В статье авторы обсуждают проблему многозначности симптомов при топической диагностике мозгового поражения. Многозначность симптомов является следствием сложной организации высших психических функций: нарушение функции может являться следствием поражения различных участков головного мозга. Проблема иллюстрируется на примере апраксии и амнестической афазии. Решением проблемы является синдромный анализ - поиск общего фактора, который лежит в основе всех наблюдаемых симптомов.
Ключевые слова: апраксия; амнестическая афазия; левое полушарие; постцентральная область; лобные отделы; мозолистое тело; премоторная область; праксис; произвольное движение; теменно-затылочные отделы; факторный анализ; теменные отделы
Тематика: синдром / нарушение; структуры; функции; методы, варианты, направления анализа
Тип публикации: статьи
Форма: машинопись
Год, которым датирован документ: 1962
Язык публикации: русский
В статье описаны механизмы называния и основные типы его нарушения при афазии. С одной стороны, для называния нужно правильно идентифицировать объект и иметь сохранный акустический образ слова. С другой стороны, нужно сделать выбор между словом и связанными с ним (например, семантически или фонологически) альтернативами. Патологическое называние имеет различные механизмы в зависимости от локализации мозгового поражения. Так, при сенсорной афазии разрушается акустический образ и фонематическая организация слова. При поражении левых постцентральных (кинестетических) зон коры разрушается артикуляторная организация слова. При поражении третичных теменно-затылочных зон первичная фонематическая и артикуляторная организация слова сохранна, но возникают трудности с подбором правильного слова (амнестическая афазия). Согласно Лурии, в основе амнестической афазии лежат два механизма. С одной стороны, к нарушению может привести дефицит оптического гнозиса, который мешает полноценному распознаванию зрительных образов. С другой, может быть нарушен сам механизм извлечения слова из сети связанных с ним альтернатив.
Все описанные выше нарушения относятся к парадигматическим аспектам называния. Также Лурия описывает и нарушение другого, синтагматического типа, связанное с поражением передних речевых зон. Такое нарушение проявляется в связной речи и может отсутствовать при назывании изолированных объектов.
Ключевые слова: акустико-гностическая афазия; амнестическая афазия; афазия; височные отделы; внутренняя речь; восприятие; "закон силы"; затылочные отделы; зрительное восприятие; инертность; левое полушарие; называние; нарушения называния; Павлов И.П.; парадигматика; персеверации; сенсорная афазия; синтагматика; теменно-височные отделы; теменно-затылочные отделы; теменные отделы
Тематика: симптомы; синдром / нарушение; структуры; функции; другое; ключевые имена / персоналии; методы, варианты, направления анализа
Тип публикации: статьи
Форма: рукопись
Год, которым датирован документ: 1972
Язык публикации: английский
Статья посвящена реализации в головном мозге двух принципов организации языка и речи: парадигматического и синтагматического принципа. Кору головного мозга можно условно разделить на два отдела: задние отделы (гностические зоны; отвечают за обработку и синтез информации) и передние отделы (динамические зоны; третичные зоны отвечают за удержание программ сознательного действия). Поражения задних отделов вызывают нарушения парадигматических систем языка. Так, височные поражения приводят к дезорганизации фонематической системы и синдрому акустической афазии; поражения постцентральных отделов нарушают селективную организацию артикуляционных процессов, что приводит к афферентно-моторной афазии; поражения третичных теменно-височно-затылочных зон нарушают организацию значений слов и логико-грамматических конструкций и приводят к семантической афазии. С другой стороны, при поражении передних отделов возникают нарушения синтагматической организации мозговых процессов, при которых беглая синтаксическая организация речи оказывается невозможной. При этом поражения задних отделов не ведут к нарушению синтагматической организации речи, а передние поражения - к парадигматическим нарушениям.
Ключевые слова: акустическая афазия; афферентная моторная афазия; височные отделы; динамическая афазия; задние отделы; "закон силы"; затылочные отделы; парадигматические отношения; передние отделы; постцентральная область; синтагматические отношения; теменно-височно-затылочные отделы; теменные отделы; Якобсон Р.
Тематика: синдром / нарушение; структуры; другое; ключевые имена / персоналии
Тип публикации: статьи
Форма: рукопись
Год, которым датирован документ: 1972
Язык публикации: английский
Ключевые слова: афазия
Тематика: синдром / нарушение
Тип публикации: статьи
Форма: репринт
Язык публикации: английский
Статья посвящена многообразию форм афазий, возникающих при поражении различных факторов, составляющих вместе сложнейшую функциональную систему речи. А.Р. Лурия кратко характеризует общие положения теории функциональных систем, а затем переходит к описанию различных форм афазии: эфферентной и афферентной моторной, сенсорной, семантической и динамической. А.Р. Лурия выделяет факторы, нарушения которых лежат в основе данных форм речевых расстройств.
Ключевые слова: афазия; афферентации; афферентная моторная афазия; вертикальная организация мозга; височные отделы; динамическая афазия; импрессивная речь; левое полушарие; лобные отделы; моторная афазия; нарушения понимания логико-грамматических конструкций; нарушения речи; нейролингвистика; психолингвистика; персеверации; понимание логико-грамматических структур; премоторная область; речь; семантическая афазия; сенсорная афазия; симультанное восприятие; синдромный анализ; теменные отделы; Трубецкой Н.С.; факторный анализ; фонематический анализ; функциональные системы; экспрессивная речь; эфферентная моторная афазия; Якобсон Р.
Тематика: структуры; функции; синдром / нарушение; пациенты; ключевые имена / персоналии; симптомы; дисциплина (область работы А.Р. Лурии)
Тип публикации: статьи
Форма: машинопись
Язык публикации: русский
В настоящей статье авторы противопоставляют природу нарушения конструктивной деятельности у больных с поражениями лобных и теменно-затылочных областей головного мозга на примере двух пациентов, выполняющих пробы Кооса самостоятельно и с помощью специальных инструкций, призванных скомпенсировать их дефект.
Так, конструктивная апраксия у больного с поражением лобных долей связана с невозможностью программирования поведения. В эксперименте больному была предложена пошаговая инструкция по выполнению проб. Поскольку в основе нарушения лежит не собственно нарушение пространственного синтеза, а программирование поведения, инструкция с четко прописанной последовательностью действий помогла скомпенсировать дефект.
С другой стороны, у больной с пространственной апраксией вследствие поражения теменно-затылочных отделов нарушения пространственного анализа и синтеза не позволяли выполнять пробы Кооса правильно, несмотря на попытки программировать действия. В этом случае скомпенсировать дефект помогла инструкция, в которой были особо указаны пространственные отношения между частями фигуры.
Ключевые слова: апраксия; больная Л. (35064); больной Урб. (35673); восстановительное обучение; реабилитация; затылочные отделы; инактивность; конструктивная апраксия; конструктивная деятельность; лобные отделы; мышление; нарушения программирования действия; опухоль; планирование операций; пробы Кооса; теменно-затылочные отделы; теменные отделы; экспериментально-психологические исследования
Тематика: синдром / нарушение; пациенты; функции; этиология; структуры; методы, варианты, направления анализа; виды работы психолога
Тип публикации: статьи
Форма: машинопись
Год, которым датирован документ: 1963
Язык публикации: русский
Репринт статьи Лурии и Цветковой о динамической афазии с рукописными пометами.
