Данная статья написана с целью дать краткий обзор имеющихся к моменту ее написания достижений зарубежной и отечественной нейропсихологии. После краткого введения, где упоминается заметный прогресс в области наук о мозге со ссылкой на работы Грея Уолтера "Живой мозг" и Мэгуна "Бодрствующий мозг", обозначаются задачи нейропсихологии - 1) обеспечить более точную топическую диагностику нарушений мозговых механизмов не элементарных, а высших психических процессов с опорой на адекватные методы и знания об их психологическом строении и 2) в результате построения теории функциональной организации мозга дать научной психологии знания о мозговых основах психической деятельности.
Далее освещаются основные тенденции в изучении мозговых основ высших психических функций (ВПФ) - узкий локализационизм (на примере истории открытия сенсорной и мотортной афазий) и антилокализационизм, а также важные параллельные находки, такие, как идеи Х. Джексона об организации работы мозга не только по зонам, но и по уровням (произвольному и непроизвольному, например). Обозначаются основные вопросы, которые было необходимо решить для разрешения дилеммы между этими двумя подходами к локализации: пересмотр понятий "функция" (вместо ее - рассмотрение функциональной системы, выстроенной для достижения определенной цели) и "локализация" (понимание, что локализуется не функция, а ее компоненты, образующие систему).
Далее освещается теория трех функциональных блоков мозга с кратким описанием функций каждого из блоков и связанных с ними мозговых структур.
Далее на примере мозговых механизмов произвольных движений (праксиса) и мнестических процессов и их нарушений показывается, что в обеспечении каждого действия человека участвуют все блоки мозга, причем каждый вносит в этот процесс свой уникальный вклад.
Ключевые слова: I блок; III блок; II блок; агнозия; афазия; Брока П.; Вернике К.; восприятие; Гольдштейн К.; Джексон Х.; диагностика; история нейропсихологии; Клейст К.; Моруцци Дж.; Мэгун Г.; нарушения восприятия; нарушения движений; нарушения памяти; нарушения речи; нейропсихология, общие вопросы; нейрофизиология; память; праксис; речь; синдромный анализ; Уолтер Г.; функциональные системы
Тематика: симптомы; ключевые имена / персоналии; виды работы психолога; дисциплина (область работы А.Р. Лурии); функции; методы, варианты, направления анализа; другое
Тип публикации: статьи
Форма: машинопись
Год, которым датирован документ: 1975
Язык публикации: русский
Данная статья написана с целью дать краткий обзор имеющихся к моменту ее написания достижений зарубежной и отечественной нейропсихологии. После краткого введения, где упоминается заметный прогресс в области наук о мозге со ссылкой на работы Грея Уолтера "Живой мозг" и Мэгуна "Бодрствующий мозг", обозначаются задачи нейропсихологии - 1) обеспечить более точную топическую диагностику нарушений мозговых механизмов не элементарных, а высших психических процессов с опорой на адекватные методы и знания об их психологическом строении и 2) в результате построения теории функциональной организации мозга дать научной психологии знания о мозговых основах психической деятельности.
Далее освещаются основные тенденции в изучении мозговых основ высших психических функций (ВПФ) - узкий локализационизм (на примере истории открытия сенсорной и мотортной афазий) и антилокализационизм, а также важные параллельные находки, такие, как идеи Х. Джексона об организации работы мозга не только по зонам, но и по уровням (произвольному и непроизвольному, например). Обозначаются основные вопросы, которые было необходимо решить для разрешения дилеммы между этими двумя подходами к локализации: пересмотр понятий "функция" (вместо ее - рассмотрение функциональной системы, выстроенной для достижения определенной цели) и "локализация" (понимание, что локализуется не функция, а ее компоненты, образующие систему).
Далее освещается теория трех функциональных блоков мозга с кратким описанием функций каждого из блоков и связанных с ними мозговых структур. Далее на примере мозговых механизмов произвольных движений (праксиса) и мнестических процессов и их нарушений показывается, что в обеспечении каждого действия человека участвуют все блоки мозга, причем каждый вносит в этот процесс свой уникальный вклад.
