В настоящей статье авторы противопоставляют природу нарушения конструктивной деятельности у больных с поражениями лобных и теменно-затылочных областей головного мозга на примере двух пациентов, выполняющих пробы Кооса самостоятельно и с помощью специальных инструкций, призванных скомпенсировать их дефект.
Так, конструктивная апраксия у больного с поражением лобных долей связана с невозможностью программирования поведения. В эксперименте больному была предложена пошаговая инструкция по выполнению проб. Поскольку в основе нарушения лежит не собственно нарушение пространственного синтеза, а программирование поведения, инструкция с четко прописанной последовательностью действий помогла скомпенсировать дефект.
С другой стороны, у больной с пространственной апраксией вследствие поражения теменно-затылочных отделов нарушения пространственного анализа и синтеза не позволяли выполнять пробы Кооса правильно, несмотря на попытки программировать действия. В этом случае скомпенсировать дефект помогла инструкция, в которой были особо указаны пространственные отношения между частями фигуры.
Ключевые слова: апраксия; больная Л. (35064); больной Урб. (35673); восстановительное обучение; реабилитация; затылочные отделы; инактивность; конструктивная апраксия; конструктивная деятельность; лобные отделы; мышление; нарушения программирования действия; опухоль; планирование операций; пробы Кооса; теменно-затылочные отделы; теменные отделы; экспериментально-психологические исследования
Тематика: синдром / нарушение; пациенты; функции; этиология; структуры; методы, варианты, направления анализа; виды работы психолога
Тип публикации: статьи
Форма: машинопись
Год, которым датирован документ: 1963
Язык публикации: русский
В статье авторы описывают принципы восстановления мозговых функций после военных ранений.
Во-первых, высшие мозговые функции, такие как восприятие, праксис, речь и так далее, - это сложные функциональные системы, разные звенья которых локализованы в разных участках мозга. Во-вторых, природа органического поражения при военной травме неоднородна и может представлять собой как собственно органическое разрушение, так и временное динамическое угнетение мозгового участка (диашиз). Опираясь на эти общие принципы, авторы описывают конкретные задачи восстановительного обучения. Например, одной из первоочередных задач является отделение нарушений, возникающих вследствие диашиза, от дефектов вследствие органического поражения, и растормаживание временно угнетенных функций. Авторы делают краткий обзор нейрофизиологических механизмов диашиза и описывают несколько фармакологических методов, способствующих его разрешению. Отдельно рассматриваются явления отключения целых функциональных систем вследствие изменения установки личности, в частности, реактивная постконтузионная глухота. В таких случаях фармакологическое вмешательство будет бесполезным; в качестве успешного метода авторы рекомендуют так называемую "включающую" систему терапии (разработана Л.Б.Перельманом). В случае же органического поражения и выпадения определенных звеньев сложных функций успешной реабилитации можно достичь за счет функциональной перестройки системы. Здесь авторы выделяют два способа восстановления: за счет внешних вспомогательных схем и за счет внутрисистемной реинтеграции функции. Последнюю можно реализовывать несколькими методами (в частности, за счет смысловой организации восстанавливаемого звена); авторы разбирают различные примеры их применения (при нарушениях зрения, моторных систем, речи и т.д.).
Также отдельно рассмотрены разные типы нейродинамических нарушений (патологическая инертность, патологическая диффузность). Подобные методы, пишут авторы, применимы не только при поражениях головного мозга, но и при восстановлении функций травмированной периферической нервной системы.