Ключевые слова: диагностика; динамическая афазия; нейролингвистика; психолингвистика; речь
Тематика: функции; дисциплина (область работы А.Р. Лурии); виды работы психолога; синдром / нарушение
Тип публикации: статьи
Форма: рукопись
Год, которым датирован документ: 1963
Язык публикации: английский
Ключевые слова: акустико-гностическая афазия; амнестическая афазия; афазия; височные отделы; внутренняя речь; восприятие; "закон силы"; затылочные отделы; зрительное восприятие; инертность; левое полушарие; называние; нарушения называния; Павлов И.П.; парадигматика; персеверации; сенсорная афазия; синтагматика; теменно-височные отделы; теменно-затылочные отделы; теменные отделы
Тематика: синдром / нарушение; симптомы; функции; структуры; методы, варианты, направления анализа; ключевые имена / персоналии; другое
Тип публикации: статьи
Форма: машинопись
Год, которым датирован документ: 1972
Язык публикации: английский
В статье охарактеризованы три этапа исследования афазии. Классический подход (19 в.) рассматривает афазию как результат повреждения определенных речевых центров, расположенных в левом полушарии. Для нейропсихологического подхода (середина 20-го в.) характерен факторный анализ симптомов и объяснение механизмов, которые стоят за базовыми формами афазий. Нейродинамический подход (время написания статьи) объясняет симптомы афазии общими дефицитами нейродинамики, такими как нарушение избирательности психических процессов и патологическая инертность.
В документе содержатся пометы, частично внесенные в машинописный текст "Aphasia Reconsidered".
Ключевые слова: афазия; афферентная моторная афазия; Брока П.; Вернике К.; инертность; история нейропсихологии; нарушения избирательности (селективности); нейропсихология, методы; психология, общие вопросы; Павлов И.П.; персеверации; проводниковая афазия; речь; селективность психических процессов; семантическая афазия; сенсорная афазия; транскортикальная афазия; транскортикальная моторная афазия; факторный анализ; эфферентная моторная афазия
Тематика: функции; структуры; симптомы; синдром / нарушение; пациенты; ключевые имена / персоналии
Тип публикации: статьи
Форма: машинопись
Язык публикации: английский
Статья посвящена проблеме регулирующей функции речи. Сначала в ней рассматривается вопрос развития регулирующей (сигнальной) функции речи в раннем детстве (от 1.5 лет) с привлечением экспериментальных исследований влияния речевой инструкции на действия ребенка. Затем обсуждается важность изучения регулирующей функции речи как специфически человеческого механизма нарушения работы ЦНС с опорой на представления И.П. Павлова о двух сигнальных системах - в частности, делается предположение о том, что нейродинамика (нарушение баланса возбуждения и торможения в ЦНС) как основной физиологический механизм нарушения работы мозга может быть нарушена не в обоих, а только в одной из этих сигнальных систем. Для подтверждения этого приводятся данные об экспериментальном исследовании детей-олигофренов и детей с церебрастеническим синдромом без интеллектуального дефицита. При олигофрении регулирующая функция речи была грубо нарушена, тогда как нейродинамические процессы в звене поддержания общего тонуса и бодрствования и реализации непосредственной психической активности, не требующей речевой регуляции, оставалась интактной. Напротив, дети с церебрастеническим синдромом демонстрировали тяжелые дефициты общей нейродинамики, но сохранность регулирующей роли речи и связанных с этой сигнальной системой нейродинамических механизмов позволяли им компенсировать дефициты на более непосредственном уровне функционирования. Далее приводятся совместные с Л.С. Выготским исследования А.Р. Лурией нарушения регулирующей функции речи при паркинсонизме. В финале обсуждается особо важная роль лобных долей в реализации регулирующей функции речи, причем ее обсуждение идет в контексте их возможности модулировать и регулировать поступающие от ретикулярной формации активирующие влияния.
Материал статьи немного сокращен по сравнению с русскоязычным аналогом, но содержит те же основные смысловые части.
Ключевые слова: III блок; I блок; детская нейропсихология; дефектология; лобные отделы; нарушения нейродинамики; нарушения речи; нейродинамика; нейропсихология, общие вопросы; паркинсонизм; регулирующая функция речи; речевая инструкция; речь; Тихомиров О.К.; умственная отсталость/олигофрения; Хомская Е.Д.; церебрастенический синдром; экспериментально-психологические исследования
Тематика: дисциплина (область работы А.Р. Лурии); структуры; функции; этиология; синдром / нарушение; ключевые имена / персоналии; пациенты; виды работы психолога; другое
Тип публикации: статьи
Форма: машинопись
Язык публикации: английский
Статья посвящена проблеме регулирующей функции речи. Сначала в ней рассматривается вопрос развития регулирующей (сигнальной) функции речи в раннем детстве (от 1.5 лет) с привлечением экспериментальных исследований влияния речевой инструкции на действия ребенка. Затем обсуждается важность изучения регулирующей функции речи как специфически человеческого механизма нарушения работы ЦНС с опорой на представления И.П. Павлова о двух сигнальных системах - в частности, делается предположение о том, что нейродинамика (нарушение баланса возбуждения и торможения в ЦНС) как основной физиологический механизм нарушения работы мозга может быть нарушена не в обоих, а только в одной из этих сигнальных систем. Для подтверждения этого приводятся данные об экспериментальном исследовании детей-олигофренов и детей с церебрастеническим синдромом без интеллектуального дефицита. При олигофрении регулирующая функция речи была грубо нарушена, тогда как нейродинамические процессы в звене поддержания общего тонуса и бодрствования и реализации непосредственной психической активности, не требующей речевой регуляции, оставалась интактной. Напротив, дети с церебрастеническим синдромом демонстрировали тяжелые дефициты общей нейродинамики, но сохранность регулирующей роли речи и связанных с этой сигнальной системой нейродинамических механизмов позволяли им компенсировать дефициты на более непосредственном уровне функционирования. Далее приводятся совместные с Л.С. Выготским исследования А.Р. Лурией нарушения регулирующей функции речи при паркинсонизме. В финале обсуждается особо важная роль лобных долей в реализации регулирующей функции речи, причем ее обсуждение идет в контексте их возможности модулировать и регулировать поступающие от ретикулярной формации активирующие влияния.
Материал статьи немного сокращен по сравнению с русскоязычным аналогом, но содержит те же основные смысловые части.
Ключевые слова: III блок; I блок; детская нейропсихология; дефектология; лобные отделы; нарушения нейродинамики; нарушения речи; нейродинамика; нейропсихология, общие вопросы; паркинсонизм; регулирующая функция речи; речевая инструкция; речь; Тихомиров О.К.; умственная отсталость/олигофрения; Хомская Е.Д.; церебрастенический синдром; экспериментально-психологические исследования
Тематика: дисциплина (область работы А.Р. Лурии); структуры; функции; этиология; синдром / нарушение; ключевые имена / персоналии; пациенты; виды работы психолога; другое
Тип публикации: статьи
Форма: машинопись
Язык публикации: английский
Статья посвящена проблеме регулирующей функции речи. Сначала в ней рассматривается вопрос развития регулирующей (сигнальной) функции речи в раннем детстве (от 1.5 лет) с привлечением экспериментальных исследований влияния речевой инструкции на действия ребенка. Затем обсуждается важность изучения регулирующей функции речи как специфически человеческого механизма нарушения работы ЦНС с опорой на представления И.П. Павлова о двух сигнальных системах - в частности, делается предположение о том, что нейродинамика (нарушение баланса возбуждения и торможения в ЦНС) как основной физиологический механизм нарушения работы мозга может быть нарушена не в обоих, а только в одной из этих сигнальных систем. Для подтверждения этого приводятся данные об экспериментальном исследовании детей-олигофренов и детей с церебрастеническим синдромом без интеллектуального дефицита. При олигофрении регулирующая функция речи была грубо нарушена, тогда как нейродинамические процессы в звене поддержания общего тонуса и бодрствования и реализации непосредственной психической активности, не требующей речевой регуляции, оставалась интактной. Напротив, дети с церебрастеническим синдромом демонстрировали тяжелые дефициты общей нейродинамики, но сохранность регулирующей роли речи и связанных с этой сигнальной системой нейродинамических механизмов позволяли им компенсировать дефициты на более непосредственном уровне функционирования. Далее приводятся совместные с Л.С. Выготским исследования А.Р. Лурией нарушения регулирующей функции речи при паркинсонизме. В финале обсуждается особо важная роль лобных долей в реализации регулирующей функции речи, причем ее обсуждение идет в контексте их возможности модулировать и регулировать поступающие от ретикулярной формации активирующие влияния.
