Данная статья написана с целью дать краткий обзор имеющихся к моменту ее написания достижений зарубежной и отечественной нейропсихологии. После краткого введения, где упоминается заметный прогресс в области наук о мозге со ссылкой на работы Грея Уолтера "Живой мозг" и Мэгуна "Бодрствующий мозг", обозначаются задачи нейропсихологии - 1) обеспечить более точную топическую диагностику нарушений мозговых механизмов не элементарных, а высших психических процессов с опорой на адекватные методы и знания об их психологическом строении и 2) в результате построения теории функциональной организации мозга дать научной психологии знания о мозговых основах психической деятельности.
Далее освещаются основные тенденции в изучении мозговых основ высших психических функций (ВПФ) - узкий локализационизм (на примере истории открытия сенсорной и мотортной афазий) и антилокализационизм, а также важные параллельные находки, такие, как идеи Х. Джексона об организации работы мозга не только по зонам, но и по уровням (произвольному и непроизвольному, например). Обозначаются основные вопросы, которые было необходимо решить для разрешения дилеммы между этими двумя подходами к локализации: пересмотр понятий "функция" (вместо ее - рассмотрение функциональной системы, выстроенной для достижения определенной цели) и "локализация" (понимание, что локализуется не функция, а ее компоненты, образующие систему).
Далее освещается теория трех функциональных блоков мозга с кратким описанием функций каждого из блоков и связанных с ними мозговых структур.
Далее на примере мозговых механизмов произвольных движений (праксиса) и мнестических процессов и их нарушений показывается, что в обеспечении каждого действия человека участвуют все блоки мозга, причем каждый вносит в этот процесс свой уникальный вклад.
Ключевые слова: I блок; III блок; II блок; агнозия; афазия; Брока П.; Вернике К.; восприятие; Гольдштейн К.; Джексон Х.; диагностика; история нейропсихологии; Клейст К.; Моруцци Дж.; Мэгун Г.; нарушения восприятия; нарушения движений; нарушения памяти; нарушения речи; нейропсихология, общие вопросы; нейрофизиология; память; праксис; речь; синдромный анализ; Уолтер Г.; функциональные системы
Тематика: симптомы; ключевые имена / персоналии; виды работы психолога; дисциплина (область работы А.Р. Лурии); функции; методы, варианты, направления анализа; другое
Тип публикации: статьи
Форма: машинопись
Год, которым датирован документ: 1975
Язык публикации: русский
Данная статья написана с целью дать краткий обзор имеющихся к моменту ее написания достижений зарубежной и отечественной нейропсихологии. После краткого введения, где упоминается заметный прогресс в области наук о мозге со ссылкой на работы Грея Уолтера "Живой мозг" и Мэгуна "Бодрствующий мозг", обозначаются задачи нейропсихологии - 1) обеспечить более точную топическую диагностику нарушений мозговых механизмов не элементарных, а высших психических процессов с опорой на адекватные методы и знания об их психологическом строении и 2) в результате построения теории функциональной организации мозга дать научной психологии знания о мозговых основах психической деятельности.
Далее освещаются основные тенденции в изучении мозговых основ высших психических функций (ВПФ) - узкий локализационизм (на примере истории открытия сенсорной и мотортной афазий) и антилокализационизм, а также важные параллельные находки, такие, как идеи Х. Джексона об организации работы мозга не только по зонам, но и по уровням (произвольному и непроизвольному, например). Обозначаются основные вопросы, которые было необходимо решить для разрешения дилеммы между этими двумя подходами к локализации: пересмотр понятий "функция" (вместо ее - рассмотрение функциональной системы, выстроенной для достижения определенной цели) и "локализация" (понимание, что локализуется не функция, а ее компоненты, образующие систему).
Далее освещается теория трех функциональных блоков мозга с кратким описанием функций каждого из блоков и связанных с ними мозговых структур. Далее на примере мозговых механизмов произвольных движений (праксиса) и мнестических процессов и их нарушений показывается, что в обеспечении каждого действия человека участвуют все блоки мозга, причем каждый вносит в этот процесс свой уникальный вклад.
Ключевые слова: I блок; III блок; II блок; агнозия; афазия; Брока П.; Вернике К.; восприятие; Гольдштейн К.; Джексон Х.; диагностика; история нейропсихологии; Клейст К.; Моруцци Дж.; Мэгун Г.; нарушения восприятия; нарушения движений; нарушения памяти; нарушения речи; нейропсихология, общие вопросы; нейрофизиология; память; праксис; речь; синдромный анализ; Уолтер Г.; функциональные системы
Тематика: симптомы; ключевые имена / персоналии; виды работы психолога; дисциплина (область работы А.Р. Лурии); функции; методы, варианты, направления анализа; другое
Тип публикации: статьи
Форма: рукопись
Год, которым датирован документ: 1975
Язык публикации: русский
Статья посвящена проблеме регулирующей функции речи. Сначала в ней рассматривается вопрос развития регулирующей (сигнальной) функции речи в раннем детстве (от 1.5 лет) с привлечением экспериментальных исследований влияния речевой инструкции на действия ребенка. Затем обсуждается важность изучения регулирующей функции речи как специфически человеческого механизма нарушения работы ЦНС с опорой на представления И.П. Павлова о двух сигнальных системах - в частности, делается предположение о том, что нейродинамика (нарушение баланса возбуждения и торможения в ЦНС) как основной физиологический механизм нарушения работы мозга может быть нарушена не в обоих, а только в одной из этих сигнальных систем. Для подтверждения этого приводятся данные об экспериментальном исследовании детей-олигофренов и детей с церебрастеническим синдромом без интеллектуального дефицита. При олигофрении регулирующая функция речи была грубо нарушена, тогда как нейродинамические процессы в звене поддержания общего тонуса и бодрствования и реализации непосредственной психической активности, не требующей речевой регуляции, оставалась интактной. Напротив, дети с церебрастеническим синдромом демонстрировали тяжелые дефициты общей нейродинамики, но сохранность регулирующей роли речи и связанных с этой сигнальной системой нейродинамических механизмов позволяли им компенсировать дефициты на более непосредственном уровне функционирования. Далее приводятся совместные с Л.С. Выготским исследования А.Р. Лурией нарушения регулирующей функции речи при паркинсонизме. В финале обсуждается особо важная роль лобных долей в реализации регулирующей функции речи, причем ее обсуждение идет в контексте их возможности модулировать и регулировать поступающие от ретикулярной формации активирующие влияния.