Ключевые слова: амнезия; височные отделы; включающая терапия; восстановительное обучение; реабилитация; движения; диашиз; затылочные отделы; зрение; инертность; контузия; личность; нарушения движений; нарушения зрения; нарушения личности; нарушения нейродинамики; нарушения памяти; нарушения речи; нарушения чтения; нейродинамика; память; патологическая диффузность; периферическая нервная система; периферические нарушения движений; постконтузионная реактивная глухонемота; постконтузионная реактивная глухота; премоторная область; психофизиология; речь; травма; фармакотерапия; функциональный диашиз; чтение
Тематика: симптомы; функции; структуры
Тип публикации: статьи
Форма: машинопись
Год, которым датирован документ: 1945
Язык публикации: русский
В статье Лурия рассказывает о принципах подбора восстановительной терапии после мозговых ранений, которые приводят к нарушениям речи. Восстановление функций после повреждений мозга - сложный процесс, который не сводится к простой регенерации, предполагает перестройку всей функциональной системы и требует вмешательства, основанного на знаниях о ее псхологической и мозговой организации. Лурия вкратце хараткеризует разные типы афазии (височную/акустическую, теменную/семантическую, афферентную моторную, собственно моторную) и для каждой показывает, каким образом можно способствовать компенсации выпавшего функционального компонента за счет других, сохранных. Успешную реабилитацию, таким образом, стоит рассматривать не как прямое восстановление утраченной функции, а как создание новой функциональной системы доступными средствами.
Ключевые слова: акалькулия; дискалькулия; акустическая афазия; апраксия; афазия; афферентная моторная афазия; височная афазия; височные отделы; восстановительное обучение; реабилитация; зона Брока; зона Вернике; идеаторная апраксия; левое полушарие; моторная афазия; нарушения речи; речь; премоторная область; семантическая афазия; теменная афазия; теменно-височные отделы; теменные отделы; травма; фонематический слух
Тематика: синдром / нарушение; структуры; виды работы психолога; симптомы; функции; этиология
Тип публикации: статьи
Форма: машинопись
Год, которым датирован документ: 1943
Язык публикации: русский
Ключевые слова: апраксия; больной Омельч.; восстановительное обучение; реабилитация; затылочные отделы; конструктивная апраксия; мозжечок; нарушения речи; периферические нервы; премоторная область; пространственная апраксия; речь; теменные отделы; травма; трудотерапия
Тематика: синдром / нарушение; пациенты; виды работы психолога; функции; структуры; этиология; другое
Тип публикации: статьи
Форма: машинопись
Год, которым датирован документ: 1943
Язык публикации: русский
Ключевые слова: III блок; II блок; I блок; бодрствование; височные отделы; восстановительное обучение; реабилитация; вторичные зоны коры; задние отделы; задние отделы полушарий; затылочные отделы; избирательность психических процессов; левое полушарие; лобные отделы; нарушения динамики нервных процессов; нарушения избирательности (селективности); нарушения памяти; нарушения письма; нарушения программирования действия; нарушения состояния бодрствования; нейродинамика; нейропсихологическая диагностика; нейропсихология, методы; нейропсихология, общие вопросы; память; первичные зоны коры; передние отделы; письмо; планирование действий; постцентральная область; программирование действия; регуляция поведения; регуляция целенаправленной деятельности; ретикулярная формация; стволовые структуры; теменно-височно-затылочные отделы; теменно-затылочные отделы; теменные отделы; топическая диагностика; третичные зоны коры; факторный анализ
Тематика: структуры; функции; виды работы психолога; симптомы; дисциплина (область работы А.Р. Лурии); методы, варианты, направления анализа
Тип публикации: доклады/тезисы
Форма: машинопись
Год, которым датирован документ: 1968
Язык публикации: английский
Ключевые слова: апраксия; больная Л. (35064); больной Урб. (35673); восстановительное обучение; реабилитация; затылочные отделы; инактивность; конструктивная апраксия; конструктивная деятельность; лобные отделы; мышление; нарушения программирования действия; опухоль; планирование операций; пробы Кооса; теменно-затылочные отделы; теменные отделы; экспериментально-психологические исследования
