Статья посвящена проблеме регулирующей функции речи. Сначала в ней рассматривается вопрос развития регулирующей (сигнальной) функции речи в раннем детстве (от 1.5 лет) с привлечением экспериментальных исследований влияния речевой инструкции на действия ребенка. Затем обсуждается важность изучения регулирующей функции речи как специфически человеческого механизма нарушения работы ЦНС с опорой на представления И.П. Павлова о двух сигнальных системах - в частности, делается предположение о том, что нейродинамика (нарушение баланса возбуждения и торможения в ЦНС) как основной физиологический механизм нарушения работы мозга может быть нарушена не в обоих, а только в одной из этих сигнальных систем. Для подтверждения этого приводятся данные об экспериментальном исследовании детей-олигофренов и детей с церебрастеническим синдромом без интеллектуального дефицита. При олигофрении регулирующая функция речи была грубо нарушена, тогда как нейродинамические процессы в звене поддержания общего тонуса и бодрствования и реализации непосредственной психической активности, не требующей речевой регуляции, оставалась интактной. Напротив, дети с церебрастеническим синдромом демонстрировали тяжелые дефициты общей нейродинамики, но сохранность регулирующей роли речи и связанных с этой сигнальной системой нейродинамических механизмов позволяли им компенсировать дефициты на более непосредственном уровне функционирования. Далее приводятся совместные с Л.С. Выготским исследования А.Р. Лурией нарушения регулирующей функции речи при паркинсонизме. В финале обсуждается особо важная роль лобных долей в реализации регулирующей функции речи, причем ее обсуждение идет в контексте их возможности модулировать и регулировать поступающие от ретикулярной формации активирующие влияния.
Материал статьи немного сокращен по сравнению с русскоязычным аналогом, но содержит те же основные смысловые части.
Ключевые слова: III блок; I блок; детская нейропсихология; дефектология; лобные отделы; нарушения нейродинамики; нарушения речи; нейродинамика; нейропсихология, общие вопросы; паркинсонизм; регулирующая функция речи; речевая инструкция; речь; Тихомиров О.К.; умственная отсталость/олигофрения; Хомская Е.Д.; церебрастенический синдром; экспериментально-психологические исследования
Тематика: дисциплина (область работы А.Р. Лурии); структуры; функции; этиология; синдром / нарушение; ключевые имена / персоналии; пациенты; виды работы психолога; другое
Тип публикации: статьи
Форма: машинопись
Язык публикации: английский
Статья посвящена проблеме регулирующей функции речи. Сначала в ней рассматривается вопрос развития регулирующей (сигнальной) функции речи в раннем детстве (от 1.5 лет) с привлечением экспериментальных исследований влияния речевой инструкции на действия ребенка. Затем обсуждается важность изучения регулирующей функции речи как специфически человеческого механизма нарушения работы ЦНС с опорой на представления И.П. Павлова о двух сигнальных системах - в частности, делается предположение о том, что нейродинамика (нарушение баланса возбуждения и торможения в ЦНС) как основной физиологический механизм нарушения работы мозга может быть нарушена не в обоих, а только в одной из этих сигнальных систем. Для подтверждения этого приводятся данные об экспериментальном исследовании детей-олигофренов и детей с церебрастеническим синдромом без интеллектуального дефицита. При олигофрении регулирующая функция речи была грубо нарушена, тогда как нейродинамические процессы в звене поддержания общего тонуса и бодрствования и реализации непосредственной психической активности, не требующей речевой регуляции, оставалась интактной. Напротив, дети с церебрастеническим синдромом демонстрировали тяжелые дефициты общей нейродинамики, но сохранность регулирующей роли речи и связанных с этой сигнальной системой нейродинамических механизмов позволяли им компенсировать дефициты на более непосредственном уровне функционирования. Далее приводятся совместные с Л.С. Выготским исследования А.Р. Лурией нарушения регулирующей функции речи при паркинсонизме. В финале обсуждается особо важная роль лобных долей в реализации регулирующей функции речи, причем ее обсуждение идет в контексте их возможности модулировать и регулировать поступающие от ретикулярной формации активирующие влияния.
Материал статьи немного сокращен по сравнению с русскоязычным аналогом, но содержит те же основные смысловые части.
Ключевые слова: III блок; I блок; детская нейропсихология; дефектология; лобные отделы; нарушения нейродинамики; нарушения речи; нейродинамика; нейропсихология, общие вопросы; паркинсонизм; регулирующая функция речи; речевая инструкция; речь; Тихомиров О.К.; умственная отсталость/олигофрения; Хомская Е.Д.; церебрастенический синдром; экспериментально-психологические исследования
Тематика: дисциплина (область работы А.Р. Лурии); структуры; функции; этиология; синдром / нарушение; ключевые имена / персоналии; пациенты; виды работы психолога; другое
Тип публикации: статьи
Форма: машинопись
Язык публикации: английский
Статья посвящена проблеме регулирующей функции речи. Сначала в ней рассматривается вопрос развития регулирующей (сигнальной) функции речи в раннем детстве (от 1.5 лет) с привлечением экспериментальных исследований влияния речевой инструкции на действия ребенка. Затем обсуждается важность изучения регулирующей функции речи как специфически человеческого механизма нарушения работы ЦНС с опорой на представления И.П. Павлова о двух сигнальных системах - в частности, делается предположение о том, что нейродинамика (нарушение баланса возбуждения и торможения в ЦНС) как основной физиологический механизм нарушения работы мозга может быть нарушена не в обоих, а только в одной из этих сигнальных систем. Для подтверждения этого приводятся данные об экспериментальном исследовании детей-олигофренов и детей с церебрастеническим синдромом без интеллектуального дефицита. При олигофрении регулирующая функция речи была грубо нарушена, тогда как нейродинамические процессы в звене поддержания общего тонуса и бодрствования и реализации непосредственной психической активности, не требующей речевой регуляции, оставалась интактной. Напротив, дети с церебрастеническим синдромом демонстрировали тяжелые дефициты общей нейродинамики, но сохранность регулирующей роли речи и связанных с этой сигнальной системой нейродинамических механизмов позволяли им компенсировать дефициты на более непосредственном уровне функционирования. Далее приводятся совместные с Л.С. Выготским исследования А.Р. Лурией нарушения регулирующей функции речи при паркинсонизме. В финале обсуждается особо важная роль лобных долей в реализации регулирующей функции речи, причем ее обсуждение идет в контексте их возможности модулировать и регулировать поступающие от ретикулярной формации активирующие влияния.
