выполнении движений и действий. Наблюдения показали, что психические процессы больного остаются сохранными, лишь будучи однозначно определенными жесткой программой, и грубо нарушаются, как только они начинают требовать выбора из нескольких альтернатив.
Ключевые слова: больной Вас.; дезориентация; избирательность психических процессов; избирательность речи; интеллект; контаминации; конфабуляции; критичность; левое полушарие; лобные отделы; мышление; нарушения активного выбора; нарушения избирательности речи; нарушения называния; нахождение аналогий; невербальные функции; номинация; опухоль; оценка своих и чужих ошибок; процессы планирования и контроля; расторможенность; регулирующая функция; регуляция движений; регуляция избирательного поведения; регуляция поведения; селективность психических процессов; сознание; управляющие функции
Тематика: функции; этиология; симптомы; синдром / нарушение; пациенты; структуры; методы, варианты, направления анализа
Тип публикации: статьи
Форма: машинопись
Год, которым датирован документ: 1964
Язык публикации: русский
Работа представляет собой описание нарушения селективности психических процессов у больного Вас. вследствие глубоко расположенной внутримозговой опухоли левой лобной доли. В сериях экспериментов автор изучает, как нарушение избирательности проявляется в сознании, мнестической деятельности, отдельных формах речевой деятельности, интеллектуальных процессах, при выполнении движений и действий. Наблюдения показали, что психические процессы больного остаются сохранными, лишь будучи однозначно определенными жесткой программой, и грубо нарушаются, как только они начинают требовать выбора из нескольких альтернатив.
Ключевые слова: активный выбор; апраксия; больной Вас.; дезориентация; избирательность психических процессов; избирательность речи; импульсивность; интеллект; контаминации; конфабуляции; критичность; левое полушарие; лобные отделы; мышление; нарушения активного выбора; нарушения движений; нарушения действий; нарушения избирательности речи; нарушения избирательности (селективности); нарушения интеллектуальных операций; нарушения мышления; нарушения называния; нарушения поведения; нарушения речи; нарушения сознания; нахождение аналогий; невербальные функции; номинация; опухоль; ориентация; ориентировка в пространстве, времени, личности; оценка своих и чужих ошибок; память; побочные ассоциации; повторение серии слов; процессы планирования и контроля; расторможенность; регулирующая функция; регуляция движений; регуляция избирательного поведения; регуляция поведения; селективность психических процессов
Тематика: функции; этиология; симптомы; синдром / нарушение; пациенты; структуры; методы, варианты, направления анализа
Тип публикации: статьи
Форма: рукопись
Год, которым датирован документ: 1964
Язык публикации: русский
Текст доклада предназначен для выступления на XVIII международном конгрессе в Москве (1966 год), к которому в МГУ имени М.В. Ломоносова был образован первый в СССР факультет психологии.
В докладе обсуждаются современные нейропсихологические данные о функциях лобных долей мозга, которые заявлены во введении к докладу - поддержание сложных программ поведения, возможность оттормаживания нерелевантных реакций, сопоставление результатов своей активности с заранее поставленной целью. Нарушение регулирующей функции речи при этом особо выделяется как один из ключевых симптомов повреждения лобных долей. После небольшого обзора развития регулирующей функции в детстве (от 2-2.5 до 7 лет) автор переходит к обсуждению психофизиологической подосновы лобного синдрома - нарушению способности восстанавливать вегетативные компоненты угасшего ориентировочного рефлекса под влиянием речевой инструкции и поддержания активных состояний мозговой коры и связанных с ними форм активного поведения. Обсуждаются различные степени нарушения регулирующей роли речи - от грубой потери возможности выполнять простые действия по инструкции (при возможности ее повторить) до усвоения программы, но ее потери при выполнении с соскальзыванием на стереотипные реакции. Показываются трудности усвоения конфликтных инструкций (где конфликт образуется между требуемой и непосредственно возникающей эхопраксичной реакцией на стимул, как в пробах на реакцию выбора). Обсуждается нарушение планирования алгоритма действия при решении интеллектуальных задач (на конструирование, арифметических) при лобных поражениях.
В конце доклада кратко освещаются основные причины разнообразия симптомов при лобных поражениях - обсуждаются варианты лобного синдрома при задне-лобной, базальной и медиальной локализации поражения, а также высокий резерв компенсации имеющихся дефицитов при благоприятном течении заболеваний.