Материал статьи немного сокращен по сравнению с русскоязычным аналогом, но содержит те же основные смысловые части.
Ключевые слова: III блок; I блок; детская нейропсихология; дефектология; лобные отделы; нарушения нейродинамики; нарушения речи; нейродинамика; нейропсихология, общие вопросы; паркинсонизм; регулирующая функция речи; речевая инструкция; речь; Тихомиров О.К.; умственная отсталость/олигофрения; Хомская Е.Д.; церебрастенический синдром; экспериментально-психологические исследования
Тематика: дисциплина (область работы А.Р. Лурии); структуры; функции; этиология; синдром / нарушение; ключевые имена / персоналии; пациенты; виды работы психолога; другое
Тип публикации: статьи
Форма: машинопись
Язык публикации: английский
Статья посвящена проблеме регулирующей функции речи. Сначала в ней рассматривается вопрос развития регулирующей (сигнальной) функции речи в раннем детстве (от 1.5 лет) с привлечением экспериментальных исследований влияния речевой инструкции на действия ребенка. Затем обсуждается важность изучения регулирующей функции речи как специфически человеческого механизма нарушения работы ЦНС с опорой на представления И.П. Павлова о двух сигнальных системах - в частности, делается предположение о том, что нейродинамика (нарушение баланса возбуждения и торможения в ЦНС) как основной физиологический механизм нарушения работы мозга может быть нарушена не в обоих, а только в одной из этих сигнальных систем. Для подтверждения этого приводятся данные об экспериментальном исследовании детей-олигофренов и детей с церебрастеническим синдромом без интеллектуального дефицита. При олигофрении регулирующая функция речи была грубо нарушена, тогда как нейродинамические процессы в звене поддержания общего тонуса и бодрствования и реализации непосредственной психической активности, не требующей речевой регуляции, оставалась интактной. Напротив, дети с церебрастеническим синдромом демонстрировали тяжелые дефициты общей нейродинамики, но сохранность регулирующей роли речи и связанных с этой сигнальной системой нейродинамических механизмов позволяли им компенсировать дефициты на более непосредственном уровне функционирования. Далее приводятся совместные с Л.С. Выготским исследования А.Р. Лурией нарушения регулирующей функции речи при паркинсонизме. В финале обсуждается особо важная роль лобных долей в реализации регулирующей функции речи, причем ее обсуждение идет в контексте их возможности модулировать и регулировать поступающие от ретикулярной формации активирующие влияния.
Материал статьи немного сокращен по сравнению с русскоязычным аналогом, но содержит те же основные смысловые части.
Ключевые слова: III блок; I блок; детская нейропсихология; дефектология; лобные отделы; нарушения нейродинамики; нарушения речи; нейродинамика; нейропсихология, общие вопросы; паркинсонизм; регулирующая функция речи; речевая инструкция; речь; Тихомиров О.К.; умственная отсталость/олигофрения; Хомская Е.Д.; церебрастенический синдром; экспериментально-психологические исследования
Тематика: дисциплина (область работы А.Р. Лурии); структуры; функции; этиология; синдром / нарушение; ключевые имена / персоналии; пациенты; виды работы психолога; другое
Тип публикации: статьи
Форма: машинопись
Язык публикации: английский
Статья посвящена проблеме регулирующей функции речи. Сначала в ней рассматривается вопрос развития регулирующей (сигнальной) функции речи в раннем детстве (от 1.5 лет) с привлечением экспериментальных исследований влияния речевой инструкции на действия ребенка. Затем обсуждается важность изучения регулирующей функции речи как специфически человеческого механизма нарушения работы ЦНС с опорой на представления И.П. Павлова о двух сигнальных системах - в частности, делается предположение о том, что нейродинамика (нарушение баланса возбуждения и торможения в ЦНС) как основной физиологический механизм нарушения работы мозга может быть нарушена не в обоих, а только в одной из этих сигнальных систем. Для подтверждения этого приводятся данные об экспериментальном исследовании детей-олигофренов и детей с церебрастеническим синдромом без интеллектуального дефицита. При олигофрении регулирующая функция речи была грубо нарушена, тогда как нейродинамические процессы в звене поддержания общего тонуса и бодрствования и реализации непосредственной психической активности, не требующей речевой регуляции, оставалась интактной. Напротив, дети с церебрастеническим синдромом демонстрировали тяжелые дефициты общей нейродинамики, но сохранность регулирующей роли речи и связанных с этой сигнальной системой нейродинамических механизмов позволяли им компенсировать дефициты на более непосредственном уровне функционирования. Далее приводятся совместные с Л.С. Выготским исследования А.Р. Лурией нарушения регулирующей функции речи при паркинсонизме. В финале обсуждается особо важная роль лобных долей в реализации регулирующей функции речи, причем ее обсуждение идет в контексте их возможности модулировать и регулировать поступающие от ретикулярной формации активирующие влияния.
Материал статьи немного сокращен по сравнению с русскоязычным аналогом, но содержит те же основные смысловые части.
Ключевые слова: III блок; I блок; детская нейропсихология; дефектология; лобные отделы; нарушения нейродинамики; нарушения речи; нейродинамика; нейропсихология, общие вопросы; паркинсонизм; регулирующая функция речи; речевая инструкция; речь; Тихомиров О.К.; умственная отсталость/олигофрения; Хомская Е.Д.; церебрастенический синдром; экспериментально-психологические исследования
Тематика: дисциплина (область работы А.Р. Лурии); структуры; функции; этиология; синдром / нарушение; ключевые имена / персоналии; пациенты; виды работы психолога; другое
Тип публикации: статьи
Форма: машинопись
Язык публикации: английский
Текст доклада предназначен для выступления на XVIII международном конгрессе в Москве (1966 год), к которому в МГУ имени М.В. Ломоносова был образован первый в СССР факультет психологии.
