Статья посвящена проблеме регулирующей функции речи. Сначала в ней рассматривается вопрос развития регулирующей (сигнальной) функции речи в раннем детстве (от 1.5 лет) с привлечением экспериментальных исследований влияния речевой инструкции на действия ребенка. Затем обсуждается важность изучения регулирующей функции речи как специфически человеческого механизма нарушения работы ЦНС с опорой на представления И.П. Павлова о двух сигнальных системах - в частности, делается предположение о том, что нейродинамика (нарушение баланса возбуждения и торможения в ЦНС) как основной физиологический механизм нарушения работы мозга может быть нарушена не в обоих, а только в одной из этих сигнальных систем. Для подтверждения этого приводятся данные об экспериментальном исследовании детей-олигофренов и детей с церебрастеническим синдромом без интеллектуального дефицита. При олигофрении регулирующая функция речи была грубо нарушена, тогда как нейродинамические процессы в звене поддержания общего тонуса и бодрствования и реализации непосредственной психической активности, не требующей речевой регуляции, оставалась интактной. Напротив, дети с церебрастеническим синдромом демонстрировали тяжелые дефициты общей нейродинамики, но сохранность регулирующей роли речи и связанных с этой сигнальной системой нейродинамических механизмов позволяли им компенсировать дефициты на более непосредственном уровне функционирования. Далее приводятся совместные с Л.С. Выготским исследования А.Р. Лурией нарушения регулирующей функции речи при паркинсонизме. В финале обсуждается особо важная роль лобных долей в реализации регулирующей функции речи, причем ее обсуждение идет в контексте их возможности модулировать и регулировать поступающие от ретикулярной формации активирующие влияния.
Материал статьи немного сокращен по сравнению с русскоязычным аналогом, но содержит те же основные смысловые части.
Ключевые слова: III блок; I блок; детская нейропсихология; дефектология; лобные отделы; нарушения нейродинамики; нарушения речи; нейродинамика; нейропсихология, общие вопросы; паркинсонизм; регулирующая функция речи; речевая инструкция; речь; Тихомиров О.К.; умственная отсталость/олигофрения; Хомская Е.Д.; церебрастенический синдром; экспериментально-психологические исследования
Тематика: дисциплина (область работы А.Р. Лурии); структуры; функции; этиология; синдром / нарушение; ключевые имена / персоналии; пациенты; виды работы психолога; другое
Тип публикации: статьи
Форма: машинопись
Язык публикации: английский
Статья посвящена проблеме регулирующей функции речи. Сначала в ней рассматривается вопрос развития регулирующей (сигнальной) функции речи в раннем детстве (от 1.5 лет) с привлечением экспериментальных исследований влияния речевой инструкции на действия ребенка. Затем обсуждается важность изучения регулирующей функции речи как специфически человеческого механизма нарушения работы ЦНС с опорой на представления И.П. Павлова о двух сигнальных системах - в частности, делается предположение о том, что нейродинамика (нарушение баланса возбуждения и торможения в ЦНС) как основной физиологический механизм нарушения работы мозга может быть нарушена не в обоих, а только в одной из этих сигнальных систем. Для подтверждения этого приводятся данные об экспериментальном исследовании детей-олигофренов и детей с церебрастеническим синдромом без интеллектуального дефицита. При олигофрении регулирующая функция речи была грубо нарушена, тогда как нейродинамические процессы в звене поддержания общего тонуса и бодрствования и реализации непосредственной психической активности, не требующей речевой регуляции, оставалась интактной. Напротив, дети с церебрастеническим синдромом демонстрировали тяжелые дефициты общей нейродинамики, но сохранность регулирующей роли речи и связанных с этой сигнальной системой нейродинамических механизмов позволяли им компенсировать дефициты на более непосредственном уровне функционирования. Далее приводятся совместные с Л.С. Выготским исследования А.Р. Лурией нарушения регулирующей функции речи при паркинсонизме. В финале обсуждается особо важная роль лобных долей в реализации регулирующей функции речи, причем ее обсуждение идет в контексте их возможности модулировать и регулировать поступающие от ретикулярной формации активирующие влияния.
Материал статьи немного сокращен по сравнению с русскоязычным аналогом, но содержит те же основные смысловые части.
