В настоящей статье авторы противопоставляют природу нарушения конструктивной деятельности у больных с поражениями лобных и теменно-затылочных областей головного мозга на примере двух пациентов, выполняющих пробы Кооса самостоятельно и с помощью специальных инструкций, призванных скомпенсировать их дефект.
Так, конструктивная апраксия у больного с поражением лобных долей связана с невозможностью программирования поведения. В эксперименте больному была предложена пошаговая инструкция по выполнению проб. Поскольку в основе нарушения лежит не собственно нарушение пространственного синтеза, а программирование поведения, инструкция с четко прописанной последовательностью действий помогла скомпенсировать дефект.
С другой стороны, у больной с пространственной апраксией вследствие поражения теменно-затылочных отделов нарушения пространственного анализа и синтеза не позволяли выполнять пробы Кооса правильно, несмотря на попытки программировать действия. В этом случае скомпенсировать дефект помогла инструкция, в которой были особо указаны пространственные отношения между частями фигуры.
Ключевые слова: апраксия; больная Л. (35064); больной Урб. (35673); восстановительное обучение; реабилитация; затылочные отделы; инактивность; конструктивная апраксия; конструктивная деятельность; лобные отделы; мышление; нарушения программирования действия; опухоль; планирование операций; пробы Кооса; теменно-затылочные отделы; теменные отделы; экспериментально-психологические исследования
Тематика: синдром / нарушение; пациенты; функции; этиология; структуры; методы, варианты, направления анализа; виды работы психолога
Тип публикации: статьи
Форма: машинопись
Год, которым датирован документ: 1963
Язык публикации: русский
В статье авторы описывают принципы восстановления мозговых функций после военных ранений.
Во-первых, высшие мозговые функции, такие как восприятие, праксис, речь и так далее, - это сложные функциональные системы, разные звенья которых локализованы в разных участках мозга. Во-вторых, природа органического поражения при военной травме неоднородна и может представлять собой как собственно органическое разрушение, так и временное динамическое угнетение мозгового участка (диашиз). Опираясь на эти общие принципы, авторы описывают конкретные задачи восстановительного обучения. Например, одной из первоочередных задач является отделение нарушений, возникающих вследствие диашиза, от дефектов вследствие органического поражения, и растормаживание временно угнетенных функций. Авторы делают краткий обзор нейрофизиологических механизмов диашиза и описывают несколько фармакологических методов, способствующих его разрешению. Отдельно рассматриваются явления отключения целых функциональных систем вследствие изменения установки личности, в частности, реактивная постконтузионная глухота. В таких случаях фармакологическое вмешательство будет бесполезным; в качестве успешного метода авторы рекомендуют так называемую "включающую" систему терапии (разработана Л.Б.Перельманом). В случае же органического поражения и выпадения определенных звеньев сложных функций успешной реабилитации можно достичь за счет функциональной перестройки системы. Здесь авторы выделяют два способа восстановления: за счет внешних вспомогательных схем и за счет внутрисистемной реинтеграции функции. Последнюю можно реализовывать несколькими методами (в частности, за счет смысловой организации восстанавливаемого звена); авторы разбирают различные примеры их применения (при нарушениях зрения, моторных систем, речи и т.д.).
Также отдельно рассмотрены разные типы нейродинамических нарушений (патологическая инертность, патологическая диффузность). Подобные методы, пишут авторы, применимы не только при поражениях головного мозга, но и при восстановлении функций травмированной периферической нервной системы.
Ключевые слова: амнезия; височные отделы; включающая терапия; восстановительное обучение; реабилитация; движения; диашиз; затылочные отделы; зрение; инертность; контузия; личность; нарушения движений; нарушения зрения; нарушения личности; нарушения нейродинамики; нарушения памяти; нарушения речи; нарушения чтения; нейродинамика; память; патологическая диффузность; периферическая нервная система; периферические нарушения движений; постконтузионная реактивная глухонемота; постконтузионная реактивная глухота; премоторная область; психофизиология; речь; травма; фармакотерапия; функциональный диашиз; чтение
Тематика: симптомы; функции; структуры
Тип публикации: статьи
Форма: машинопись
Год, которым датирован документ: 1945
Язык публикации: русский
В статье Лурия рассказывает о принципах подбора восстановительной терапии после мозговых ранений, которые приводят к нарушениям речи. Восстановление функций после повреждений мозга - сложный процесс, который не сводится к простой регенерации, предполагает перестройку всей функциональной системы и требует вмешательства, основанного на знаниях о ее псхологической и мозговой организации. Лурия вкратце хараткеризует разные типы афазии (височную/акустическую, теменную/семантическую, афферентную моторную, собственно моторную) и для каждой показывает, каким образом можно способствовать компенсации выпавшего функционального компонента за счет других, сохранных. Успешную реабилитацию, таким образом, стоит рассматривать не как прямое восстановление утраченной функции, а как создание новой функциональной системы доступными средствами.