В докладе обсуждаются современные нейропсихологические данные о функциях лобных долей мозга, которые заявлены во введении к докладу - поддержание сложных программ поведения, возможность оттормаживания нерелевантных реакций, сопоставление результатов своей активности с заранее поставленной целью. Нарушение регулирующей функции речи при этом особо выделяется как один из ключевых симптомов повреждения лобных долей. После небольшого обзора развития регулирующей функции в детстве (от 2-2.5 до 7 лет) автор переходит к обсуждению психофизиологической подосновы лобного синдрома - нарушению способности восстанавливать вегетативные компоненты угасшего ориентировочного рефлекса под влиянием речевой инструкции и поддержания активных состояний мозговой коры и связанных с ними форм активного поведения. Обсуждаются различные степени нарушения регулирующей роли речи - от грубой потери возможности выполнять простые действия по инструкции (при возможности ее повторить) до усвоения программы, но ее потери при выполнении с соскальзыванием на стереотипные реакции. Показываются трудности усвоения конфликтных инструкций (где конфликт образуется между требуемой и непосредственно возникающей эхопраксичной реакцией на стимул, как в пробах на реакцию выбора). Обсуждается нарушение планирования алгоритма действия при решении интеллектуальных задач (на конструирование, арифметических) при лобных поражениях.
В конце доклада кратко освещаются основные причины разнообразия симптомов при лобных поражениях - обсуждаются варианты лобного синдрома при задне-лобной, базальной и медиальной локализации поражения, а также высокий резерв компенсации имеющихся дефицитов при благоприятном течении заболеваний.
Ключевые слова: III блок; активация; базальные отделы лобных долей; Бехтерев В.М.; Выготский Л.С.; задне-лобные отделы; избирательность психических процессов; импульсивность; левое полушарие; лобные отделы; медиальные отделы лобных долей; мышление; нарушения избирательности (селективности); нарушения мышления; нарушения памяти; нарушения планирования и контроля; нейропсихология, общие вопросы; ориентировочный рефлекс; Прибрам К.; произвольная регуляция; процессы планирования и контроля; психофизиология; регулирующая функция речи; Тихомиров О.К.; Уолтер Г.; Хомская Е.Д.
Тематика: структуры; ключевые имена / персоналии; функции; симптомы; дисциплина (область работы А.Р. Лурии)
Тип публикации: доклады/тезисы
Форма: машинопись
Язык публикации: английский
Ключевые слова: III блок; II блок; I блок; диагностика; история нейропсихологии; история психологии; нарушения письма; нейропсихология, методы; нейропсихология, общие вопросы; письмо; праксис; речь; факторный анализ
Тематика: структуры; виды работы психолога; дисциплина (область работы А.Р. Лурии); симптомы; функции; методы, варианты, направления анализа
Тип публикации: доклады/тезисы
Форма: машинопись
Год, которым датирован документ: 1968
Язык публикации: английский
Ключевые слова: III блок; II блок; I блок; диагностика; история нейропсихологии; история психологии; нарушения письма; нейропсихология, методы; нейропсихология, общие вопросы; письмо; праксис; речь; факторный анализ
Тематика: структуры; виды работы психолога; дисциплина (область работы А.Р. Лурии); симптомы; функции
Тип публикации: доклады/тезисы
Форма: машинопись
Год, которым датирован документ: 1968
Язык публикации: английский
Ключевые слова: III блок; II блок; нарушения письма; диагностика; I блок; история нейропсихологии; история психологии; нейропсихология, методы; нейропсихология, общие вопросы; письмо; праксис; речь; факторный анализ
Тематика: структуры; виды работы психолога; дисциплина (область работы А.Р. Лурии); симптомы; функции
Тип публикации: доклады/тезисы
Форма: рукопись
Год, которым датирован документ: 1968
Язык публикации: английский
Ключевые слова: III блок; II блок; нарушения письма; диагностика; история нейропсихологии; I блок; история психологии; нейропсихология, методы; нейропсихология, общие вопросы; письмо; праксис; речь; факторный анализ
Тематика: структуры; виды работы психолога; дисциплина (область работы А.Р. Лурии); симптомы; функции
Тип публикации: доклады/тезисы
Форма: рукопись
Год, которым датирован документ: 1968
Язык публикации: английский
Статья посвящена проблеме мозговой организации сознания.
Попытки решить вопрос о взаимоотношении сознания и мозга, отталкиваясь от представлений о сознании как о первично данным человеку субъективном переживании, далее неразложимом, оказались теоретически бесплодными. Автор утверждает, что сознание следует понимать как сложную форму активного отражения действительности и исходить из положения о смысловом и системном строении сознания. Согласно данным представлениям, сознание формируется в результате общественной жизни человека при ближайшем участии предметной деятельности и речи. Как следствие, архитектура функциональных систем, лежащих в основе сознания, не является неизменной, а последовательно изменяется на каждом этапе развития сознания. Представления о смысловом и системном строении сознания задают направление поисков в вопросе о его мозговых основах: их следует искать в совместной работе многих мозговых систем, каждая из которых вносит свой вклад в формирование сложной сознательной деятельности. Данные, полученные в результате исследований нарушений сознательной деятельности при локальных поражениях мозга, позволяют сделать первые шаги в уточнении мозговой организации сознания.
