Данная статья написана с целью дать краткий обзор имеющихся к моменту ее написания достижений зарубежной и отечественной нейропсихологии. После краткого введения, где упоминается заметный прогресс в области наук о мозге со ссылкой на работы Грея Уолтера "Живой мозг" и Мэгуна "Бодрствующий мозг", обозначаются задачи нейропсихологии - 1) обеспечить более точную топическую диагностику нарушений мозговых механизмов не элементарных, а высших психических процессов с опорой на адекватные методы и знания об их психологическом строении и 2) в результате построения теории функциональной организации мозга дать научной психологии знания о мозговых основах психической деятельности.
Далее освещаются основные тенденции в изучении мозговых основ высших психических функций (ВПФ) - узкий локализационизм (на примере истории открытия сенсорной и мотортной афазий) и антилокализационизм, а также важные параллельные находки, такие, как идеи Х. Джексона об организации работы мозга не только по зонам, но и по уровням (произвольному и непроизвольному, например). Обозначаются основные вопросы, которые было необходимо решить для разрешения дилеммы между этими двумя подходами к локализации: пересмотр понятий "функция" (вместо ее - рассмотрение функциональной системы, выстроенной для достижения определенной цели) и "локализация" (понимание, что локализуется не функция, а ее компоненты, образующие систему).
Далее освещается теория трех функциональных блоков мозга с кратким описанием функций каждого из блоков и связанных с ними мозговых структур.
Далее на примере мозговых механизмов произвольных движений (праксиса) и мнестических процессов и их нарушений показывается, что в обеспечении каждого действия человека участвуют все блоки мозга, причем каждый вносит в этот процесс свой уникальный вклад.
Ключевые слова: I блок; III блок; II блок; агнозия; афазия; Брока П.; Вернике К.; восприятие; Гольдштейн К.; Джексон Х.; диагностика; история нейропсихологии; Клейст К.; Моруцци Дж.; Мэгун Г.; нарушения восприятия; нарушения движений; нарушения памяти; нарушения речи; нейропсихология, общие вопросы; нейрофизиология; память; праксис; речь; синдромный анализ; Уолтер Г.; функциональные системы
Тематика: симптомы; ключевые имена / персоналии; виды работы психолога; дисциплина (область работы А.Р. Лурии); функции; методы, варианты, направления анализа; другое
Тип публикации: статьи
Форма: машинопись
Год, которым датирован документ: 1975
Язык публикации: русский
Данная статья написана с целью дать краткий обзор имеющихся к моменту ее написания достижений зарубежной и отечественной нейропсихологии. После краткого введения, где упоминается заметный прогресс в области наук о мозге со ссылкой на работы Грея Уолтера "Живой мозг" и Мэгуна "Бодрствующий мозг", обозначаются задачи нейропсихологии - 1) обеспечить более точную топическую диагностику нарушений мозговых механизмов не элементарных, а высших психических процессов с опорой на адекватные методы и знания об их психологическом строении и 2) в результате построения теории функциональной организации мозга дать научной психологии знания о мозговых основах психической деятельности.
Далее освещаются основные тенденции в изучении мозговых основ высших психических функций (ВПФ) - узкий локализационизм (на примере истории открытия сенсорной и мотортной афазий) и антилокализационизм, а также важные параллельные находки, такие, как идеи Х. Джексона об организации работы мозга не только по зонам, но и по уровням (произвольному и непроизвольному, например). Обозначаются основные вопросы, которые было необходимо решить для разрешения дилеммы между этими двумя подходами к локализации: пересмотр понятий "функция" (вместо ее - рассмотрение функциональной системы, выстроенной для достижения определенной цели) и "локализация" (понимание, что локализуется не функция, а ее компоненты, образующие систему).
Далее освещается теория трех функциональных блоков мозга с кратким описанием функций каждого из блоков и связанных с ними мозговых структур. Далее на примере мозговых механизмов произвольных движений (праксиса) и мнестических процессов и их нарушений показывается, что в обеспечении каждого действия человека участвуют все блоки мозга, причем каждый вносит в этот процесс свой уникальный вклад.