Ключевые слова: I блок; III блок; II блок; агнозия; афазия; Брока П.; Вернике К.; восприятие; Гольдштейн К.; Джексон Х.; диагностика; история нейропсихологии; Клейст К.; Моруцци Дж.; Мэгун Г.; нарушения восприятия; нарушения движений; нарушения памяти; нарушения речи; нейропсихология, общие вопросы; нейрофизиология; память; праксис; речь; синдромный анализ; Уолтер Г.; функциональные системы
Тематика: симптомы; ключевые имена / персоналии; виды работы психолога; дисциплина (область работы А.Р. Лурии); функции; методы, варианты, направления анализа; другое
Тип публикации: статьи
Форма: рукопись
Год, которым датирован документ: 1975
Язык публикации: русский
Лекция посвящена онтогенезу и нейрональным основам сознательного действия. Опираясь на идеи Выготского, Лурия развивает идею произвольной регуляции деятельности как социально обоснованной и опосредованной речью. Первая половина лекции посвящена развитию это функции у ребенка; приводятся примеры из экспериментальных исследований с детьми. Во второй половине подробно обсуждается мозговая организация произвольной регуляции деятельности: эта функция обеспечивается третьим блоком (лобными долями) головного мозга, а их поражение ведет к специфическим нарушениям регуляции поведения. Обсуждается нейрофизиология процесса регуляции лобными долями, в частности, электрофизиологические опыты Е.Хомской, а также клинические случаи больных с поражениями лобных долей.
Ключевые слова: I блок; II блок; III блок; Выготский Л.С.; движения; действия; инактивность; инертность; лобные отделы; нарушения движений; нарушения действий; нарушения программирования действия; нарушения произвольной регуляции; онтогенез; экспериментально-психологические исследования; ЭЭГ
Тематика: ключевые имена / персоналии; виды работы психолога; другое; симптомы; структуры; функции
Тип публикации: доклады/тезисы
Форма: машинопись
Год, которым датирован документ: 1969
Язык публикации: русский
Ключевые слова: III блок; II блок; I блок; диагностика; история нейропсихологии; история психологии; нарушения письма; нейропсихология, методы; нейропсихология, общие вопросы; письмо; праксис; речь; факторный анализ
Тематика: структуры; виды работы психолога; дисциплина (область работы А.Р. Лурии); симптомы; функции; методы, варианты, направления анализа
Тип публикации: доклады/тезисы
Форма: машинопись
Год, которым датирован документ: 1968
Язык публикации: английский
Ключевые слова: III блок; II блок; I блок; диагностика; история нейропсихологии; история психологии; нарушения письма; нейропсихология, методы; нейропсихология, общие вопросы; письмо; праксис; речь; факторный анализ
Тематика: структуры; виды работы психолога; дисциплина (область работы А.Р. Лурии); симптомы; функции
Тип публикации: доклады/тезисы
Форма: машинопись
Год, которым датирован документ: 1968
Язык публикации: английский
Ключевые слова: III блок; II блок; нарушения письма; диагностика; I блок; история нейропсихологии; история психологии; нейропсихология, методы; нейропсихология, общие вопросы; письмо; праксис; речь; факторный анализ
Тематика: структуры; виды работы психолога; дисциплина (область работы А.Р. Лурии); симптомы; функции
Тип публикации: доклады/тезисы
Форма: рукопись
Год, которым датирован документ: 1968
Язык публикации: английский
Ключевые слова: III блок; II блок; нарушения письма; диагностика; история нейропсихологии; I блок; история психологии; нейропсихология, методы; нейропсихология, общие вопросы; письмо; праксис; речь; факторный анализ
Тематика: структуры; виды работы психолога; дисциплина (область работы А.Р. Лурии); симптомы; функции
Тип публикации: доклады/тезисы
Форма: рукопись
Год, которым датирован документ: 1968
Язык публикации: английский
Ключевые слова: III блок; II блок; I блок; височно-затылочные отделы; височные отделы; история нейропсихологии; лобные отделы; нарушения письма; письмо; постцентральная область; премоторная область; теменно-височно-затылочные отделы; теменно-височные отделы
