Ключевые слова: Бернштейн Н.А.; восстановительное обучение; реабилитация; Выготский Л.С.; Запорожец А.В.; история нейропсихологии; история психологии; Леонтьев А.Н.; методы восстановительного обучения; нарушения движений; нейропсихология, методы; нейропсихология, общие вопросы; системная и динамическая локализация функций; травма
Тип публикации: статьи
Форма: машинопись
Год, которым датирован документ: 1974
Язык публикации: русский
Ключевые слова: апраксия; афазия; вертикальная организация мозга; восприятие; Выготский Л.С.; динамика нервных процессов; избирательность психических процессов; история нейропсихологии; межполушарное взаимодействие; методы восстановительного обучения; мышление; нейропсихологическая диагностика; нейропластичность; нейропсихология, методы; нейропсихология, общие вопросы; праксис; память; речь; системная и динамическая локализация функций; сознание; факторный анализ
Тип публикации: статьи
Форма: машинопись
Год, которым датирован документ: 1962
Язык публикации: русский
Ключевые слова: афазия; апраксия; вертикальная организация мозга; восприятие; Выготский Л.С.; динамика нервных процессов; избирательность психических процессов; история нейропсихологии; межполушарное взаимодействие; методы восстановительного обучения; мышление; нейропластичность; нейропсихологическая диагностика; нейропсихология, методы; нейропсихология, общие вопросы; память; праксис; речь; системная и динамическая локализация функций; сознание; факторный анализ
Тип публикации: статьи
Форма: машинопись
Год, которым датирован документ: 1962
Язык публикации: русский
Ключевые слова: апраксия; афазия; вертикальная организация мозга; восприятие; Выготский Л.С.; динамика нервных процессов; избирательность психических процессов; история нейропсихологии; межполушарное взаимодействие; методы восстановительного обучения; мышление; нейропластичность; нейропсихологическая диагностика; нейропсихология, методы; нейропсихология, общие вопросы; память; праксис; речь; сознание; системная и динамическая локализация функций; факторный анализ
Тип публикации: статьи
Форма: машинопись
Год, которым датирован документ: 1962
Язык публикации: русский
Ключевые слова: апраксия; афазия; вертикальная организация мозга; восприятие; Выготский Л.С.; динамика нервных процессов; избирательность психических процессов; история нейропсихологии; межполушарное взаимодействие; методы восстановительного обучения; мышление; нейропластичность; нейропсихологическая диагностика; нейропсихология, методы; нейропсихология, общие вопросы; память; праксис; речь; системная и динамическая локализация функций; сознание; факторный анализ
Тип публикации: статьи
Форма: машинопись
Год, которым датирован документ: 1962
Язык публикации: русский
Ключевые слова: Бернштейн Н.А.; восстановительное обучение; реабилитация; Выготский Л.С.; Запорожец А.В.; история нейропсихологии; история психологии; Леонтьев А.Н.; нарушения движений; методы восстановительного обучения; нейропсихология, методы; нейропсихология, общие вопросы; системная и динамическая локализация функций; травма
Тип публикации: статьи
Форма: машинопись
Год, которым датирован документ: 1975
Язык публикации: русский
Ключевые слова: восстановительное обучение; Бернштейн Н.А.; реабилитация; Выготский Л.С.; Запорожец А.В.; история психологии; история нейропсихологии; Леонтьев А.Н.; нарушения движений; методы восстановительного обучения; нейропсихология, общие вопросы; нейропсихология, методы; системная и динамическая локализация функций; травма
Тип публикации: статьи
Форма: машинопись
Год, которым датирован документ: 1975
Язык публикации: русский
Ключевые слова: Бернштейн Н.А.; восстановительное обучение; реабилитация; Выготский Л.С.; Запорожец А.В.; история нейропсихологии; история психологии; Леонтьев А.Н.; методы восстановительного обучения; нарушения движений; нейропсихология, методы; нейропсихология, общие вопросы; системная и динамическая локализация функций; травма
Тип публикации: статьи
Форма: рукопись
Год, которым датирован документ: 1975
Язык публикации: русский
Ключевые слова: дефектология; детская нейропсихология; методы восстановительного обучения; чтение; письмо; понимание текста
Тип публикации: черновики/заметки
Форма: машинопись; рукопись
Язык публикации: русский
Ключевые слова: детская нейропсихология; дефектология; методы восстановительного обучения; письмо; понимание текста; чтение
Тип публикации: черновики/заметки
Форма: машинопись
Язык публикации: русский
Статья Э.С. Бейн (1916-1981, многолетний сотрудник НИИ неврологии АМН СССР) посвящена вопросам восстановления речи при афазии.