Ключевые слова: I блок; III блок; II блок; агнозия; афазия; Брока П.; Вернике К.; восприятие; Гольдштейн К.; Джексон Х.; диагностика; история нейропсихологии; Клейст К.; Моруцци Дж.; Мэгун Г.; нарушения восприятия; нарушения движений; нарушения памяти; нарушения речи; нейропсихология, общие вопросы; нейрофизиология; память; праксис; речь; синдромный анализ; Уолтер Г.; функциональные системы
Тематика: симптомы; ключевые имена / персоналии; виды работы психолога; дисциплина (область работы А.Р. Лурии); функции; методы, варианты, направления анализа; другое
Тип публикации: статьи
Форма: рукопись
Год, которым датирован документ: 1975
Язык публикации: русский
Статья посвящена проблеме регулирующей функции речи. Сначала в ней рассматривается вопрос развития регулирующей (сигнальной) функции речи в раннем детстве (от 1.5 лет) с привлечением экспериментальных исследований влияния речевой инструкции на действия ребенка. Затем обсуждается важность изучения регулирующей функции речи как специфически человеческого механизма нарушения работы ЦНС с опорой на представления И.П. Павлова о двух сигнальных системах - в частности, делается предположение о том, что нейродинамика (нарушение баланса возбуждения и торможения в ЦНС) как основной физиологический механизм нарушения работы мозга может быть нарушена не в обоих, а только в одной из этих сигнальных систем. Для подтверждения этого приводятся данные об экспериментальном исследовании детей-олигофренов и детей с церебрастеническим синдромом без интеллектуального дефицита. При олигофрении регулирующая функция речи была грубо нарушена, тогда как нейродинамические процессы в звене поддержания общего тонуса и бодрствования и реализации непосредственной психической активности, не требующей речевой регуляции, оставалась интактной. Напротив, дети с церебрастеническим синдромом демонстрировали тяжелые дефициты общей нейродинамики, но сохранность регулирующей роли речи и связанных с этой сигнальной системой нейродинамических механизмов позволяли им компенсировать дефициты на более непосредственном уровне функционирования. Далее приводятся совместные с Л.С. Выготским исследования А.Р. Лурией нарушения регулирующей функции речи при паркинсонизме. В финале обсуждается особо важная роль лобных долей в реализации регулирующей функции речи, причем ее обсуждение идет в контексте их возможности модулировать и регулировать поступающие от ретикулярной формации активирующие влияния.
Материал статьи немного сокращен по сравнению с русскоязычным аналогом, но содержит те же основные смысловые части.
Ключевые слова: III блок; I блок; детская нейропсихология; дефектология; лобные отделы; нарушения нейродинамики; нарушения речи; нейродинамика; нейропсихология, общие вопросы; паркинсонизм; регулирующая функция речи; речевая инструкция; речь; Тихомиров О.К.; умственная отсталость/олигофрения; Хомская Е.Д.; церебрастенический синдром; экспериментально-психологические исследования
Тематика: дисциплина (область работы А.Р. Лурии); структуры; функции; этиология; синдром / нарушение; ключевые имена / персоналии; пациенты; виды работы психолога; другое
Тип публикации: статьи
Форма: машинопись
Язык публикации: английский
Статья посвящена проблеме регулирующей функции речи. Сначала в ней рассматривается вопрос развития регулирующей (сигнальной) функции речи в раннем детстве (от 1.5 лет) с привлечением экспериментальных исследований влияния речевой инструкции на действия ребенка. Затем обсуждается важность изучения регулирующей функции речи как специфически человеческого механизма нарушения работы ЦНС с опорой на представления И.П. Павлова о двух сигнальных системах - в частности, делается предположение о том, что нейродинамика (нарушение баланса возбуждения и торможения в ЦНС) как основной физиологический механизм нарушения работы мозга может быть нарушена не в обоих, а только в одной из этих сигнальных систем. Для подтверждения этого приводятся данные об экспериментальном исследовании детей-олигофренов и детей с церебрастеническим синдромом без интеллектуального дефицита. При олигофрении регулирующая функция речи была грубо нарушена, тогда как нейродинамические процессы в звене поддержания общего тонуса и бодрствования и реализации непосредственной психической активности, не требующей речевой регуляции, оставалась интактной. Напротив, дети с церебрастеническим синдромом демонстрировали тяжелые дефициты общей нейродинамики, но сохранность регулирующей роли речи и связанных с этой сигнальной системой нейродинамических механизмов позволяли им компенсировать дефициты на более непосредственном уровне функционирования. Далее приводятся совместные с Л.С. Выготским исследования А.Р. Лурией нарушения регулирующей функции речи при паркинсонизме. В финале обсуждается особо важная роль лобных долей в реализации регулирующей функции речи, причем ее обсуждение идет в контексте их возможности модулировать и регулировать поступающие от ретикулярной формации активирующие влияния.