Материал статьи немного сокращен по сравнению с русскоязычным аналогом, но содержит те же основные смысловые части.
Ключевые слова: III блок; I блок; детская нейропсихология; дефектология; лобные отделы; нарушения нейродинамики; нарушения речи; нейродинамика; нейропсихология, общие вопросы; паркинсонизм; регулирующая функция речи; речевая инструкция; речь; Тихомиров О.К.; умственная отсталость/олигофрения; Хомская Е.Д.; церебрастенический синдром; экспериментально-психологические исследования
Тематика: дисциплина (область работы А.Р. Лурии); структуры; функции; этиология; синдром / нарушение; ключевые имена / персоналии; пациенты; виды работы психолога; другое
Тип публикации: статьи
Форма: машинопись
Язык публикации: английский
В статье авторы описывают принципы восстановления мозговых функций после военных ранений.
Во-первых, высшие мозговые функции, такие как восприятие, праксис, речь и так далее, - это сложные функциональные системы, разные звенья которых локализованы в разных участках мозга. Во-вторых, природа органического поражения при военной травме неоднородна и может представлять собой как собственно органическое разрушение, так и временное динамическое угнетение мозгового участка (диашиз). Опираясь на эти общие принципы, авторы описывают конкретные задачи восстановительного обучения. Например, одной из первоочередных задач является отделение нарушений, возникающих вследствие диашиза, от дефектов вследствие органического поражения, и растормаживание временно угнетенных функций. Авторы делают краткий обзор нейрофизиологических механизмов диашиза и описывают несколько фармакологических методов, способствующих его разрешению. Отдельно рассматриваются явления отключения целых функциональных систем вследствие изменения установки личности, в частности, реактивная постконтузионная глухота. В таких случаях фармакологическое вмешательство будет бесполезным; в качестве успешного метода авторы рекомендуют так называемую "включающую" систему терапии (разработана Л.Б.Перельманом). В случае же органического поражения и выпадения определенных звеньев сложных функций успешной реабилитации можно достичь за счет функциональной перестройки системы. Здесь авторы выделяют два способа восстановления: за счет внешних вспомогательных схем и за счет внутрисистемной реинтеграции функции. Последнюю можно реализовывать несколькими методами (в частности, за счет смысловой организации восстанавливаемого звена); авторы разбирают различные примеры их применения (при нарушениях зрения, моторных систем, речи и т.д.).
Также отдельно рассмотрены разные типы нейродинамических нарушений (патологическая инертность, патологическая диффузность). Подобные методы, пишут авторы, применимы не только при поражениях головного мозга, но и при восстановлении функций травмированной периферической нервной системы.
Ключевые слова: амнезия; височные отделы; включающая терапия; восстановительное обучение; реабилитация; движения; диашиз; затылочные отделы; зрение; инертность; контузия; личность; нарушения движений; нарушения зрения; нарушения личности; нарушения нейродинамики; нарушения памяти; нарушения речи; нарушения чтения; нейродинамика; память; патологическая диффузность; периферическая нервная система; периферические нарушения движений; постконтузионная реактивная глухонемота; постконтузионная реактивная глухота; премоторная область; психофизиология; речь; травма; фармакотерапия; функциональный диашиз; чтение
Тематика: симптомы; функции; структуры
Тип публикации: статьи
Форма: машинопись
Год, которым датирован документ: 1945
Язык публикации: русский
Ключевые слова: амнезия; аневризма; больная Бел. (44536); больная Зуев. (54352); больная Рак. (44114); больная Снят. (53778); больной Авот. (47139); больной Гавр. (54097); больной Корк. (48579); больной Коч. (47056); больной Курочкин (55143); больной Сар. (56109); гиппокамп; инертность; интеллект; конфабуляции; корсаковский (амнестический) синдром; левое полушарие; лобные отделы; модально-неспецифические нарушения памяти; модально-специфические нарушения памяти; нарушения интеллекта; нарушения памяти; нарушения произвольной регуляции; нарушения сознания; нейродинамика; нейропсихологическая диагностика; опухоль; память; синдромный анализ; сознание; травма; факторный анализ; целенаправленное поведение
Тематика: симптомы; пациенты; структуры; синдром / нарушение; функции; дисциплина (область работы А.Р. Лурии); этиология; методы, варианты, направления анализа
Тип публикации: книги/глава книги
Форма: машинопись
Год, которым датирован документ: 1975
Язык публикации: русский
Ключевые слова: III блок; II блок; I блок; бодрствование; височные отделы; восстановительное обучение; реабилитация; вторичные зоны коры; задние отделы; задние отделы полушарий; затылочные отделы; избирательность психических процессов; левое полушарие; лобные отделы; нарушения динамики нервных процессов; нарушения избирательности (селективности); нарушения памяти; нарушения письма; нарушения программирования действия; нарушения состояния бодрствования; нейродинамика; нейропсихологическая диагностика; нейропсихология, методы; нейропсихология, общие вопросы; память; первичные зоны коры; передние отделы; письмо; планирование действий; постцентральная область; программирование действия; регуляция поведения; регуляция целенаправленной деятельности; ретикулярная формация; стволовые структуры; теменно-височно-затылочные отделы; теменно-затылочные отделы; теменные отделы; топическая диагностика; третичные зоны коры; факторный анализ
Тематика: структуры; функции; виды работы психолога; симптомы; дисциплина (область работы А.Р. Лурии); методы, варианты, направления анализа
Тип публикации: доклады/тезисы
Форма: машинопись
Год, которым датирован документ: 1968
Язык публикации: английский
