В статье авторы обсуждают проблему многозначности симптомов при топической диагностике мозгового поражения. Многозначность симптомов является следствием сложной организации высших психических функций: нарушение функции может являться следствием поражения различных участков головного мозга. Проблема иллюстрируется на примере апраксии и амнестической афазии. Решением проблемы является синдромный анализ - поиск общего фактора, который лежит в основе всех наблюдаемых симптомов.
Ключевые слова: апраксия; амнестическая афазия; левое полушарие; постцентральная область; лобные отделы; мозолистое тело; премоторная область; праксис; произвольное движение; теменно-затылочные отделы; факторный анализ; теменные отделы
Тематика: синдром / нарушение; структуры; функции; методы, варианты, направления анализа
Тип публикации: статьи
Форма: машинопись
Год, которым датирован документ: 1962
Язык публикации: русский
В статье описаны механизмы называния и основные типы его нарушения при афазии. С одной стороны, для называния нужно правильно идентифицировать объект и иметь сохранный акустический образ слова. С другой стороны, нужно сделать выбор между словом и связанными с ним (например, семантически или фонологически) альтернативами. Патологическое называние имеет различные механизмы в зависимости от локализации мозгового поражения. Так, при сенсорной афазии разрушается акустический образ и фонематическая организация слова. При поражении левых постцентральных (кинестетических) зон коры разрушается артикуляторная организация слова. При поражении третичных теменно-затылочных зон первичная фонематическая и артикуляторная организация слова сохранна, но возникают трудности с подбором правильного слова (амнестическая афазия). Согласно Лурии, в основе амнестической афазии лежат два механизма. С одной стороны, к нарушению может привести дефицит оптического гнозиса, который мешает полноценному распознаванию зрительных образов. С другой, может быть нарушен сам механизм извлечения слова из сети связанных с ним альтернатив.
Все описанные выше нарушения относятся к парадигматическим аспектам называния. Также Лурия описывает и нарушение другого, синтагматического типа, связанное с поражением передних речевых зон. Такое нарушение проявляется в связной речи и может отсутствовать при назывании изолированных объектов.
Ключевые слова: акустико-гностическая афазия; амнестическая афазия; афазия; височные отделы; внутренняя речь; восприятие; "закон силы"; затылочные отделы; зрительное восприятие; инертность; левое полушарие; называние; нарушения называния; Павлов И.П.; парадигматика; персеверации; сенсорная афазия; синтагматика; теменно-височные отделы; теменно-затылочные отделы; теменные отделы
Тематика: симптомы; синдром / нарушение; структуры; функции; другое; ключевые имена / персоналии; методы, варианты, направления анализа
Тип публикации: статьи
Форма: рукопись
Год, которым датирован документ: 1972
Язык публикации: английский
Статья посвящена реализации в головном мозге двух принципов организации языка и речи: парадигматического и синтагматического принципа. Кору головного мозга можно условно разделить на два отдела: задние отделы (гностические зоны; отвечают за обработку и синтез информации) и передние отделы (динамические зоны; третичные зоны отвечают за удержание программ сознательного действия). Поражения задних отделов вызывают нарушения парадигматических систем языка. Так, височные поражения приводят к дезорганизации фонематической системы и синдрому акустической афазии; поражения постцентральных отделов нарушают селективную организацию артикуляционных процессов, что приводит к афферентно-моторной афазии; поражения третичных теменно-височно-затылочных зон нарушают организацию значений слов и логико-грамматических конструкций и приводят к семантической афазии. С другой стороны, при поражении передних отделов возникают нарушения синтагматической организации мозговых процессов, при которых беглая синтаксическая организация речи оказывается невозможной. При этом поражения задних отделов не ведут к нарушению синтагматической организации речи, а передние поражения - к парадигматическим нарушениям.
Ключевые слова: акустическая афазия; афферентная моторная афазия; височные отделы; динамическая афазия; задние отделы; "закон силы"; затылочные отделы; парадигматические отношения; передние отделы; постцентральная область; синтагматические отношения; теменно-височно-затылочные отделы; теменные отделы; Якобсон Р.
Тематика: синдром / нарушение; структуры; другое; ключевые имена / персоналии
Тип публикации: статьи
Форма: рукопись
Год, которым датирован документ: 1972
Язык публикации: английский
Ключевые слова: афазия
Тематика: синдром / нарушение
Тип публикации: статьи
Форма: репринт
Язык публикации: английский
Статья посвящена многообразию форм афазий, возникающих при поражении различных факторов, составляющих вместе сложнейшую функциональную систему речи. А.Р. Лурия кратко характеризует общие положения теории функциональных систем, а затем переходит к описанию различных форм афазии: эфферентной и афферентной моторной, сенсорной, семантической и динамической. А.Р. Лурия выделяет факторы, нарушения которых лежат в основе данных форм речевых расстройств.
Ключевые слова: афазия; афферентации; афферентная моторная афазия; вертикальная организация мозга; височные отделы; динамическая афазия; импрессивная речь; левое полушарие; лобные отделы; моторная афазия; нарушения понимания логико-грамматических конструкций; нарушения речи; нейролингвистика; психолингвистика; персеверации; понимание логико-грамматических структур; премоторная область; речь; семантическая афазия; сенсорная афазия; симультанное восприятие; синдромный анализ; теменные отделы; Трубецкой Н.С.; факторный анализ; фонематический анализ; функциональные системы; экспрессивная речь; эфферентная моторная афазия; Якобсон Р.