Материал статьи немного сокращен по сравнению с русскоязычным аналогом, но содержит те же основные смысловые части.
Ключевые слова: III блок; I блок; детская нейропсихология; дефектология; лобные отделы; нарушения нейродинамики; нарушения речи; нейродинамика; нейропсихология, общие вопросы; паркинсонизм; регулирующая функция речи; речевая инструкция; речь; Тихомиров О.К.; умственная отсталость/олигофрения; Хомская Е.Д.; церебрастенический синдром; экспериментально-психологические исследования
Тематика: дисциплина (область работы А.Р. Лурии); структуры; функции; этиология; синдром / нарушение; ключевые имена / персоналии; пациенты; виды работы психолога; другое
Тип публикации: статьи
Форма: машинопись
Язык публикации: английский
Статья посвящена проблеме регулирующей функции речи. Сначала в ней рассматривается вопрос развития регулирующей (сигнальной) функции речи в раннем детстве (от 1.5 лет) с привлечением экспериментальных исследований влияния речевой инструкции на действия ребенка. Затем обсуждается важность изучения регулирующей функции речи как специфически человеческого механизма нарушения работы ЦНС с опорой на представления И.П. Павлова о двух сигнальных системах - в частности, делается предположение о том, что нейродинамика (нарушение баланса возбуждения и торможения в ЦНС) как основной физиологический механизм нарушения работы мозга может быть нарушена не в обоих, а только в одной из этих сигнальных систем. Для подтверждения этого приводятся данные об экспериментальном исследовании детей-олигофренов и детей с церебрастеническим синдромом без интеллектуального дефицита. При олигофрении регулирующая функция речи была грубо нарушена, тогда как нейродинамические процессы в звене поддержания общего тонуса и бодрствования и реализации непосредственной психической активности, не требующей речевой регуляции, оставалась интактной. Напротив, дети с церебрастеническим синдромом демонстрировали тяжелые дефициты общей нейродинамики, но сохранность регулирующей роли речи и связанных с этой сигнальной системой нейродинамических механизмов позволяли им компенсировать дефициты на более непосредственном уровне функционирования. Далее приводятся совместные с Л.С. Выготским исследования А.Р. Лурией нарушения регулирующей функции речи при паркинсонизме. В финале обсуждается особо важная роль лобных долей в реализации регулирующей функции речи, причем ее обсуждение идет в контексте их возможности модулировать и регулировать поступающие от ретикулярной формации активирующие влияния.
Материал статьи немного сокращен по сравнению с русскоязычным аналогом, но содержит те же основные смысловые части.
Ключевые слова: III блок; I блок; детская нейропсихология; дефектология; лобные отделы; нарушения нейродинамики; нарушения речи; нейродинамика; нейропсихология, общие вопросы; паркинсонизм; регулирующая функция речи; речевая инструкция; речь; Тихомиров О.К.; умственная отсталость/олигофрения; Хомская Е.Д.; церебрастенический синдром; экспериментально-психологические исследования
Тематика: дисциплина (область работы А.Р. Лурии); структуры; функции; этиология; синдром / нарушение; ключевые имена / персоналии; пациенты; виды работы психолога; другое
Тип публикации: статьи
Форма: машинопись
Язык публикации: английский
Текст доклада предназначен для выступления на XVIII международном конгрессе в Москве (1966 год), к которому в МГУ имени М.В. Ломоносова был образован первый в СССР факультет психологии.