Ключевые слова: история нейропсихологии; лимбическая область; лобные отделы; медицина; медицинская психология; нарушения памяти; нарушения письма; неврология; нейродинамика; нейропсихологическая диагностика; нейропсихология, методы; нейропсихология, общие вопросы; нейрофизиология; память; письмо; психиатрия; психология, общие вопросы; психофизиология; ретикулярная формация; факторный анализ
Тематика: дисциплина (область работы А.Р. Лурии); структуры; симптомы; функции; методы, варианты, направления анализа
Тип публикации: статьи
Форма: машинопись; рукопись
Год, которым датирован документ: 1969
Язык публикации: русский
Ключевые слова: история нейропсихологии; лимбическая область; медицина; лобные отделы; медицинская психология; нарушения памяти; нарушения письма; неврология; нейродинамика; нейропсихологическая диагностика; нейропсихология, методы; нейропсихология, общие вопросы; нейрофизиология; память; психиатрия; письмо; психофизиология; психология, общие вопросы; ретикулярная формация; факторный анализ
Тематика: ключевые имена / персоналии; другое; дисциплина (область работы А.Р. Лурии); функции
Тип публикации: статьи
Форма: машинопись; рукопись
Год, которым датирован документ: 1969
Язык публикации: русский
Ключевые слова: III блок; II блок; I блок; Анохин П.К.; Артемьева Е.Ю.; Брока П.; Вернике К.; Галль Ф.; гиппокамп; Гольдштейн К.; Джексон Х.; динамика нервных процессов; избирательность психических процессов; инертность; история нейропсихологии; Клейст К.; Ливанов М.Н.; Моруцци Дж.; Мэгун Г.; нарушения динамики нервных процессов; нарушения избирательности (селективности); нарушения нейродинамики; нарушения памяти; нейродинамика; нейропсихология, методы; нейропсихология, общие вопросы; нейрофизиология; Павлов И.П.; память; Пенфилд У.; персеверации; подкорковые отделы; Поляков Г.И.; правое полушарие; Прибрам К.; синдромный анализ; Соколов Е.Н.; Сперри Р., Газзанига М.; Уолтер Г.; факторный анализ; функциональные системы; Хомская Е.Д.; Хьюбел Д., Визел Т.
Тематика: структуры; ключевые имена / персоналии; симптомы; функции; дисциплина (область работы А.Р. Лурии); методы, варианты, направления анализа; другое
Тип публикации: статьи
Форма: репринт
Год, которым датирован документ: 1973
Год 2: 1975
Язык публикации: английский
Обзор посвящен проблеме мозговой организации языка. Автор отмечает, что в основе эволюции языка и мозга лежат различные механизмы: в то время как мозг сформировался в результате биологической эволюции и оставался неизменным практически на протяжении всей истории homo sapiens, язык являлся продуктом социальной истории и значительно изменялся за короткие промежутки времени. В статье обозреваются различные подходы к решению проблемы соотношения языка и мозга: узкий локализационизм, теория эквипотенциальности, теория функциональных систем.
Автор уделяет внимание психофизиологическому аспекту исследований мозговой организации языка: анализу нейродинамики, избирательности и пластичности речевой деятельности.
В завершение статья говорится о том, как методология нейролингвистики может быть применена для уточнения и расширения лингвистических знаний.
Ключевые слова: афазия; височные отделы; избирательность речи; инертность; история нейролингвистики; история психолингвистики; левое полушарие; лобные отделы; логико-грамматические конструкции; нейродинамика; нейролингвистика; психолингвистика; нейропластичность; парадигматика; парафазия; персеверации; синтагматика; системная и динамическая локализация функций; теменные отделы; факторный анализ; функциональные системы; экспрессивная речь
Тематика: дисциплина (область работы А.Р. Лурии); функции; структуры; симптомы; другое; методы, варианты, направления анализа
Тип публикации: статьи
Форма: машинопись
Год, которым датирован документ: 1973
Язык публикации: английский
Обзор посвящен проблеме мозговой организации языка. Автор отмечает, что в основе эволюции языка и мозга лежат различные механизмы: в то время как мозг сформировался в результате биологической эволюции и оставался неизменным практически на протяжении всей истории homo sapiens, язык являлся продуктом социальной истории и значительно изменялся за короткие промежутки времени. В статье обозреваются различные подходы к решению проблемы соотношения языка и мозга: узкий локализационизм, теория эквипотенциальности, теория функциональных систем.
Автор уделяет внимание психофизиологическому аспекту исследований мозговой организации языка: анализу нейродинамики, избирательности и пластичности речевой деятельности.
В завершение статья говорится о том, как методология нейролингвистики может быть применена для уточнения и расширения лингвистических знаний.
Ключевые слова: афазия; височные отделы; избирательность речи; инертность; история нейролингвистики; история психолингвистики; левое полушарие; лобные отделы; логико-грамматические конструкции; нейродинамика; нейролингвистика; психолингвистика; нейропластичность; парадигматика; парафазия; персеверации; синтагматика; системная и динамическая локализация функций; теменные отделы; факторный анализ; функциональные системы; экспрессивная речь
Тематика: дисциплина (область работы А.Р. Лурии); функции; структуры; симптомы; другое; методы, варианты, направления анализа
Тип публикации: статьи
Форма: рукопись
Год, которым датирован документ: 1973
Язык публикации: английский
Обзор посвящен проблеме мозговой организации языка. Автор отмечает, что в основе эволюции языка и мозга лежат различные механизмы: в то время как мозг сформировался в результате биологической эволюции и оставался неизменным практически на протяжении всей истории homo sapiens, язык являлся продуктом социальной истории и значительно изменялся за короткие промежутки времени. В статье обозреваются различные подходы к решению проблемы соотношения языка и мозга: узкий локализационизм, теория эквипотенциальности, теория функциональных систем.