Материал статьи немного сокращен по сравнению с русскоязычным аналогом, но содержит те же основные смысловые части.
Ключевые слова: III блок; I блок; детская нейропсихология; дефектология; лобные отделы; нарушения нейродинамики; нарушения речи; нейродинамика; нейропсихология, общие вопросы; паркинсонизм; регулирующая функция речи; речевая инструкция; речь; Тихомиров О.К.; умственная отсталость/олигофрения; Хомская Е.Д.; церебрастенический синдром; экспериментально-психологические исследования
Тематика: дисциплина (область работы А.Р. Лурии); структуры; функции; этиология; синдром / нарушение; ключевые имена / персоналии; пациенты; виды работы психолога; другое
Тип публикации: статьи
Форма: машинопись
Язык публикации: английский
Работа представляет собой описание нарушения селективности психических процессов у больного Вас. вследствие глубоко расположенной внутримозговой опухоли левой лобной доли. В сериях экспериментов автор изучает, как нарушение избирательности проявляется в сознании, мнестической деятельности, отдельных формах речевой деятельности, интеллектуальных процессах, при выполнении движений и действий. Наблюдения показали, что психические процессы больного остаются сохранными, лишь будучи однозначно определенными жесткой программой, и грубо нарушаются, как только они начинают требовать выбора из нескольких альтернатив.
Ключевые слова: больной Вас.; дезориентация; избирательность психических процессов; избирательность речи; интеллект; контаминации; конфабуляции; критичность; левое полушарие; лобные отделы; мышление; нарушения активного выбора; нарушения избирательности речи; нарушения называния; нахождение аналогий; невербальные функции; номинация; опухоль; оценка своих и чужих ошибок; процессы планирования и контроля; расторможенность; регулирующая функция; регуляция движений; регуляция избирательного поведения; регуляция поведения; селективность психических процессов; сознание; управляющие функции
Тематика: функции; этиология; симптомы; синдром / нарушение; пациенты; структуры; методы, варианты, направления анализа
Тип публикации: статьи
Форма: машинопись
Год, которым датирован документ: 1964
Язык публикации: русский
Работа представляет собой описание нарушения селективности психических процессов у больного Вас. вследствие глубоко расположенной внутримозговой опухоли левой лобной доли. В сериях экспериментов автор изучает, как нарушение избирательности проявляется в сознании, мнестической деятельности, отдельных формах речевой деятельности, интеллектуальных процессах, при выполнении движений и действий. Наблюдения показали, что психические процессы больного остаются сохранными, лишь будучи однозначно определенными жесткой программой, и грубо нарушаются, как только они начинают требовать выбора из нескольких альтернатив.
Ключевые слова: активный выбор; апраксия; больной Вас.; дезориентация; избирательность психических процессов; избирательность речи; импульсивность; интеллект; контаминации; конфабуляции; критичность; левое полушарие; лобные отделы; мышление; нарушения активного выбора; нарушения движений; нарушения действий; нарушения избирательности речи; нарушения избирательности (селективности); нарушения интеллектуальных операций; нарушения мышления; нарушения называния; нарушения поведения; нарушения речи; нарушения сознания; нахождение аналогий; невербальные функции; номинация; опухоль; ориентация; ориентировка в пространстве, времени, личности; оценка своих и чужих ошибок; память; побочные ассоциации; повторение серии слов; процессы планирования и контроля; расторможенность; регулирующая функция; регуляция движений; регуляция избирательного поведения; регуляция поведения; селективность психических процессов
Тематика: функции; этиология; симптомы; синдром / нарушение; пациенты; структуры; методы, варианты, направления анализа
Тип публикации: статьи
Форма: рукопись
Год, которым датирован документ: 1964
Язык публикации: русский
Работа Лурии про классификацию и реабилитацию афазий. Материал не отсканирован, поскольку работа издана в виде книги.
По-видимому, рукопись является черновиком к статье "Factors and forms of aphasia", опубликованной в 1964 году. В черновике приводится описание различных форм афазии: эфферентной и афферентной моторной, сенсорной, семантической и динамической. А.Р. Лурия выделяет факторы, нарушения которых лежат в основе данных форм речевых расстройств.
Ключевые слова: афазия; афферентации; афферентная моторная афазия; вертикальная организация мозга; височные отделы; динамическая афазия; импрессивная речь; левое полушарие; лобные отделы; моторная афазия; нарушения понимания логико-грамматических конструкций; нарушения речи; нейролингвистика; психолингвистика; персеверации; понимание логико-грамматических структур; премоторная область; речь; семантическая афазия; сенсорная афазия; симультанное восприятие; синдромный анализ; теменные отделы; факторный анализ; фонематический анализ; функциональные системы; экспрессивная речь; эфферентная моторная афазия
Тематика: дисциплина (область работы А.Р. Лурии); функции; симптомы; синдром / нарушение; другое; структуры; методы, варианты, направления анализа
Тип публикации: статьи
Форма: рукопись
Год, которым датирован документ: 1963
Язык публикации: английский
В статье Лурия рассказывает о принципах подбора восстановительной терапии после мозговых ранений, которые приводят к нарушениям речи. Восстановление функций после повреждений мозга - сложный процесс, который не сводится к простой регенерации, предполагает перестройку всей функциональной системы и требует вмешательства, основанного на знаниях о ее псхологической и мозговой организации. Лурия вкратце хараткеризует разные типы афазии (височную/акустическую, теменную/семантическую, афферентную моторную, собственно моторную) и для каждой показывает, каким образом можно способствовать компенсации выпавшего функционального компонента за счет других, сохранных. Успешную реабилитацию, таким образом, стоит рассматривать не как прямое восстановление утраченной функции, а как создание новой функциональной системы доступными средствами.