Ключевые слова: акалькулия; дискалькулия; акустическая афазия; апраксия; афазия; афферентная моторная афазия; височная афазия; височные отделы; восстановительное обучение; реабилитация; зона Брока; зона Вернике; идеаторная апраксия; левое полушарие; моторная афазия; нарушения речи; речь; премоторная область; семантическая афазия; теменная афазия; теменно-височные отделы; теменные отделы; травма; фонематический слух
Тематика: синдром / нарушение; структуры; виды работы психолога; симптомы; функции; этиология
Тип публикации: статьи
Форма: машинопись
Год, которым датирован документ: 1943
Язык публикации: русский
Ключевые слова: апраксия; больной Омельч.; восстановительное обучение; реабилитация; затылочные отделы; конструктивная апраксия; мозжечок; нарушения речи; периферические нервы; премоторная область; пространственная апраксия; речь; теменные отделы; травма; трудотерапия
Тематика: синдром / нарушение; пациенты; виды работы психолога; функции; структуры; этиология; другое
Тип публикации: статьи
Форма: машинопись
Год, которым датирован документ: 1943
Язык публикации: русский
Ключевые слова: III блок; II блок; I блок; бодрствование; височные отделы; восстановительное обучение; реабилитация; вторичные зоны коры; задние отделы; задние отделы полушарий; затылочные отделы; избирательность психических процессов; левое полушарие; лобные отделы; нарушения динамики нервных процессов; нарушения избирательности (селективности); нарушения памяти; нарушения письма; нарушения программирования действия; нарушения состояния бодрствования; нейродинамика; нейропсихологическая диагностика; нейропсихология, методы; нейропсихология, общие вопросы; память; первичные зоны коры; передние отделы; письмо; планирование действий; постцентральная область; программирование действия; регуляция поведения; регуляция целенаправленной деятельности; ретикулярная формация; стволовые структуры; теменно-височно-затылочные отделы; теменно-затылочные отделы; теменные отделы; топическая диагностика; третичные зоны коры; факторный анализ
Тематика: структуры; функции; виды работы психолога; симптомы; дисциплина (область работы А.Р. Лурии); методы, варианты, направления анализа
Тип публикации: доклады/тезисы
Форма: машинопись
Год, которым датирован документ: 1968
Язык публикации: английский
Ключевые слова: апраксия; больная Л. (35064); больной Урб. (35673); восстановительное обучение; реабилитация; затылочные отделы; инактивность; конструктивная апраксия; конструктивная деятельность; лобные отделы; мышление; нарушения программирования действия; опухоль; планирование операций; пробы Кооса; теменно-затылочные отделы; теменные отделы; экспериментально-психологические исследования
Тематика: синдром / нарушение; пациенты; виды работы психолога; структуры; симптомы; функции; этиология; методы, варианты, направления анализа
Тип публикации: статьи
Форма: рукопись
Год, которым датирован документ: 1963
Язык публикации: русский
Ключевые слова: восстановительное обучение; реабилитация; навыки; понимание логико-грамматических структур; сложные пространственные умения; теменно-затылочные отделы
Тематика: виды работы психолога; функции; структуры
Тип публикации: статьи
Форма: репринт
Год, которым датирован документ: 1967
Язык публикации: французский
Ключевые слова: восприятие; восстановительное обучение; реабилитация; затылочные отделы; зрительное восприятие; зрительно-пространственное восприятие; логико-грамматические конструкции; нарушения зрительно-пространственного восприятия; нарушения понимания логико-грамматических конструкций; педагогика; теменно-затылочные отделы; теменные отделы; факторный анализ
Тематика: функции; виды работы психолога; структуры; синдром / нарушение; другое; методы, варианты, направления анализа; дисциплина (область работы А.Р. Лурии)
Тип публикации: статьи
Форма: машинопись
Язык публикации: английский
Ключевые слова: афазия; внутренняя речь; восстановительное обучение; реабилитация; Выготский Л.С.; динамическая афазия; задне-лобные отделы; инертность; левое полушарие; метод внешних опор; называние; нарушения предикативной функции речи; построение предложения; предикативная функция речи; схема предложения; экспериментально-психологические исследования; электромиограмма
Тематика: синдром / нарушение; функции; виды работы психолога; ключевые имена / персоналии; симптомы; структуры; методы, варианты, направления анализа; другое
Тип публикации: статьи
Форма: репринт
Год, которым датирован документ: 1968