Ключевые слова: III блок; активация; базальные отделы лобных долей; Бехтерев В.М.; Выготский Л.С.; задне-лобные отделы; избирательность психических процессов; импульсивность; левое полушарие; лобные отделы; медиальные отделы лобных долей; мышление; нарушения избирательности (селективности); нарушения мышления; нарушения памяти; нарушения планирования и контроля; нейропсихология, общие вопросы; ориентировочный рефлекс; Прибрам К.; произвольная регуляция; процессы планирования и контроля; психофизиология; регулирующая функция речи; Тихомиров О.К.; Уолтер Г.; Хомская Е.Д.
Тематика: структуры; ключевые имена / персоналии; функции; симптомы; дисциплина (область работы А.Р. Лурии)
Тип публикации: доклады/тезисы
Форма: машинопись
Язык публикации: английский
По-видимому, рукопись является черновиком к статье "Factors and forms of aphasia", опубликованной в 1964 году. В черновике приводится описание различных форм афазии: эфферентной и афферентной моторной, сенсорной, семантической и динамической. А.Р. Лурия выделяет факторы, нарушения которых лежат в основе данных форм речевых расстройств.
Ключевые слова: афазия; афферентации; афферентная моторная афазия; вертикальная организация мозга; височные отделы; динамическая афазия; импрессивная речь; левое полушарие; лобные отделы; моторная афазия; нарушения понимания логико-грамматических конструкций; нарушения речи; нейролингвистика; психолингвистика; персеверации; понимание логико-грамматических структур; премоторная область; речь; семантическая афазия; сенсорная афазия; симультанное восприятие; синдромный анализ; теменные отделы; факторный анализ; фонематический анализ; функциональные системы; экспрессивная речь; эфферентная моторная афазия
Тематика: дисциплина (область работы А.Р. Лурии); функции; симптомы; синдром / нарушение; другое; структуры; методы, варианты, направления анализа
Тип публикации: статьи
Форма: рукопись
Год, которым датирован документ: 1963
Язык публикации: английский
В статье авторы описывают принципы восстановления мозговых функций после военных ранений.
Во-первых, высшие мозговые функции, такие как восприятие, праксис, речь и так далее, - это сложные функциональные системы, разные звенья которых локализованы в разных участках мозга. Во-вторых, природа органического поражения при военной травме неоднородна и может представлять собой как собственно органическое разрушение, так и временное динамическое угнетение мозгового участка (диашиз). Опираясь на эти общие принципы, авторы описывают конкретные задачи восстановительного обучения. Например, одной из первоочередных задач является отделение нарушений, возникающих вследствие диашиза, от дефектов вследствие органического поражения, и растормаживание временно угнетенных функций. Авторы делают краткий обзор нейрофизиологических механизмов диашиза и описывают несколько фармакологических методов, способствующих его разрешению. Отдельно рассматриваются явления отключения целых функциональных систем вследствие изменения установки личности, в частности, реактивная постконтузионная глухота. В таких случаях фармакологическое вмешательство будет бесполезным; в качестве успешного метода авторы рекомендуют так называемую "включающую" систему терапии (разработана Л.Б.Перельманом). В случае же органического поражения и выпадения определенных звеньев сложных функций успешной реабилитации можно достичь за счет функциональной перестройки системы. Здесь авторы выделяют два способа восстановления: за счет внешних вспомогательных схем и за счет внутрисистемной реинтеграции функции. Последнюю можно реализовывать несколькими методами (в частности, за счет смысловой организации восстанавливаемого звена); авторы разбирают различные примеры их применения (при нарушениях зрения, моторных систем, речи и т.д.).
Также отдельно рассмотрены разные типы нейродинамических нарушений (патологическая инертность, патологическая диффузность). Подобные методы, пишут авторы, применимы не только при поражениях головного мозга, но и при восстановлении функций травмированной периферической нервной системы.