Тематика: структуры; дисциплина (область работы А.Р. Лурии); симптомы; функции
Тип публикации: доклады/тезисы
Форма: машинопись
Год, которым датирован документ: 1968
Язык публикации: английский
Ключевые слова: III блок; история нейропсихологии; височно-затылочные отделы; I блок; II блок; височные отделы; лобные отделы; нарушения письма; письмо; постцентральная область; премоторная область; теменно-височно-затылочные отделы; теменно-височные отделы
Тематика: структуры; дисциплина (область работы А.Р. Лурии); симптомы; функции
Тип публикации: доклады/тезисы
Форма: рукопись
Год, которым датирован документ: 1968
Язык публикации: английский
Ключевые слова: III блок; II блок; I блок; височно-затылочные отделы; височные отделы; история нейропсихологии; лобные отделы; нарушения письма; письмо; постцентральная область; премоторная область; теменно-височно-затылочные отделы; теменно-височные отделы
Тематика: дисциплина (область работы А.Р. Лурии); структуры; симптомы; функции
Тип публикации: доклады/тезисы
Форма: рукопись
Год, которым датирован документ: 1968
Язык публикации: английский
Ключевые слова: III блок; II блок; I блок; восприятие; Выготский Л.С.; зрительное восприятие; история психологии; память; письмо; произвольное действие
Тематика: структуры; функции; ключевые имена / персоналии; дисциплина (область работы А.Р. Лурии)
Тип публикации: статьи
Форма: машинопись
Год, которым датирован документ: 1968
Язык публикации: русский
Ключевые слова: III блок; II блок; I блок; восприятие; зрительное восприятие; Выготский Л.С.; история психологии; память; письмо; произвольное действие
Тематика: структуры; ключевые имена / персоналии; функции; дисциплина (область работы А.Р. Лурии)
Тип публикации: статьи
Форма: рукопись
Год, которым датирован документ: 1968
Язык публикации: русский
Ключевые слова: III блок; II блок; I блок; бодрствование; височные отделы; восстановительное обучение; реабилитация; вторичные зоны коры; задние отделы; задние отделы полушарий; затылочные отделы; избирательность психических процессов; левое полушарие; лобные отделы; нарушения динамики нервных процессов; нарушения избирательности (селективности); нарушения памяти; нарушения письма; нарушения программирования действия; нарушения состояния бодрствования; нейродинамика; нейропсихологическая диагностика; нейропсихология, методы; нейропсихология, общие вопросы; память; первичные зоны коры; передние отделы; письмо; планирование действий; постцентральная область; программирование действия; регуляция поведения; регуляция целенаправленной деятельности; ретикулярная формация; стволовые структуры; теменно-височно-затылочные отделы; теменно-затылочные отделы; теменные отделы; топическая диагностика; третичные зоны коры; факторный анализ
Тематика: структуры; функции; виды работы психолога; симптомы; дисциплина (область работы А.Р. Лурии); методы, варианты, направления анализа
Тип публикации: доклады/тезисы
Форма: машинопись
Год, которым датирован документ: 1968
Язык публикации: английский
Ключевые слова: III блок; II блок; I блок; Анохин П.К.; Артемьева Е.Ю.; Брока П.; Вернике К.; Галль Ф.; гиппокамп; Гольдштейн К.; Джексон Х.; динамика нервных процессов; избирательность психических процессов; инертность; история нейропсихологии; Клейст К.; Ливанов М.Н.; Моруцци Дж.; Мэгун Г.; нарушения динамики нервных процессов; нарушения избирательности (селективности); нарушения нейродинамики; нарушения памяти; нейродинамика; нейропсихология, методы; нейропсихология, общие вопросы; нейрофизиология; Павлов И.П.; память; Пенфилд У.; персеверации; подкорковые отделы; Поляков Г.И.; правое полушарие; Прибрам К.; синдромный анализ; Соколов Е.Н.; Сперри Р., Газзанига М.; Уолтер Г.; факторный анализ; функциональные системы; Хомская Е.Д.; Хьюбел Д., Визел Т.