Ключевые слова: акалькулия; дискалькулия; акустическая афазия; апраксия; афазия; афферентная моторная афазия; височная афазия; височные отделы; восстановительное обучение; реабилитация; зона Брока; зона Вернике; идеаторная апраксия; левое полушарие; моторная афазия; нарушения речи; речь; премоторная область; семантическая афазия; теменная афазия; теменно-височные отделы; теменные отделы; травма; фонематический слух
Тематика: синдром / нарушение; структуры; виды работы психолога; симптомы; функции; этиология
Тип публикации: статьи
Форма: машинопись
Год, которым датирован документ: 1943
Язык публикации: русский
Ключевые слова: апраксия; больной Омельч.; восстановительное обучение; реабилитация; затылочные отделы; конструктивная апраксия; мозжечок; нарушения речи; периферические нервы; премоторная область; пространственная апраксия; речь; теменные отделы; травма; трудотерапия
Тематика: синдром / нарушение; пациенты; виды работы психолога; функции; структуры; этиология; другое
Тип публикации: статьи
Форма: машинопись
Год, которым датирован документ: 1943
Язык публикации: русский
Ключевые слова: акустико-гностическая афазия; акустико-мнестическая афазия; апрактическая афазия; афазия; афферентная моторная афазия; височная афазия; височные отделы; внутренняя речь; вторичные зоны коры; диашиз; динамическая афазия; затылочные отделы; зона Брока; зона Вернике; левое полушарие; моторная афазия; нарушения речи; первичные зоны коры; постцентральная область; премоторная область; речь; семантическая афазия; сенсорная афазия; теменно-затылочные отделы; теменные отделы; тотальная афазия; травма; третичные зоны коры
Тематика: синдром / нарушение; структуры; функции; этиология; симптомы
Тип публикации: статьи
Форма: машинопись
Год, которым датирован документ: 1946
Язык публикации: русский
Ключевые слова: амузия; афазия; больной Шебалин; височные отделы; восприятие фонем; левое полушарие; музыкальный слух; речь; сенсорная афазия; сосудистые поражения
Тематика: синдром / нарушение; пациенты; структуры; функции; этиология
Тип публикации: статьи
Форма: рукопись
Год, которым датирован документ: 1964
Язык публикации: английский
Теория афазии стоит на пересечении трех наук: неврологии, психологии и психофизиологии, и лингвистики. Вкладу лингвистики в теорию афазий, в частности, значению работ Р.Якобсона, и посвящен текст. Лурия выделяет две стороны речи: гностическую (это фонетическая, лексико-морфологическая и семантическая системы языка, с их сложными внутренними противопоставлениями и иерархиями) и динамическую, развертывающуюся во времени речь.
Эти две различные стороны процесса коммуникации - язык и речь - обеспечиваются разными мозговыми механизмами. Подобную аналогию проводил в своих работах Якобсон, говоря о двух типах нарушений при афазиях. Первый тип обозначен как нарушение возможности оперировать системами иерархических "парадигматических" отношений; второй - как нарушение возможности формировать плавное речевое высказывание, или нарушение "синтагматической" организации речевого процесса. Это противопоставление, по мнению Лурии, имеет под собой нейропсихологическое обоснование: так, задние зоны коры, соответствующие второму функциональному блоку, являются гностическими зонами, а передние, соответствующие третьему функциональному блоку - динамическими; владение иерархическими кодами языка является гностическим процессом, развертывание речи в плавное высказваание - динамическим. Сенсорную, семантическую и амнестическую афазии ("плавные" афазии) можно отнести к нарушениям гностических процессов, или парадигматической организации языка. Эфферентная моторная афазия, в свою очередь, является нарушением динамического, или синтагматического его аспекта.
Текст, вероятно, является вступлением к книге.
Ключевые слова: III блок; II блок; I блок; амнестическая афазия; афазия; афазия Брока; гностические зоны коры; динамические зоны коры; история психолингвистики; лингвистика; неврология; парадигматика; плавная афазия; психология, общие вопросы; психофизиология; речь; семантическая афазия; сенсорная афазия; синтагматика; Якобсон Р.
Тип публикации: статьи
Форма: машинопись
Год, которым датирован документ: 1974
Язык публикации: русский
В статье рассматривается вопрос кодирования (порождения) речевого высказывания, или экспрессивной речи. Выделяются этапы этого процесса: возникновение мотива, появление замысла (мысли) и построение на ее основе с помощью внутренней речи схемы высказывания (общая структура высказывания, носящая предикативный характер), которая затем преображается в линейную схему фразы и только затем - в развернутое речевое высказывание. Обсуждается вопрос о возможности выделения мозговых механизмов каждого из этих этапов. Обсуждаются методы исследования речи: прослеживание спонтанной речи пациента с оценкой мотивов речевого общения (просьбы - mand/demand и коммуникации - tact/contact по Б.Ф. Скиннеру), анализ диалогической речи и собственной монологической речи больного (пересказа текста, рассказа по картинке, написания сочинения на заданную тему). Также описываются специальные средства анализа порождения речи - повторение, называние, анализ парадигматической и синтагматической стороны порождаемого речевого высказывания. Далее анализируются те нарушения порождения речи, которые возникают при поражении конкретных областей мозга. Поражение подкорковых структур, как отмечает автор, приводит к общей инактивности больного, но сами механизмы порождения речи при этом остаются интактными и при повышении общего тонуса коры демонстрируют свою сохранность. Поражение лобных отделов левого полушария приводит к нарушению в первую очередь самого порождения мотива к речевому высказыванию и общению: такие больные крайне безучастны к происходящему, в диалогической речи у них происходит замена содержательных ответов на вопросы эхолалиями; в монологической речи отмечается невозможность сформировать замысел и на его основе построить программу высказывания, которая заменяется побочными ассоциациями или инертными стереотипами. В этом случае грубо нарушена регулирующая функция речи. Далее описывается синдром динамической афазии, связываемый в данной статье уже не с массивным поражением лобных отделов, а только с повреждением задне-лобной области, которая приводит не к общей инактивности, а только к специфической инактивности в речи. У них наблюдается специфическое нарушение самостоятельного построения речевого высказывания в звене построения его схемы, видимо, связанное с нарушениями внутренней речи и программирования высказывания (Т.В. Рябова (Ахутина)), тогда как грамматическое оформление высказывания может оставаться относительно сохранным. Оно нарушается у другой категории больных, речь которых традиционно описывалась как "телеграфный стиль". Это нарушение в статье связывается с нарушением синтагматической стороны речи, которая, в отличие от парадигматической, как отмечает А.Р. Лурия, к моменту написания статьи еще является недостаточно изученной (при обсуждении этих терминов упоминаются работы Ф. де Соссюра, Р. Якобсона). У таких больных грубо повреждена предикативная структура высказывания, "линейная схема фразы": их речь практически лишена глаголов и представляет собой набор слов, практически не связанных между собой синтаксически. Дополнительно обсуждаются вопросы онтогенеза грамматической структуры речи и работы в области грамматики Н. Хомского и его школы. Напротив, парадигматическая сторона речи нарушается при поражении задних речевых зон - при височных поражениях и синдроме акустико-гностической афазии, нижнетеменных поражениях и афферентной моторной (кинестетической) афазии и теменно-затылочных поражениях и семантической афазии. при височной афазии из речи исчезают существительные, происходит выпадение номинативного состава и нарушение предметной отнесенности слов, существительные заменяются обходными предикативными выражениями или парафазиями. Поражение теменно-затылочных (теменно-височно-затылочных) отделов приводит к стертым симптомам оптической агнозии, а также к нарушению симультанных синтезов и процессов пространственного и квазипространственного (в том числе - в импрессивной речи) анализа и синтеза. В экспрессивной речи это приводит к выраженным номинативным дефицитам в виде развернутого подыскивания слов (когда даже подсказка первой буквы при этом быстро помогает его вспомнить) и вербальных парафазий, в основе которой лежит уравнивание следов по возбудимости и невозможность выбора нужного слова из ряда равновероятно всплывающих альтернатив. Кроме того, у таких больных не нарушено построение конструкций, понятных из контекста ("коммуникация событий"), но возникают проблемы с построением логико-грамматических конструкций, требующих сохранности симультанных синтезов ("коммуникации отношений"). В заключении подводится краткий итог всем описанным вариантам нарушений экспрессивной речи, но оно выглядит незавершенным (последний из описанных в статье вариантов там не обсужден). Также в статье имеются пропуски на месте описаний пациентов, которые планировались к каждому из названных в ней нарушений.