В докладе обсуждаются современные нейропсихологические данные о функциях лобных долей мозга, которые заявлены во введении к докладу - поддержание сложных программ поведения, возможность оттормаживания нерелевантных реакций, сопоставление результатов своей активности с заранее поставленной целью. Нарушение регулирующей функции речи при этом особо выделяется как один из ключевых симптомов повреждения лобных долей. После небольшого обзора развития регулирующей функции в детстве (от 2-2.5 до 7 лет) автор переходит к обсуждению психофизиологической подосновы лобного синдрома - нарушению способности восстанавливать вегетативные компоненты угасшего ориентировочного рефлекса под влиянием речевой инструкции и поддержания активных состояний мозговой коры и связанных с ними форм активного поведения. Обсуждаются различные степени нарушения регулирующей роли речи - от грубой потери возможности выполнять простые действия по инструкции (при возможности ее повторить) до усвоения программы, но ее потери при выполнении с соскальзыванием на стереотипные реакции. Показываются трудности усвоения конфликтных инструкций (где конфликт образуется между требуемой и непосредственно возникающей эхопраксичной реакцией на стимул, как в пробах на реакцию выбора). Обсуждается нарушение планирования алгоритма действия при решении интеллектуальных задач (на конструирование, арифметических) при лобных поражениях.
В конце доклада кратко освещаются основные причины разнообразия симптомов при лобных поражениях - обсуждаются варианты лобного синдрома при задне-лобной, базальной и медиальной локализации поражения, а также высокий резерв компенсации имеющихся дефицитов при благоприятном течении заболеваний.
Ключевые слова: III блок; активация; базальные отделы лобных долей; Бехтерев В.М.; Выготский Л.С.; задне-лобные отделы; избирательность психических процессов; импульсивность; левое полушарие; лобные отделы; медиальные отделы лобных долей; мышление; нарушения избирательности (селективности); нарушения мышления; нарушения памяти; нарушения планирования и контроля; нейропсихология, общие вопросы; ориентировочный рефлекс; Прибрам К.; произвольная регуляция; процессы планирования и контроля; психофизиология; регулирующая функция речи; Тихомиров О.К.; Уолтер Г.; Хомская Е.Д.
Тематика: структуры; ключевые имена / персоналии; функции; симптомы; дисциплина (область работы А.Р. Лурии)
Тип публикации: доклады/тезисы
Форма: машинопись
Язык публикации: английский
Ключевые слова: III блок; II блок; I блок; диагностика; история нейропсихологии; история психологии; нарушения письма; нейропсихология, методы; нейропсихология, общие вопросы; письмо; праксис; речь; факторный анализ
Тематика: структуры; виды работы психолога; дисциплина (область работы А.Р. Лурии); симптомы; функции; методы, варианты, направления анализа
Тип публикации: доклады/тезисы
Форма: машинопись
Год, которым датирован документ: 1968
Язык публикации: английский
Ключевые слова: III блок; II блок; I блок; диагностика; история нейропсихологии; история психологии; нарушения письма; нейропсихология, методы; нейропсихология, общие вопросы; письмо; праксис; речь; факторный анализ
Тематика: структуры; виды работы психолога; дисциплина (область работы А.Р. Лурии); симптомы; функции
Тип публикации: доклады/тезисы
Форма: машинопись
Год, которым датирован документ: 1968
Язык публикации: английский
Ключевые слова: III блок; II блок; нарушения письма; диагностика; I блок; история нейропсихологии; история психологии; нейропсихология, методы; нейропсихология, общие вопросы; письмо; праксис; речь; факторный анализ
Тематика: структуры; виды работы психолога; дисциплина (область работы А.Р. Лурии); симптомы; функции
Тип публикации: доклады/тезисы
Форма: рукопись
Год, которым датирован документ: 1968
Язык публикации: английский
Ключевые слова: III блок; II блок; нарушения письма; диагностика; история нейропсихологии; I блок; история психологии; нейропсихология, методы; нейропсихология, общие вопросы; письмо; праксис; речь; факторный анализ
Тематика: структуры; виды работы психолога; дисциплина (область работы А.Р. Лурии); симптомы; функции
Тип публикации: доклады/тезисы
Форма: рукопись
Год, которым датирован документ: 1968
Язык публикации: английский
Статья посвящена проблеме мозговой организации сознания.
