А. Р. Лурия, электронный архив
архив А.Р. Лурия
Нейропсихологический анализ памяти. Нарушение памяти при локальных поражениях мозга

Нейропсихологический анализ памяти. Нарушение памяти при локальных поражениях мозга

Ключевые слова: больная Баш.; больная Бел.; больная Бонд.; больная Б.П.; больная Бук.; больная Корк.; больная Мак.; больная Пет.; больная Рак.; больная Расс.; больная Фрейд.; больной Авот.; больной Бич.; больной Б.Л.; больной Блох.; больной В.; больной Вас.; больной Г.Ф.; больной Евг.; больной Евг. (47756); больной Ив.; больной К-в; больной Кор.; больной Обух.; больной Обух. (47721); больной Рош.; больной С.Б.; больной Черн.; височные отделы; гипофиз; гиппокамп; глубинные структуры мозга; диагностика; затылочные отделы; избирательность психических процессов; инертность; корсаковский (амнестический) синдром; левое полушарие; лобные отделы; модально-неспецифические нарушения памяти; модально-специфические нарушения памяти; нарушения избирательности (селективности); нарушения нейродинамики; нарушения памяти; нейродинамика; опухоль; память; правое полушарие; речевая память; стволовые структуры; теменно-затылочные отделы; теменные отделы

Тип публикации: книги/глава книги

Форма: рукопись

Тематика: пациенты; структуры; виды работы психолога; функции; симптомы; синдром / нарушение; этиология

Год, которым датирован документ: 1970

Язык публикации: русский

Описание

Вероятно, черновик к тому 1 Нейропсихологии памяти ("Нарушения памяти при локальных поражениях мозга"). Во введении Лурия анализирует психологическую структуру памяти, обозначая четыре ее компонента: наличие мнестической задачи, модальность, степень структурной организации материала и сличение запоминаемого материала с исходной задачей. Затем после обсуждения неврологических и нейродинамических условий работы памяти он переходит к разбору клинических форм нарушений памяти вследствие различных органических мозговых патологий. Далее Лурия описывает задачи исследования: 1. разграничение модально-специфических и модально-неспецифических нарушений памяти; 2. разграничение нарушения на уровне самой мнестической деятельности или на уровне выполнения мнестической задачи; 3. характеристика уровней нарушения памяти; 4. разграничение двух гипотез о механизмах нарушений памяти: гипотезы о слабости запечатляемых следов и об интерференции следов побочными воздействиями. В качестве метода Лурия детально описывает систему заданий на запоминание, в которых используются материалы различных модальностей и исследуется влияние на успешность запоминания интерферирующих материалов. В основной части исследования подробно излагаются и обсуждаются резлультаты, отдельно по условиям заданий и отдельно в группах больных с поражениями различной локализации: глубоких отделов головного мозга, лобных, височных, теменно-затылочных отделов, а также правого полушария.