Ключевые слова: III блок; I блок; детская нейропсихология; дефектология; лобные отделы; нарушения нейродинамики; нарушения речи; нейродинамика; нейропсихология, общие вопросы; паркинсонизм; регулирующая функция речи; речевая инструкция; речь; Тихомиров О.К.; умственная отсталость/олигофрения; Хомская Е.Д.; церебрастенический синдром; экспериментально-психологические исследования
Тематика: дисциплина (область работы А.Р. Лурии); структуры; функции; этиология; синдром / нарушение; ключевые имена / персоналии; пациенты; виды работы психолога; другое
Тип публикации: статьи
Форма: машинопись
Язык публикации: английский
Статья посвящена проблеме регулирующей функции речи. Сначала в ней рассматривается вопрос развития регулирующей (сигнальной) функции речи в раннем детстве (от 1.5 лет) с привлечением экспериментальных исследований влияния речевой инструкции на действия ребенка. Затем обсуждается важность изучения регулирующей функции речи как специфически человеческого механизма нарушения работы ЦНС с опорой на представления И.П. Павлова о двух сигнальных системах - в частности, делается предположение о том, что нейродинамика (нарушение баланса возбуждения и торможения в ЦНС) как основной физиологический механизм нарушения работы мозга может быть нарушена не в обоих, а только в одной из этих сигнальных систем. Для подтверждения этого приводятся данные об экспериментальном исследовании детей-олигофренов и детей с церебрастеническим синдромом без интеллектуального дефицита. При олигофрении регулирующая функция речи была грубо нарушена, тогда как нейродинамические процессы в звене поддержания общего тонуса и бодрствования и реализации непосредственной психической активности, не требующей речевой регуляции, оставалась интактной. Напротив, дети с церебрастеническим синдромом демонстрировали тяжелые дефициты общей нейродинамики, но сохранность регулирующей роли речи и связанных с этой сигнальной системой нейродинамических механизмов позволяли им компенсировать дефициты на более непосредственном уровне функционирования. Далее приводятся совместные с Л.С. Выготским исследования А.Р. Лурией нарушения регулирующей функции речи при паркинсонизме. В финале обсуждается особо важная роль лобных долей в реализации регулирующей функции речи, причем ее обсуждение идет в контексте их возможности модулировать и регулировать поступающие от ретикулярной формации активирующие влияния.
Материал статьи немного сокращен по сравнению с русскоязычным аналогом, но содержит те же основные смысловые части.
Ключевые слова: III блок; I блок; детская нейропсихология; дефектология; лобные отделы; нарушения нейродинамики; нарушения речи; нейродинамика; нейропсихология, общие вопросы; паркинсонизм; регулирующая функция речи; речевая инструкция; речь; Тихомиров О.К.; умственная отсталость/олигофрения; Хомская Е.Д.; церебрастенический синдром; экспериментально-психологические исследования
Тематика: дисциплина (область работы А.Р. Лурии); структуры; функции; этиология; синдром / нарушение; ключевые имена / персоналии; пациенты; виды работы психолога; другое
Тип публикации: статьи
Форма: машинопись
Язык публикации: английский
Ключевые слова: дефектология; нейропсихология, методы; нейрофизиология; ориентировочный рефлекс; структура смыслового поля; умственная отсталость/олигофрения; условная двигательная реакция; экспериментально-психологические исследования
Тематика: дисциплина (область работы А.Р. Лурии); функции; другое; этиология; виды работы психолога
Тип публикации: статьи
Форма: рукопись
Год, которым датирован документ: 1968
Язык публикации: русский
Ключевые слова: дефектология; нейропсихология, методы; нейрофизиология; ориентировочный рефлекс; структура смыслового поля; умственная отсталость/олигофрения; условная двигательная реакция; экспериментально-психологические исследования
Тематика: дисциплина (область работы А.Р. Лурии); функции; другое; этиология; виды работы психолога
Тип публикации: статьи
Форма: машинопись
Год, которым датирован документ: 1968
Язык публикации: русский
В статье обсуждается психологическая структура процесса декодирования сообщения (понимания обращенной речи).