Ключевые слова: вертикальная организация мозга; височные отделы; внутренняя речь; избирательность психических процессов; лимбическая область; лобные отделы; нарушения памяти; нарушения речи; нарушения сознания; нейропсихология, общие вопросы; познавательные процессы; процессы планирования и контроля; регуляторная функция речи; системная и динамическая локализация функций; сознание; стволовые структуры; факторный анализ; функциональные системы
Тематика: другое; структуры; функции; симптомы; дисциплина (область работы А.Р. Лурии); методы, варианты, направления анализа
Тип публикации: статьи
Форма: машинопись
Год, которым датирован документ: 1967
Язык публикации: русский
Ключевые слова: III блок; II блок; I блок; бодрствование; височные отделы; восстановительное обучение; реабилитация; вторичные зоны коры; задние отделы; задние отделы полушарий; затылочные отделы; избирательность психических процессов; левое полушарие; лобные отделы; нарушения динамики нервных процессов; нарушения избирательности (селективности); нарушения памяти; нарушения письма; нарушения программирования действия; нарушения состояния бодрствования; нейродинамика; нейропсихологическая диагностика; нейропсихология, методы; нейропсихология, общие вопросы; память; первичные зоны коры; передние отделы; письмо; планирование действий; постцентральная область; программирование действия; регуляция поведения; регуляция целенаправленной деятельности; ретикулярная формация; стволовые структуры; теменно-височно-затылочные отделы; теменно-затылочные отделы; теменные отделы; топическая диагностика; третичные зоны коры; факторный анализ
Тематика: структуры; функции; виды работы психолога; симптомы; дисциплина (область работы А.Р. Лурии); методы, варианты, направления анализа
Тип публикации: доклады/тезисы
Форма: машинопись
Год, которым датирован документ: 1968
Язык публикации: английский
Ключевые слова: история нейропсихологии; лимбическая область; лобные отделы; медицина; медицинская психология; нарушения памяти; нарушения письма; неврология; нейродинамика; нейропсихологическая диагностика; нейропсихология, методы; нейропсихология, общие вопросы; нейрофизиология; память; письмо; психиатрия; психология, общие вопросы; психофизиология; ретикулярная формация; факторный анализ
Тематика: дисциплина (область работы А.Р. Лурии); структуры; симптомы; функции; методы, варианты, направления анализа
Тип публикации: статьи
Форма: машинопись; рукопись
Год, которым датирован документ: 1969
Язык публикации: русский
Ключевые слова: история нейропсихологии; лимбическая область; медицина; лобные отделы; медицинская психология; нарушения памяти; нарушения письма; неврология; нейродинамика; нейропсихологическая диагностика; нейропсихология, методы; нейропсихология, общие вопросы; нейрофизиология; память; психиатрия; письмо; психофизиология; психология, общие вопросы; ретикулярная формация; факторный анализ
Тематика: ключевые имена / персоналии; другое; дисциплина (область работы А.Р. Лурии); функции
Тип публикации: статьи
Форма: машинопись; рукопись
Год, которым датирован документ: 1969
Язык публикации: русский
Ключевые слова: III блок; II блок; I блок; Анохин П.К.; Артемьева Е.Ю.; Брока П.; Вернике К.; Галль Ф.; гиппокамп; Гольдштейн К.; Джексон Х.; динамика нервных процессов; избирательность психических процессов; инертность; история нейропсихологии; Клейст К.; Ливанов М.Н.; Моруцци Дж.; Мэгун Г.; нарушения динамики нервных процессов; нарушения избирательности (селективности); нарушения нейродинамики; нарушения памяти; нейродинамика; нейропсихология, методы; нейропсихология, общие вопросы; нейрофизиология; Павлов И.П.; память; Пенфилд У.; персеверации; подкорковые отделы; Поляков Г.И.; правое полушарие; Прибрам К.; синдромный анализ; Соколов Е.Н.; Сперри Р., Газзанига М.; Уолтер Г.; факторный анализ; функциональные системы; Хомская Е.Д.; Хьюбел Д., Визел Т.
Тематика: структуры; ключевые имена / персоналии; симптомы; функции; дисциплина (область работы А.Р. Лурии); методы, варианты, направления анализа; другое
Тип публикации: статьи
Форма: репринт
Год, которым датирован документ: 1973
Год 2: 1975
Язык публикации: английский
Ключевые слова: вертикальная организация мозга; височные отделы; внутренняя речь; избирательность психических процессов; лимбическая область; лобные отделы; нарушения памяти; нарушения речи; нарушения сознания; нейропсихология, общие вопросы; познавательные процессы; процессы планирования и контроля; регуляторная функция речи; системная и динамическая локализация функций; сознание; стволовые структуры; факторный анализ; функциональные системы
Тематика: другое; структуры; функции; симптомы; дисциплина (область работы А.Р. Лурии); методы, варианты, направления анализа
Тип публикации: статьи
Форма: машинопись
Язык публикации: русский
Ключевые слова: височные отделы; вертикальная организация мозга; избирательность психических процессов; внутренняя речь; лимбическая область; лобные отделы; нарушения памяти; нарушения речи; нарушения сознания; познавательные процессы; процессы планирования и контроля; нейропсихология, общие вопросы; регуляторная функция речи; сознание; системная и динамическая локализация функций; стволовые структуры; факторный анализ; функциональные системы
Тематика: другое; структуры; симптомы; функции; методы, варианты, направления анализа; дисциплина (область работы А.Р. Лурии)
Тип публикации: статьи
Форма: рукопись
Год, которым датирован документ: 1967
Язык публикации: русский
Ключевые слова: вертикальная организация мозга; нейропсихология, общие вопросы; познавательные процессы; сознание; функциональные системы
Тематика: другое; дисциплина (область работы А.Р. Лурии); функции
Тип публикации: статьи
Форма: рукопись
Год, которым датирован документ: 1967
Язык публикации: русский
Ключевые слова: III блок; II блок; I блок; агнозия; афазия; Брока П.; Вернике К.; восприятие; Гольдштейн К.; Джексон Х.; диагностика; история нейропсихологии; Клейст К.; Моруцци Дж.; Мэгун Г.; нарушения восприятия; нарушения движений; нарушения памяти; нарушения речи; нейропсихология, общие вопросы; нейрофизиология; память; праксис; речь; синдромный анализ; Уолтер Г.; функциональные системы
Тематика: структуры; синдром / нарушение; ключевые имена / персоналии; функции; виды работы психолога; дисциплина (область работы А.Р. Лурии); симптомы; методы, варианты, направления анализа; другое
Тип публикации: библиография
Форма: машинопись
Год, которым датирован документ: 1975
Язык публикации: английский
Ключевые слова: афазия; афферентная моторная афазия; Брока П.; Вернике К.; инертность; история нейропсихологии; нарушения избирательности (селективности); нейропсихология, методы; нейропсихология, общие вопросы; Павлов И.П.; персеверации; проводниковая афазия; речь; селективность психических процессов; семантическая афазия; сенсорная афазия; транскортикальная афазия; транскортикальная моторная афазия; факторный анализ; эфферентная моторная афазия
Тематика: синдром / нарушение; ключевые имена / персоналии; симптомы; дисциплина (область работы А.Р. Лурии); функции; методы, варианты, направления анализа
Тип публикации: статьи
Форма: машинопись
Год, которым датирован документ: 1971
Язык публикации: английский
Рукопись учебника "Руководство по психологии", 2 часть.