Автор уделяет внимание психофизиологическому аспекту исследований мозговой организации языка: анализу нейродинамики, избирательности и пластичности речевой деятельности.
В завершение статья говорится о том, как методология нейролингвистики может быть применена для уточнения и расширения лингвистических знаний.
Ключевые слова: афазия; височные отделы; избирательность речи; инертность; история нейролингвистики; история психолингвистики; левое полушарие; лобные отделы; логико-грамматические конструкции; нейродинамика; нейролингвистика; психолингвистика; нейропластичность; парадигматика; парафазия; персеверации; синтагматика; системная и динамическая локализация функций; теменные отделы; факторный анализ; функциональные системы; экспрессивная речь
Тематика: дисциплина (область работы А.Р. Лурии); функции; структуры; симптомы; другое; методы, варианты, направления анализа
Тип публикации: статьи
Форма: машинопись
Год, которым датирован документ: 1973
Язык публикации: английский
В статье рассматривается вопрос кодирования (порождения) речевого высказывания, или экспрессивной речи. Выделяются этапы этого процесса: возникновение мотива, появление замысла (мысли) и построение на ее основе с помощью внутренней речи схемы высказывания (общая структура высказывания, носящая предикативный характер), которая затем преображается в линейную схему фразы и только затем - в развернутое речевое высказывание. Обсуждается вопрос о возможности выделения мозговых механизмов каждого из этих этапов. Обсуждаются методы исследования речи: прослеживание спонтанной речи пациента с оценкой мотивов речевого общения (просьбы - mand/demand и коммуникации - tact/contact по Б.Ф. Скиннеру), анализ диалогической речи и собственной монологической речи больного (пересказа текста, рассказа по картинке, написания сочинения на заданную тему). Также описываются специальные средства анализа порождения речи - повторение, называние, анализ парадигматической и синтагматической стороны порождаемого речевого высказывания. Далее анализируются те нарушения порождения речи, которые возникают при поражении конкретных областей мозга. Поражение подкорковых структур, как отмечает автор, приводит к общей инактивности больного, но сами механизмы порождения речи при этом остаются интактными и при повышении общего тонуса коры демонстрируют свою сохранность. Поражение лобных отделов левого полушария приводит к нарушению в первую очередь самого порождения мотива к речевому высказыванию и общению: такие больные крайне безучастны к происходящему, в диалогической речи у них происходит замена содержательных ответов на вопросы эхолалиями; в монологической речи отмечается невозможность сформировать замысел и на его основе построить программу высказывания, которая заменяется побочными ассоциациями или инертными стереотипами. В этом случае грубо нарушена регулирующая функция речи. Далее описывается синдром динамической афазии, связываемый в данной статье уже не с массивным поражением лобных отделов, а только с повреждением задне-лобной области, которая приводит не к общей инактивности, а только к специфической инактивности в речи. У них наблюдается специфическое нарушение самостоятельного построения речевого высказывания в звене построения его схемы, видимо, связанное с нарушениями внутренней речи и программирования высказывания (Т.В. Рябова (Ахутина)), тогда как грамматическое оформление высказывания может оставаться относительно сохранным. Оно нарушается у другой категории больных, речь которых традиционно описывалась как "телеграфный стиль". Это нарушение в статье связывается с нарушением синтагматической стороны речи, которая, в отличие от парадигматической, как отмечает А.Р. Лурия, к моменту написания статьи еще является недостаточно изученной (при обсуждении этих терминов упоминаются работы Ф. де Соссюра, Р. Якобсона). У таких больных грубо повреждена предикативная структура высказывания, "линейная схема фразы": их речь практически лишена глаголов и представляет собой набор слов, практически не связанных между собой синтаксически. Дополнительно обсуждаются вопросы онтогенеза грамматической структуры речи и работы в области грамматики Н. Хомского и его школы. Напротив, парадигматическая сторона речи нарушается при поражении задних речевых зон - при височных поражениях и синдроме акустико-гностической афазии, нижнетеменных поражениях и афферентной моторной (кинестетической) афазии и теменно-затылочных поражениях и семантической афазии. при височной афазии из речи исчезают существительные, происходит выпадение номинативного состава и нарушение предметной отнесенности слов, существительные заменяются обходными предикативными выражениями или парафазиями. Поражение теменно-затылочных (теменно-височно-затылочных) отделов приводит к стертым симптомам оптической агнозии, а также к нарушению симультанных синтезов и процессов пространственного и квазипространственного (в том числе - в импрессивной речи) анализа и синтеза. В экспрессивной речи это приводит к выраженным номинативным дефицитам в виде развернутого подыскивания слов (когда даже подсказка первой буквы при этом быстро помогает его вспомнить) и вербальных парафазий, в основе которой лежит уравнивание следов по возбудимости и невозможность выбора нужного слова из ряда равновероятно всплывающих альтернатив. Кроме того, у таких больных не нарушено построение конструкций, понятных из контекста ("коммуникация событий"), но возникают проблемы с построением логико-грамматических конструкций, требующих сохранности симультанных синтезов ("коммуникации отношений"). В заключении подводится краткий итог всем описанным вариантам нарушений экспрессивной речи, но оно выглядит незавершенным (последний из описанных в статье вариантов там не обсужден). Также в статье имеются пропуски на месте описаний пациентов, которые планировались к каждому из названных в ней нарушений.
Ключевые слова: акустико-гностическая афазия; афазия; больной Засецкий Л.А. (3712); височные отделы; Выготский Л.С.; динамическая афазия; задне-лобные отделы; затылочные отделы; инактивность; инертность; левое полушарие; лобные отделы; нарушения логико-грамматической структуры речи; нейродинамика; нейролингвистика; психолингвистика; нейропсихологическая диагностика; нейропсихология, методы; кинестетическое восприятие; монологическая речь; нарушения кинестетического восприятия; нарушения называния; нарушения нейродинамики; нарушения планирования и контроля; нарушения пространственного и квазипространственного анализа и синтеза; нарушения речи; нарушения серийной организации речи; нарушения фонематического слуха; номинация; оптическая агнозия; парадигматика; парафазия; подкорковые отделы; процессы планирования и контроля; процессы пространственного и квазипространственного анализа и синтеза (пространственные функции); регулирующая функция речи; речь; семантическая афазия; серийная организация движений и действий; синтагматика; Скиннер Б.Ф.; стволовые структуры; телеграфный стиль; теменно-височно-затылочные отделы; теменно-затылочные отделы; теменные отделы; фонематический слух; Хомский Н.; экспрессивная речь; эфферентная моторная афазия; эхолалия; Якобсон Р.