Тематика: синдром / нарушение; пациенты; виды работы психолога; структуры; симптомы; функции; этиология; методы, варианты, направления анализа
Тип публикации: статьи
Форма: рукопись
Год, которым датирован документ: 1963
Язык публикации: русский
Ключевые слова: восстановительное обучение; реабилитация; навыки; понимание логико-грамматических структур; сложные пространственные умения; теменно-затылочные отделы
Тематика: виды работы психолога; функции; структуры
Тип публикации: статьи
Форма: репринт
Год, которым датирован документ: 1967
Язык публикации: французский
Ключевые слова: восприятие; восстановительное обучение; реабилитация; затылочные отделы; зрительное восприятие; зрительно-пространственное восприятие; логико-грамматические конструкции; нарушения зрительно-пространственного восприятия; нарушения понимания логико-грамматических конструкций; педагогика; теменно-затылочные отделы; теменные отделы; факторный анализ
Тематика: функции; виды работы психолога; структуры; синдром / нарушение; другое; методы, варианты, направления анализа; дисциплина (область работы А.Р. Лурии)
Тип публикации: статьи
Форма: машинопись
Язык публикации: английский
Ключевые слова: афазия; внутренняя речь; восстановительное обучение; реабилитация; Выготский Л.С.; динамическая афазия; задне-лобные отделы; инертность; левое полушарие; метод внешних опор; называние; нарушения предикативной функции речи; построение предложения; предикативная функция речи; схема предложения; экспериментально-психологические исследования; электромиограмма
Тематика: синдром / нарушение; функции; виды работы психолога; ключевые имена / персоналии; симптомы; структуры; методы, варианты, направления анализа; другое
Тип публикации: статьи
Форма: репринт
Год, которым датирован документ: 1968
Язык публикации: английский
Ключевые слова: аграфия; дисграфия; алексия; дислексия; афазия; больной Засецкий Л.А. (3712); восстановительное обучение; реабилитация; графомоторные навыки; нарушения называния; нарушения понимания логико-грамматических конструкций; нейропсихология, методы; письмо; семантическая афазия
Тематика: пациенты; синдром / нарушение; функции; виды работы психолога; дисциплина (область работы А.Р. Лурии)
Тип публикации: статьи
Форма: машинопись
Год, которым датирован документ: 1974
Язык публикации: английский
Ключевые слова: афазия; больной Бог. (27715); больной Илм. (33758); больной Кр. (33957); больной Мор.; больной Ос. (29558); больной Пим. (27237); больной Скляр. (33755); внутренняя речь; восстановительное обучение; реабилитация; Выготский Л.С.; динамическая афазия; задне-лобные отделы; инертность; левое полушарие; метод внешних опор; называние; нарушения предикативной функции речи; построение предложения; предикативная функция речи; схема предложения; экспериментально-психологические исследования; электромиограмма
Тематика: функции; методы, варианты, направления анализа; синдром / нарушение; ключевые имена / персоналии; пациенты; структуры; симптомы; другое; виды работы психолога
Тип публикации: книги/глава книги
Форма: машинопись
Год, которым датирован документ: 1966
Язык публикации: русский
Ключевые слова: афазия; больной Бог. (27715); больной Илм. (33758); больной Кр. (33957); больной Мор.; больной Ос. (29558); больной Пим. (27237); больной Скляр. (33755); внутренняя речь; восстановительное обучение; реабилитация; Выготский Л.С.; динамическая афазия; задне-лобные отделы; инертность; левое полушарие; метод внешних опор; нарушения предикативной функции речи; называние; построение предложения; предикативная функция речи; схема предложения; экспериментально-психологические исследования; электромиограмма
Тематика: синдром / нарушение; пациенты; структуры; ключевые имена / персоналии; методы, варианты, направления анализа; функции
Тип публикации: статьи
Форма: машинопись
Год, которым датирован документ: 1966
Язык публикации: английский
В докладе Лурия вкратце характеризует три задачи реабилитации афазии после травмы головного мозга. Первой задачей является включение речевой функции, подавленной вследствие сопутствующих афазии нарушений, таких как поражение лобных долей или гидроцефалия. Вторая задача - психологическая квалификация афатического синдрома и подбор адекватных восстановительных методик. Третьей задачей является восстановление утраченной связи "смысл" - "слово".