Попытки решить вопрос о взаимоотношении сознания и мозга, отталкиваясь от представлений о сознании как о первично данным человеку субъективном переживании, далее неразложимом, оказались теоретически бесплодными. Автор утверждает, что сознание следует понимать как сложную форму активного отражения действительности и исходить из положения о смысловом и системном строении сознания. Согласно данным представлениям, сознание формируется в результате общественной жизни человека при ближайшем участии предметной деятельности и речи. Как следствие, архитектура функциональных систем, лежащих в основе сознания, не является неизменной, а последовательно изменяется на каждом этапе развития сознания. Представления о смысловом и системном строении сознания задают направление поисков в вопросе о его мозговых основах: их следует искать в совместной работе многих мозговых систем, каждая из которых вносит свой вклад в формирование сложной сознательной деятельности. Данные, полученные в результате исследований нарушений сознательной деятельности при локальных поражениях мозга, позволяют сделать первые шаги в уточнении мозговой организации сознания.
Ключевые слова: вертикальная организация мозга; височные отделы; внутренняя речь; избирательность психических процессов; лимбическая область; лобные отделы; нарушения памяти; нарушения речи; нарушения сознания; нейропсихология, общие вопросы; познавательные процессы; процессы планирования и контроля; регуляторная функция речи; системная и динамическая локализация функций; сознание; стволовые структуры; факторный анализ; функциональные системы
Тематика: другое; структуры; функции; симптомы; дисциплина (область работы А.Р. Лурии); методы, варианты, направления анализа
Тип публикации: статьи
Форма: машинопись
Год, которым датирован документ: 1967
Язык публикации: русский
Ключевые слова: III блок; II блок; I блок; бодрствование; височные отделы; восстановительное обучение; реабилитация; вторичные зоны коры; задние отделы; задние отделы полушарий; затылочные отделы; избирательность психических процессов; левое полушарие; лобные отделы; нарушения динамики нервных процессов; нарушения избирательности (селективности); нарушения памяти; нарушения письма; нарушения программирования действия; нарушения состояния бодрствования; нейродинамика; нейропсихологическая диагностика; нейропсихология, методы; нейропсихология, общие вопросы; память; первичные зоны коры; передние отделы; письмо; планирование действий; постцентральная область; программирование действия; регуляция поведения; регуляция целенаправленной деятельности; ретикулярная формация; стволовые структуры; теменно-височно-затылочные отделы; теменно-затылочные отделы; теменные отделы; топическая диагностика; третичные зоны коры; факторный анализ
Тематика: структуры; функции; виды работы психолога; симптомы; дисциплина (область работы А.Р. Лурии); методы, варианты, направления анализа
Тип публикации: доклады/тезисы
Форма: машинопись
Год, которым датирован документ: 1968
Язык публикации: английский
Ключевые слова: история нейропсихологии; лимбическая область; лобные отделы; медицина; медицинская психология; нарушения памяти; нарушения письма; неврология; нейродинамика; нейропсихологическая диагностика; нейропсихология, методы; нейропсихология, общие вопросы; нейрофизиология; память; письмо; психиатрия; психология, общие вопросы; психофизиология; ретикулярная формация; факторный анализ
Тематика: дисциплина (область работы А.Р. Лурии); структуры; симптомы; функции; методы, варианты, направления анализа
Тип публикации: статьи
Форма: машинопись; рукопись
Год, которым датирован документ: 1969
Язык публикации: русский
Ключевые слова: история нейропсихологии; лимбическая область; медицина; лобные отделы; медицинская психология; нарушения памяти; нарушения письма; неврология; нейродинамика; нейропсихологическая диагностика; нейропсихология, методы; нейропсихология, общие вопросы; нейрофизиология; память; психиатрия; письмо; психофизиология; психология, общие вопросы; ретикулярная формация; факторный анализ