Тип публикации: статьи
Форма: машинопись
Год, которым датирован документ: 1972
Язык публикации: русский
В статье обсуждается психологическая структура процесса декодирования сообщения (понимания обращенной речи).
Выделяются 3 этапа этого процесса: понимание лексического значения слов, входящих в высказывание, анализ синтаксического строения фразы и на ее основе - понимание значения всего высказывания в целом, и, наконец, понимание общей мысли, мотивов и смысла, заложенных в высказывание, то есть подтекста, стоящего за сообщением. Эти этапы разбираются на примере понимания рассказа-басни "Галка и голуби" Л.Н. Толстого.
Обсуждаются условия (или задачи) декодирования сообщения:
Подчеркивается, что анализ подтекста и внутреннего смысла не является чисто вне-языковым процессом и тесно связан с языковым содержанием сообщения.
Далее обсуждается проблема выделения компонентов процесса декодирования сообщения и сложность построения таких моделей декодирования (например, создаваемых в структурной лингвистике). На примере опытов по анализу семантических полей с применением психофизиологических методов регистрации сосудистых или кожно-гальванических компонентов ориентировочного рефлекса (А.Р. Лурия, О.С. Виноградова, Н.А. Эйслер) показано, как по-разному выглядят связи слов у взрослых испытуемых группы условной нормы, умственно отсталых испытуемых, детей, как эти связи зависят от функционального состояния испытуемых. В этой связи критикуются модели понимания речи, не учитывающие эту психологическую специфику построения семантических связей у человека. Упоминается метод регистрации движений глаз как важное психологическое средство изучения процесса понимания текста в зависимости от его сложности и многозначности.
Значительная часть статьи посвящена описанию возможностей клинической нейропсихологии и анализа локальных поражений мозга для изучения психологической структуры декодирования сообщения. А.Р. Лурия кратко освещает основные принципы теории системной динамической локализации ВПФ (многокомпонентное строение ВПФ, связь каждого компонента с определенной зоной мозга, понятие нейропсихологического фактора, принцип двойной диссоциации функций при повреждении той или иной зоны), показывая, как такое понимание мозговых механизмов речи позволяет из анализа ее нарушений при локальных поражениях мозга сделать важные для психолингвистики выводы. Приводятся примеры нарушений понимания речи, возникающих при височных (нарушения фонематического слуха и нестойкость лексических единиц) и нижнетеменных (теменно-височно-затылочных) поражениях (нарушения процессов симультанных синтезов при анализе логико-грамматической структуры высказывания), поражениях медиальных отделов височной области (сужение объема оперативной памяти и повышенная тормозимость следов интерференцией) и передних (лобных) отделов коры (патологическая инертность, а при заинтересованности префронтальных областей - инактивность и/или импульсивность с потерей контроля над стереотипами и непроизвольным уровнем функционирования). Обсуждается также роль глубинных структур в обеспечении процессов избирательности (селективности) психических процессов и поддержания общего психического тонуса. Подчеркивается, что при правополушарных поражениях понимание речи также нарушается - зачастую как раз в звене избирательности, что выглядит как плохо контролируемое резонерство при внешне полностью сохранной речи.
Подробно обсуждаются различные степени нарушения селективности, наиболее сильно проявляющейся в случаях, когда сочетается общемозговая симптоматика и повреждение подкорковых структур с нарушением (первичным или вторичным от указанной) работы лобных долей:
В заключение делается вывод о важности нейролингвистики и знания о нарушениях речи при локальных поражениях мозга для расширения научного знания о процессах декодирования речевого высказывания, которое ранее считалось прерогативой только лингвистики, а теперь нуждается в данных от смежных наук для обогащения понимания механизмов сложных речевых процессов.
Ключевые слова: акустико-гностическая афазия; акустико-мнестическая афазия; афазия; больная А.; больная Бел.; больная Бобр.; больная Вор.; больная Корк.; больная Серш.; больной Авот.; больной Бух.; больной В.; больной Засецкий Л.А. (3712); больной Ив.; больной Корк.; больной Фрейд; больной Чернецов; Виноградова О.С.; височные отделы; восприятие; Выготский Л.С.; движения глаз; диагностика; динамическая афазия; задне-лобные отделы; затылочные отделы; избирательность психических процессов; импрессивная речь; импульсивность; инактивность; инертность; контаминации; корсаковский (амнестический) синдром; кратковременная память; левое полушарие; лимбическая область; лобные отделы; логико-грамматические конструкции; медиальные отделы; медиальные отделы височных долей; Миллер Дж.; нарушения восприятия; нарушения избирательности (селективности); нарушения логико-грамматической структуры речи; нарушения нейродинамики; нарушения памяти; нарушения планирования и контроля; нарушения пространственного и квазипространственного анализа и синтеза; нарушения речи; нарушения слухо-речевой памяти; нейродинамика; нейролингвистика; психолингвистика; нейропсихологическая диагностика; нейропсихология, методы; нейропсихология, общие вопросы; нижне-теменные отделы; общемозговая симптоматика; оперативная память; опухоль; ориентировочный рефлекс; память; подкорковые отделы; правое полушарие; префронтальные отделы коры; процессы планирования и контроля; процессы пространственного и квазипространственного анализа и синтеза (пространственные функции); психофизиология; речь; селективность психических процессов; семантическая афазия; сенсорная афазия; серийная организация движений и действий; системная и динамическая локализация функций; слухо-речевая память; сосудистые поражения; стволовые структуры; теменно-височно-затылочные отделы; теменные отделы; травма; третий желудочек; умственная отсталость/олигофрения; факторный анализ; фонематический анализ; чтение; Эйслер Н.А.; экспериментально-психологические исследования; эфферентная моторная афазия
Тип публикации: статьи
Форма: рукопись
Язык публикации: русский
Продолжение материала о влиянии подвижности нервных процессов на процессы письма и счета. Разобран случай больного П.Б. (43216) с опухолью задних лобных отделов левого полушария. В заключение даются определения динамической аграфии и динамической акалькулии, которые характеризуются персеверациями и невозможностью преодолеть инертные стереотипы.