Ключевые слова: акустико-гностическая афазия; афазия; больной Засецкий Л.А. (3712); височные отделы; Выготский Л.С.; динамическая афазия; задне-лобные отделы; затылочные отделы; инактивность; инертность; левое полушарие; лобные отделы; нарушения логико-грамматической структуры речи; нейродинамика; нейролингвистика; психолингвистика; нейропсихологическая диагностика; нейропсихология, методы; кинестетическое восприятие; монологическая речь; нарушения кинестетического восприятия; нарушения называния; нарушения нейродинамики; нарушения планирования и контроля; нарушения пространственного и квазипространственного анализа и синтеза; нарушения речи; нарушения серийной организации речи; нарушения фонематического слуха; номинация; оптическая агнозия; парадигматика; парафазия; подкорковые отделы; процессы планирования и контроля; процессы пространственного и квазипространственного анализа и синтеза (пространственные функции); регулирующая функция речи; речь; семантическая афазия; серийная организация движений и действий; синтагматика; Скиннер Б.Ф.; стволовые структуры; телеграфный стиль; теменно-височно-затылочные отделы; теменно-затылочные отделы; теменные отделы; фонематический слух; Хомский Н.; экспрессивная речь; эфферентная моторная афазия; эхолалия; Якобсон Р.
Тип публикации: статьи
Форма: машинопись
Год, которым датирован документ: 1972
Язык публикации: русский
В статье обсуждается психологическая структура процесса декодирования сообщения (понимания обращенной речи).
Выделяются 3 этапа этого процесса: понимание лексического значения слов, входящих в высказывание, анализ синтаксического строения фразы и на ее основе - понимание значения всего высказывания в целом, и, наконец, понимание общей мысли, мотивов и смысла, заложенных в высказывание, то есть подтекста, стоящего за сообщением. Эти этапы разбираются на примере понимания рассказа-басни "Галка и голуби" Л.Н. Толстого.
Обсуждаются условия (или задачи) декодирования сообщения:
Подчеркивается, что анализ подтекста и внутреннего смысла не является чисто вне-языковым процессом и тесно связан с языковым содержанием сообщения.
Далее обсуждается проблема выделения компонентов процесса декодирования сообщения и сложность построения таких моделей декодирования (например, создаваемых в структурной лингвистике). На примере опытов по анализу семантических полей с применением психофизиологических методов регистрации сосудистых или кожно-гальванических компонентов ориентировочного рефлекса (А.Р. Лурия, О.С. Виноградова, Н.А. Эйслер) показано, как по-разному выглядят связи слов у взрослых испытуемых группы условной нормы, умственно отсталых испытуемых, детей, как эти связи зависят от функционального состояния испытуемых. В этой связи критикуются модели понимания речи, не учитывающие эту психологическую специфику построения семантических связей у человека. Упоминается метод регистрации движений глаз как важное психологическое средство изучения процесса понимания текста в зависимости от его сложности и многозначности.
Значительная часть статьи посвящена описанию возможностей клинической нейропсихологии и анализа локальных поражений мозга для изучения психологической структуры декодирования сообщения. А.Р. Лурия кратко освещает основные принципы теории системной динамической локализации ВПФ (многокомпонентное строение ВПФ, связь каждого компонента с определенной зоной мозга, понятие нейропсихологического фактора, принцип двойной диссоциации функций при повреждении той или иной зоны), показывая, как такое понимание мозговых механизмов речи позволяет из анализа ее нарушений при локальных поражениях мозга сделать важные для психолингвистики выводы. Приводятся примеры нарушений понимания речи, возникающих при височных (нарушения фонематического слуха и нестойкость лексических единиц) и нижнетеменных (теменно-височно-затылочных) поражениях (нарушения процессов симультанных синтезов при анализе логико-грамматической структуры высказывания), поражениях медиальных отделов височной области (сужение объема оперативной памяти и повышенная тормозимость следов интерференцией) и передних (лобных) отделов коры (патологическая инертность, а при заинтересованности префронтальных областей - инактивность и/или импульсивность с потерей контроля над стереотипами и непроизвольным уровнем функционирования). Обсуждается также роль глубинных структур в обеспечении процессов избирательности (селективности) психических процессов и поддержания общего психического тонуса. Подчеркивается, что при правополушарных поражениях понимание речи также нарушается - зачастую как раз в звене избирательности, что выглядит как плохо контролируемое резонерство при внешне полностью сохранной речи.
Подробно обсуждаются различные степени нарушения селективности, наиболее сильно проявляющейся в случаях, когда сочетается общемозговая симптоматика и повреждение подкорковых структур с нарушением (первичным или вторичным от указанной) работы лобных долей:
В заключение делается вывод о важности нейролингвистики и знания о нарушениях речи при локальных поражениях мозга для расширения научного знания о процессах декодирования речевого высказывания, которое ранее считалось прерогативой только лингвистики, а теперь нуждается в данных от смежных наук для обогащения понимания механизмов сложных речевых процессов.
Ключевые слова: акустико-гностическая афазия; акустико-мнестическая афазия; афазия; больная А.; больная Бел.; больная Бобр.; больная Вор.; больная Корк.; больная Серш.; больной Авот.; больной Бух.; больной В.; больной Засецкий Л.А. (3712); больной Ив.; больной Корк.; больной Фрейд; больной Чернецов; Виноградова О.С.; височные отделы; восприятие; Выготский Л.С.; движения глаз; диагностика; динамическая афазия; задне-лобные отделы; затылочные отделы; избирательность психических процессов; импрессивная речь; импульсивность; инактивность; инертность; контаминации; корсаковский (амнестический) синдром; кратковременная память; левое полушарие; лимбическая область; лобные отделы; логико-грамматические конструкции; медиальные отделы; медиальные отделы височных долей; Миллер Дж.; нарушения восприятия; нарушения избирательности (селективности); нарушения логико-грамматической структуры речи; нарушения нейродинамики; нарушения памяти; нарушения планирования и контроля; нарушения пространственного и квазипространственного анализа и синтеза; нарушения речи; нарушения слухо-речевой памяти; нейродинамика; нейролингвистика; психолингвистика; нейропсихологическая диагностика; нейропсихология, методы; нейропсихология, общие вопросы; нижне-теменные отделы; общемозговая симптоматика; оперативная память; опухоль; ориентировочный рефлекс; память; подкорковые отделы; правое полушарие; префронтальные отделы коры; процессы планирования и контроля; процессы пространственного и квазипространственного анализа и синтеза (пространственные функции); психофизиология; речь; селективность психических процессов; семантическая афазия; сенсорная афазия; серийная организация движений и действий; системная и динамическая локализация функций; слухо-речевая память; сосудистые поражения; стволовые структуры; теменно-височно-затылочные отделы; теменные отделы; травма; третий желудочек; умственная отсталость/олигофрения; факторный анализ; фонематический анализ; чтение; Эйслер Н.А.; экспериментально-психологические исследования; эфферентная моторная афазия
Тип публикации: статьи
Форма: рукопись
Язык публикации: русский
Совместная статья А.Р. Лурии и его ученицы проффесора Л.С. Цветковой посвящена нейропсихологическому подходу к проблемам освоения школьных навыков – письма, чтения, понимания текста, решения задач.
В ней кратко освещаются основные варианты трудностей обучения, связанные с дефицитом тех или иных мозговых механизмов ВПФ (функций I, II и III блоков мозга) и обсуждаются возможные приемы помощи с учетом, наработанные в технологии восстановительного обучения. В статье описываются конкретные технологии коррекции учебных трудностей при слабости слухоречевого, кинестетического и зрительного восприятия, слабости зрительно-пространственных представлений, нарушений нейродинамических компонентов ВПФ и процессов серийной организации, программирования и контроля.