Ключевые слова: афазия; восстановительное обучение; реабилитация; диагностика; травма
Тип публикации: доклады/тезисы
Форма: машинопись
Год, которым датирован документ: 1944
Язык публикации: русский
Совместная статья А.Р. Лурии и его ученицы проффесора Л.С. Цветковой посвящена нейропсихологическому подходу к проблемам освоения школьных навыков – письма, чтения, понимания текста, решения задач.
В ней кратко освещаются основные варианты трудностей обучения, связанные с дефицитом тех или иных мозговых механизмов ВПФ (функций I, II и III блоков мозга) и обсуждаются возможные приемы помощи с учетом, наработанные в технологии восстановительного обучения. В статье описываются конкретные технологии коррекции учебных трудностей при слабости слухоречевого, кинестетического и зрительного восприятия, слабости зрительно-пространственных представлений, нарушений нейродинамических компонентов ВПФ и процессов серийной организации, программирования и контроля.
Ключевые слова: восстановительное обучение; реабилитация; детская нейропсихология; дефектология; письмо; решение задач; трудности обучения; чтение
Тип публикации: статьи
Форма: рукопись
Год, которым датирован документ: 1974
Язык публикации: русский
Совместная статья А.Р. Лурии и его ученицы проффесора Л.С. Цветковой посвящена нейропсихологическому подходу к проблемам освоения школьных навыков – письма, чтения, понимания текста, решения задач.
В ней кратко освещаются основные варианты трудностей обучения, связанные с дефицитом тех или иных мозговых механизмов ВПФ (функций I, II и III блоков мозга) и обсуждаются возможные приемы помощи с учетом, наработанные в технологии восстановительного обучения. В статье описываются конкретные технологии коррекции учебных трудностей при слабости слухоречевого, кинестетического и зрительного восприятия, слабости зрительно-пространственных представлений, нарушений нейродинамических компонентов ВПФ и процессов серийной организации, программирования и контроля.
Ключевые слова: восстановительное обучение; реабилитация; детская нейропсихология; дефектология; письмо; решение задач; трудности обучения; чтение
Тип публикации: статьи
Форма: машинопись
Год, которым датирован документ: 1974
Язык публикации: русский
Заметка посвящена проблеме нейрональной диссоциации языковой и музыкальной способностей человека.
Основным вопросом является возможность использовать сохранную музыкальную и просодическую способность для преодоления афазического дефицита. Вопрос рассмотрен на примере пациента Засецкого, многолетнего пациента Лурии и героя книги "Потерянный и возвращенный мир". Пациент с тяжелой семантической афазией испытывал значительные трудности с письмом. Тем не менее, сохранные ритмические и просодические способности позволили ему восполнить дефицит поиска слов и нахождения связей между ними за счет использования ритмической прозы. В заметке разобраны образцы такой прозы и ее лингвистические особенности.
Ключевые слова: аграфия; дисграфия; алексия; дислексия; амузия; апраксия; афазия; больной Засецкий Л.А. (3712); восстановительное обучение; реабилитация; затылочные отделы; кинетические мелодии; латерализация; левое полушарие; логико-грамматические конструкции; нарушения называния; нарушения понимания логико-грамматических конструкций; правое полушарие; праксис; просодия; пространственная апраксия; пространственный праксис; ритмическая проза; семантическая афазия; теменно-затылочные отделы; теменные отделы; травма; чтение; письмо
Тип публикации: статьи
Форма: машинопись
Год, которым датирован документ: 1974
Язык публикации: английский
Совместная работа А.Р. Лурии и Л.С. Цветковой посвящена проблеме решения задач при поражении лобных отделов мозга. Вероятно, она представлена в архиве несколькими документами (см. ниже).
Данный фрагмент этой работы является вводным. В нем описаны основные этапы решения задачи (соответствующие строению любой целенаправленной человеческой деятельности) - ориентировка в условии на основе выделенной цели или вопроса, построение схемы / плана действия и его реализация в последовательности операций, носящих избирательный характер, сличение полученных результатов с исходными данными задачи.