Выделяются 3 этапа этого процесса: понимание лексического значения слов, входящих в высказывание, анализ синтаксического строения фразы и на ее основе - понимание значения всего высказывания в целом, и, наконец, понимание общей мысли, мотивов и смысла, заложенных в высказывание, то есть подтекста, стоящего за сообщением. Эти этапы разбираются на примере понимания рассказа-басни "Галка и голуби" Л.Н. Толстого.
Обсуждаются условия (или задачи) декодирования сообщения:
Подчеркивается, что анализ подтекста и внутреннего смысла не является чисто вне-языковым процессом и тесно связан с языковым содержанием сообщения.
Далее обсуждается проблема выделения компонентов процесса декодирования сообщения и сложность построения таких моделей декодирования (например, создаваемых в структурной лингвистике). На примере опытов по анализу семантических полей с применением психофизиологических методов регистрации сосудистых или кожно-гальванических компонентов ориентировочного рефлекса (А.Р. Лурия, О.С. Виноградова, Н.А. Эйслер) показано, как по-разному выглядят связи слов у взрослых испытуемых группы условной нормы, умственно отсталых испытуемых, детей, как эти связи зависят от функционального состояния испытуемых. В этой связи критикуются модели понимания речи, не учитывающие эту психологическую специфику построения семантических связей у человека. Упоминается метод регистрации движений глаз как важное психологическое средство изучения процесса понимания текста в зависимости от его сложности и многозначности.
Значительная часть статьи посвящена описанию возможностей клинической нейропсихологии и анализа локальных поражений мозга для изучения психологической структуры декодирования сообщения. А.Р. Лурия кратко освещает основные принципы теории системной динамической локализации ВПФ (многокомпонентное строение ВПФ, связь каждого компонента с определенной зоной мозга, понятие нейропсихологического фактора, принцип двойной диссоциации функций при повреждении той или иной зоны), показывая, как такое понимание мозговых механизмов речи позволяет из анализа ее нарушений при локальных поражениях мозга сделать важные для психолингвистики выводы. Приводятся примеры нарушений понимания речи, возникающих при височных (нарушения фонематического слуха и нестойкость лексических единиц) и нижнетеменных (теменно-височно-затылочных) поражениях (нарушения процессов симультанных синтезов при анализе логико-грамматической структуры высказывания), поражениях медиальных отделов височной области (сужение объема оперативной памяти и повышенная тормозимость следов интерференцией) и передних (лобных) отделов коры (патологическая инертность, а при заинтересованности префронтальных областей - инактивность и/или импульсивность с потерей контроля над стереотипами и непроизвольным уровнем функционирования). Обсуждается также роль глубинных структур в обеспечении процессов избирательности (селективности) психических процессов и поддержания общего психического тонуса. Подчеркивается, что при правополушарных поражениях понимание речи также нарушается - зачастую как раз в звене избирательности, что выглядит как плохо контролируемое резонерство при внешне полностью сохранной речи.
Подробно обсуждаются различные степени нарушения селективности, наиболее сильно проявляющейся в случаях, когда сочетается общемозговая симптоматика и повреждение подкорковых структур с нарушением (первичным или вторичным от указанной) работы лобных долей:
В заключение делается вывод о важности нейролингвистики и знания о нарушениях речи при локальных поражениях мозга для расширения научного знания о процессах декодирования речевого высказывания, которое ранее считалось прерогативой только лингвистики, а теперь нуждается в данных от смежных наук для обогащения понимания механизмов сложных речевых процессов.