Ключевые слова: аграфия; дисграфия; акалькулия; дискалькулия; больной П.Б. (43216); диагностика; зеркальность письма; инертность; левое полушарие; лобные отделы; нарушения письма; нарушения счета; нейродинамика; нейропсихологическая диагностика; опухоль; персеверации; письмо; процессы пространственного и квазипространственного анализа и синтеза (пространственные функции); речь; счет; эхолалия
Тип публикации: статьи
Форма: рукопись
Год, которым датирован документ: 1960
Язык публикации: русский
Статья посвящена проблеме регулирующей функции речи. Сначала в ней рассматривается вопрос развития регулирующей (сигнальной) функции речи в раннем детстве (от 1.5 лет) с привлечением экспериментальных исследований влияния речевой инструкции на действия ребенка. Затем обсуждается важность изучения регулирующей функции речи как специфически человеческого механизма нарушения работы ЦНС с опорой на представления И.П. Павлова о двух сигнальных системах - в частности, делается предположение о том, что нейродинамика (нарушение баланса возбуждения и торможения в ЦНС) как основной физиологический механизм нарушения работы мозга может быть нарушена не в обоих, а только в одной из этих сигнальных систем. Для подтверждения этого приводятся данные об экспериментальном исследовании детей-олигофренов и детей с церебрастеническим синдромом без интеллектуального дефицита. При олигофрении регулирующая функция речи была грубо нарушена, тогда как нейродинамические процессы в звене поддержания общего тонуса и бодрствования и реализации непосредственной психической активности, не требующей речевой регуляции, оставалась интактной. Напротив, дети с церебрастеническим синдромом демонстрировали тяжелые дефициты общей нейродинамики, но сохранность регулирующей роли речи и связанных с этой сигнальной системой нейродинамических механизмов позволяли им компенсировать дефициты на более непосредственном уровне функционирования. Далее приводятся совместные с Л.С. Выготским исследования А.Р. Лурией нарушения регулирующей функции речи при паркинсонизме.
В финале обсуждается особо важная роль лобных долей в реализации регулирующей функции речи, причем ее обсуждение идет в контексте их возможности модулировать и регулировать поступающие от ретикулярной формации активирующие влияния.
Ключевые слова: III блок; I блок; Выготский Л.С.; детская нейропсихология; дефектология; лобные отделы; нарушения нейродинамики; нарушения речи; нейродинамика; нейропсихология, общие вопросы; паркинсонизм; психология, общие вопросы; регулирующая функция речи; речевая инструкция; речь; Тихомиров О.К.; умственная отсталость/олигофрения; Хомская Е.Д.; церебрастенический синдром; экспериментально-психологические исследования
Тип публикации: статьи
Форма: машинопись; рукопись
Язык публикации: русский
В статье разбирается случай пациентки с опухолью оперкулярной области левого полушария. Пациентка не проявляла выраженной нейропсихологической симптоматики, однако нейропсихологическое обследование позволило выявить явления лобно-височного синдрома. Повышенная импульсивность и подвижность слухо-речевых следов проявлялись в персеверациях и потере ориентировочно-исследовательской фазы действия при повторении серии слов, счете, и вербальном и невербальном решении задач. Выявленный набор симптомов предлагается использовать для диагностики слабо выраженных нарушений при поражении лобно-височных областей левого полушария.
Ключевые слова: височные отделы; гипертензионный синдром; импульсивность; инертность; левое полушарие; лобно-височный синдром; лобные отделы; нарушения нейродинамики; невербальные функции; нейродинамика; нейропсихологическая диагностика; оперкулярная область; опухоль; персеверации; повторение серии слов; решение задач; слухо-речевые следы; стертая нейропсихологическая симптоматика; счет
Тип публикации: статьи
Форма: рукопись
Год, которым датирован документ: 1964
Язык публикации: русский
Данный документ, как следует из его титульного листа, представляет собой сообщение из цикла «Варианты лобного синдрома» под названием «Нарушение психических процессов при глубокой перивентрикулярной опухоли лобной доли».
Он является незаконченным описанием клинического случая больного Теплинского (студент, 22 года) с интрацеребральной опухолью (протоплазматической астроцитомой) в глубине правой лобной доли вблизи переднего рога бокового желудочка с прорастанием и в передний рог левого бокового желудочка, а также в подкорковые узлы. Описано постепенное ухудшение состояния больного через месяц после первой операции: от легкой неустойчивости внимания при первичной диагностике – до сильной истощаемости, пассивности, загруженности, отвлекаемости при повторном обследовании, но в обоих случаях – с сохранением большинства компонентов праксиса, гнозиса, интеллектуальных операций.
В конце данной машинописной версии статьи находится лист из другой статьи по нефрологии, по всей видимости, не авторства А.Р. Лурии и не имеющей содержательного отношения к тексту.
