В статье описаны нарушения слухо-речевой памяти при поражении височно-теменных отделов левого полушария. В серии экспериментальных исследований с двумя пациентами с акустико-мнестической афазией было выявлено два различных механизма нарушения, обусловленных патологическим торможением новых связей и выравниванием возбуждения новых и старых связей.
Ключевые слова: акустико-мнестическая афазия; афазия; больной Бл. (37637); больной К. (37690); височные отделы; диагностика; левое полушарие; память; след памяти; теменно-височные отделы; условный рефлекс; экспериментально-психологические исследования
Тематика: симптомы; пациенты; структуры; виды работы психолога; функции; другое
Тип публикации: статьи
Форма: машинопись
Язык публикации: русский
В этой работе отразились результаты исследований А.Р. Лурии и его коллег под руководством Л.С. Выготского в Средней Азии. Целью работы было изучение социально-исторического формирования всех психологических процессов – восприятия, мышления, воображения, самосознания, их тесная зависимость от того общественно-исторического строя, в котором вырос тот или иной человек, в котором формировалась в ходе онтогенеза его психика.
Текст содержит 7 разделов: «Проблема», «Восприятие», «Абстракция и обобщение», «Умозаключение и вывод», «Рассуждение и решение задач», «Воображение», «Самоанализ и самосознание».
Работа начинается с постановки проблемы общественно-исторического формирования психики, которая выводится из анализа достижений современной времени проведения исследования мировой психологии («психология народов» В. Вундта, гештальт-психология, бихевиоризм, французская социологическая школа, кросс-культурные исследования). В этом контексте также обсуждается ряд лингвистических данных (гипотеза лингвистической относительности Сэпира-Урофа). Далее описываются результаты экспериментальных исследований, проведенных в экспедиции начала 1930-х годов в Средней Азии. При экспериментальном изучении восприятия анализируются такие процессы, как называние зрительных образов (фигур, цветов), их классификация, а также восприятие оптических иллюзий. Подробно описываются процессы мышления у коренных народов Средней Азии – решение ими задач на нахождение сходств, определение понятий, произведение умозаключений на материале силлогизмов.
К сожалению, текст не является полным и обрывается на с. 235 в конце раздела IV, хотя по оглавлению заключение начинается только на с. 329. Разделы V-VII (материалы по решению задач, воображению и самосознанию) в данном документе не представлены.
Ключевые слова: Бергсон А.; бихевиоризм; воображение; восприятие; Вундт В.; гештальт-психология; Выготский Л.С.; Дарвин Ч.; Дюркгейм Э.; история психологии; кросс-культурные исследования; культурно-исторический подход; Леви-Брюль Л.; Леви-Стросс К.; лингвистическая относительность; мышление; психология народов; психология, общие вопросы; самосознание; Спенсер Г.; Сэпир Э.; Уорф Б.; французская социологическая школа; Чемберлен Х.Ст.; экспериментально-психологические исследования
Тематика: методы, варианты, направления анализа; ключевые имена / персоналии; дисциплина (область работы А.Р. Лурии); другое; функции; виды работы психолога
Тип публикации: книги/глава книги
Форма: машинопись; рукопись
Год, которым датирован документ: 1973
Язык публикации: русский
Данная статья написана с целью дать краткий обзор имеющихся к моменту ее написания достижений зарубежной и отечественной нейропсихологии. После краткого введения, где упоминается заметный прогресс в области наук о мозге со ссылкой на работы Грея Уолтера "Живой мозг" и Мэгуна "Бодрствующий мозг", обозначаются задачи нейропсихологии - 1) обеспечить более точную топическую диагностику нарушений мозговых механизмов не элементарных, а высших психических процессов с опорой на адекватные методы и знания об их психологическом строении и 2) в результате построения теории функциональной организации мозга дать научной психологии знания о мозговых основах психической деятельности.
Далее освещаются основные тенденции в изучении мозговых основ высших психических функций (ВПФ) - узкий локализационизм (на примере истории открытия сенсорной и мотортной афазий) и антилокализационизм, а также важные параллельные находки, такие, как идеи Х. Джексона об организации работы мозга не только по зонам, но и по уровням (произвольному и непроизвольному, например). Обозначаются основные вопросы, которые было необходимо решить для разрешения дилеммы между этими двумя подходами к локализации: пересмотр понятий "функция" (вместо ее - рассмотрение функциональной системы, выстроенной для достижения определенной цели) и "локализация" (понимание, что локализуется не функция, а ее компоненты, образующие систему).
Далее освещается теория трех функциональных блоков мозга с кратким описанием функций каждого из блоков и связанных с ними мозговых структур.