Ключевые слова: акустико-гностическая афазия; акустико-мнестическая афазия; афазия; больная А.; больная Бел.; больная Бобр.; больная Вор.; больная Корк.; больная Серш.; больной Авот.; больной Бух.; больной В.; больной Засецкий Л.А. (3712); больной Ив.; больной Корк.; больной Фрейд; больной Чернецов; Виноградова О.С.; височные отделы; восприятие; Выготский Л.С.; движения глаз; диагностика; динамическая афазия; задне-лобные отделы; затылочные отделы; избирательность психических процессов; импрессивная речь; импульсивность; инактивность; инертность; контаминации; корсаковский (амнестический) синдром; кратковременная память; левое полушарие; лимбическая область; лобные отделы; логико-грамматические конструкции; медиальные отделы; медиальные отделы височных долей; Миллер Дж.; нарушения восприятия; нарушения избирательности (селективности); нарушения логико-грамматической структуры речи; нарушения нейродинамики; нарушения памяти; нарушения планирования и контроля; нарушения пространственного и квазипространственного анализа и синтеза; нарушения речи; нарушения слухо-речевой памяти; нейродинамика; нейролингвистика; психолингвистика; нейропсихологическая диагностика; нейропсихология, методы; нейропсихология, общие вопросы; нижне-теменные отделы; общемозговая симптоматика; оперативная память; опухоль; ориентировочный рефлекс; память; подкорковые отделы; правое полушарие; префронтальные отделы коры; процессы планирования и контроля; процессы пространственного и квазипространственного анализа и синтеза (пространственные функции); психофизиология; речь; селективность психических процессов; семантическая афазия; сенсорная афазия; серийная организация движений и действий; системная и динамическая локализация функций; слухо-речевая память; сосудистые поражения; стволовые структуры; теменно-височно-затылочные отделы; теменные отделы; травма; третий желудочек; умственная отсталость/олигофрения; факторный анализ; фонематический анализ; чтение; Эйслер Н.А.; экспериментально-психологические исследования; эфферентная моторная афазия
Тип публикации: статьи
Форма: рукопись
Язык публикации: русский
Статья посвящена проблеме регулирующей функции речи. Сначала в ней рассматривается вопрос развития регулирующей (сигнальной) функции речи в раннем детстве (от 1.5 лет) с привлечением экспериментальных исследований влияния речевой инструкции на действия ребенка. Затем обсуждается важность изучения регулирующей функции речи как специфически человеческого механизма нарушения работы ЦНС с опорой на представления И.П. Павлова о двух сигнальных системах - в частности, делается предположение о том, что нейродинамика (нарушение баланса возбуждения и торможения в ЦНС) как основной физиологический механизм нарушения работы мозга может быть нарушена не в обоих, а только в одной из этих сигнальных систем. Для подтверждения этого приводятся данные об экспериментальном исследовании детей-олигофренов и детей с церебрастеническим синдромом без интеллектуального дефицита. При олигофрении регулирующая функция речи была грубо нарушена, тогда как нейродинамические процессы в звене поддержания общего тонуса и бодрствования и реализации непосредственной психической активности, не требующей речевой регуляции, оставалась интактной. Напротив, дети с церебрастеническим синдромом демонстрировали тяжелые дефициты общей нейродинамики, но сохранность регулирующей роли речи и связанных с этой сигнальной системой нейродинамических механизмов позволяли им компенсировать дефициты на более непосредственном уровне функционирования. Далее приводятся совместные с Л.С. Выготским исследования А.Р. Лурией нарушения регулирующей функции речи при паркинсонизме.
В финале обсуждается особо важная роль лобных долей в реализации регулирующей функции речи, причем ее обсуждение идет в контексте их возможности модулировать и регулировать поступающие от ретикулярной формации активирующие влияния.
Ключевые слова: III блок; I блок; Выготский Л.С.; детская нейропсихология; дефектология; лобные отделы; нарушения нейродинамики; нарушения речи; нейродинамика; нейропсихология, общие вопросы; паркинсонизм; психология, общие вопросы; регулирующая функция речи; речевая инструкция; речь; Тихомиров О.К.; умственная отсталость/олигофрения; Хомская Е.Д.; церебрастенический синдром; экспериментально-психологические исследования
Тип публикации: статьи
Форма: машинопись; рукопись
Язык публикации: русский