Главы:
Ключевые слова: внимание; восприятие; интеллект; мышление; нейропсихология, общие вопросы; ощущение; память; психология, общие вопросы; решение задач
Тип публикации: книги/глава книги
Форма: рукопись
Год, которым датирован документ: 1969
Язык публикации: русский
Рукопись учебника "Руководство по психологии", 1 часть. Главы: Психология как наука: ее предмет и практическое значение; Эволюция психики; Сознательная деятельность человека и ее общественно-исторические корни; Мозг и психические процессы.
Ключевые слова: культурно-исторический подход; нейропсихология, методы; нейропсихология, общие вопросы; психология, общие вопросы
Тип публикации: книги/глава книги
Форма: рукопись
Год, которым датирован документ: 1969
Язык публикации: русский
В статье обсуждается психологическая структура процесса декодирования сообщения (понимания обращенной речи).
Выделяются 3 этапа этого процесса: понимание лексического значения слов, входящих в высказывание, анализ синтаксического строения фразы и на ее основе - понимание значения всего высказывания в целом, и, наконец, понимание общей мысли, мотивов и смысла, заложенных в высказывание, то есть подтекста, стоящего за сообщением. Эти этапы разбираются на примере понимания рассказа-басни "Галка и голуби" Л.Н. Толстого.
Обсуждаются условия (или задачи) декодирования сообщения:
Подчеркивается, что анализ подтекста и внутреннего смысла не является чисто вне-языковым процессом и тесно связан с языковым содержанием сообщения.
Далее обсуждается проблема выделения компонентов процесса декодирования сообщения и сложность построения таких моделей декодирования (например, создаваемых в структурной лингвистике). На примере опытов по анализу семантических полей с применением психофизиологических методов регистрации сосудистых или кожно-гальванических компонентов ориентировочного рефлекса (А.Р. Лурия, О.С. Виноградова, Н.А. Эйслер) показано, как по-разному выглядят связи слов у взрослых испытуемых группы условной нормы, умственно отсталых испытуемых, детей, как эти связи зависят от функционального состояния испытуемых. В этой связи критикуются модели понимания речи, не учитывающие эту психологическую специфику построения семантических связей у человека. Упоминается метод регистрации движений глаз как важное психологическое средство изучения процесса понимания текста в зависимости от его сложности и многозначности.
Значительная часть статьи посвящена описанию возможностей клинической нейропсихологии и анализа локальных поражений мозга для изучения психологической структуры декодирования сообщения. А.Р. Лурия кратко освещает основные принципы теории системной динамической локализации ВПФ (многокомпонентное строение ВПФ, связь каждого компонента с определенной зоной мозга, понятие нейропсихологического фактора, принцип двойной диссоциации функций при повреждении той или иной зоны), показывая, как такое понимание мозговых механизмов речи позволяет из анализа ее нарушений при локальных поражениях мозга сделать важные для психолингвистики выводы. Приводятся примеры нарушений понимания речи, возникающих при височных (нарушения фонематического слуха и нестойкость лексических единиц) и нижнетеменных (теменно-височно-затылочных) поражениях (нарушения процессов симультанных синтезов при анализе логико-грамматической структуры высказывания), поражениях медиальных отделов височной области (сужение объема оперативной памяти и повышенная тормозимость следов интерференцией) и передних (лобных) отделов коры (патологическая инертность, а при заинтересованности префронтальных областей - инактивность и/или импульсивность с потерей контроля над стереотипами и непроизвольным уровнем функционирования). Обсуждается также роль глубинных структур в обеспечении процессов избирательности (селективности) психических процессов и поддержания общего психического тонуса. Подчеркивается, что при правополушарных поражениях понимание речи также нарушается - зачастую как раз в звене избирательности, что выглядит как плохо контролируемое резонерство при внешне полностью сохранной речи.
Подробно обсуждаются различные степени нарушения селективности, наиболее сильно проявляющейся в случаях, когда сочетается общемозговая симптоматика и повреждение подкорковых структур с нарушением (первичным или вторичным от указанной) работы лобных долей:
В заключение делается вывод о важности нейролингвистики и знания о нарушениях речи при локальных поражениях мозга для расширения научного знания о процессах декодирования речевого высказывания, которое ранее считалось прерогативой только лингвистики, а теперь нуждается в данных от смежных наук для обогащения понимания механизмов сложных речевых процессов.
Ключевые слова: акустико-гностическая афазия; акустико-мнестическая афазия; афазия; больная А.; больная Бел.; больная Бобр.; больная Вор.; больная Корк.; больная Серш.; больной Авот.; больной Бух.; больной В.; больной Засецкий Л.А. (3712); больной Ив.; больной Корк.; больной Фрейд; больной Чернецов; Виноградова О.С.; височные отделы; восприятие; Выготский Л.С.; движения глаз; диагностика; динамическая афазия; задне-лобные отделы; затылочные отделы; избирательность психических процессов; импрессивная речь; импульсивность; инактивность; инертность; контаминации; корсаковский (амнестический) синдром; кратковременная память; левое полушарие; лимбическая область; лобные отделы; логико-грамматические конструкции; медиальные отделы; медиальные отделы височных долей; Миллер Дж.; нарушения восприятия; нарушения избирательности (селективности); нарушения логико-грамматической структуры речи; нарушения нейродинамики; нарушения памяти; нарушения планирования и контроля; нарушения пространственного и квазипространственного анализа и синтеза; нарушения речи; нарушения слухо-речевой памяти; нейродинамика; нейролингвистика; психолингвистика; нейропсихологическая диагностика; нейропсихология, методы; нейропсихология, общие вопросы; нижне-теменные отделы; общемозговая симптоматика; оперативная память; опухоль; ориентировочный рефлекс; память; подкорковые отделы; правое полушарие; префронтальные отделы коры; процессы планирования и контроля; процессы пространственного и квазипространственного анализа и синтеза (пространственные функции); психофизиология; речь; селективность психических процессов; семантическая афазия; сенсорная афазия; серийная организация движений и действий; системная и динамическая локализация функций; слухо-речевая память; сосудистые поражения; стволовые структуры; теменно-височно-затылочные отделы; теменные отделы; травма; третий желудочек; умственная отсталость/олигофрения; факторный анализ; фонематический анализ; чтение; Эйслер Н.А.; экспериментально-психологические исследования; эфферентная моторная афазия
Тип публикации: статьи
Форма: рукопись
Язык публикации: русский
Статья представляет собой очерк о влиянии "Мышления и речи" Л.С.Выготского на мировую психологию, а также подчеркивает поинерскую роль этой работы в становлении психолингвистики как научной дисциплины.