Далее на примере мозговых механизмов произвольных движений (праксиса) и мнестических процессов и их нарушений показывается, что в обеспечении каждого действия человека участвуют все блоки мозга, причем каждый вносит в этот процесс свой уникальный вклад.
Ключевые слова: I блок; III блок; II блок; агнозия; афазия; Брока П.; Вернике К.; восприятие; Гольдштейн К.; Джексон Х.; диагностика; история нейропсихологии; Клейст К.; Моруцци Дж.; Мэгун Г.; нарушения восприятия; нарушения движений; нарушения памяти; нарушения речи; нейропсихология, общие вопросы; нейрофизиология; память; праксис; речь; синдромный анализ; Уолтер Г.; функциональные системы
Тематика: симптомы; ключевые имена / персоналии; виды работы психолога; дисциплина (область работы А.Р. Лурии); функции; методы, варианты, направления анализа; другое
Тип публикации: статьи
Форма: машинопись
Год, которым датирован документ: 1975
Язык публикации: русский
Данная статья написана с целью дать краткий обзор имеющихся к моменту ее написания достижений зарубежной и отечественной нейропсихологии. После краткого введения, где упоминается заметный прогресс в области наук о мозге со ссылкой на работы Грея Уолтера "Живой мозг" и Мэгуна "Бодрствующий мозг", обозначаются задачи нейропсихологии - 1) обеспечить более точную топическую диагностику нарушений мозговых механизмов не элементарных, а высших психических процессов с опорой на адекватные методы и знания об их психологическом строении и 2) в результате построения теории функциональной организации мозга дать научной психологии знания о мозговых основах психической деятельности.
Далее освещаются основные тенденции в изучении мозговых основ высших психических функций (ВПФ) - узкий локализационизм (на примере истории открытия сенсорной и мотортной афазий) и антилокализационизм, а также важные параллельные находки, такие, как идеи Х. Джексона об организации работы мозга не только по зонам, но и по уровням (произвольному и непроизвольному, например). Обозначаются основные вопросы, которые было необходимо решить для разрешения дилеммы между этими двумя подходами к локализации: пересмотр понятий "функция" (вместо ее - рассмотрение функциональной системы, выстроенной для достижения определенной цели) и "локализация" (понимание, что локализуется не функция, а ее компоненты, образующие систему).
Далее освещается теория трех функциональных блоков мозга с кратким описанием функций каждого из блоков и связанных с ними мозговых структур. Далее на примере мозговых механизмов произвольных движений (праксиса) и мнестических процессов и их нарушений показывается, что в обеспечении каждого действия человека участвуют все блоки мозга, причем каждый вносит в этот процесс свой уникальный вклад.
Ключевые слова: I блок; III блок; II блок; агнозия; афазия; Брока П.; Вернике К.; восприятие; Гольдштейн К.; Джексон Х.; диагностика; история нейропсихологии; Клейст К.; Моруцци Дж.; Мэгун Г.; нарушения восприятия; нарушения движений; нарушения памяти; нарушения речи; нейропсихология, общие вопросы; нейрофизиология; память; праксис; речь; синдромный анализ; Уолтер Г.; функциональные системы
Тематика: симптомы; ключевые имена / персоналии; виды работы психолога; дисциплина (область работы А.Р. Лурии); функции; методы, варианты, направления анализа; другое
Тип публикации: статьи
Форма: рукопись
Год, которым датирован документ: 1975
Язык публикации: русский
Лекция посвящена онтогенезу и нейрональным основам сознательного действия. Опираясь на идеи Выготского, Лурия развивает идею произвольной регуляции деятельности как социально обоснованной и опосредованной речью. Первая половина лекции посвящена развитию это функции у ребенка; приводятся примеры из экспериментальных исследований с детьми. Во второй половине подробно обсуждается мозговая организация произвольной регуляции деятельности: эта функция обеспечивается третьим блоком (лобными долями) головного мозга, а их поражение ведет к специфическим нарушениям регуляции поведения. Обсуждается нейрофизиология процесса регуляции лобными долями, в частности, электрофизиологические опыты Е.Хомской, а также клинические случаи больных с поражениями лобных долей.
Ключевые слова: I блок; II блок; III блок; Выготский Л.С.; движения; действия; инактивность; инертность; лобные отделы; нарушения движений; нарушения действий; нарушения программирования действия; нарушения произвольной регуляции; онтогенез; экспериментально-психологические исследования; ЭЭГ
Тематика: ключевые имена / персоналии; виды работы психолога; другое; симптомы; структуры; функции
Тип публикации: доклады/тезисы
Форма: машинопись
Год, которым датирован документ: 1969
Язык публикации: русский
В настоящей статье авторы противопоставляют природу нарушения конструктивной деятельности у больных с поражениями лобных и теменно-затылочных областей головного мозга на примере двух пациентов, выполняющих пробы Кооса самостоятельно и с помощью специальных инструкций, призванных скомпенсировать их дефект.