Язык публикации: английский
Ключевые слова: аграфия; дисграфия; алексия; дислексия; афазия; больной Засецкий Л.А. (3712); восстановительное обучение; реабилитация; графомоторные навыки; нарушения называния; нарушения понимания логико-грамматических конструкций; нейропсихология, методы; письмо; семантическая афазия
Тематика: пациенты; синдром / нарушение; функции; виды работы психолога; дисциплина (область работы А.Р. Лурии)
Тип публикации: статьи
Форма: машинопись
Год, которым датирован документ: 1974
Язык публикации: английский
Ключевые слова: афазия; больной Бог. (27715); больной Илм. (33758); больной Кр. (33957); больной Мор.; больной Ос. (29558); больной Пим. (27237); больной Скляр. (33755); внутренняя речь; восстановительное обучение; реабилитация; Выготский Л.С.; динамическая афазия; задне-лобные отделы; инертность; левое полушарие; метод внешних опор; называние; нарушения предикативной функции речи; построение предложения; предикативная функция речи; схема предложения; экспериментально-психологические исследования; электромиограмма
Тематика: функции; методы, варианты, направления анализа; синдром / нарушение; ключевые имена / персоналии; пациенты; структуры; симптомы; другое; виды работы психолога
Тип публикации: книги/глава книги
Форма: машинопись
Год, которым датирован документ: 1966
Язык публикации: русский
Ключевые слова: афазия; больной Бог. (27715); больной Илм. (33758); больной Кр. (33957); больной Мор.; больной Ос. (29558); больной Пим. (27237); больной Скляр. (33755); внутренняя речь; восстановительное обучение; реабилитация; Выготский Л.С.; динамическая афазия; задне-лобные отделы; инертность; левое полушарие; метод внешних опор; нарушения предикативной функции речи; называние; построение предложения; предикативная функция речи; схема предложения; экспериментально-психологические исследования; электромиограмма
Тематика: синдром / нарушение; пациенты; структуры; ключевые имена / персоналии; методы, варианты, направления анализа; функции
Тип публикации: статьи
Форма: машинопись
Год, которым датирован документ: 1966
Язык публикации: английский
Ключевые слова: височные отделы; восприятие; восстановительное обучение; реабилитация; вторая сигнальная система; движения; затылочные отделы; инертность; левое полушарие; нарушения восприятия; нарушения движений; нарушения зрения; нарушения нейродинамики; нарушения фонематического слуха; нейродинамика; паркинсонизм; патологическая диффузность; подкорковые отделы; постцентральная область; премоторная область; психофизиология; сенсорная афазия; теменные отделы; травма; фонематический слух
Тип публикации: статьи
Форма: машинопись
Год, которым датирован документ: 1947
Язык публикации: русский
Ключевые слова: апраксия; афазия; височные отделы; восстановительное обучение; реабилитация; гемианопсия; движения; действия; затылочные отделы; зрение; зрительная агнозия; зрительное восприятие; интеллект; нарушения интеллекта; нарушения речи; нейропсихология, методы; нейропсихология, общие вопросы; оптическая агнозия; праксис; предметная агнозия; премоторная область; префронтальные отделы коры; прецентральная извилина; прозерин; простигмин; пространственная агнозия; речь; слух; теменно-затылочные отделы; теменные отделы; травма; филогенез
Тип публикации: статьи
Форма: машинопись
Год, которым датирован документ: 1947
Язык публикации: русский
Ключевые слова: больной Кул. (46663); восстановительное обучение; реабилитация; нейропсихологическая диагностика; травма
Тип публикации: фотографии/негативы
Форма: другое
Язык публикации: русский
Ключевые слова: афазия; Бейн Э.С.; больной Бочкарь; восстановительное обучение; реабилитация; нарушения речи; нейропсихологическая диагностика; речь; травма
Тип публикации: фотографии/негативы; письма/телеграммы
Форма: другое
Язык публикации: русский
Ключевые слова: адинамия; акинезия; амбидекстрия; больной Черн. (3031); внутренняя речь; восстановительное обучение; реабилитация; Выготский Л.С.; движения; доминантное полушарие; задне-лобные отделы; кинетическая апраксия; Клейст К.; латерализация; левшество; лобные отделы; нарушения восприятия; нарушения движений; нарушения речи; нарушения серийной организации движений и действий; нарушения счета; нейропсихологическая диагностика; нейропсихология, методы; передний аграмматизм; персеверации; правое полушарие; праксис; премоторная область; речь; серийная организация движений и действий; счет; травма; Ферстер; эфферентная моторная афазия
Тип публикации: статьи