Ключевые слова: боковые желудочки; больной Теплинский (37779); внимание; восприятие; желудочки мозга; лобные отделы; мышление; нарушения внимания; нарушения нейродинамики; нейродинамика; нейропсихологическая диагностика; опухоль; подкорковые отделы; правое полушарие; праксис
Тип публикации: статьи
Форма: машинопись
Год, которым датирован документ: 1964
Язык публикации: русский
Ключевые слова: I блок; III блок; активность; амнестическая афазия; аспонтанность; аффект; аффективные расстройства; базальные отделы; базальные отделы лобных долей; височные отделы; восприятие; гиппокамп; двустороннее поражение; динамика нервных процессов; инактивность; избирательность психических процессов; импульсивность; конфабуляции; корсаковский (амнестический) синдром; критичность; левое полушарие; лимбическая область; лобные отделы; мамиллярные тела; медиальные отделы; медиальные отделы височных долей; медиальные отделы лобных долей; мышление; Милнер Б.; нарушения динамики нервных процессов; нарушения личности; нарушения избирательности (селективности); нарушения критики; нарушения нейродинамики; нарушения ориентировки в пространстве и времени; нарушения памяти; нарушения планирования и контроля; нарушения сознания; нейродинамика; ориентировка в пространстве, времени, личности; память; Пенфилд У.; персеверации; подкорковые отделы; праксис; процессы планирования и контроля; слухо-речевая память; расторможенность; речь; сознание; сосудистые поражения; спутанность; стволовые структуры; таламус; третий желудочек
Тип публикации: статьи; книги/глава книги
Форма: машинопись
Год, которым датирован документ: 1967
Язык публикации: русский
Ключевые слова: I блок; III блок; активность; амнестическая афазия; аффект; аспонтанность; аффективные расстройства; базальные отделы; базальные отделы лобных долей; восприятие; гиппокамп; височные отделы; динамика нервных процессов; двустороннее поражение; избирательность психических процессов; импульсивность; инактивность; конфабуляции; корсаковский (амнестический) синдром; критичность; левое полушарие; лимбическая область; лобные отделы; медиальные отделы; мамиллярные тела; медиальные отделы височных долей; медиальные отделы лобных долей; Милнер Б.; нарушения динамики нервных процессов; нарушения избирательности (селективности); мышление; нарушения критики; нарушения личности; нарушения нейродинамики; нарушения ориентировки в пространстве и времени; нарушения памяти; нарушения планирования и контроля; нарушения сознания; нейродинамика; память; ориентировка в пространстве, времени, личности; Пенфилд У.; персеверации; подкорковые отделы; праксис; процессы планирования и контроля; расторможенность; речь; слухо-речевая память; сосудистые поражения; сознание; спутанность; стволовые структуры; таламус; третий желудочек
Тип публикации: статьи; книги/глава книги
Форма: рукопись
Год, которым датирован документ: 1967
Язык публикации: русский
Ключевые слова: III блок; I блок; активность; аффект; амнестическая афазия; аспонтанность; аффективные расстройства; базальные отделы; базальные отделы лобных долей; височные отделы; восприятие; гиппокамп; двустороннее поражение; динамика нервных процессов; избирательность психических процессов; импульсивность; инактивность; конфабуляции; левое полушарие; корсаковский (амнестический) синдром; критичность; лимбическая область; лобные отделы; медиальные отделы; мамиллярные тела; медиальные отделы височных долей; медиальные отделы лобных долей; Милнер Б.; мышление; нарушения динамики нервных процессов; нарушения критики; нарушения избирательности (селективности); нарушения личности; нарушения нейродинамики; нарушения памяти; нарушения ориентировки в пространстве и времени; нарушения планирования и контроля; нейродинамика; нарушения сознания; ориентировка в пространстве, времени, личности; память; Пенфилд У.; персеверации; праксис; подкорковые отделы; процессы планирования и контроля; речь; расторможенность; слухо-речевая память; сознание; спутанность; таламус; стволовые структуры; третий желудочек; сосудистые поражения
Тип публикации: статьи; книги/глава книги; черновики/заметки
Форма: машинопись
Год, которым датирован документ: 1967
Язык публикации: русский
Ключевые слова: III блок; I блок; активность; амнестическая афазия; аспонтанность; аффект; аффективные расстройства; базальные отделы; базальные отделы лобных долей; височные отделы; восприятие; гиппокамп; двустороннее поражение; динамика нервных процессов; избирательность психических процессов; импульсивность; инактивность; конфабуляции; корсаковский (амнестический) синдром; критичность; левое полушарие; лимбическая область; лобные отделы; мамиллярные тела; медиальные отделы; медиальные отделы височных долей; медиальные отделы лобных долей; Милнер Б.; мышление; нарушения динамики нервных процессов; нарушения избирательности (селективности); нарушения критики; нарушения личности; нарушения нейродинамики; нарушения ориентировки в пространстве и времени; нарушения памяти; нарушения планирования и контроля; нарушения сознания; нейродинамика; ориентировка в пространстве, времени, личности; память; Пенфилд У.; персеверации; подкорковые отделы; праксис; процессы планирования и контроля; расторможенность; речь; слухо-речевая память; сознание; сосудистые поражения; спутанность; стволовые структуры; таламус; третий желудочек
Тип публикации: статьи; книги/глава книги
Форма: машинопись
Год, которым датирован документ: 1967
Язык публикации: русский
Ключевые слова: афазия; базальные отделы лобных долей; больная Криштопенко (3564); больная Шишко (3440); височные отделы; движения; инертность; левое полушарие; лобные отделы; нарушения движений; нарушения речи; нейродинамика; нейродинамика речи; опухоль; отчуждение смысла слов; персеверации; речь; сенсорная афазия
Тип публикации: статьи
Форма: машинопись
Год, которым датирован документ: 1948
Язык публикации: русский