Ключевые слова: внутренняя речь; Выготский Л.С.; история психологии; мышление; нейролингвистика; психолингвистика; нейропсихология, общие вопросы; онтогенез; психология, общие вопросы; речь; сознание
Тип публикации: статьи
Форма: машинопись
Язык публикации: русский
Статья посвящена проблеме регулирующей функции речи. Сначала в ней рассматривается вопрос развития регулирующей (сигнальной) функции речи в раннем детстве (от 1.5 лет) с привлечением экспериментальных исследований влияния речевой инструкции на действия ребенка. Затем обсуждается важность изучения регулирующей функции речи как специфически человеческого механизма нарушения работы ЦНС с опорой на представления И.П. Павлова о двух сигнальных системах - в частности, делается предположение о том, что нейродинамика (нарушение баланса возбуждения и торможения в ЦНС) как основной физиологический механизм нарушения работы мозга может быть нарушена не в обоих, а только в одной из этих сигнальных систем. Для подтверждения этого приводятся данные об экспериментальном исследовании детей-олигофренов и детей с церебрастеническим синдромом без интеллектуального дефицита. При олигофрении регулирующая функция речи была грубо нарушена, тогда как нейродинамические процессы в звене поддержания общего тонуса и бодрствования и реализации непосредственной психической активности, не требующей речевой регуляции, оставалась интактной. Напротив, дети с церебрастеническим синдромом демонстрировали тяжелые дефициты общей нейродинамики, но сохранность регулирующей роли речи и связанных с этой сигнальной системой нейродинамических механизмов позволяли им компенсировать дефициты на более непосредственном уровне функционирования. Далее приводятся совместные с Л.С. Выготским исследования А.Р. Лурией нарушения регулирующей функции речи при паркинсонизме.
В финале обсуждается особо важная роль лобных долей в реализации регулирующей функции речи, причем ее обсуждение идет в контексте их возможности модулировать и регулировать поступающие от ретикулярной формации активирующие влияния.
Ключевые слова: III блок; I блок; Выготский Л.С.; детская нейропсихология; дефектология; лобные отделы; нарушения нейродинамики; нарушения речи; нейродинамика; нейропсихология, общие вопросы; паркинсонизм; психология, общие вопросы; регулирующая функция речи; речевая инструкция; речь; Тихомиров О.К.; умственная отсталость/олигофрения; Хомская Е.Д.; церебрастенический синдром; экспериментально-психологические исследования
Тип публикации: статьи
Форма: машинопись; рукопись
Язык публикации: русский
Возможно, относится к 1966 г. Текст доклада предназначен для выступления на XVIII международном конгрессе в Москве (1966 год), к которому в МГУ имени М.В. Ломоносова был образован первый в СССР факультет психологии. В докладе обсуждаются современные нейропсихологические данные о функциях лобных долей мозга, которые заявлены во введении к докладу - поддержание сложных программ поведения, возможность оттормаживания нерелевантных реакций, сопоставление результатов своей активности с заранее поставленной целью. Нарушение регулирующей функции речи при этом особо выделяется как один из ключевых симптомов повреждения лобных долей.
После небольшого обзора развития регулирующей функции в детстве (от 2-2.5 до 7 лет) автор переходит к обсуждению психофизиологической подосновы лобного синдрома - нарушению способности восстанавливать вегетативные компоненты угасшего ориентировочного рефлекса под влиянием речевой инструкции и поддержания активных состояний мозговой коры и связанных с ними форм активного поведения. Обсуждаются различные степени нарушения регулирующей роли речи - от грубой потери возможности выполнять простые действия по инструкции (при возможности ее повторить) до усвоения программы, но ее потери при выполнении с соскальзыванием на стереотипные реакции. Показываются трудности усвоения конфликтных инструкций (где конфликт образуется между требуемой и непосредственно возникающей эхопраксичной реакцией на стимул, как в пробах на реакцию выбора). Обсуждается нарушение планирования алгоритма действия при решении интеллектуальных задач (на конструирование, арифметических) при лобных поражениях.
В конце доклада кратко освещаются основные причины разнообразия симптомов при лобных поражениях - обсуждаются варианты лобного синдрома при задне-лобной, базальной и медиальной локализации поражения, а также высокий резерв компенсации имеющихся дефицитов при благоприятном течении заболеваний.
Ключевые слова: III блок; активация; базальные отделы лобных долей; Бехтерев В.М.; Выготский Л.С.; задне-лобные отделы; избирательность психических процессов; импульсивность; левое полушарие; лобные отделы; медиальные отделы лобных долей; мышление; нарушения избирательности (селективности); нарушения мышления; нарушения памяти; нарушения планирования и контроля; нейропсихология, общие вопросы; ориентировочный рефлекс; Прибрам К.; произвольная регуляция; процессы планирования и контроля; психофизиология; регулирующая функция речи; регуляторная функция речи; Тихомиров О.К.; Уолтер Г.; Хомская Е.Д.
Тип публикации: доклады/тезисы
Форма: машинопись
Язык публикации: английский
В этой заметке (возможно, черновике к статье Luria & Majovsky, 1977) противопоставляются два подхода к нейропсихологической диагностике - американский и советский.
Американский охарактеризован как механическое применение набора диагностических тестов, предназначенных для проверки сохранности психических функций, без учета их функциональной организации в мозгу.