Форма: машинопись
Год, которым датирован документ: 1943
Язык публикации: русский
Ключевые слова: активность; амнезия; аффективные расстройства; больной Жер. (38825); восприятие; восстановительное обучение; реабилитация; галлюцинации; депрессия; диэнцефальные структуры; избирательность психических процессов; инактивность; конфабуляции; корково-подкорковое взаимодействие; корсаковский (амнестический) синдром; критичность; лобные отделы; нарушения избирательности (селективности); нарушения критики; нарушения ориентировки в пространстве и времени; нарушения памяти; нарушения планирования и контроля; нарушения произвольной регуляции; нарушения сна; нарушения сознания; нейропсихологическая диагностика; опосредованное (опосредствованное) запоминание; опухоль; ориентировка в пространстве, времени, личности; память; подкорковые отделы; праксис; процессы планирования и контроля; психиатрия; ретроактивное торможение; речь; сознание; спутанность; тревожное расстройство; эмоции
Тип публикации: статьи
Форма: машинопись
Год, которым датирован документ: 1965
Язык публикации: русский
Ключевые слова: активность; амнезия; аффективные расстройства; больной Жер. (38825); восприятие; восстановительное обучение; реабилитация; галлюцинации; депрессия; диэнцефальные структуры; избирательность психических процессов; инактивность; конфабуляции; корково-подкорковое взаимодействие; корсаковский (амнестический) синдром; критичность; лобные отделы; нарушения избирательности (селективности); нарушения критики; нарушения ориентировки в пространстве и времени; нарушения памяти; нарушения планирования и контроля; нарушения произвольной регуляции; нарушения сна; нарушения сознания; нейропсихологическая диагностика; опосредованное (опосредствованное) запоминание; опухоль; ориентировка в пространстве, времени, личности; память; подкорковые отделы; праксис; процессы планирования и контроля; психиатрия; ретроактивное торможение; речь; сознание; спутанность; тревожное расстройство; эмоции
Тип публикации: статьи
Форма: рукопись
Год, которым датирован документ: 1965
Язык публикации: русский
Ключевые слова: восстановительное обучение; реабилитация; нарушения речи; нейролингвистика; психолингвистика; нейропсихологическая диагностика; нейропсихология, методы; нейропсихология, общие вопросы; речь; топическая диагностика
Тип публикации: другое
Форма: машинопись
Год, которым датирован документ: 1975
Язык публикации: русский
Ключевые слова: III блок; II блок; I блок; внимание; восстановительное обучение; реабилитация; Выготский Л.С.; Гальперин П.Я.; диагностика; Запорожец А.В.; Леонтьев А.Н.; нейропсихология, общие вопросы; Павлов И.П.; память; праксис; психология, общие вопросы; Сеченов И.М.; Теплов Б.М.; факторный анализ; функциональные системы; Эльконин Д.Б.
Тип публикации: статьи
Форма: машинопись
Язык публикации: русский
Ключевые слова: Бернштейн Н.А.; восстановительное обучение; реабилитация; Выготский Л.С.; Запорожец А.В.; история нейропсихологии; история психологии; Леонтьев А.Н.; методы восстановительного обучения; нарушения движений; нейропсихология, методы; нейропсихология, общие вопросы; системная и динамическая локализация функций; травма
Тип публикации: статьи
Форма: машинопись
Год, которым датирован документ: 1974
Язык публикации: русский
Ключевые слова: реабилитация; восстановительное обучение; медицина; детская нейропсихология; нейропсихология, общие вопросы; медицинская психология; нейрофизиология; психиатрия; психология, общие вопросы
Тип публикации: статьи
Форма: машинопись
Год, которым датирован документ: 1968
Язык публикации: русский
Ключевые слова: восстановительное обучение; реабилитация; детская нейропсихология; медицина; медицинская психология; нейропсихология, общие вопросы; нейрофизиология; психиатрия; психология, общие вопросы
Тип публикации: статьи
Форма: рукопись
Год, которым датирован документ: 1968
Язык публикации: русский
Ключевые слова: Бернштейн Н.А.; восстановительное обучение; реабилитация; Выготский Л.С.; Запорожец А.В.; история нейропсихологии; история психологии; Леонтьев А.Н.; нарушения движений; методы восстановительного обучения; нейропсихология, методы; нейропсихология, общие вопросы; системная и динамическая локализация функций; травма
Тип публикации: статьи
Форма: машинопись
Год, которым датирован документ: 1975
Язык публикации: русский