Так, конструктивная апраксия у больного с поражением лобных долей связана с невозможностью программирования поведения. В эксперименте больному была предложена пошаговая инструкция по выполнению проб. Поскольку в основе нарушения лежит не собственно нарушение пространственного синтеза, а программирование поведения, инструкция с четко прописанной последовательностью действий помогла скомпенсировать дефект.
С другой стороны, у больной с пространственной апраксией вследствие поражения теменно-затылочных отделов нарушения пространственного анализа и синтеза не позволяли выполнять пробы Кооса правильно, несмотря на попытки программировать действия. В этом случае скомпенсировать дефект помогла инструкция, в которой были особо указаны пространственные отношения между частями фигуры.
Ключевые слова: апраксия; больная Л. (35064); больной Урб. (35673); восстановительное обучение; реабилитация; затылочные отделы; инактивность; конструктивная апраксия; конструктивная деятельность; лобные отделы; мышление; нарушения программирования действия; опухоль; планирование операций; пробы Кооса; теменно-затылочные отделы; теменные отделы; экспериментально-психологические исследования
Тематика: синдром / нарушение; пациенты; функции; этиология; структуры; методы, варианты, направления анализа; виды работы психолога
Тип публикации: статьи
Форма: машинопись
Год, которым датирован документ: 1963
Язык публикации: русский
Репринт статьи Лурии и Цветковой о динамической афазии с рукописными пометами.
Ключевые слова: диагностика; динамическая афазия; нейролингвистика; психолингвистика; речь
Тематика: функции; дисциплина (область работы А.Р. Лурии); виды работы психолога; синдром / нарушение
Тип публикации: статьи
Форма: рукопись
Год, которым датирован документ: 1963
Язык публикации: английский
Статья посвящена проблеме регулирующей функции речи. Сначала в ней рассматривается вопрос развития регулирующей (сигнальной) функции речи в раннем детстве (от 1.5 лет) с привлечением экспериментальных исследований влияния речевой инструкции на действия ребенка. Затем обсуждается важность изучения регулирующей функции речи как специфически человеческого механизма нарушения работы ЦНС с опорой на представления И.П. Павлова о двух сигнальных системах - в частности, делается предположение о том, что нейродинамика (нарушение баланса возбуждения и торможения в ЦНС) как основной физиологический механизм нарушения работы мозга может быть нарушена не в обоих, а только в одной из этих сигнальных систем. Для подтверждения этого приводятся данные об экспериментальном исследовании детей-олигофренов и детей с церебрастеническим синдромом без интеллектуального дефицита. При олигофрении регулирующая функция речи была грубо нарушена, тогда как нейродинамические процессы в звене поддержания общего тонуса и бодрствования и реализации непосредственной психической активности, не требующей речевой регуляции, оставалась интактной. Напротив, дети с церебрастеническим синдромом демонстрировали тяжелые дефициты общей нейродинамики, но сохранность регулирующей роли речи и связанных с этой сигнальной системой нейродинамических механизмов позволяли им компенсировать дефициты на более непосредственном уровне функционирования. Далее приводятся совместные с Л.С. Выготским исследования А.Р. Лурией нарушения регулирующей функции речи при паркинсонизме. В финале обсуждается особо важная роль лобных долей в реализации регулирующей функции речи, причем ее обсуждение идет в контексте их возможности модулировать и регулировать поступающие от ретикулярной формации активирующие влияния.
Материал статьи немного сокращен по сравнению с русскоязычным аналогом, но содержит те же основные смысловые части.