Тематика: структуры; ключевые имена / персоналии; симптомы; функции; дисциплина (область работы А.Р. Лурии); методы, варианты, направления анализа; другое
Тип публикации: статьи
Форма: репринт
Год, которым датирован документ: 1973
Год 2: 1975
Язык публикации: английский
Ключевые слова: III блок; II блок; I блок; Выготский Л.С.; движения; действия; инактивность; инертность; лобные отделы; нарушения движений; нарушения действий; нарушения программирования действия; нарушения произвольной регуляции; онтогенез; экспериментально-психологические исследования; ЭЭГ
Тематика: структуры; ключевые имена / персоналии; функции; симптомы; другое; виды работы психолога; методы, варианты, направления анализа
Тип публикации: доклады/тезисы
Форма: машинопись
Год, которым датирован документ: 1969
Язык публикации: русский
Ключевые слова: III блок; II блок; I блок; агнозия; афазия; Брока П.; Вернике К.; восприятие; Гольдштейн К.; Джексон Х.; диагностика; история нейропсихологии; Клейст К.; Моруцци Дж.; Мэгун Г.; нарушения восприятия; нарушения движений; нарушения памяти; нарушения речи; нейропсихология, общие вопросы; нейрофизиология; память; праксис; речь; синдромный анализ; Уолтер Г.; функциональные системы
Тематика: структуры; синдром / нарушение; ключевые имена / персоналии; функции; виды работы психолога; дисциплина (область работы А.Р. Лурии); симптомы; методы, варианты, направления анализа; другое
Тип публикации: библиография
Форма: машинопись
Год, которым датирован документ: 1975
Язык публикации: английский
В лекции дан обзор теории происхождения и организации сознательного действия, основанной на теории влияния социального окружения на формирование высших психических функций Выготского. Лурия представляет результаты многочисленных эмпирических исследований, посвященных сознательному действию и, в частности, роли лобных долей в различных аспектах этого процесса. Темы, которые освещаются в докладе, - реализация вербально ориентированных программ ребенком, развитие вребального контроля над действиями, функциональная организация мозга (первый, второй и третий блоки), общая регуляция сознательного действия, регуляция бодрствования и осуществление программируемого действия.
Ключевые слова: II блок; I блок; III блок; Выготский Л.С.; лобные отделы; планирование действий; праксис; программирование действия; программируемое поведение; речь; сознательное действие; управляющие функции; экспериментально-психологические исследования; условная двигательная реакция
Тематика: структуры; функции; виды работы психолога; ключевые имена / персоналии
Тип публикации: доклады/тезисы
Форма: машинопись; рукопись
Год, которым датирован документ: 1969
Язык публикации: английский
В лекции дан обзор теории происхождения и организации сознательного действия, основанной на теории влияния социального окружения на формирование высших психических функций Выготского. Лурия представляет результаты многочисленных эмпирических исследований, посвященных сознательному действию и, в частности, роли лобных долей в различных аспектах этого процесса. Темы, которые освещаются в докладе, - реализация вербально ориентированных программ ребенком, развитие вребального контроля над действиями, функциональная организация мозга (первый, второй и третий блоки), общая регуляция сознательного действия, регуляция бодрствования и осуществление программируемого действия.
Ключевые слова: II блок; I блок; III блок; Выготский Л.С.; лобные отделы; планирование действий; праксис; программирование действия; программируемое поведение; речь; сознательное действие; управляющие функции; экспериментально-психологические исследования; условная двигательная реакция
Тематика: структуры; функции; виды работы психолога; ключевые имена / персоналии
Тип публикации: доклады/тезисы
Форма: машинопись; рукопись
Год, которым датирован документ: 1969
Язык публикации: английский
Название подпапки 1: The conscious action its origin and its brain organisation. Варианты названия внизу страницы: The origin and Brain organization of the man's conscious action; The origin and cerebral organization of the control of human behavior.
В лекции дан обзор теории происхождения и организации сознательного действия, основанной на теории влияния социального окружения на формирование высших психических функций Выготского. Лурия представляет результаты многочисленных эмпирических исследований, посвященных сознательному действию и, в частности, роли лобных долей в различных аспектах этого процесса. Темы, которые освещаются в докладе, - реализация вербально ориентированных программ ребенком, развитие вребального контроля над действиями, функциональная организация мозга (первый, второй и третий блоки), общая регуляция сознательного действия, регуляция бодрствования и осуществление программируемого действия.