Ключевые слова: амнезия; височные отделы; включающая терапия; восстановительное обучение; реабилитация; движения; диашиз; затылочные отделы; зрение; инертность; контузия; личность; нарушения движений; нарушения зрения; нарушения личности; нарушения нейродинамики; нарушения памяти; нарушения речи; нарушения чтения; нейродинамика; память; патологическая диффузность; периферическая нервная система; периферические нарушения движений; постконтузионная реактивная глухонемота; постконтузионная реактивная глухота; премоторная область; психофизиология; речь; травма; фармакотерапия; функциональный диашиз; чтение
Тематика: симптомы; функции; структуры
Тип публикации: статьи
Форма: машинопись
Год, которым датирован документ: 1945
Язык публикации: русский
В статье Лурия рассказывает о принципах подбора восстановительной терапии после мозговых ранений, которые приводят к нарушениям речи. Восстановление функций после повреждений мозга - сложный процесс, который не сводится к простой регенерации, предполагает перестройку всей функциональной системы и требует вмешательства, основанного на знаниях о ее псхологической и мозговой организации. Лурия вкратце хараткеризует разные типы афазии (височную/акустическую, теменную/семантическую, афферентную моторную, собственно моторную) и для каждой показывает, каким образом можно способствовать компенсации выпавшего функционального компонента за счет других, сохранных. Успешную реабилитацию, таким образом, стоит рассматривать не как прямое восстановление утраченной функции, а как создание новой функциональной системы доступными средствами.
Ключевые слова: акалькулия; дискалькулия; акустическая афазия; апраксия; афазия; афферентная моторная афазия; височная афазия; височные отделы; восстановительное обучение; реабилитация; зона Брока; зона Вернике; идеаторная апраксия; левое полушарие; моторная афазия; нарушения речи; речь; премоторная область; семантическая афазия; теменная афазия; теменно-височные отделы; теменные отделы; травма; фонематический слух
Тематика: синдром / нарушение; структуры; виды работы психолога; симптомы; функции; этиология
Тип публикации: статьи
Форма: машинопись
Год, которым датирован документ: 1943
Язык публикации: русский
Ключевые слова: апраксия; больной Омельч.; восстановительное обучение; реабилитация; затылочные отделы; конструктивная апраксия; мозжечок; нарушения речи; периферические нервы; премоторная область; пространственная апраксия; речь; теменные отделы; травма; трудотерапия
Тематика: синдром / нарушение; пациенты; виды работы психолога; функции; структуры; этиология; другое
Тип публикации: статьи
Форма: машинопись
Год, которым датирован документ: 1943
Язык публикации: русский
Ключевые слова: аневризма; височные отделы; гипофиз; доминантное полушарие; лимбическая область; лобные отделы; медиальные отделы лобных долей; модально-неспецифические нарушения памяти; модально-специфические нарушения памяти; опухоль; нарушения памяти; память; стволовые структуры; теменно-височно-затылочные отделы; экспериментально-психологические исследования; травма
Тип публикации: статьи
Форма: машинопись
Язык публикации: русский
Ключевые слова: аневризма; аспонтанность; височные отделы; гипофиз; затылочные отделы; инертность; корсаковский (амнестический) синдром; лобные отделы; медиальные отделы лобных долей; модально-неспецифические нарушения памяти; модально-специфические нарушения памяти; нарушения памяти; нейропсихология, методы; опухоль; ретикулярная формация; память; стволовые структуры; теменно-височно-затылочные отделы; теменные отделы; травма
Тип публикации: статьи
Форма: машинопись
Год, которым датирован документ: 1969
Язык публикации: русский
Ключевые слова: аневризма; височные отделы; гипофиз; доминантное полушарие; лимбическая область; лобные отделы; медиальные отделы лобных долей; модально-неспецифические нарушения памяти; модально-специфические нарушения памяти; нарушения памяти; опухоль; память; стволовые структуры; теменно-височно-затылочные отделы; травма; экспериментально-психологические исследования
Тип публикации: статьи
Форма: рукопись
Язык публикации: русский