Ключевые слова: аффективные расстройства; базальные отделы лобных долей; больная Сел. (3953); больной Акил. (5157); больной Бойч. (5027); больной Жук. (6098); больной Зен. (5589); больной Ком-ий (3821); больной Куб. (3817); больной Мал. (4870); больной Ок. (3864); больной Тер. (3503); импульсивность; инертность; интеллект; конвекситальные отделы лобных долей; левое полушарие; лобные отделы; лобный полюс; нарушения интеллекта; нарушения личности; нарушения памяти; нейродинамика; орбитальная кора; память; правое полушарие; регуляция поведения; регуляция целенаправленной деятельности; травма; фронтально-орбитальные отделы; целенаправленное поведение
Тип публикации: статьи
Форма: машинопись
Год, которым датирован документ: 1949
Язык публикации: русский
Ключевые слова: височные отделы; восприятие; восстановительное обучение; реабилитация; вторая сигнальная система; движения; затылочные отделы; инертность; левое полушарие; нарушения восприятия; нарушения движений; нарушения зрения; нарушения нейродинамики; нарушения фонематического слуха; нейродинамика; паркинсонизм; патологическая диффузность; подкорковые отделы; постцентральная область; премоторная область; психофизиология; сенсорная афазия; теменные отделы; травма; фонематический слух
Тип публикации: статьи
Форма: машинопись
Год, которым датирован документ: 1947
Язык публикации: русский
Ключевые слова: больной Гирд.; больной Кул.; больной Кулг.; больной Подопл.; височные отделы; иллюзии восприятия; инертность; инсульт; левое полушарие; лобные отделы; моторная афазия; нарушение формирования установки; нейродинамика; опухоль; правое полушарие; семантическая афазия; сенсорная афазия; теменно-затылочные отделы; травма; установка; формирование установки
Тип публикации: статьи
Форма: машинопись
Год, которым датирован документ: 1946
Язык публикации: русский
Ключевые слова: аффективные расстройства; адинамия; боковые желудочки; больной Теплинский (37779); внимание; желудочки мозга; инактивность; инертность; истощаемость; мышление; лобные отделы; нарушения внимания; нарушения нейродинамики; нарушения критики; нарушения планирования и контроля; нейродинамика; опухоль; нейропсихологическая диагностика; ориентировка в пространстве, времени, личности; отвлекаемость; персеверации; подкорковые отделы; правое полушарие; праксис; процессы планирования и контроля; сознание; речь; эмоции
Тип публикации: статьи
Форма: машинопись
Год, которым датирован документ: 1970
Язык публикации: русский
Ключевые слова: адинамия; аффективные расстройства; боковые желудочки; больной Теплинский (37779); внимание; желудочки мозга; инактивность; инертность; истощаемость; лобные отделы; мышление; нарушения внимания; нарушения критики; нарушения нейродинамики; нарушения планирования и контроля; нейродинамика; нейропсихологическая диагностика; опухоль; ориентировка в пространстве, времени, личности; отвлекаемость; персеверации; подкорковые отделы; правое полушарие; праксис; процессы планирования и контроля; речь; сознание; эмоции
Тип публикации: статьи
Форма: рукопись
Год, которым датирован документ: 1970
Язык публикации: русский
Ключевые слова: больная Баш.; больная Бел.; больная Бонд.; больная Б.П.; больная Бук.; больная Корк.; больная Мак.; больная Пет.; больная Рак.; больная Расс.; больная Фрейд.; больной Авот.; больной Бич.; больной Б.Л.; больной Блох.; больной В.; больной Вас.; больной Г.Ф.; больной Евг.; больной Евг. (47756); больной Ив.; больной К-в; больной Кор.; больной Обух.; больной Обух. (47721); больной Рош.; больной С.Б.; больной Черн.; височные отделы; гипофиз; гиппокамп; глубинные структуры мозга; диагностика; затылочные отделы; избирательность психических процессов; инертность; корсаковский (амнестический) синдром; левое полушарие; лобные отделы; модально-неспецифические нарушения памяти; модально-специфические нарушения памяти; нарушения избирательности (селективности); нарушения нейродинамики; нарушения памяти; нейродинамика; опухоль; память; правое полушарие; речевая память; стволовые структуры; теменно-затылочные отделы; теменные отделы
Тип публикации: книги/глава книги
Форма: рукопись
Год, которым датирован документ: 1970
Язык публикации: русский
Ключевые слова: Бергсон А.; бихевиоризм; Выготский Л.С.; гештальт-психология; детская нейропсихология; динамика нервных процессов; история психологии; запаздывание формирования регулирующей роли слова в раннем детстве; коммуникативная деятельность; культурно-исторический подход; мышление; навыки; нейродинамика; нейродинамика речи; нейропсихология, общие вопросы; общая психология; онтогенез; Павлов И.П.; психологический кризис; произвольная регуляция; психология, общие вопросы; регулирующая функция речи; Сеченов И.М.; умственная отсталость/олигофрения; формирование психических способностей
Тип публикации: статьи
Форма: машинопись
Год, которым датирован документ: 1967
Язык публикации: русский
Ключевые слова: Бергсон А.; бихевиоризм; Выготский Л.С.; гештальт-психология; детская нейропсихология; динамика нервных процессов; запаздывание формирования регулирующей роли слова в раннем детстве; история психологии; коммуникативная деятельность; культурно-исторический подход; мышление; навыки; нейродинамика; нейродинамика речи; нейропсихология, общие вопросы; общая психология; онтогенез; Павлов И.П.; произвольная регуляция; психологический кризис; психология, общие вопросы; регулирующая функция речи; Сеченов И.М.; умственная отсталость/олигофрения; формирование психических способностей
Тип публикации: статьи
Форма: рукопись
Год, которым датирован документ: 1967
Язык публикации: русский
Ключевые слова: афферентная моторная афазия; кинестетическая апраксия; кинестетическое восприятие; кинетическая апраксия; лобные отделы; нарушения движений; нарушения кинестетического восприятия; нарушения нейродинамики; нарушения планирования и контроля; нарушения пространственного и квазипространственного анализа и синтеза; нарушения серийной организации движений и действий; нейродинамика; нижне-теменные отделы; подкорковые отделы; постцентральная область; праксис; премоторная область; префронтальные отделы коры; произвольная регуляция; произвольное движение; пространственная апраксия; процессы планирования и контроля; процессы пространственного и квазипространственного анализа и синтеза (пространственные функции); регуляторная апраксия; серийная организация движений и действий; теменные отделы; эфферентная моторная афазия
Тип публикации: статьи
Форма: машинопись
Год, которым датирован документ: 1968
Язык публикации: русский