Ключевые слова: III блок; I блок; детская нейропсихология; дефектология; лобные отделы; нарушения нейродинамики; нарушения речи; нейродинамика; нейропсихология, общие вопросы; паркинсонизм; регулирующая функция речи; речевая инструкция; речь; Тихомиров О.К.; умственная отсталость/олигофрения; Хомская Е.Д.; церебрастенический синдром; экспериментально-психологические исследования
Тематика: дисциплина (область работы А.Р. Лурии); структуры; функции; этиология; синдром / нарушение; ключевые имена / персоналии; пациенты; виды работы психолога; другое
Тип публикации: статьи
Форма: машинопись
Язык публикации: английский
Статья посвящена проблеме регулирующей функции речи. Сначала в ней рассматривается вопрос развития регулирующей (сигнальной) функции речи в раннем детстве (от 1.5 лет) с привлечением экспериментальных исследований влияния речевой инструкции на действия ребенка. Затем обсуждается важность изучения регулирующей функции речи как специфически человеческого механизма нарушения работы ЦНС с опорой на представления И.П. Павлова о двух сигнальных системах - в частности, делается предположение о том, что нейродинамика (нарушение баланса возбуждения и торможения в ЦНС) как основной физиологический механизм нарушения работы мозга может быть нарушена не в обоих, а только в одной из этих сигнальных систем. Для подтверждения этого приводятся данные об экспериментальном исследовании детей-олигофренов и детей с церебрастеническим синдромом без интеллектуального дефицита. При олигофрении регулирующая функция речи была грубо нарушена, тогда как нейродинамические процессы в звене поддержания общего тонуса и бодрствования и реализации непосредственной психической активности, не требующей речевой регуляции, оставалась интактной. Напротив, дети с церебрастеническим синдромом демонстрировали тяжелые дефициты общей нейродинамики, но сохранность регулирующей роли речи и связанных с этой сигнальной системой нейродинамических механизмов позволяли им компенсировать дефициты на более непосредственном уровне функционирования. Далее приводятся совместные с Л.С. Выготским исследования А.Р. Лурией нарушения регулирующей функции речи при паркинсонизме. В финале обсуждается особо важная роль лобных долей в реализации регулирующей функции речи, причем ее обсуждение идет в контексте их возможности модулировать и регулировать поступающие от ретикулярной формации активирующие влияния.
Материал статьи немного сокращен по сравнению с русскоязычным аналогом, но содержит те же основные смысловые части.
Ключевые слова: III блок; I блок; детская нейропсихология; дефектология; лобные отделы; нарушения нейродинамики; нарушения речи; нейродинамика; нейропсихология, общие вопросы; паркинсонизм; регулирующая функция речи; речевая инструкция; речь; Тихомиров О.К.; умственная отсталость/олигофрения; Хомская Е.Д.; церебрастенический синдром; экспериментально-психологические исследования
Тематика: дисциплина (область работы А.Р. Лурии); структуры; функции; этиология; синдром / нарушение; ключевые имена / персоналии; пациенты; виды работы психолога; другое
Тип публикации: статьи
Форма: машинопись
Язык публикации: английский
Статья посвящена проблеме регулирующей функции речи. Сначала в ней рассматривается вопрос развития регулирующей (сигнальной) функции речи в раннем детстве (от 1.5 лет) с привлечением экспериментальных исследований влияния речевой инструкции на действия ребенка. Затем обсуждается важность изучения регулирующей функции речи как специфически человеческого механизма нарушения работы ЦНС с опорой на представления И.П. Павлова о двух сигнальных системах - в частности, делается предположение о том, что нейродинамика (нарушение баланса возбуждения и торможения в ЦНС) как основной физиологический механизм нарушения работы мозга может быть нарушена не в обоих, а только в одной из этих сигнальных систем. Для подтверждения этого приводятся данные об экспериментальном исследовании детей-олигофренов и детей с церебрастеническим синдромом без интеллектуального дефицита. При олигофрении регулирующая функция речи была грубо нарушена, тогда как нейродинамические процессы в звене поддержания общего тонуса и бодрствования и реализации непосредственной психической активности, не требующей речевой регуляции, оставалась интактной. Напротив, дети с церебрастеническим синдромом демонстрировали тяжелые дефициты общей нейродинамики, но сохранность регулирующей роли речи и связанных с этой сигнальной системой нейродинамических механизмов позволяли им компенсировать дефициты на более непосредственном уровне функционирования. Далее приводятся совместные с Л.С. Выготским исследования А.Р. Лурией нарушения регулирующей функции речи при паркинсонизме. В финале обсуждается особо важная роль лобных долей в реализации регулирующей функции речи, причем ее обсуждение идет в контексте их возможности модулировать и регулировать поступающие от ретикулярной формации активирующие влияния.
Материал статьи немного сокращен по сравнению с русскоязычным аналогом, но содержит те же основные смысловые части.
Ключевые слова: III блок; I блок; детская нейропсихология; дефектология; лобные отделы; нарушения нейродинамики; нарушения речи; нейродинамика; нейропсихология, общие вопросы; паркинсонизм; регулирующая функция речи; речевая инструкция; речь; Тихомиров О.К.; умственная отсталость/олигофрения; Хомская Е.Д.; церебрастенический синдром; экспериментально-психологические исследования
Тематика: дисциплина (область работы А.Р. Лурии); структуры; функции; этиология; синдром / нарушение; ключевые имена / персоналии; пациенты; виды работы психолога; другое
Тип публикации: статьи
Форма: машинопись
Язык публикации: английский
В статье Лурия рассказывает о принципах подбора восстановительной терапии после мозговых ранений, которые приводят к нарушениям речи. Восстановление функций после повреждений мозга - сложный процесс, который не сводится к простой регенерации, предполагает перестройку всей функциональной системы и требует вмешательства, основанного на знаниях о ее псхологической и мозговой организации. Лурия вкратце хараткеризует разные типы афазии (височную/акустическую, теменную/семантическую, афферентную моторную, собственно моторную) и для каждой показывает, каким образом можно способствовать компенсации выпавшего функционального компонента за счет других, сохранных. Успешную реабилитацию, таким образом, стоит рассматривать не как прямое восстановление утраченной функции, а как создание новой функциональной системы доступными средствами.