Советский подход основан на теории функциональной организации мозга. В его рамках поражения мозга определенной локализации вызывают совокупность функционально связанных друг с другом симптомов, которые объединяются в факторы. Задача нейропсихолога - квалифицировать симптомы как часть фактора. Далее описывается процедура диагностики: интервью и тестирование праксиса, гнозиса, памяти, речи и решения задач. Вкратце характеризуются техника проведения и интерпретация результатов.
Ключевые слова: диагностика; нейропсихология, общие вопросы; нейропсихология, методы
Тип публикации: статьи
Форма: машинопись
Год, которым датирован документ: 1977
Язык публикации: английский
В этой заметке (возможно, черновике к статье Luria & Majovsky, 1977) противопоставляются два подхода к нейропсихологической диагностике - американский и советский.
Американский охарактеризован как механическое применение набора диагностических тестов, предназначенных для проверки сохранности психических функций, без учета их функциональной организации в мозгу.
Советский подход основан на теории функциональной организации мозга. В его рамках поражения мозга определенной локализации вызывают совокупность функционально связанных друг с другом симптомов, которые объединяются в факторы. Задача нейропсихолога - квалифицировать симптомы как часть фактора. Далее описывается процедура диагностики: интервью и тестирование праксиса, гнозиса, памяти, речи и решения задач. Вкратце характеризуются техника проведения и интерпретация результатов.
Ключевые слова: диагностика; нейропсихология, общие вопросы; нейропсихология, методы
Тип публикации: статьи
Форма: машинопись
Год, которым датирован документ: 1977
Язык публикации: английский
В этой заметке (возможно, черновике к статье Luria & Majovsky, 1977) противопоставляются два подхода к нейропсихологической диагностике - американский и советский.
Американский охарактеризован как механическое применение набора диагностических тестов, предназначенных для проверки сохранности психических функций, без учета их функциональной организации в мозгу.
Советский подход основан на теории функциональной организации мозга. В его рамках поражения мозга определенной локализации вызывают совокупность функционально связанных друг с другом симптомов, которые объединяются в факторы. Задача нейропсихолога - квалифицировать симптомы как часть фактора. Далее описывается процедура диагностики: интервью и тестирование праксиса, гнозиса, памяти, речи и решения задач. Вкратце характеризуются техника проведения и интерпретация результатов.
Ключевые слова: диагностика; нейропсихология, общие вопросы; нейропсихология, методы
Тип публикации: статьи
Форма: рукопись
Год, которым датирован документ: 1977
Язык публикации: английский
Ключевые слова: III блок; агнозия; аграфия; дисграфия; алексия; дислексия; аффект; аффективные расстройства; базальные ганглии; базальные отделы; базальные отделы лобных долей; близнецовый метод; больной Слава С.; больной Федя К.; больные Леша и Юра Х.; восприятие; Выготский Л.С.; гипоталамус; Гольдштейн К.; движения; детская нейропсихология; Джексон Х.; кинестетическое восприятие; лобные отделы; мнемотехники; Монаков К.; Морозова Н.Г.; мотивация; мышление; нарушения восприятия; нарушения движений; нарушения кинестетического восприятия; нарушения личности; нарушения мотивации; нарушения письма; нарушения планирования и контроля; нарушения поведения; нарушения произвольной регуляции; нарушения речи; нарушения сна; нарушения фонематического слуха; нейропсихология, общие вопросы; общая психология; оптическая агнозия; память; паркинсонизм; Певзнер М.С.; переживание; письмо; подкорковые отделы; принцип хроногенной локализации функций; процессы планирования и контроля; психогенетика; Рабинович С.Я.; речь; Сильвиев водопровод; синестезия; системная и динамическая локализация функций; третий желудочек; фонематический слух; функциональные системы; чтение; Шерешевский; эйдетические образы
Тип публикации: книги/глава книги
Форма: машинопись
Год, которым датирован документ: 1940
Язык публикации: русский
Ключевые слова: активность; Анохин П.К.; аффект; аффективные расстройства; базальные отделы; базальные отделы лобных долей; Бейн Э.С.; Бианки В.Л.; больная Зиль.; больная Ог.; больная Сапрык. (4318); больная Сапс.; больная Степ.; больная Юля Мур.; больной Гера Д.; больной Гиаш.; больной Ермол.; больной Жур.; больной Крыл.; больной Кур.; больной Лех.; больной Мер.; больной Сар.; больной Св-ий; больной См.; больной Смысл.; Больной Ток.; больной Фес.; Валлон А.; внимание; возрастная психология; воля; восприятие; Выготский Л.С.; движения; двустороннее поражение; действия; детская нейропсихология; Джекобсен; Зейгарник Б.В.; импульсивность; инфекционные поражения; Левин К.; левое полушарие; Лешли К.; личность; лобные отделы; мотив; мотивация; мышление; намерение; нарушения внимания; нарушения восприятия; нарушения действий; нарушения личности; нарушения мотивации; нарушения мышления; нарушения памяти; нарушения планирования и контроля; нарушения поведения; нарушения структуры деятельности; нейропсихология, общие вопросы; общая психология; общемозговая симптоматика; онтогенез; опухоль; память; Певзнер М.С.; переживание; персеверации; полюс лобной доли; правое полушарие; премоторная область; префронтальные отделы коры; травма; умственная отсталость/олигофрения; целенаправленное поведение; Шмарьян А.С.; эмоции
Тип публикации: книги/глава книги
Форма: машинопись
Год, которым датирован документ: 1940
Язык публикации: русский
Ключевые слова: восприятие; височные отделы; вторичные зоны коры; движения; затылочные отделы; зрение; зрительное восприятие; лобные отделы; локализационизм; мышление; нарушения фонематического слуха; нейропсихология, общие вопросы; оптическая агнозия; первичные зоны коры; праксис; слух; теменные отделы; травма; фонематический слух
Тип публикации: статьи
Форма: машинопись
Год, которым датирован документ: 1944
Язык публикации: русский