Ключевые слова: I блок; II блок; III блок; Выготский Л.С.; лобные отделы; планирование действий; праксис; программирование действия; программируемое поведение; речь; сознательное действие; управляющие функции; условная двигательная реакция; экспериментально-психологические исследования
Тематика: структуры; ключевые имена / персоналии; функции; виды работы психолога
Тип публикации: доклады/тезисы
Форма: рукопись
Год, которым датирован документ: 1969
Язык публикации: английский
Теория афазии стоит на пересечении трех наук: неврологии, психологии и психофизиологии, и лингвистики. Вкладу лингвистики в теорию афазий, в частности, значению работ Р.Якобсона, и посвящен текст. Лурия выделяет две стороны речи: гностическую (это фонетическая, лексико-морфологическая и семантическая системы языка, с их сложными внутренними противопоставлениями и иерархиями) и динамическую, развертывающуюся во времени речь.
Эти две различные стороны процесса коммуникации - язык и речь - обеспечиваются разными мозговыми механизмами. Подобную аналогию проводил в своих работах Якобсон, говоря о двух типах нарушений при афазиях. Первый тип обозначен как нарушение возможности оперировать системами иерархических "парадигматических" отношений; второй - как нарушение возможности формировать плавное речевое высказывание, или нарушение "синтагматической" организации речевого процесса. Это противопоставление, по мнению Лурии, имеет под собой нейропсихологическое обоснование: так, задние зоны коры, соответствующие второму функциональному блоку, являются гностическими зонами, а передние, соответствующие третьему функциональному блоку - динамическими; владение иерархическими кодами языка является гностическим процессом, развертывание речи в плавное высказваание - динамическим. Сенсорную, семантическую и амнестическую афазии ("плавные" афазии) можно отнести к нарушениям гностических процессов, или парадигматической организации языка. Эфферентная моторная афазия, в свою очередь, является нарушением динамического, или синтагматического его аспекта.
Текст, вероятно, является вступлением к книге.
Ключевые слова: III блок; II блок; I блок; амнестическая афазия; афазия; афазия Брока; гностические зоны коры; динамические зоны коры; история психолингвистики; лингвистика; неврология; парадигматика; плавная афазия; психология, общие вопросы; психофизиология; речь; семантическая афазия; сенсорная афазия; синтагматика; Якобсон Р.
Тип публикации: статьи
Форма: машинопись
Год, которым датирован документ: 1974
Язык публикации: русский
Оглавление к лекции
Ключевые слова: II блок; I блок; III блок; Выготский Л.С.; лобные отделы; планирование действий; праксис; программирование действия; программируемое поведение; речь; сознательное действие; управляющие функции; экспериментально-психологические исследования; условная двигательная реакция
Тип публикации: черновики/заметки
Форма: машинопись; рукопись
Год, которым датирован документ: 1969
Язык публикации: английский
В лекции дан обзор теории происхождения и организации сознательного действия, основанной на теории влияния социального окружения на формирование высших психических функций Выготского. Лурия представляет результаты многочисленных эмпирических исследований, посвященных сознательному действию и, в частности, роли лобных долей в различных аспектах этого процесса. Темы, которые освещаются в докладе, - реализация вербально ориентированных программ ребенком, развитие вребального контроля над действиями, функциональная организация мозга (первый, второй и третий блоки), общая регуляция сознательного действия, регуляция бодрствования и осуществление программируемого действия.
Ключевые слова: II блок; I блок; III блок; Выготский Л.С.; лобные отделы; планирование действий; праксис; программирование действия; программируемое поведение; речь; сознательное действие; управляющие функции; экспериментально-психологические исследования; условная двигательная реакция
Тип публикации: доклады/тезисы
Форма: машинопись
Год, которым датирован документ: 1969
Язык публикации: английский
В лекции дан обзор теории происхождения и организации сознательного действия, основанной на теории влияния социального окружения на формирование высших психических функций Выготского. Лурия представляет результаты многочисленных эмпирических исследований, посвященных сознательному действию и, в частности, роли лобных долей в различных аспектах этого процесса. Темы, которые освещаются в докладе, - реализация вербально ориентированных программ ребенком, развитие вребального контроля над действиями, функциональная организация мозга (первый, второй и третий блоки), общая регуляция сознательного действия, регуляция бодрствования и осуществление программируемого действия.