Тематика: ключевые имена / персоналии; другое; дисциплина (область работы А.Р. Лурии); функции
Тип публикации: статьи
Форма: машинопись; рукопись
Год, которым датирован документ: 1969
Язык публикации: русский
Ключевые слова: III блок; II блок; I блок; Анохин П.К.; Артемьева Е.Ю.; Брока П.; Вернике К.; Галль Ф.; гиппокамп; Гольдштейн К.; Джексон Х.; динамика нервных процессов; избирательность психических процессов; инертность; история нейропсихологии; Клейст К.; Ливанов М.Н.; Моруцци Дж.; Мэгун Г.; нарушения динамики нервных процессов; нарушения избирательности (селективности); нарушения нейродинамики; нарушения памяти; нейродинамика; нейропсихология, методы; нейропсихология, общие вопросы; нейрофизиология; Павлов И.П.; память; Пенфилд У.; персеверации; подкорковые отделы; Поляков Г.И.; правое полушарие; Прибрам К.; синдромный анализ; Соколов Е.Н.; Сперри Р., Газзанига М.; Уолтер Г.; факторный анализ; функциональные системы; Хомская Е.Д.; Хьюбел Д., Визел Т.
Тематика: структуры; ключевые имена / персоналии; симптомы; функции; дисциплина (область работы А.Р. Лурии); методы, варианты, направления анализа; другое
Тип публикации: статьи
Форма: репринт
Год, которым датирован документ: 1973
Год 2: 1975
Язык публикации: английский
Ключевые слова: вертикальная организация мозга; височные отделы; внутренняя речь; избирательность психических процессов; лимбическая область; лобные отделы; нарушения памяти; нарушения речи; нарушения сознания; нейропсихология, общие вопросы; познавательные процессы; процессы планирования и контроля; регуляторная функция речи; системная и динамическая локализация функций; сознание; стволовые структуры; факторный анализ; функциональные системы
Тематика: другое; структуры; функции; симптомы; дисциплина (область работы А.Р. Лурии); методы, варианты, направления анализа
Тип публикации: статьи
Форма: машинопись
Язык публикации: русский
Ключевые слова: височные отделы; вертикальная организация мозга; избирательность психических процессов; внутренняя речь; лимбическая область; лобные отделы; нарушения памяти; нарушения речи; нарушения сознания; познавательные процессы; процессы планирования и контроля; нейропсихология, общие вопросы; регуляторная функция речи; сознание; системная и динамическая локализация функций; стволовые структуры; факторный анализ; функциональные системы
Тематика: другое; структуры; симптомы; функции; методы, варианты, направления анализа; дисциплина (область работы А.Р. Лурии)
Тип публикации: статьи
Форма: рукопись
Год, которым датирован документ: 1967
Язык публикации: русский
Ключевые слова: вертикальная организация мозга; нейропсихология, общие вопросы; познавательные процессы; сознание; функциональные системы
Тематика: другое; дисциплина (область работы А.Р. Лурии); функции
Тип публикации: статьи
Форма: рукопись
Год, которым датирован документ: 1967
Язык публикации: русский
Ключевые слова: III блок; II блок; I блок; агнозия; афазия; Брока П.; Вернике К.; восприятие; Гольдштейн К.; Джексон Х.; диагностика; история нейропсихологии; Клейст К.; Моруцци Дж.; Мэгун Г.; нарушения восприятия; нарушения движений; нарушения памяти; нарушения речи; нейропсихология, общие вопросы; нейрофизиология; память; праксис; речь; синдромный анализ; Уолтер Г.; функциональные системы
Тематика: структуры; синдром / нарушение; ключевые имена / персоналии; функции; виды работы психолога; дисциплина (область работы А.Р. Лурии); симптомы; методы, варианты, направления анализа; другое
Тип публикации: библиография
Форма: машинопись
Год, которым датирован документ: 1975
Язык публикации: английский