Ключевые слова: восстановительное обучение; реабилитация; детская нейропсихология; дефектология; письмо; решение задач; трудности обучения; чтение
Тип публикации: статьи
Форма: рукопись
Год, которым датирован документ: 1974
Язык публикации: русский
Совместная статья А.Р. Лурии и его ученицы проффесора Л.С. Цветковой посвящена нейропсихологическому подходу к проблемам освоения школьных навыков – письма, чтения, понимания текста, решения задач.
В ней кратко освещаются основные варианты трудностей обучения, связанные с дефицитом тех или иных мозговых механизмов ВПФ (функций I, II и III блоков мозга) и обсуждаются возможные приемы помощи с учетом, наработанные в технологии восстановительного обучения. В статье описываются конкретные технологии коррекции учебных трудностей при слабости слухоречевого, кинестетического и зрительного восприятия, слабости зрительно-пространственных представлений, нарушений нейродинамических компонентов ВПФ и процессов серийной организации, программирования и контроля.
Ключевые слова: восстановительное обучение; реабилитация; детская нейропсихология; дефектология; письмо; решение задач; трудности обучения; чтение
Тип публикации: статьи
Форма: машинопись
Год, которым датирован документ: 1974
Язык публикации: русский
Заметка посвящена проблеме нейрональной диссоциации языковой и музыкальной способностей человека.
Основным вопросом является возможность использовать сохранную музыкальную и просодическую способность для преодоления афазического дефицита. Вопрос рассмотрен на примере пациента Засецкого, многолетнего пациента Лурии и героя книги "Потерянный и возвращенный мир". Пациент с тяжелой семантической афазией испытывал значительные трудности с письмом. Тем не менее, сохранные ритмические и просодические способности позволили ему восполнить дефицит поиска слов и нахождения связей между ними за счет использования ритмической прозы. В заметке разобраны образцы такой прозы и ее лингвистические особенности.
Ключевые слова: аграфия; дисграфия; алексия; дислексия; амузия; апраксия; афазия; больной Засецкий Л.А. (3712); восстановительное обучение; реабилитация; затылочные отделы; кинетические мелодии; латерализация; левое полушарие; логико-грамматические конструкции; нарушения называния; нарушения понимания логико-грамматических конструкций; правое полушарие; праксис; просодия; пространственная апраксия; пространственный праксис; ритмическая проза; семантическая афазия; теменно-затылочные отделы; теменные отделы; травма; чтение; письмо
Тип публикации: статьи
Форма: машинопись
Год, которым датирован документ: 1974
Язык публикации: английский
Статья посвящена анализу процесса решения арифметических задач при поражении лобных долей головного мозга.
Арифметическая задача рассматривается как структурированный интеллектуальный акт: она формулирует основной вопрос, затем субъект должен ориентироваться в условии, сформулировать общую схему решения, которая должна привести к нахождению программы действий; субъект ее реализует посредством совершения операций, а затем наконец должен сличить полученные результаты с изначальными условиями. Для успешного решения задачи требуется, с одной стороны, сохранность описанной выше интеллектуальной деятельности, а с другой - сохранность входящих в ее состав математических кодов. Локальные поражения головного мозга и вызванные ими дефициты позволяют продемонстрировать влияние обоих этих условий. Так, поражение теменно-затылочных регионов левого полушария приводит к нарушению симультанного синтеза и, соответственно, обработки математических кодов, в то время как поражение лобных долей оставляет математические коды сохранными, но нарушает ту последовательность действий, которая требуется для решения задачи.
Разница между этими двумя типами поражения демонстрируется посредством разбора случаев пациентов с локальными поражениями головного мозга.
Ключевые слова: базальные отделы лобных долей; больная Бор.; больной Б.; больной Бог.; больной Бор.; больной Бр.; больной Т.; больной Тар.; больной У.; затылочные отделы; интеллект; конвекситальные отделы лобных долей; левое полушарие; лобные отделы; лобный синдром; медиальные отделы лобных долей; мышление; нарушения мышления; нарушения решения задач; речь; решение задач; счет; теменно-затылочные отделы; теменные отделы; экспериментально-психологические исследования
Тип публикации: статьи
Форма: машинопись
Год, которым датирован документ: 1967
Язык публикации: русский
В этом очерке Лурия описывает историю развития представления о сенсорной афазии.
Прежде всего, он указывает, что открытие Вернике (как, кстати, и открытие Брока) не могло быть адекватно объяснено в рамках психологических теорий того времени. Так, теория "представлений", в рамках которых сенсорная афазия описывалась как нарушение "понятия слова", давала основание для двоякого понимания синдрома: либо как слухового дефекта речевых зон, либо как нарушения понятий. Только в 20 веке лингвистическое учение о фонеме позволило адекватно определить синдром как расстройство фонематического слуха. Далее, по аналогии с двумя типами зрительной агнозии Лиссауэра, Лурия определяет два типа сенсорной (акустико-гностической) афазии. При одной форме больной теряет способность различать фонемы; страдает повторение; в основе отчуждения смысла слова здесь лежит распад фонематического строя речи. При другой форме четкость фонематического слуха остается сохранной; оставаясь способным воспринять звуковую форму, больной не в состоянии узнать значение слова.
В заключение Лурия описывает третью форму височной афазии - акустико-мнестическую, при которой страдает объем слухо-речевой памяти.
Ключевые слова: агнозия; акустико-гностическая афазия; акустико-мнестическая афазия; афазия; белое вещество; Брока П.; Вернике К.; височные отделы; восприятие; зрительная агнозия; зрительное восприятие; история нейропсихологии; история психологии; левое полушарие; Лиссауэр; оптическая агнозия; предметная агнозия; речь; сенсорная афазия; теория представлений; Трубецкой Н.С.; фонематическая организация языка; фонематический слух; Якобсон Р.
Тип публикации: статьи
Форма: машинопись
Год, которым датирован документ: 1974
Язык публикации: русский
В этом очерке Лурия описывает историю развития представления о сенсорной афазии. Прежде всего, он указывает, что открытие Вернике (как, кстати, и открытие Брока) не могло быть адекватно объяснено в рамках психологических теорий того времени. Так, теория "представлений", в рамках которых сенсорная афазия описывалась как нарушение "понятия слова", давала основание для двоякого понимания синдрома: либо как слухового дефекта речевых зон, либо как нарушения понятий. Только в 20 веке лингвистическое учение о фонеме позволило адекватно определить синдром как расстройство фонематического слуха. Далее, по аналогии с двумя типами зрительной агнозии Лиссауэра, Лурия определяет два типа сенсорной (акустико-гностической) афазии. При одной форме больной теряет способность различать фонемы; страдает повторение; в основе отчуждения смысла слова здесь лежит распад фонематического строя речи. При другой форме четкость фонематического слуха остается сохранной; оставаясь способным воспринять звуковую форму, больной не в состоянии узнать значение слова.
В заключение Лурия описывает третью форму височной афазии - акустико-мнестическую, при которой страдает объем слухо-речевой памяти.
Ключевые слова: агнозия; акустико-гностическая афазия; акустико-мнестическая афазия; афазия; белое вещество; Брока П.; Вернике К.; височные отделы; восприятие; зрительная агнозия; зрительное восприятие; история нейропсихологии; история психологии; левое полушарие; Лиссауэр; оптическая агнозия; предметная агнозия; речь; сенсорная афазия; теория представлений; Трубецкой Н.С.; фонематическая организация языка; фонематический слух; Якобсон Р.