Ключевые слова: II блок; I блок; III блок; Выготский Л.С.; лобные отделы; планирование действий; праксис; программирование действия; программируемое поведение; речь; сознательное действие; управляющие функции; экспериментально-психологические исследования; условная двигательная реакция
Тип публикации: доклады/тезисы
Форма: машинопись
Год, которым датирован документ: 1969
Язык публикации: английский
Ключевые слова: III блок; II блок; Анохин П.К.; апраксия; атаксия; афферентации; афферентный синтез; ацетилхолин; белое вещество; Бернштейн Н.А.; Бехтерев В.М.; Бец В.А.; верхнетеменные отделы; височные отделы; Гольдштейн К.; движения; дезавтоматизация движений; действия; задне-лобные отделы; затылочные отделы; инертность; кинестетическая апраксия; кинестетическое восприятие; кинетическая апраксия; кинетические мелодии; конструктивная апраксия; левое полушарие; лобные отделы; межполушарное взаимодействие; мозолистое тело; моторные отделы коры; нарушения восприятия; нарушения движений; нарушения действий; нарушения планирования и контроля; нарушения пространственного и квазипространственного анализа и синтеза; нарушения серийной организации движений и действий; нарушения схемы тела; нижне-теменные отделы; обратная афферентация; опухоль; оральная апраксия; Орбели Л.А.; Павлов И.П.; паралич; парез; персеверации; пирамидный путь; подкорковые отделы; постцентральная область; праксис; премоторная область; произвольное движение; произвольное действие; пространственная апраксия; процессы планирования и контроля; процессы пространственного и квазипространственного анализа и синтеза (пространственные функции); серийная организация движений и действий; спинной мозг; стволовые структуры; стриатум; теменно-височно-затылочные отделы; теменно-височные отделы; теменные отделы; травма; Узнадзе Д.Н.; физиология активности; функциональные системы; Шеррингтон Ч.; экстрапирамидный путь
Тип публикации: книги/глава книги
Форма: машинопись
Год, которым датирован документ: 1948
Язык публикации: русский
Ключевые слова: II блок; агнозия; аконстантность восприятия; активность; алексия; дислексия; базальные отделы; базальные отделы лобных долей; белое вещество; Бехтерев В.М.; восприятие; Гольц; графомоторные навыки; затылочные отделы; зрение; зрительная агнозия; зрительное восприятие; зрительное сияние; зрительный бугор; зрительный нерв; зрительный перекрест; кинестетическое восприятие; латеральное коленчатое тело; лобные отделы; Мунк; нарушения восприятия; нарушения памяти; нарушения пространственного и квазипространственного анализа и синтеза; нейрональный (клеточный) уровень; нейропсихология, общие вопросы; нейрофизиология; общая психология; оптическая агнозия; оптическая алексия; Орбели Л.А.; Павлов И.П.; память; Пенфилд У.; Петцль О.; праксис; процессы пространственного и квазипространственного анализа и синтеза (пространственные функции); рецепторы; рисование; сетчатка глаза; тактильное восприятие; теменные отделы; Ферстер; фрагментарность; четверохолмие; чтение
Тип публикации: книги/глава книги
Форма: машинопись
Год, которым датирован документ: 1948
Язык публикации: русский
Ключевые слова: II блок; восприятие; гностические зоны коры; лобные отделы; мотивация; нарушения мотивации; обучение
Тип публикации: статьи
Форма: машинопись
Год, которым датирован документ: 1946
Язык публикации: русский
Ключевые слова: III блок; II блок; I блок; аграфия; дисграфия; Бернштейн Н.А.; затылочные отделы; письмо; подкорковые отделы; постцентральная область; праксис; премоторная область; произвольное движение; процессы пространственного и квазипространственного анализа и синтеза (пространственные функции); речь; теменно-затылочные отделы; теменные отделы
Тип публикации: черновики/заметки
Форма: машинопись
Язык публикации: английский
Ключевые слова: III блок; II блок; I блок; внимание; восстановительное обучение; реабилитация; Выготский Л.С.; Гальперин П.Я.; диагностика; Запорожец А.В.; Леонтьев А.Н.; нейропсихология, общие вопросы; Павлов И.П.; память; праксис; психология, общие вопросы; Сеченов И.М.; Теплов Б.М.; факторный анализ; функциональные системы; Эльконин Д.Б.