Ключевые слова: акалькулия; дискалькулия; акустическая афазия; апраксия; афазия; афферентная моторная афазия; височная афазия; височные отделы; восстановительное обучение; реабилитация; зона Брока; зона Вернике; идеаторная апраксия; левое полушарие; моторная афазия; нарушения речи; речь; премоторная область; семантическая афазия; теменная афазия; теменно-височные отделы; теменные отделы; травма; фонематический слух
Тематика: синдром / нарушение; структуры; виды работы психолога; симптомы; функции; этиология
Тип публикации: статьи
Форма: машинопись
Год, которым датирован документ: 1943
Язык публикации: русский
Ключевые слова: апраксия; больной Омельч.; восстановительное обучение; реабилитация; затылочные отделы; конструктивная апраксия; мозжечок; нарушения речи; периферические нервы; премоторная область; пространственная апраксия; речь; теменные отделы; травма; трудотерапия
Тематика: синдром / нарушение; пациенты; виды работы психолога; функции; структуры; этиология; другое
Тип публикации: статьи
Форма: машинопись
Год, которым датирован документ: 1943
Язык публикации: русский
Ключевые слова: акустико-мнестическая афазия; афазия; больной Бл. (37637); больной К. (37690); височные отделы; диагностика; левое полушарие; память; след памяти; теменно-височные отделы; условный рефлекс; экспериментально-психологические исследования
Тематика: синдром / нарушение; пациенты; структуры; виды работы психолога; функции; другое
Тип публикации: статьи
Форма: машинопись
Год, которым датирован документ: 1966
Язык публикации: английский
Ключевые слова: акустико-мнестическая афазия; афазия; больной Бл. (37637); больной К. (37690); височные отделы; диагностика; левое полушарие; память; след памяти; теменно-височные отделы; условный рефлекс; экспериментально-психологические исследования
Тематика: синдром / нарушение; пациенты; структуры; виды работы психолога; функции; другое
Тип публикации: другое
Форма: машинопись; рукопись
Год, которым датирован документ: 1965
Язык публикации: русский
Ключевые слова: больной Корк.; височные отделы; гипофиз; глубинные структуры мозга; задние отделы; левое полушарие; лобные отделы; нарушения памяти; опухоль; память; теменно-затылочные отделы; экспериментально-психологические исследования
Тематика: пациенты; структуры; симптомы; этиология; функции; виды работы психолога
Тип публикации: доклады/тезисы
Форма: машинопись
Язык публикации: русский
Ключевые слова: височные отделы; гипофиз; глубинные структуры мозга; задние отделы; левое полушарие; лобные отделы; нарушения памяти; опухоль; память; теменно-затылочные отделы; экспериментально-психологические исследования
Тематика: структуры; симптомы; этиология; функции; виды работы психолога
Тип публикации: доклады/тезисы
Форма: рукопись
Язык публикации: русский
Ключевые слова: акустико-мнестическая афазия; амнестическая афазия; височные отделы; затылочные отделы; левое полушарие; модально-неспецифические нарушения памяти; модально-специфические нарушения памяти; нарушения памяти; память; теменно-затылочные отделы; теменные отделы; экспериментально-психологические исследования
Тематика: синдром / нарушение; структуры; симптомы; функции; виды работы психолога
Тип публикации: доклады/тезисы
Форма: машинопись
Язык публикации: русский
Ключевые слова: акустико-мнестическая афазия; амнестическая афазия; височные отделы; затылочные отделы; левое полушарие; модально-неспецифические нарушения памяти; модально-специфические нарушения памяти; нарушения памяти; память; теменно-затылочные отделы; теменные отделы; экспериментально-психологические исследования
Тематика: синдром / нарушение; структуры; симптомы; функции; виды работы психолога
Тип публикации: доклады/тезисы
Форма: рукопись
Язык публикации: русский
Ключевые слова: гиппокамп; глубинные структуры мозга; забывание; нарушения памяти; экспериментально-психологические исследования; таламус; стволовые структуры; память; опухоль
Тематика: структуры; функции; симптомы; этиология; виды работы психолога
Тип публикации: статьи
Форма: рукопись
Язык публикации: русский
Ключевые слова: базальные отделы лобных долей; доминантное полушарие; инертность; кратковременная память; левое полушарие; лобные отделы; нарушения памяти; память; селективность психических процессов; экспериментально-психологические исследования
Тематика: структуры; симптомы; функции; виды работы психолога
Тип публикации: доклады/тезисы
Форма: машинопись