Ключевые слова: активность; Анохин П.К.; аффект; аффективные расстройства; базальные отделы; базальные отделы лобных долей; Бейн Э.С.; Бианки В.Л.; больная Зиль.; больная Ог.; больная Сапрык. (4318); больная Сапс.; больная Степ.; больная Юля Мур.; больной Гера Д.; больной Гиаш.; больной Ермол.; больной Жур.; больной Крыл.; больной Кур.; больной Лех.; больной Мер.; больной Сар.; больной Св-ий; больной См.; больной Смысл.; Больной Ток.; больной Фес.; Валлон А.; внимание; возрастная психология; воля; восприятие; Выготский Л.С.; движения; двустороннее поражение; действия; детская нейропсихология; Джекобсен; Зейгарник Б.В.; импульсивность; инфекционные поражения; Левин К.; левое полушарие; Лешли К.; личность; лобные отделы; мотив; мотивация; мышление; намерение; нарушения внимания; нарушения восприятия; нарушения действий; нарушения личности; нарушения мотивации; нарушения мышления; нарушения памяти; нарушения планирования и контроля; нарушения поведения; нарушения структуры деятельности; нейропсихология, общие вопросы; общая психология; общемозговая симптоматика; онтогенез; опухоль; память; Певзнер М.С.; переживание; персеверации; полюс лобной доли; правое полушарие; премоторная область; префронтальные отделы коры; травма; умственная отсталость/олигофрения; целенаправленное поведение; Шмарьян А.С.; эмоции
Тип публикации: книги/глава книги
Форма: машинопись
Год, которым датирован документ: 1940
Язык публикации: русский
Ключевые слова: аффект; бихевиоризм; вероятностный подход к психическим процессам; Выготский Л.С.; гештальт-психология; история нейропсихологии; история психологии; лобные отделы; нарушения программирования действия; нарушения произвольной регуляции; невроз; онтогенез; ориентировочный рефлекс; паркинсонизм; произвольная регуляция; произвольное действие; речь; сознательное действие; теория информации; умственная отсталость/олигофрения
Тип публикации: статьи
Форма: машинопись
Год, которым датирован документ: 1967
Язык публикации: русский
Ключевые слова: Бергсон А.; бихевиоризм; Выготский Л.С.; гештальт-психология; детская нейропсихология; динамика нервных процессов; история психологии; запаздывание формирования регулирующей роли слова в раннем детстве; коммуникативная деятельность; культурно-исторический подход; мышление; навыки; нейродинамика; нейродинамика речи; нейропсихология, общие вопросы; общая психология; онтогенез; Павлов И.П.; психологический кризис; произвольная регуляция; психология, общие вопросы; регулирующая функция речи; Сеченов И.М.; умственная отсталость/олигофрения; формирование психических способностей
Тип публикации: статьи
Форма: машинопись
Год, которым датирован документ: 1967
Язык публикации: русский
Ключевые слова: Бергсон А.; бихевиоризм; Выготский Л.С.; гештальт-психология; детская нейропсихология; динамика нервных процессов; запаздывание формирования регулирующей роли слова в раннем детстве; история психологии; коммуникативная деятельность; культурно-исторический подход; мышление; навыки; нейродинамика; нейродинамика речи; нейропсихология, общие вопросы; общая психология; онтогенез; Павлов И.П.; произвольная регуляция; психологический кризис; психология, общие вопросы; регулирующая функция речи; Сеченов И.М.; умственная отсталость/олигофрения; формирование психических способностей
Тип публикации: статьи
Форма: рукопись
Год, которым датирован документ: 1967
Язык публикации: русский
Ключевые слова: акустико-гностическая афазия; акустико-мнестическая афазия; афазия; больная А.; больная Бел.; больная Бобр.; больная Вор.; больная Корк.; больная Серш.; больной Авот.; больной Бух.; больной В.; больной Засецкий Л.А. (3712); больной Ив.; больной Корк.; больной Фрейд; больной Чернецов; Виноградова О.С.; височные отделы; восприятие; Выготский Л.С.; движения глаз; диагностика; динамическая афазия; задне-лобные отделы; затылочные отделы; избирательность психических процессов; импрессивная речь; импульсивность; инактивность; инертность; контаминации; корсаковский (амнестический) синдром; кратковременная память; левое полушарие; лимбическая область; лобные отделы; логико-грамматические конструкции; медиальные отделы; медиальные отделы височных долей; Миллер Дж.; нарушения восприятия; нарушения избирательности (селективности); нарушения логико-грамматической структуры речи; нарушения нейродинамики; нарушения памяти; нарушения планирования и контроля; нарушения пространственного и квазипространственного анализа и синтеза; нарушения речи; нарушения серийной организации речи; нарушения слухо-речевой памяти; нейродинамика; нейролингвистика; психолингвистика; нейропсихологическая диагностика; нейропсихология, методы; нейропсихология, общие