Ключевые слова: афазия; афферентная моторная афазия; Брока П.; Вернике К.; инертность; история нейропсихологии; нарушения избирательности (селективности); нейропсихология, методы; нейропсихология, общие вопросы; Павлов И.П.; персеверации; проводниковая афазия; речь; селективность психических процессов; семантическая афазия; сенсорная афазия; транскортикальная афазия; транскортикальная моторная афазия; факторный анализ; эфферентная моторная афазия
Тематика: синдром / нарушение; ключевые имена / персоналии; симптомы; дисциплина (область работы А.Р. Лурии); функции; методы, варианты, направления анализа
Тип публикации: статьи
Форма: машинопись
Год, которым датирован документ: 1971
Язык публикации: английский
Ключевые слова: диагностика; нейропсихологическая диагностика; нейропсихология, общие вопросы; факторный анализ
Тип публикации: доклады/тезисы
Форма: машинопись
Язык публикации: русский
Ключевые слова: нейропсихологическая диагностика; нейропсихология, общие вопросы; синдромный анализ
Тип публикации: доклады/тезисы
Форма: машинопись
Язык публикации: русский
Автобиографический очерк описывает основные этапы работы А.Р.Лурия. Интересующие его темы и связанные с ними основные публикации структурированы хронологически и логически.
Ключевые слова: II блок; III блок; Выготский Л.С.; лобные отделы; планирование действий; праксис; программируемое поведение; речь; сознательное действие; управляющие функции; условная двигательная реакция; программирование действия; экспериментально-психологические исследования; автобиографическое; афазия; близнецовый метод; восстановительное обучение; реабилитация; детская нейропсихология; история нейропсихологии; культурно-исторический подход; лобный синдром; мышление; нейролингвистика; психолингвистика; нейропсихология, методы; нейропсихология, общие вопросы; онтогенез; память; сознание; факторный анализ
Тип публикации: статьи
Форма: машинопись
Год, которым датирован документ: 1972
Язык публикации: русский
Вариант доклада А.Р. Лурии для конференции по изучению функций мозга в Софии «Нейропсихология и ее значение для изучения функций мозга», посвященного методологии нейропсихологии – проблеме нейропсихологической диагностики высших психических функций, локализации высших корковых функций, синдромному анализу, выделению нейропсихологических факторов. Обсуждается роль нейропсихологической диагностики для практической невропатологии.
Ключевые слова: нейропсихологическая диагностика; нейропсихология, методы; нейропсихология, общие вопросы; синдромный анализ; факторный анализ
Тип публикации: доклады/тезисы
Форма: машинопись
Год, которым датирован документ: 1974
Язык публикации: русский
В папке присутствуют 2 варианта доклада А.Р. Лурии для конференции по изучению функций мозга в Софии «Нейропсихология и ее значение для изучения функций мозга» (1 рукописный и 1 машинописный), посвященного методологии нейропсихологии – проблеме нейропсихологической диагностики высших психических функций, локализации высших корковых функций, синдромному анализу, выделению нейропсихологических факторов. Обсуждается роль нейропсихологической диагностики для практической невропатологии.
Ключевые слова: нейропсихологическая диагностика; нейропсихология, методы; нейропсихология, общие вопросы; синдромный анализ; факторный анализ
Тип публикации: доклады/тезисы
Форма: машинопись
Год, которым датирован документ: 1974
Язык публикации: русский
В папке присутствуют 2 варианта доклада А.Р. Лурии для конференции по изучению функций мозга в Софии «Нейропсихология и ее значение для изучения функций мозга» (1 рукописный и 1 машинописный), посвященного методологии нейропсихологии – проблеме нейропсихологической диагностики высших психических функций, локализации высших корковых функций, синдромному анализу, выделению нейропсихологических факторов. Обсуждается роль нейропсихологической диагностики для практической невропатологии.
Ключевые слова: нейропсихологическая диагностика; нейропсихология, методы; нейропсихология, общие вопросы; синдромный анализ; факторный анализ
Тип публикации: доклады/тезисы
Форма: рукопись
Год, которым датирован документ: 1972
Язык публикации: русский