Язык публикации: русский
Ключевые слова: инертность; лобные отделы; нейродинамика речи; онтогенез; произвольное действие; регулирующая функция речи; церебрастенический синдром; экспериментально-психологические исследования
Тип публикации: статьи
Форма: машинопись
Год, которым датирован документ: 1967
Язык публикации: русский
Ключевые слова: височные отделы; инертность; лобные отделы; нарушения нейродинамики; нарушения речи; нейродинамика; онтогенез; паркинсонизм; подкорковые отделы; премоторная область; регулирующая функция речи; речь; теменно-височные отделы; теменные отделы; умственная отсталость/олигофрения; церебрастенический синдром; экспериментально-психологические исследования
Тип публикации: статьи
Форма: машинопись
Год, которым датирован документ: 1959
Язык публикации: русский
Ключевые слова: апраксия; аспонтанность; больная Зав.; двигательные персеверации; движения; диагностика; динамическая апраксия; задне-лобные отделы; инертность; критичность; левое полушарие; лобные отделы; нарушения движений; нарушения программирования действия; нарушения серийной организации движений и действий; невербальные функции; нейропсихологическая диагностика; опухоль; оценка своих и чужих ошибок; персеверации; планирование действий; праксис; регулирующая функция речи; регуляция движений; серийная организация движений и действий; условный рефлекс; эхопраксия
Тип публикации: статьи
Форма: рукопись
Год, которым датирован документ: 1963
Язык публикации: русский
Ключевые слова: III блок; I блок; Выготский Л.С.; детская нейропсихология; дефектология; лобные отделы; нарушения нейродинамики; нарушения речи; нейродинамика; нейропсихология, общие вопросы; паркинсонизм; психология, общие вопросы; регулирующая функция речи; речевая инструкция; речь; Тихомиров О.К.; умственная отсталость/олигофрения; Хомская Е.Д.; церебрастенический синдром; экспериментально-психологические исследования
Тип публикации: черновики/заметки
Форма: машинопись
Язык публикации: русский
Статья посвящена поражениям глубинных (медиальных) отделов лобных долей, при которых на первый план выступают нарушения ориентировки в пространстве и времени и нарушения избирательности психических процессов без выраженных нарушений гнозиса, праксиса и речи. Как подчеркивают авторы, чаще всего повреждение этих отделов сочетается с выраженной общемозговой симптоматикой (связанной с повышением давления и интоксикацией), что затрудняет обсуждение того, насколько именно медиальные лобные отделы связаны с данными нарушениями. В этой связи особенный интерес представляют наблюдения за больными без такой общемозговой симптоматики, но с поражениями в медиальных лобных отделах. В статье описаны результаты нейропсихологического обследования пациента Вас., 64 лет, с высоким преморбидным уровнем образования. Пациент при сохранности гностических операций, движений, большинства компонентов речевой системы демонстрировал грубые нарушения ориентировки в месте и времени, нарушения селективности при усвоении последовательностей (движений, рисунков) при запоминании на слух материала (слов, фраз, текстов), при показе рисунков по их названиям (при предъявлении нескольких названий сразу) и интеллектуальных операций (понимание пословиц, тест "Простые аналогии" и т.п.). В обсуждении результатов авторы предполагают, что указанная картина обусловлена локальным поражением медиальных лобных отделов левого полушария и нарушением их связи с ретикулярной формацией и височными отделами.
Ключевые слова: больной Вас.; диагностика; избирательность психических процессов; левое полушарие; лобные отделы; мышление; нарушения избирательности (селективности); нарушения критики; нарушения ориентировки в пространстве и времени; опухоль; сознание
Тип публикации: статьи
Форма: машинопись; рукопись
Год, которым датирован документ: 1965
Язык публикации: английский
В документе разобран случай пациента с опухолью базальных отделов левой лобной доли и ее двукратной резекцией. Опухоль, на первый взгляд, не приводила к выраженным нарушениям высшей психической деятельности, однако тщательное нейропсихологическое обследование показало наличие у больного признаков лобного синдрома: патологическую инертность и нарушения избирательности при выполнении заданий (повторение серий слов, счет, решение задач).
Эти симптомы предлагается использовать для диагностики стертых форм лобного синдрома.
В рукописи есть иллюстрация расположения опухоли.