вопросы; нижне-теменные отделы; общемозговая симптоматика; оперативная память; опухоль; ориентировочный рефлекс; память; подкорковые отделы; правое полушарие; процессы планирования и контроля; процессы пространственного и квазипространственного анализа и синтеза (пространственные функции); психофизиология; речь; селективность психических процессов; семантическая афазия; сенсорная афазия; серийная организация движений и действий; системная и динамическая локализация функций; слухо-речевая память; сосудистые поражения; стволовые структуры; теменно-височно-затылочные отделы; теменные отделы; травма; третий желудочек; умственная отсталость/олигофрения; факторный анализ; фонематический анализ; чтение; Эйслер Н.А.; экспериментально-психологические исследования; эфферентная моторная афазия
Тип публикации: статьи
Форма: машинопись
Год, которым датирован документ: 1971
Язык публикации: русский
Ключевые слова: височные отделы; инертность; лобные отделы; нарушения нейродинамики; нарушения речи; нейродинамика; онтогенез; паркинсонизм; подкорковые отделы; премоторная область; регулирующая функция речи; речь; теменно-височные отделы; теменные отделы; умственная отсталость/олигофрения; церебрастенический синдром; экспериментально-психологические исследования
Тип публикации: статьи
Форма: машинопись
Год, которым датирован документ: 1959
Язык публикации: русский
Ключевые слова: афазия; внутренняя речь; онтогенез; регуляторная функция речи; серийная организация движений и действий; умственная отсталость/олигофрения
Тип публикации: доклады/тезисы
Форма: машинопись
Год, которым датирован документ: 1961
Язык публикации: русский
Ключевые слова: III блок; I блок; Выготский Л.С.; детская нейропсихология; дефектология; лобные отделы; нарушения нейродинамики; нарушения речи; нейродинамика; нейропсихология, общие вопросы; паркинсонизм; психология, общие вопросы; регулирующая функция речи; речевая инструкция; речь; Тихомиров О.К.; умственная отсталость/олигофрения; Хомская Е.Д.; церебрастенический синдром; экспериментально-психологические исследования
Тип публикации: черновики/заметки
Форма: машинопись
Язык публикации: русский
Ключевые слова: астенический синдром; афазия; задние отделы; лобные отделы; нарушения речи; нарушения управляющих функций речи; онтогенез; опухоль; речь; травма; умственная отсталость/олигофрения; управляющие функции
Тип публикации: черновики/заметки
Форма: рукопись
Год, которым датирован документ: 1963
Язык публикации: английский
Ключевые слова: дефектология; нейропсихология, методы; нейрофизиология; ориентировочный рефлекс; структура смыслового поля; умственная отсталость/олигофрения; условная двигательная реакция; экспериментально-психологические исследования
Тип публикации: черновики/заметки
Форма: рукопись
Язык публикации: русский
Ключевые слова: афазия; внутренняя речь; онтогенез; регуляторная функция речи; серийная организация движений и действий; умственная отсталость/олигофрения
Тип публикации: доклады/тезисы
Форма: машинопись
Год, которым датирован документ: 1961
Язык публикации: английский
Статья представляет собой описание экспериментального метода проверки состояния тонуса мозговой коры, основанного на измерении рефлекторной реакции на словесные стимулы.
В основе эксперимента лежит предпосылка, что при нормальном тонусе коры сильные раздражители вызывают сильные реакции, слабые раздражители - слабые реакции, а реакции тормозного типа блокируют мозговую активность ("закон силы" И.Павлова). При изменении уровня бодровтсовования либо при патологическом снижении тонуса коры эта связь между стимулом и мозговой реакцией нарушается. В эксперименте при помощи метода плетизмографии измерялась сила ориентировочного рефлекса при предъявлении ключевого слова, а также слов, семантически связанных, фонологически связанных и нейтральных слов. Согласно ожиданиям, у здоровых испытуемых семантически связанные слова вызывали ориентировочный рефлекс, в то время как реакции на фонологически связанные и нейтральные слова не возникало. В то же время, у испытуемых с патологически сниженным тонусом коры (детей с различной степенью умственной отсталости) фонологически связанные слова также вызывали ориентировочный рефлекс, а реакция на семантически связанные слова могла отсутствовать. Подобное изменение реакций также наблюдалось у одного и того же испытуемого в зависимости от уровня истощения.
Таким образом, эксперимент показал, как снижение избирательности реакции на вербальные стимулы может служить индикатором состояния тонуса мозговой коры.