Ключевые слова: восстановительное обучение; Бернштейн Н.А.; реабилитация; Выготский Л.С.; Запорожец А.В.; история психологии; история нейропсихологии; Леонтьев А.Н.; нарушения движений; методы восстановительного обучения; нейропсихология, общие вопросы; нейропсихология, методы; системная и динамическая локализация функций; травма
Тип публикации: статьи
Форма: машинопись
Год, которым датирован документ: 1975
Язык публикации: русский
Ключевые слова: Бернштейн Н.А.; восстановительное обучение; реабилитация; Выготский Л.С.; Запорожец А.В.; история нейропсихологии; история психологии; Леонтьев А.Н.; методы восстановительного обучения; нарушения движений; нейропсихология, методы; нейропсихология, общие вопросы; системная и динамическая локализация функций; травма
Тип публикации: статьи
Форма: рукопись
Год, которым датирован документ: 1975
Язык публикации: русский
Ключевые слова: аграмматизм; ассоциативный эксперимент; больной Г.; внутренняя речь; восстановительное обучение; реабилитация; деменция; дефект речевого мышления; задне-лобные отделы; задние отделы; интеллект; конструктивная деятельность; левое полушарие; лобные отделы; мышление; нарушения ассоциативного мышления; нарушения интеллекта; нарушения конструктивной деятельности; нарушения мышления; нарушения памяти; нарушения письма; нарушения предикативной функции речи; нарушения речи; память; передние отделы; письмо; предикативная функция речи; премоторная область; речевое мышление; речь; решение задач; травма; третичные зоны коры
Тип публикации: статьи
Форма: машинопись
Год, которым датирован документ: 1949
Язык публикации: русский
Ключевые слова: восстановительное обучение; реабилитация; логико-грамматические конструкции; педагогика; понимание логико-грамматических структур; сложные пространственные умения; теменно-затылочные отделы; факторный анализ
Тип публикации: статьи
Форма: машинопись
Год, которым датирован документ: 1965
Язык публикации: русский
Ключевые слова: восстановительное обучение; реабилитация; детская нейропсихология; дефектология; левое полушарие; письмо; теменно-затылочные отделы; трудности обучения; фонематический анализ; чтение
Тип публикации: черновики/заметки
Форма: машинопись
Язык публикации: русский
Ключевые слова: III блок; II блок; I блок; височные отделы; внимание; восстановительное обучение; реабилитация; вторичные зоны коры; затылочные отделы; левое полушарие; лобные отделы; обучение; ошибковедение; память; педагогика; первичные зоны коры; понимание текста; решение задач; счет; теменно-затылочные отделы; теменные отделы; третичные зоны коры; управляющие функции; экспериментально-психологические исследования
Тип публикации: статьи
Форма: машинопись
Язык публикации: русский
Статья Э.С. Бейн (1916-1981, многолетний сотрудник НИИ неврологии АМН СССР) посвящена вопросам восстановления речи при афазии.
Кратко освещая вначале историю вопроса, автор останавливается на том, как уже после I Мировой войны в работах К. Гольдштейна обсуждалась важность направленного воздействия на восстановление речи, которая зачастую не восстанавливается после военной травмы самостоятельно. Опыт II Мировой войны окончательно убедил специалистов в области неврологии в необходимости такой работы. Автор кратко останавливается на втором важном источнике появления речевых нарушений - поражениях мозга сосудистого генеза, кратко перечисляет факторы, влияющие в случае сосудистых поражений на тяжесть речевых дефектов. В статье отмечается важность знаний из области психологии, лингвистики, неврологии и психиатрии и командная работа всех этих специалистов в деле восстановительного обучения. Подчеркивается важность раннего начала и обеспечения пролонгированного характера восстановительной работы (1-2 года). Далее подробно рассматриваются 2 основных метода восстановления речи - растормаживание и компенсация дефекта за счет выстраивания "обходного пути". Перечисляются основные методические принципы выстраивания коррекционной работы - стадиальность со своей целью на каждой стадии, восстановление речи всегда с опорой на семантический контекст, работа со всеми сторонами речевой системы и подбор методов с учетом структуры дефекта при той или иной форме афазий. Последний пункт подробно обсуждается на материале сенсорной афазии. Указываются 2 главные функции речи, подлежащие восстановлению, - коммуникативная и индикативная.
Ключевые слова: восстановительное обучение; афазия; реабилитация; Гольдштейн К.; методы восстановительного обучения; нарушения речи; речь; сенсорная афазия; сосудистые поражения; травма
Тип публикации: статьи
Форма: машинопись
Язык публикации: английский