Ключевые слова: адинамия; базальные отделы; базальные отделы лобных долей; больной Бел. (36-396, 37664); диагностика; инертность; интеллект; левое полушарие; лобные отделы; лобный синдром; нарушения избирательности (селективности); нарушения интеллекта; нарушения повторения серии слов; нарушения решения задач; нарушения счета; операция; опухоль; персеверации; повторение серии слов; полюс лобной доли; расторможенность; решение задач; селективность психических процессов; стертая нейропсихологическая симптоматика; счет
Тип публикации: статьи
Форма: рукопись
Год, которым датирован документ: 1964
Язык публикации: русский
Ключевые слова: больная Талып. (30365, 31780, 32013, 32992, 35114); больная Шил. (38919); больной Ник. (31941, 33055); диагностика; латерализация; левое полушарие; левшество; лобные отделы; лобный синдром; нейропластичность; операция; опухоль; правое полушарие
Тип публикации: статьи
Форма: машинопись
Язык публикации: русский
А.Р. Лурия описывает случай больного (Дурн., 37604) с массивной костной опухолью передних отделов правой стороны черепа. Опухоль вызывает заметные нарушения ликворо- и гемодинамики, а также гипертензионные явления, что проявляется в отчетливом синдроме нарушения высших корковых функций. Так, больной обнаруживает нестойкость внимания, импульсивность, дефекты устойчивой интеллектуальной деятельности, нарушение контроля и оживление побочных связей.
Ключевые слова: больной Дурн. (37604); диагностика; импульсивность; контаминации; контролирующая функция; лобный синдром; нарушения внимания; опухоль; побочные ассоциации; правое полушарие
Тип публикации: статьи
Форма: рукопись
Язык публикации: русский
Ключевые слова: агнозия; акалькулия; дискалькулия; акинезия; акинезия речи и мышления; акустическая афазия; амнестическая афазия; апраксия; апраксия позы; апрактическая афазия; афазия; афазия Брока; больная Острат. (3575); больной Арб. (3069); больной Бадр. (3644); больной Бас. (3958); больной Будк. (4056); больной Буйв. (4001); больной Буйн. (3262); больной Буйск. (1715); больной Бурс. (2218); больной Воевод. (3571); больной Г. (2075); больной Голд. (3276); больной Горюн. (1151); больной Дерев. (2690); больной Засецкий Л.А. (3712); больной Звор. (1991); больной Изот. (3656); больной Караб. (1217); больной Катк.; больной Каш. (1629); больной Коз. (2827); больной Кок. (2822); больной Кон.; больной Ко(?)с. (3090); больной Лиз. (5005); больной Лют.; больной Матр. А. (5005, 1356); больной Павл. (3501); больной Папк.; больной Петр. (1395); больной Питк.; больной Плут. (2913); больной Полом. (3312); больной Поном. (3332); больной Поп. (3357); больной Пот.; больной Прусск. (3865); больной Род. (4055); больной Рожн.; больной Ром. (1419); больной Рыж. (3305); больной Савицк. (2224); больной Савч. (3661); больной Семен. (3334); больной Син. (5005, 19169); больной Тим. (3573); больной Тит.; больной Фрол.; больной Цап. (3069); больной Черед. (3095); больной Черн. (3187); больной Шевч. (3255); больной Щек. (3798); больной Юг. (3067); восстановительное обучение; реабилитация; динамическая апраксия; динамическая афазия; затылочные отделы; зрительное восприятие; конструктивная апраксия; левое полушарие; лобные отделы; моторная афазия; нарушения письма; нарушения речи; нарушения чтения; нейропсихологическая диагностика; оптическая агнозия; оральная апраксия; оральный праксис; письмо; правое полушарие; праксис; премоторная афазия; премоторная область; пространственная апраксия; пространственный праксис; реактивная немота; ретроцентральные отделы; речь; семейное левшество; сенсорная афазия; символическая апраксия; символический праксис; скрытое левшество; спонтанное восстановление; счет; теменно-затылочные отделы; теменные отделы; травма; фронтальная акинезия; чтение; эфферентная моторная афазия
Тип публикации: книги/глава книги
Форма: машинопись
Год, которым датирован документ: 1945
Язык публикации: русский
Ключевые слова: височные отделы; восстановительное обучение; реабилитация; вторая сигнальная система; движения; действия; задние отделы; затылочные отделы; зрение; инертность; левое полушарие; лобные отделы; нарушения движений; нарушения действий; нарушения дифференцированности; нарушения зрения; нарушения нейродинамики; нарушения речи; нарушения фонематического слуха; нейродинамика; нейропсихология, методы; нейропсихология, общие вопросы; нейрофизиология; Павлов И.П.; передние отделы; персеверации; премоторная область; речь; сенсорная афазия; фонематический слух; целенаправленное поведение
Тип публикации: статьи
Форма: машинопись