Ключевые слова: активация; избирательность психических процессов; "закон силы"; избирательность речи; медиальные отделы; нарушения избирательности (селективности); нейрофизиология; речь; ориентировочный рефлекс; Павлов И.П.; плетизмография; сознание; стволовые структуры; структура смыслового поля; умственная отсталость/олигофрения; уровни бодрствования; условная двигательная реакция; экспериментально-психологические исследования
Тип публикации: статьи
Форма: рукопись
Год, которым датирован документ: 1971
Язык публикации: русский
Статья представляет собой описание экспериментального метода проверки состояния тонуса мозговой коры, основанного на измерении рефлекторной реакции на словесные стимулы.
В основе эксперимента лежит предпосылка, что при нормальном тонусе коры сильные раздражители вызывают сильные реакции, слабые раздражители - слабые реакции, а реакции тормозного типа блокируют мозговую активность ("закон силы" И.Павлова). При изменении уровня бодровтсовования либо при патологическом снижении тонуса коры эта связь между стимулом и мозговой реакцией нарушается. В эксперименте при помощи метода плетизмографии измерялась сила ориентировочного рефлекса при предъявлении ключевого слова, а также слов, семантически связанных, фонологически связанных и нейтральных слов. Согласно ожиданиям, у здоровых испытуемых семантически связанные слова вызывали ориентировочный рефлекс, в то время как реакции на фонологически связанные и нейтральные слова не возникало. В то же время, у испытуемых с патологически сниженным тонусом коры (детей с различной степенью умственной отсталости) фонологически связанные слова также вызывали ориентировочный рефлекс, а реакция на семантически связанные слова могла отсутствовать. Подобное изменение реакций также наблюдалось у одного и того же испытуемого в зависимости от уровня истощения.
Таким образом, эксперимент показал, как снижение избирательности реакции на вербальные стимулы может служить индикатором состояния тонуса мозговой коры.
Ключевые слова: активация; избирательность психических процессов; избирательность речи; медиальные отделы; нарушения избирательности (селективности); нейрофизиология; ориентировочный рефлекс; "закон силы"; плетизмография; речь; сознание; стволовые структуры; Павлов И.П.; структура смыслового поля; умственная отсталость/олигофрения; уровни бодрствования; условная двигательная реакция; экспериментально-психологические исследования
Тип публикации: статьи
Форма: машинопись
Год, которым датирован документ: 1971
Язык публикации: русский
Статья представляет собой описание экспериментального метода проверки состояния тонуса мозговой коры, основанного на измерении рефлекторной реакции на словесные стимулы.
В основе эксперимента лежит предпосылка, что при нормальном тонусе коры сильные раздражители вызывают сильные реакции, слабые раздражители - слабые реакции, а реакции тормозного типа блокируют мозговую активность ("закон силы" И.Павлова). При изменении уровня бодровтсовования либо при патологическом снижении тонуса коры эта связь между стимулом и мозговой реакцией нарушается. В эксперименте при помощи метода плетизмографии измерялась сила ориентировочного рефлекса при предъявлении ключевого слова, а также слов, семантически связанных, фонологически связанных и нейтральных слов. Согласно ожиданиям, у здоровых испытуемых семантически связанные слова вызывали ориентировочный рефлекс, в то время как реакции на фонологически связанные и нейтральные слова не возникало. В то же время, у испытуемых с патологически сниженным тонусом коры (детей с различной степенью умственной отсталости) фонологически связанные слова также вызывали ориентировочный рефлекс, а реакция на семантически связанные слова могла отсутствовать. Подобное изменение реакций также наблюдалось у одного и того же испытуемого в зависимости от уровня истощения.
Таким образом, эксперимент показал, как снижение избирательности реакции на вербальные стимулы может служить индикатором состояния тонуса мозговой коры.
Ключевые слова: активация; избирательность психических процессов; избирательность речи; медиальные отделы; нарушения избирательности (селективности); нейрофизиология; "закон силы"; ориентировочный рефлекс; Павлов И.П.; плетизмография; сознание; стволовые структуры; речь; структура смыслового поля; умственная отсталость/олигофрения; уровни бодрствования; условная двигательная реакция; экспериментально-психологические исследования
Тип публикации: статьи
Форма: рукопись
Язык публикации: английский