Обсуждается специфика нарушения решения задач при поражении лобных отделов - если при поражениях задних отделов наблюдаются трудности выполнения отдельных операций (симультанных синтезов, запоминания материала, использования речи и т.п.), то при передних повреждениях нарушается целенаправленность и произвольная регуляция интеллектуальной деятельности. Целью данной работы, которая также формулируется в данном фрагменте изучение специфики нарушения решения задач при различных вариантах лобных поражений - задне-лобном, лобно-базальном и префронтальном (в отрывке есть краткий обзор нарушений, традиционно связыаемых с каждой из выделенных областей). Далее обосновывается метод решения арифметических задач как удачная модель исследования мышления и интеллектуального акта, протекающая по описанным выше этапам. Обсуждаются варианты задач - простые, требующие только уяснения условия, конфликтные (например, где порядок действий расходится с порядком предъявления данных в условии), составные (требующие реализации сложной последовательности действий), задачи, требующие составления систем уравнений, задачи с операциями, включающими в себя инвертированный (обратный) ход действия, и т.п. Авторы подробно останавливаются на важности детальной фиксации каждого этапа решения задачи испытуемыми - повторения условия, выделения вопроса, формирования ориентировочной основы действия, составления плана решения и его реализации, контроля своей работы с коррекцией ошибок. В конце обсуждается важность активного участия экспериментатора в работе испытуемого через введение помощи и даже целенаправленного обучения больного. В этом контексте кратко освещаются основные принципы программированного восстановительного обучения как метода восстановления мышления, позволяющего также исследовать его структуру. Возможно, помимо очевидной связи со своими обозначенными в данном тексте подразделами, работа связана также и с близкими по содержанию исследованиями нарушения задач при поражении лобных отделов.
Ключевые слова: базальные отделы лобных долей; восстановительное обучение; реабилитация; задне-лобные отделы; лобные отделы; лобный синдром; медиальные отделы лобных долей; мышление; нарушения мышления; нарушения решения задач; нейропсихологическая диагностика; префронтальные отделы коры; программированное обучение; решение задач
Тип публикации: книги/глава книги
Форма: машинопись
Год, которым датирован документ: 1965
Язык публикации: русский
Ключевые слова: афазия; восстановительное обучение; реабилитация; мотивация; нарушения письма; письмо; речь; травма
Тип публикации: статьи
Форма: машинопись
Год, которым датирован документ: 1948
Язык публикации: русский
Ключевые слова: височные отделы; восстановительное обучение; реабилитация; движения; левое полушарие; нарушения движений; нарушения фонематического слуха; патологическая диффузность; периферическая нервная система; правое полушарие; премоторная область; психофизиология; семейное левшество; скрытое левшество; травма; фонематический слух
Тип публикации: доклады/тезисы
Форма: машинопись
Год, которым датирован документ: 1944
Язык публикации: русский
Ключевые слова: болезнь Паркинсона; восстановительное обучение; реабилитация; движения; лобные отделы; нарушения движений; премоторная область; префронтальные отделы коры
Тип публикации: доклады/тезисы
Форма: машинопись
Год, которым датирован документ: 1944
Язык публикации: русский
Ключевые слова: апраксия; афазия; восстановительное обучение; реабилитация; нарушения речи; передние отделы; периферическая нервная система; периферические нарушения движений; периферические нервы; премоторная область; речь; травма; фармакотерапия
Тип публикации: доклады/тезисы
Форма: машинопись
Год, которым датирован документ: 1943
Язык публикации: русский
Ключевые слова: амнестическая афазия; афазия; аффект; височные отделы; восстановительное обучение; реабилитация; левое полушарие; моторная афазия; постцентральная область; правое полушарие; премоторная область; семейное левшество; сенсорная афазия; скрытое левшество; травма