Тип публикации: статьи
Форма: машинопись
Год, которым датирован документ: 1974
Язык публикации: немецкий
По-видимому, документ представляет собой завершение объемного исследования нарушений интеллектуальных процессов у пациентов с поражениями лобных долей мозга. В данном материале автор обобщает исследования решения задач данными больными и формулирует ключевые факторы, нарушения которых приводят к различным формам распада интеллектуальной деятельности, а также их нейроанатомические корреляты.
Ключевые слова: избирательность психических процессов; импульсивность мышления; инертность; критичность; лобные отделы; лобный синдром; логические операции; мышление; нарушения интеллекта; нарушения критики; нарушения планирования и контроля; нарушения решения задач; невербальные функции; опухоль; персеверации; решение задач; сложные программы; стереотипность; счет; фрагментарность
Тип публикации: книги/глава книги
Форма: машинопись
Год, которым датирован документ: 1965
Язык публикации: русский
А.Р. Лурия анализирует нарушения, возникающие в решении задач б-ным Бред. (и.б. 21178). Фон данных нарушений составляет импульсивность, невозможность подавить всплывающие связи и подчинить интеллектуальную деятельность заданной программе, снижение критичности. Больному было доступно решение простых задач, условие которых однозначно определяет алгоритм решения, однако при решении более сложно построенных задач выявляются грубые дефекты всей интеллектуальной деятельности. В сериях экспериментов автор анализирует компоненты данных нарушений.
Ключевые слова: больной Бред.; двигательные персеверации; избирательность психических процессов; импульсивность мышления; инертность; критичность; лобные отделы; логические операции; медиальные отделы лобных долей; мышление; нарушения интеллекта; нарушения критики; нарушения решения задач; невербальные функции; опухоль; персеверации; планирование операций; побочные ассоциации; праксис; решение задач; сложные программы; стереотипность; счет; фрагментарность; эйфория
Тип публикации: книги/глава книги
Форма: машинопись
Язык публикации: русский
Подраздел более крупного текста по решению задач посвящен разбору нарушений решения арифметических задач при задне-лобной локализации поражения. Больные с данной локализацией отличаются инактивностью, связанной с дезавтоматизацей высших корковых функций, и патологической инертностью раз возникших стереотипов. Подробно разбираются результаты диагностики больного Бог. (52 года, почвовед) с опухолью (олигодендроглиомой) в парасагиттальных отделах левой задне-лобной области. Поведение больного сохраняло целенаправленность, избирательность, но в решении задач сильно проявлялись инактивность и инертность - при анализе вопроса задачи, его решении и осознаниипроделанных действий. Возможность преодоления раз возникших инертных стереотипов, особенно при введении внешней помощи, указывает, по мнению авторов, на то, что у больных данной группы страдает в первую очередь динамика интеллектуальных процессов при сохранности системы исходных намерений (программ деятельности).
Ключевые слова: инактивность; инертность; опухоль; больной Бог. (27715); задне-лобные отделы; лобные отделы; мышление; нарушения мышления; нейропсихологическая диагностика; решение задач
Тип публикации: книги/глава книги
Форма: машинопись
Год, которым датирован документ: 1965
Язык публикации: русский
Подраздел более крупного текста по решению задач посвящен разбору нарушений решения арифметических задач при лобно-базальной локализации поражения. Больные с данной локализацией отличаются нарушениями поведения по типу расторможенности, импульсивности, аффективных вспышек, нарушений контроля поведения при относительно сохранных интеллектуальных процессах, однако в мышлении у этих пациентов заметно страдает этап ориентировки, решение может носить фрагментарный или стереотипный характер. Подробно разбираются результаты диагностики больной Борониной (42 года, педагог) с внутримозговой опухолью (олигодендроглиомой) левой лобной области, уходящей в передний рог бокового желудочка до полюса левой лобной доли, а также затрагивающей височные отделы. Первое обследование выявляет у больной относительно негрубые нарушения ориентировки, соскальзывания на импульсивные или фрагментарные решения, которые можно компенсировать введением организующей помощи. Обследование через 8 месяцев после повторной госпитализации вследствие ухудшения состояния выявляет уже явления инактивности, патологической инертности (в сочетании с явлениями динамической афазии), выраженные проблемы удержания программы, однако даже их во многом удавалось компенсировать путем введения внешних опор.
Ключевые слова: базальные отделы лобных долей; нарушения мышления; нейропсихологическая диагностика; решение задач; боковые желудочки; больная Боронина (35070); височные отделы; динамическая афазия; желудочки мозга; импульсивность; инактивность; инертность; нарушения планирования и контроля; нарушения поведения; нарушения произвольной регуляции; опухоль; произвольная регуляция; процессы планирования и контроля; фрагментарность
Тип публикации: книги/глава книги
Форма: машинопись
Год, которым датирован документ: 1965
Язык публикации: русский
Совместная работа А.Р. Лурии и Л.С. Цветковой посвящена проблеме решения задач при поражении лобных отделов мозга. Вероятно, она представлена в архиве несколькими документами (см. ниже).
Данный фрагмент этой работы является вводным. В нем описаны основные этапы решения задачи (соответствующие строению любой целенаправленной человеческой деятельности) - ориентировка в условии на основе выделенной цели или вопроса, построение схемы / плана действия и его реализация в последовательности операций, носящих избирательный характер, сличение полученных результатов с исходными данными задачи.
Обсуждается специфика нарушения решения задач при поражении лобных отделов - если при поражениях задних отделов наблюдаются трудности выполнения отдельных операций (симультанных синтезов, запоминания материала, использования речи и т.п.), то при передних повреждениях нарушается целенаправленность и произвольная регуляция интеллектуальной деятельности. Целью данной работы, которая также формулируется в данном фрагменте изучение специфики нарушения решения задач при различных вариантах лобных поражений - задне-лобном, лобно-базальном и префронтальном (в отрывке есть краткий обзор нарушений, традиционно связыаемых с каждой из выделенных областей). Далее обосновывается метод решения арифметических задач как удачная модель исследования мышления и интеллектуального акта, протекающая по описанным выше этапам. Обсуждаются варианты задач - простые, требующие только уяснения условия, конфликтные (например, где порядок действий расходится с порядком предъявления данных в условии), составные (требующие реализации сложной последовательности действий), задачи, требующие составления систем уравнений, задачи с операциями, включающими в себя инвертированный (обратный) ход действия, и т.п. Авторы подробно останавливаются на важности детальной фиксации каждого этапа решения задачи испытуемыми - повторения условия, выделения вопроса, формирования ориентировочной основы действия, составления плана решения и его реализации, контроля своей работы с коррекцией ошибок. В конце обсуждается важность активного участия экспериментатора в работе испытуемого через введение помощи и даже целенаправленного обучения больного. В этом контексте кратко освещаются основные принципы программированного восстановительного обучения как метода восстановления мышления, позволяющего также исследовать его структуру. Возможно, помимо очевидной связи со своими обозначенными в данном тексте подразделами, работа связана также и с близкими по содержанию исследованиями нарушения задач при поражении лобных отделов.
Ключевые слова: базальные отделы лобных долей; восстановительное обучение; реабилитация; задне-лобные отделы; лобные отделы; лобный синдром; медиальные отделы лобных долей; мышление; нарушения мышления; нарушения решения задач; нейропсихологическая диагностика; префронтальные отделы коры; программированное обучение; решение задач
Тип публикации: книги/глава книги
Форма: машинопись
Год, которым датирован документ: 1965
Язык публикации: русский
Продолжение материала о влиянии подвижности нервных процессов на процессы письма и счета. Разобран случай больного П.Б. (43216) с опухолью задних лобных отделов левого полушария. В заключение даются определения динамической аграфии и динамической акалькулии, которые характеризуются персеверациями и невозможностью преодолеть инертные стереотипы.