Кратко освещая вначале историю вопроса, автор останавливается на том, как уже после I Мировой войны в работах К. Гольдштейна обсуждалась важность направленного воздействия на восстановление речи, которая зачастую не восстанавливается после военной травмы самостоятельно. Опыт II Мировой войны окончательно убедил специалистов в области неврологии в необходимости такой работы. Автор кратко останавливается на втором важном источнике появления речевых нарушений - поражениях мозга сосудистого генеза, кратко перечисляет факторы, влияющие в случае сосудистых поражений на тяжесть речевых дефектов. В статье отмечается важность знаний из области психологии, лингвистики, неврологии и психиатрии и командная работа всех этих специалистов в деле восстановительного обучения. Подчеркивается важность раннего начала и обеспечения пролонгированного характера восстановительной работы (1-2 года). Далее подробно рассматриваются 2 основных метода восстановления речи - растормаживание и компенсация дефекта за счет выстраивания "обходного пути". Перечисляются основные методические принципы выстраивания коррекционной работы - стадиальность со своей целью на каждой стадии, восстановление речи всегда с опорой на семантический контекст, работа со всеми сторонами речевой системы и подбор методов с учетом структуры дефекта при той или иной форме афазий. Последний пункт подробно обсуждается на материале сенсорной афазии. Указываются 2 главные функции речи, подлежащие восстановлению, - коммуникативная и индикативная.
Ключевые слова: восстановительное обучение; афазия; реабилитация; Гольдштейн К.; методы восстановительного обучения; нарушения речи; речь; сенсорная афазия; сосудистые поражения; травма
Тип публикации: статьи
Форма: машинопись
Язык публикации: английский
Статья Э.С. Бейн (1916-1981, многолетний сотрудник НИИ неврологии АМН СССР) посвящена вопросам восстановления речи при афазии.
Кратко освещая вначале историю вопроса, автор останавливается на том, как уже после I Мировой войны в работах К. Гольдштейна обсуждалась важность направленного воздействия на восстановление речи, которая зачастую не восстанавливается после военной травмы самостоятельно. Опыт II Мировой войны окончательно убедил специалистов в области неврологии в необходимости такой работы. Автор кратко останавливается на втором важном источнике появления речевых нарушений - поражениях мозга сосудистого генеза, кратко перечисляет факторы, влияющие в случае сосудистых поражений на тяжесть речевых дефектов. В статье отмечается важность знаний из области психологии, лингвистики, неврологии и психиатрии и командная работа всех этих специалистов в деле восстановительного обучения. Подчеркивается важность раннего начала и обеспечения пролонгированного характера восстановительной работы (1-2 года). Далее подробно рассматриваются 2 основных метода восстановления речи - растормаживание и компенсация дефекта за счет выстраивания "обходного пути". Перечисляются основные методические принципы выстраивания коррекционной работы - стадиальность со своей целью на каждой стадии, восстановление речи всегда с опорой на семантический контекст, работа со всеми сторонами речевой системы и подбор методов с учетом структуры дефекта при той или иной форме афазий. Последний пункт подробно обсуждается на материале сенсорной афазии. Указываются 2 главные функции речи, подлежащие восстановлению, - коммуникативная и индикативная. Рукописная версия отличается от машинописной наличием библиографии.
Ключевые слова: афазия; восстановительное обучение; реабилитация; Гольдштейн К.; методы восстановительного обучения; нарушения речи; речь; сенсорная афазия; сосудистые поражения; травма
Тип публикации: статьи
Форма: рукопись
Язык публикации: английский