Ключевые слова: аневризма; аспонтанность; височные отделы; гипофиз; затылочные отделы; инертность; корсаковский (амнестический) синдром; лобные отделы; медиальные отделы лобных долей; модально-неспецифические нарушения памяти; модально-специфические нарушения памяти; нарушения памяти; нейропсихология, методы; опухоль; память; ретикулярная формация; стволовые структуры; теменно-височно-затылочные отделы; теменные отделы; травма
Тип публикации: статьи
Форма: рукопись
Год, которым датирован документ: 1969
Язык публикации: русский
Ключевые слова: глубинные структуры мозга; лимбическая область; модально-неспецифические нарушения памяти; нарушения памяти; опухоль; память; стволовые структуры
Тип публикации: другое
Форма: машинопись
Год, которым датирован документ: 1971
Язык публикации: русский
Ключевые слова: астенический синдром; гипоталамус; глубинные структуры мозга; диэнцефальные структуры; лимбическая область; модально-неспецифические нарушения памяти; нарушения памяти; опухоль; память; стволовые структуры; экспериментально-психологические исследования
Тип публикации: другое
Форма: машинопись
Год, которым датирован документ: 1972
Язык публикации: русский
Ключевые слова: гипоталамус; глубинные структуры мозга; диэнцефальные структуры; лимбическая область; модально-неспецифические нарушения памяти; нарушения памяти; опухоль; память; стволовые структуры; экспериментально-психологические исследования
Тип публикации: доклады/тезисы
Форма: рукопись
Год, которым датирован документ: 1971
Язык публикации: русский
Ключевые слова: больной Гавр. (54097); левое полушарие; лобные отделы; нарушения памяти; опухоль; память; теменно-затылочные отделы
Тип публикации: иллюстрации/таблицы
Форма: рукопись
Язык публикации: русский
Ключевые слова: III блок; II блок; I блок; аграфия; дисграфия; Бернштейн Н.А.; затылочные отделы; письмо; подкорковые отделы; постцентральная область; праксис; премоторная область; произвольное движение; процессы пространственного и квазипространственного анализа и синтеза (пространственные функции); речь; теменно-затылочные отделы; теменные отделы
Тип публикации: черновики/заметки
Форма: машинопись
Язык публикации: английский
Ключевые слова: активность; амнезия; аффективные расстройства; больной Жер. (38825); восприятие; восстановительное обучение; реабилитация; галлюцинации; депрессия; диэнцефальные структуры; избирательность психических процессов; инактивность; конфабуляции; корково-подкорковое взаимодействие; корсаковский (амнестический) синдром; критичность; лобные отделы; нарушения избирательности (селективности); нарушения критики; нарушения ориентировки в пространстве и времени; нарушения памяти; нарушения планирования и контроля; нарушения произвольной регуляции; нарушения сна; нарушения сознания; нейропсихологическая диагностика; опосредованное (опосредствованное) запоминание; опухоль; ориентировка в пространстве, времени, личности; память; подкорковые отделы; праксис; процессы планирования и контроля; психиатрия; ретроактивное торможение; речь; сознание; спутанность; тревожное расстройство; эмоции
Тип публикации: статьи
Форма: машинопись
Год, которым датирован документ: 1965
Язык публикации: русский
Ключевые слова: активность; амнезия; аффективные расстройства; больной Жер. (38825); восприятие; восстановительное обучение; реабилитация; галлюцинации; депрессия; диэнцефальные структуры; избирательность психических процессов; инактивность; конфабуляции; корково-подкорковое взаимодействие; корсаковский (амнестический) синдром; критичность; лобные отделы; нарушения избирательности (селективности); нарушения критики; нарушения ориентировки в пространстве и времени; нарушения памяти; нарушения планирования и контроля; нарушения произвольной регуляции; нарушения сна; нарушения сознания; нейропсихологическая диагностика; опосредованное (опосредствованное) запоминание; опухоль; ориентировка в пространстве, времени, личности; память; подкорковые отделы; праксис; процессы планирования и контроля; психиатрия; ретроактивное торможение; речь; сознание; спутанность; тревожное расстройство; эмоции
Тип публикации: статьи
Форма: рукопись
Год, которым датирован документ: 1965
Язык публикации: русский