Ключевые слова: аграфия; дисграфия; акалькулия; дискалькулия; больной П.Б. (43216); диагностика; зеркальность письма; инертность; левое полушарие; лобные отделы; нарушения письма; нарушения счета; нейродинамика; нейропсихологическая диагностика; опухоль; персеверации; письмо; процессы пространственного и квазипространственного анализа и синтеза (пространственные функции); речь; счет; эхолалия
Тип публикации: статьи
Форма: рукопись
Год, которым датирован документ: 1960
Язык публикации: русский
В очерке на примере двух пациентов продемонстрирована диссоциация мозговой организации речи и музыкального слуха.
У первого пациента, композитора В.Я. Шебалина, была сенсорная афазия, которая со временем разрешилась в акустико-мнестическую форму. Несмотря на нарушения фонематического слуха и слабость слухо-речевых следов, музыкальный слух композитора оставался сохранен, и он успешно продолжал творческую деятельность.
Второй пациентке, музыкальному педагогу по профессии, был поставлен диагноз "эфферентная моторная афазия", которая сопровождалась динамической, оральной и частичной пространственной апраксией. Тем не менее, ее музыкальный слух также оставался сохранен, и после восстановления моторной и просодической стороны речи пациентка могла играть на фортепиано и пропевать мелодии.
Описанные случаи свидетельствуют, что первично музыкальный слух не нарушается ни при поражении передних, ни при поражении задних речевых отделов.
Ключевые слова: акустико-гностическая афазия; акустико-мнестическая афазия; апраксия; афазия; больной Шебалин; височные отделы; динамическая апраксия; зона Брока; левое полушарие; лобные отделы; музыкальный слух; нижне-теменные отделы; оральная апраксия; премоторная область; пространственная апраксия; сенсорная афазия; теменные отделы; эфферентная моторная афазия
Тип публикации: статьи
Форма: рукопись
Год, которым датирован документ: 1975
Язык публикации: английский
Статья посвящена нейропсихологическому анализу внутренней структуры мышления.
В качестве основной модели мыслительного акта автор рассматривает решение арифметических задач разного уровня сложности. В первую очередь автор анализирует психологическую структуру данного процесса и выделяет условия, необходимые для его успешного выполнения: способность ориентироваться в условии задачи и выделить ее основной вопрос, сохранять детерминирующее значение этого вопроса; способность составить схему решения задачи из ряда последовательных шагов; сохранность простейших операций для проведения промежуточных расчетов; способность сличить результат с исходным условием. Далее автор переходит к анализу тех нарушений, которые возникают у больных с различной локализацией поражения. Так, пациенты с поражением теменно-затылочной области на фоне сохранной структуры целенаправленной интеллектуальной деятельности обнаруживают нарушения в декодировании смысла задачи и выполнении нужных арифметических операций (следствие нарушения симультанных синтезов). Для больных с поражениями височных отделов основными препятствиями в решении задач выступает отчуждение смысла слов и удержание в оперативной памяти проделанных операций. Совершенно другие нарушения характеризуют больных с лобными поражениями: для них характерен распад сложных форм целенаправленной деятельности, нарушения в формировании сложных программ и неспособность сличить полученный результат с исходным намерением.
Автор заключает, что сложная структура интеллектуального акта опирается на целый комплекс мозговых зон, каждая из которых вносит свой собственный и высоко специфический вклад в протекание интеллектуального процесса
Ключевые слова: акустико-мнестическая афазия; височные отделы; затылочные отделы; история психологии; левое полушарие; лобные отделы; мышление; оперативная память; программирование действия; процессы планирования и контроля; процессы пространственного и квазипространственного анализа и синтеза (пространственные функции); решение задач; сенсорная афазия; симультанное восприятие; теменно-затылочные отделы; теменные отделы; фрагментарность; целенаправленное поведение
Тип публикации: статьи
Форма: машинопись
Год, которым датирован документ: 1970
Язык публикации: русский
Статья посвящена анализу дефицита произвольной регуляции деятельности в аспекте нарушения регулирующей функции речи.
В кратком введении описывается онтогенез регулирующего влияния речи на движения и действия в 2,5-3,5 года и его нарушение при олигофрении, а также ставится проблема нарушения регулирующего влияния речи при поражении лобных отделов мозга. Далее приводятся результаты экспериментального нейропсихологического исследования двух больных с доброкачественными опухолями лобных отделов. В первом случае пораженным оказывается левое полушарие, во втором процесс протекает двусторонне и приводит к более выраженным дефицитам. У пациентов исследуется влияние регулирующей функции речи на произвольные движения, если точнее – на воспроизведение серии ритмических структур. Показано, что более массивные лобные поражения приводили к распаду регулирующей функции речи, тогда как менее распространенный очаг повреждения в левой лобной области сохранял частичную возможность пациентки регулировать за счет речи свои действия, преодолевая тем самым нарушения произвольной регуляции деятельности.
Ключевые слова: лобные отделы; лобный синдром; нарушения планирования и контроля; нарушения произвольной регуляции; нейропсихологическая диагностика; опухоль; праксис; произвольная регуляция; процессы планирования и контроля; речь
Тип публикации: статьи
Форма: машинопись
Год, которым датирован документ: 1963
Язык публикации: русский
Статья на тему интеллектуальных нарушений при поражениях мозга различной локализации. Отдельно характеризуются последствия для интеллектуальных функций теменно-затылочных и премоторных поражений; основной текст статьи посвящен последним. Рассмотрено несколько клинических случаев. Статья содержит пометы внутри текста и на полях.
В конце документа указан период - 1948-1962 годы.
Ключевые слова: агнозия; больной Бред. (21178, 32576); больной Кол. (28798); больной Мас. (28567); восприятие; затылочные отделы; интеллект; левое полушарие; лобные отделы; мышление; нарушения восприятия; нарушения интеллекта; нарушения понимания логико-грамматических конструкций; нарушения решения задач; премоторная область; решение задач; симультанагнозия; теменно-затылочные отделы; теменные отделы
Тип публикации: статьи
Форма: рукопись
Год, которым датирован документ: 1960
Язык публикации: русский
Статья посвящена анализу дефицита произвольной регуляции деятельности в аспекте нарушения регулирующей функции речи. В кратком введении описывается онтогенез регулирующего влияния речи на движения и действия в 2,5-3,5 года и его нарушение при олигофрении, а также ставится проблема нарушения регулирующего влияния речи при поражении лобных отделов мозга. Далее приводятся результаты экспериментального нейропсихологического исследования двух больных с доброкачественными опухолями лобных отделов. В первом случае пораженным оказывается левое полушарие, во втором процесс протекает двусторонне и приводит к более выраженным дефицитам. У пациентов исследуется влияние регулирующей функции речи на произвольные движения, если точнее – на воспроизведение серии ритмических структур. Показано, что более массивные лобные поражения приводили к распаду регулирующей функции речи, тогда как менее распространенный очаг повреждения в левой лобной области сохранял частичную возможность пациентки регулировать за счет речи свои действия, преодолевая тем самым нарушения произвольной регуляции деятельности.
Ключевые слова: лобные отделы; лобный синдром; нарушения планирования и контроля; нарушения произвольной регуляции; нейропсихологическая диагностика; опухоль; праксис; произвольная регуляция; процессы планирования и контроля; речь
Тип публикации: статьи
Форма: машинопись
Год, которым датирован документ: 1963
Язык публикации: русский