Год, которым датирован документ: 1948
Язык публикации: русский
Ключевые слова: агнозия; аграфия; дисграфия; активное мышление; акустическая агнозия; акустический гнозис; алексия; дислексия; апраксия; атаксия; афазия; афферентная моторная апраксия; афферентная моторная афазия; базальные ганглии; больная Степ.; больной Гавр.; больной Гиашв.; больной Голуб.; больной Дерев.; больной Евдот.; больной Изот. (3656); больной Кож.; больной Кок. (2822); больной Кон.; больной Крыл.; больной Кул.; больной Кунт.; больной Мещ.; больной Моис.; больной Оз.; больной Пав-в; больной Пас.; больной Пинч.; больной Роб.; больной Рог.; больной Саб.; больной Самс.; больной См. Сок.; больной Тепл.; больной Тиш.; больной Цап.; больной Черн.; больной Шмыг.; вербальная алексия; височные отделы; восприятие; восстановительное обучение; реабилитация; движения; действия; диашиз; дистония; затылочные отделы; зона Вернике; зрение; инертность; интеллект; контузия; координация; левое полушарие; литеральная оптическая алексия; лобные отделы; мозжечок; мотивация; моторная афазия; мышление; нарушения активного мышления; нарушения движений; нарушения зрения; нарушения интеллекта; нарушения координации; нарушения нейродинамики; нарушения письма; нарушения речи; нарушения фонематического слуха; нарушения чтения; нейродинамика; оптическая агнозия; парез; патологическая диффузность; письмо; правое полушарие; праксис; пространственная агнозия; реактивная постконтузионная глухонемота; ретроцентральные отделы; речь; семейное левшество; сенсорная афазия; символическая апраксия; скрытое левшество; таламус; теменно-затылочные отделы; теменные отделы; тонус; травма; фармакотерапия; фонематический слух; центральная слепота; чтение; эфферентная моторная апраксия; эфферентная моторная афазия
Тип публикации: книги/глава книги
Форма: машинопись
Год, которым датирован документ: 1947
Язык публикации: русский
Ключевые слова: дефектология; нейропсихология, методы; нейрофизиология; ориентировочный рефлекс; структура смыслового поля; умственная отсталость/олигофрения; условная двигательная реакция; экспериментально-психологические исследования
Тип публикации: черновики/заметки
Форма: рукопись
Язык публикации: русский
Ключевые слова: диагностика; нейропсихологическая диагностика; нейропсихология, общие вопросы; синдромный анализ
Тип публикации: черновики/заметки
Форма: рукопись
Год, которым датирован документ: 1962
Язык публикации: русский
Ключевые слова: диагностика; инертность; нейропсихологическая диагностика; нейропсихология, общие вопросы; письмо; синдромный анализ
Тип публикации: черновики/заметки
Форма: рукопись
Язык публикации: русский
Ключевые слова: диагностика; нейропсихологическая диагностика; нейропсихология, общие вопросы
Тип публикации: доклады/тезисы
Форма: рукопись
Язык публикации: русский
Ключевые слова: диагностика; нейропсихологическая диагностика; нейропсихология, общие вопросы; факторный анализ
Тип публикации: доклады/тезисы
Форма: машинопись
Язык публикации: русский
Ключевые слова: диагностика; нейропсихологическая диагностика; нейропсихология, общие вопросы; факторный анализ
Тип публикации: доклады/тезисы
Форма: машинопись
Язык публикации: русский
Ключевые слова: диагностика; кинетическая апраксия; лобные отделы; лобный синдром; нарушения серийной организации движений и действий; персеверации; планирование действий; премоторная область; префронтальные отделы коры; речевая инструкция
Тип публикации: доклады/тезисы
Форма: рукопись
Год, которым датирован документ: 1962
Язык публикации: русский
Ключевые слова: история психологии; медицинская психология; патопсихология
Тип публикации: статьи
Форма: машинопись
Язык публикации: русский
Автобиографический очерк описывает основные этапы работы А.Р.Лурия. Интересующие его темы и связанные с ними основные публикации структурированы хронологически и логически.
Ключевые слова: II блок; III блок; Выготский Л.С.; лобные отделы; планирование действий; праксис; программируемое поведение; речь; сознательное действие; управляющие функции; условная двигательная реакция; программирование действия; экспериментально-психологические исследования; автобиографическое; афазия; близнецовый метод; восстановительное обучение; реабилитация; детская нейропсихология; история нейропсихологии; культурно-исторический подход; лобный синдром; мышление; нейролингвистика; психолингвистика; нейропсихология, методы; нейропсихология, общие вопросы; онтогенез; память; сознание; факторный анализ
Тип публикации: статьи
Форма: машинопись
Год, которым датирован документ: 1972
Язык публикации: русский