Тип публикации: статьи
Форма: машинопись
Язык публикации: русский
Ключевые слова: I блок; III блок; агнозия; II блок; Вернике К.; Брока П.; восприятие; Гольдштейн К.; Джексон Х.; диагностика; история нейропсихологии; Клейст К.; Моруцци Дж.; Мэгун Г.; нарушения восприятия; нарушения движений; нарушения памяти; нарушения речи; нейропсихология, общие вопросы; нейрофизиология; память; праксис; речь; синдромный анализ; Уолтер Г.; функциональные системы
Тип публикации: статьи
Форма: машинопись
Год, которым датирован документ: 1975
Язык публикации: русский
Ключевые слова: I блок; III блок; II блок; агнозия; Брока П.; Вернике К.; восприятие; Гольдштейн К.; Джексон Х.; диагностика; история нейропсихологии; Клейст К.; Моруцци Дж.; Мэгун Г.; нарушения восприятия; нарушения движений; нарушения памяти; нарушения речи; нейропсихология, общие вопросы; нейрофизиология; память; праксис; речь; синдромный анализ; Уолтер Г.; функциональные системы
Тип публикации: статьи
Форма: машинопись
Год, которым датирован документ: 1975
Язык публикации: русский
Ключевые слова: III блок; II блок; I блок; амнестическая афазия; афазия; афазия Брока; гностические зоны коры; динамические зоны коры; история психолингвистики; лингвистика; неврология; парадигматика; плавная афазия; психология, общие вопросы; психофизиология; речь; семантическая афазия; сенсорная афазия; синтагматика; Якобсон Р.
Тип публикации: статьи
Форма: машинопись
Год, которым датирован документ: 1974
Язык публикации: русский
Ключевые слова: III блок; II блок; I блок; Анохин П.К.; Бернштейн Н.А.; Виноградова О.С.; височные отделы; внутренняя речь; Выготский Л.С.; Галлантер Ю.; задне-лобные отделы; затылочные отделы; коммуникативная деятельность; кратковременная память; Миллер Дж.; нарушения речи; обратная афферентация; префронтальные отделы коры; Прибрам К.; речь; Сведелиус; синдромный анализ; теменно-затылочные отделы; теменные отделы; Хомский Н.; Эйслер Н.А.; экспрессивная речь
Тип публикации: статьи
Форма: рукопись
Язык публикации: русский
Ключевые слова: III блок; II блок; I блок; височные отделы; внимание; восстановительное обучение; реабилитация; вторичные зоны коры; затылочные отделы; левое полушарие; лобные отделы; обучение; ошибковедение; память; педагогика; первичные зоны коры; понимание текста; решение задач; счет; теменно-затылочные отделы; теменные отделы; третичные зоны коры; управляющие функции; экспериментально-психологические исследования
Тип публикации: статьи
Форма: машинопись
Язык публикации: русский
Автобиографический очерк описывает основные этапы работы А.Р.Лурия. Интересующие его темы и связанные с ними основные публикации структурированы хронологически и логически.
Ключевые слова: II блок; III блок; Выготский Л.С.; лобные отделы; планирование действий; праксис; программируемое поведение; речь; сознательное действие; управляющие функции; условная двигательная реакция; программирование действия; экспериментально-психологические исследования; автобиографическое; афазия; близнецовый метод; восстановительное обучение; реабилитация; детская нейропсихология; история нейропсихологии; культурно-исторический подход; лобный синдром; мышление; нейролингвистика; психолингвистика; нейропсихология, методы; нейропсихология, общие вопросы; онтогенез; память; сознание; факторный анализ
Тип публикации: статьи
Форма: машинопись
Год, которым датирован документ: 1972
Язык публикации: русский