Тип публикации: доклады/тезисы
Форма: машинопись
Год, которым датирован документ: 1944
Язык публикации: русский
Ключевые слова: агнозия; апраксия; афазия; восприятие; восстановительное обучение; реабилитация; действия; затылочные отделы; коммоция (сотрясение); контузия; нарушения речи; парез; периферическая нервная система; праксис; реактивная немота; реактивный истерический парез; речь; теменно-затылочные отделы; теменные отделы; травма; трудотерапия; фармакотерапия
Тип публикации: доклады/тезисы
Форма: машинопись
Год, которым датирован документ: 1943
Язык публикации: русский
Ключевые слова: акустический гнозис; апраксия; афазия; височные отделы; восприятие; восстановительное обучение; реабилитация; вторичные зоны коры; зрительная агнозия; зрительное восприятие; левое полушарие; лобные отделы; нарушения речи; нарушения фонематического слуха; первичные зоны коры; праксис; премоторная область; пространственная апраксия; речь; теменно-височные отделы; теменные отделы; травма; фонематический слух
Тип публикации: доклады/тезисы
Форма: машинопись
Год, которым датирован документ: 1942
Язык публикации: русский
Ключевые слова: апраксия; базальные ганглии; восстановительное обучение; реабилитация; гиперкинезы; движения; действия; мозжечок; нарушения движений; нарушения действий; парез; передняя центральная извилина; праксис; премоторная область; теменные отделы
Тип публикации: доклады/тезисы
Форма: машинопись
Год, которым датирован документ: 1942
Язык публикации: русский
Ключевые слова: афазия; восстановительное обучение; реабилитация; левое полушарие; травма
Тип публикации: доклады/тезисы
Форма: машинопись
Год, которым датирован документ: 1942
Язык публикации: русский
Ключевые слова: афазия; восстановительное обучение; реабилитация; движения; диашиз; левое полушарие; моторная афазия; нарушения движений; нарушения речи; правое полушарие; речь; семейное левшество; сенсорная афазия; скрытое левшество; травма; фармакотерапия
Тип публикации: статьи
Форма: машинопись
Год, которым датирован документ: 1945
Язык публикации: русский
Ключевые слова: афазия; афферентная моторная афазия; височные отделы; восстановительное обучение; реабилитация; затылочные отделы; контузия; левое полушарие; лобные отделы; моторная афазия; нарушения речи; нарушения слуха; нейропсихологическая диагностика; постконтузионная реактивная глухонемота; постцентральная область; речь; семантическая афазия; сенсорная афазия; слух; теменно-затылочные отделы; теменные отделы; травма
Тип публикации: статьи
Форма: машинопись
Год, которым датирован документ: 1944
Язык публикации: русский
Ключевые слова: афазия; височные отделы; восстановительное обучение; реабилитация; затылочные отделы; левое полушарие; лобные отделы; моторная афазия; передние отделы; правое полушарие; премоторная область; семантическая афазия; сенсорная афазия; теменно-затылочные отделы; теменные отделы; тотальная афазия; травма
Тип публикации: статьи
Форма: машинопись
Год, которым датирован документ: 1944
Язык публикации: русский
Ключевые слова: апраксия; афазия; височная афазия; височные отделы; восстановительное обучение; реабилитация; левое полушарие; моторная афазия; постцентральная область; премоторная область; семантическая афазия; теменные отделы; травма
Тип публикации: статьи
Форма: машинопись
Год, которым датирован документ: 1943
Язык публикации: русский
Ключевые слова: апраксия; больной Ом.; восстановительное обучение; реабилитация; затылочные отделы; конструктивная апраксия; мозжечок; нарушения речи; периферические нервы; премоторная область; пространственная апраксия; речь; теменные отделы; трудотерапия
Тип публикации: статьи
Форма: машинопись
Год, которым датирован документ: 1945
Язык публикации: английский
Ключевые слова: афазия; восстановительное обучение; реабилитация; травма
Тип публикации: статьи
Форма: машинопись
Год, которым датирован документ: 1942
Язык публикации: русский