Ключевые слова: височные отделы; восприятие; вторичные зоны коры; движения; затылочные отделы; зрение; зрительное восприятие; лобные отделы; локализационизм; мышление; нарушения фонематического слуха; нейропсихология, общие вопросы; оптическая агнозия; первичные зоны коры; праксис; премоторная область; речь; сенсорная афазия; симультанагнозия; слух; теменные отделы; травма; фонематический слух
Тип публикации: статьи
Форма: машинопись
Год, которым датирован документ: 1944
Язык публикации: русский
Ключевые слова: II блок; агнозия; аконстантность восприятия; активность; алексия; дислексия; базальные отделы; базальные отделы лобных долей; белое вещество; Бехтерев В.М.; восприятие; Гольц; графомоторные навыки; затылочные отделы; зрение; зрительная агнозия; зрительное восприятие; зрительное сияние; зрительный бугор; зрительный нерв; зрительный перекрест; кинестетическое восприятие; латеральное коленчатое тело; лобные отделы; Мунк; нарушения восприятия; нарушения памяти; нарушения пространственного и квазипространственного анализа и синтеза; нейрональный (клеточный) уровень; нейропсихология, общие вопросы; нейрофизиология; общая психология; оптическая агнозия; оптическая алексия; Орбели Л.А.; Павлов И.П.; память; Пенфилд У.; Петцль О.; праксис; процессы пространственного и квазипространственного анализа и синтеза (пространственные функции); рецепторы; рисование; сетчатка глаза; тактильное восприятие; теменные отделы; Ферстер; фрагментарность; четверохолмие; чтение
Тип публикации: книги/глава книги
Форма: машинопись
Год, которым датирован документ: 1948
Язык публикации: русский
Ключевые слова: апраксия; афазия; височные отделы; восстановительное обучение; реабилитация; гемианопсия; движения; действия; затылочные отделы; зрение; зрительная агнозия; зрительное восприятие; интеллект; нарушения интеллекта; нарушения речи; нейропсихология, методы; нейропсихология, общие вопросы; оптическая агнозия; праксис; предметная агнозия; премоторная область; префронтальные отделы коры; прецентральная извилина; прозерин; простигмин; пространственная агнозия; речь; слух; теменно-затылочные отделы; теменные отделы; травма; филогенез
Тип публикации: статьи
Форма: машинопись
Год, которым датирован документ: 1947
Язык публикации: русский
Ключевые слова: III блок; агнозия; аграфия; дисграфия; алексия; дислексия; аффект; аффективные расстройства; базальные ганглии; базальные отделы; базальные отделы лобных долей; близнецовый метод; больной Слава С.; больной Федя К.; больные Леша и Юра Х.; восприятие; Выготский Л.С.; гипоталамус; Гольдштейн К.; движения; детская нейропсихология; Джексон Х.; кинестетическое восприятие; лобные отделы; мнемотехники; Монаков К.; Морозова Н.Г.; мотивация; мышление; нарушения восприятия; нарушения движений; нарушения кинестетического восприятия; нарушения личности; нарушения мотивации; нарушения письма; нарушения планирования и контроля; нарушения поведения; нарушения произвольной регуляции; нарушения речи; нарушения сна; нарушения фонематического слуха; нейропсихология, общие вопросы; общая психология; оптическая агнозия; память; паркинсонизм; Певзнер М.С.; переживание; письмо; подкорковые отделы; принцип хроногенной локализации функций; процессы планирования и контроля; психогенетика; Рабинович С.Я.; речь; Сильвиев водопровод; синестезия; системная и динамическая локализация функций; третий желудочек; фонематический слух; функциональные системы; чтение; Шерешевский; эйдетические образы
Тип публикации: книги/глава книги
Форма: машинопись
Год, которым датирован документ: 1940
Язык публикации: русский
Ключевые слова: III блок; активность; апраксия; аспонтанность; афазия; аффект; аффективные расстройства; Бианки В.Л.; Валлон А.; внутренняя речь; воля; Выготский Л.С.; Гитциг Э.; движения; действия; детская нейропсихология; дефектология; Джекобсен; Джексон Х.; задне-лобные отделы; Зейгарник Б.В.; инфекционные поражения; история нейропсихологии; кинетическая апраксия; кинетические мелодии; Клейст К.; Левин К.; лобные отделы; мотивация; нарушения движений; нарушения мотивации; нейропсихология, общие вопросы; общая психология; Певзнер М.С.; Пенфилд У.; переживание; персеверации; Пиаже Ж.; полюс лобной доли; праксис; премоторная область; префронтальные отделы коры; процессы планирования и контроля; травма; уровень притязаний; Ферстер; французская социологическая школа; Фритц Г.; Фултон; функциональные системы; целенаправленное поведение; эфферентная моторная афазия
Тип публикации: книги/глава книги
Форма: машинопись
Год, которым датирован документ: 1940
Язык публикации: русский
Ключевые слова: восстановительное обучение; реабилитация; нарушения речи; нейролингвистика; психолингвистика; нейропсихологическая диагностика; нейропсихология, методы; нейропсихология, общие вопросы; речь; топическая диагностика
Тип публикации: другое
Форма: машинопись
Год, которым датирован документ: 1975
Язык публикации: русский
Ключевые слова: III блок; II блок; I блок; внимание; восстановительное обучение; реабилитация; Выготский Л.С.; Гальперин П.Я.; диагностика; Запорожец А.В.; Леонтьев А.Н.; нейропсихология, общие вопросы; Павлов И.П.; память; праксис; психология, общие вопросы; Сеченов И.М.; Теплов Б.М.; факторный анализ; функциональные системы; Эльконин Д.Б.
Тип публикации: статьи
Форма: машинопись
Язык публикации: русский
Ключевые слова: амузия; афазия; афферентная моторная афазия; Брока П.; Вернике К.; височно-затылочные отделы; височные отделы; Выготский Л.С.; Гольдштейн К.; Джексон Х.; затылочные отделы; кинестетическое восприятие; Леонтьев А.Н.; Монаков К.; нейропсихология, общие вопросы; письмо; постцентральная область; премоторная область; процессы пространственного и квазипространственного анализа и синтеза (пространственные функции); речь; сенсорная афазия; серийная организация движений и действий; синдромный анализ; теменно-затылочные отделы; теменные отделы; факторный анализ; фонематический анализ; эфферентная моторная афазия
Тип публикации: статьи
Форма: машинопись
Год, которым датирован документ: 1963
Язык публикации: русский