Ключевые слова: больная Баш.; больная Бел.; больная Бонд.; больная Б.П.; больная Бук.; больная Корк.; больная Мак.; больная Пет.; больная Рак.; больная Расс.; больная Фрейд.; больной Авот.; больной Бич.; больной Б.Л.; больной Блох.; больной В.; больной Вас.; больной Г.Ф.; больной Евг.; больной Евг. (47756); больной Ив.; больной К-в; больной Кор.; больной Обух.; больной Обух. (47721); больной Рош.; больной С.Б.; больной Черн.; височные отделы; гипофиз; гиппокамп; глубинные структуры мозга; диагностика; затылочные отделы; избирательность психических процессов; инертность; корсаковский (амнестический) синдром; левое полушарие; лобные отделы; модально-неспецифические нарушения памяти; модально-специфические нарушения памяти; нарушения избирательности (селективности); нарушения нейродинамики; нарушения памяти; нейродинамика; опухоль; память; правое полушарие; речевая память; стволовые структуры; теменно-затылочные отделы; теменные отделы
Тип публикации: книги/глава книги
Форма: рукопись
Год, которым датирован документ: 1970
Язык публикации: русский
Ключевые слова: амнезия; аневризма; больная Лоб. (43590); больная Лубоц. (43376); больная Малют.; больной Баш.(40073); больной Бобр. (45868); больной Гершк. (42812); больной Глик. (45947); больной Горш. (45812); больной Грот. (42757); больной Грузд. (39615); больной Климк. (39667); больной Малют. (44269); больной Мил. (43051); больной Миш. (42757); больной Черноб. (43722); больной Чурс. (42425); больной Эд. Ив. (42113); диагностика; лимбическая область; лобные отделы; медиальные отделы лобных долей; нейропсихологическая диагностика; память; синдром Корсакова; сосудистые поражения; экспериментально-психологические исследования
Тип публикации: книги/глава книги
Форма: машинопись
Год, которым датирован документ: 1968
Язык публикации: русский
Ключевые слова: автобиографическое; подкорковые отделы; ретикулярная формация
Тип публикации: черновики/заметки; письма/телеграммы
Форма: машинопись; рукопись
Язык публикации: русский
Ключевые слова: больная Рак.; диагностика; диэнцефальные структуры; избирательность психических процессов; Конорский; корково-подкорковое взаимодействие; корсаковский (амнестический) синдром; критичность; мышление; нарушения избирательности (селективности); нарушения критики; нарушения ориентировки в пространстве и времени; нарушения памяти; нарушения поведения; нарушения сознания; опосредованное (опосредствованное) запоминание; ориентировка в пространстве, времени, личности; память; подкорковые отделы; регуляция поведения; ретроактивное торможение; сознание; Узнадзе Д.Н.; фиксированная установка; экспериментально-психологические исследования
Тип публикации: статьи
Форма: рукопись
Год, которым датирован документ: 1967
Язык публикации: русский
Ключевые слова: гиперпродукция речи; дезориентация; задние отделы; конфабуляции; медиальные отделы; нарушения памяти; нарушения сознания; ориентация; память; правое полушарие; патопсихология; резонерство; самосознание
Тип публикации: статьи
Форма: машинопись
Год, которым датирован документ: 1970
Язык публикации: русский
Ключевые слова: гиперпродукция речи; дезориентация; задние отделы; конфабуляции; медиальные отделы; нарушения памяти; нарушения сознания; ориентация; память; патопсихология; правое полушарие; резонерство; самосознание
Тип публикации: статьи
Форма: рукопись
Год, которым датирован документ: 1970
Язык публикации: русский
Ключевые слова: аффект; бихевиоризм; вероятностный подход к психическим процессам; Выготский Л.С.; гештальт-психология; история нейропсихологии; история психологии; лобные отделы; нарушения программирования действия; нарушения произвольной регуляции; невроз; онтогенез; ориентировочный рефлекс; паркинсонизм; произвольная регуляция; произвольное действие; речь; сознательное действие; теория информации; умственная отсталость/олигофрения
Тип публикации: статьи
Форма: машинопись
Год, которым датирован документ: 1967
Язык публикации: русский
Ключевые слова: афазия; височные отделы; диагностика; зрение; инсульт; история нейропсихологии; левое полушарие; опухоль; письмо; постцентральная область; премоторная область; теменно-затылочные отделы
Тип публикации: служебные документы
Форма: машинопись
Год, которым датирован документ: 1964
Язык публикации: русский
Ключевые слова: III блок; II блок; I блок; внимание; восстановительное обучение; реабилитация; Выготский Л.С.; Гальперин П.Я.; диагностика; Запорожец А.В.; Леонтьев А.Н.; нейропсихология, общие вопросы; Павлов И.П.; память; праксис; психология, общие вопросы; Сеченов И.М.; Теплов Б.М.; факторный анализ; функциональные системы; Эльконин Д.Б.
Тип публикации: статьи
Форма: машинопись
Язык публикации: русский