Тематика: структуры; функции; синдром / нарушение; пациенты; ключевые имена / персоналии; симптомы; дисциплина (область работы А.Р. Лурии)
Тип публикации: статьи
Форма: машинопись
Язык публикации: русский
В настоящей статье авторы противопоставляют природу нарушения конструктивной деятельности у больных с поражениями лобных и теменно-затылочных областей головного мозга на примере двух пациентов, выполняющих пробы Кооса самостоятельно и с помощью специальных инструкций, призванных скомпенсировать их дефект.
Так, конструктивная апраксия у больного с поражением лобных долей связана с невозможностью программирования поведения. В эксперименте больному была предложена пошаговая инструкция по выполнению проб. Поскольку в основе нарушения лежит не собственно нарушение пространственного синтеза, а программирование поведения, инструкция с четко прописанной последовательностью действий помогла скомпенсировать дефект.
С другой стороны, у больной с пространственной апраксией вследствие поражения теменно-затылочных отделов нарушения пространственного анализа и синтеза не позволяли выполнять пробы Кооса правильно, несмотря на попытки программировать действия. В этом случае скомпенсировать дефект помогла инструкция, в которой были особо указаны пространственные отношения между частями фигуры.
Ключевые слова: апраксия; больная Л. (35064); больной Урб. (35673); восстановительное обучение; реабилитация; затылочные отделы; инактивность; конструктивная апраксия; конструктивная деятельность; лобные отделы; мышление; нарушения программирования действия; опухоль; планирование операций; пробы Кооса; теменно-затылочные отделы; теменные отделы; экспериментально-психологические исследования
Тематика: синдром / нарушение; пациенты; функции; этиология; структуры; методы, варианты, направления анализа; виды работы психолога
Тип публикации: статьи
Форма: машинопись
Год, которым датирован документ: 1963
Язык публикации: русский
Репринт статьи Лурии и Цветковой о динамической афазии с рукописными пометами.
Ключевые слова: диагностика; динамическая афазия; нейролингвистика; психолингвистика; речь
Тематика: функции; дисциплина (область работы А.Р. Лурии); виды работы психолога; синдром / нарушение
Тип публикации: статьи
Форма: рукопись
Год, которым датирован документ: 1963
Язык публикации: английский
Ключевые слова: акустико-гностическая афазия; амнестическая афазия; афазия; височные отделы; внутренняя речь; восприятие; "закон силы"; затылочные отделы; зрительное восприятие; инертность; левое полушарие; называние; нарушения называния; Павлов И.П.; парадигматика; персеверации; сенсорная афазия; синтагматика; теменно-височные отделы; теменно-затылочные отделы; теменные отделы
Тематика: синдром / нарушение; симптомы; функции; структуры; методы, варианты, направления анализа; ключевые имена / персоналии; другое
Тип публикации: статьи
Форма: машинопись
Год, которым датирован документ: 1972
Язык публикации: английский
В статье охарактеризованы три этапа исследования афазии. Классический подход (19 в.) рассматривает афазию как результат повреждения определенных речевых центров, расположенных в левом полушарии. Для нейропсихологического подхода (середина 20-го в.) характерен факторный анализ симптомов и объяснение механизмов, которые стоят за базовыми формами афазий. Нейродинамический подход (время написания статьи) объясняет симптомы афазии общими дефицитами нейродинамики, такими как нарушение избирательности психических процессов и патологическая инертность.
В документе содержатся пометы, частично внесенные в машинописный текст "Aphasia Reconsidered".
Ключевые слова: афазия; афферентная моторная афазия; Брока П.; Вернике К.; инертность; история нейропсихологии; нарушения избирательности (селективности); нейропсихология, методы; психология, общие вопросы; Павлов И.П.; персеверации; проводниковая афазия; речь; селективность психических процессов; семантическая афазия; сенсорная афазия; транскортикальная афазия; транскортикальная моторная афазия; факторный анализ; эфферентная моторная афазия
Тематика: функции; структуры; симптомы; синдром / нарушение; пациенты; ключевые имена / персоналии
Тип публикации: статьи
Форма: машинопись
Язык публикации: английский
Статья посвящена проблеме регулирующей функции речи. Сначала в ней рассматривается вопрос развития регулирующей (сигнальной) функции речи в раннем детстве (от 1.5 лет) с привлечением экспериментальных исследований влияния речевой инструкции на действия ребенка. Затем обсуждается важность изучения регулирующей функции речи как специфически человеческого механизма нарушения работы ЦНС с опорой на представления И.П. Павлова о двух сигнальных системах - в частности, делается предположение о том, что нейродинамика (нарушение баланса возбуждения и торможения в ЦНС) как основной физиологический механизм нарушения работы мозга может быть нарушена не в обоих, а только в одной из этих сигнальных систем. Для подтверждения этого приводятся данные об экспериментальном исследовании детей-олигофренов и детей с церебрастеническим синдромом без интеллектуального дефицита. При олигофрении регулирующая функция речи была грубо нарушена, тогда как нейродинамические процессы в звене поддержания общего тонуса и бодрствования и реализации непосредственной психической активности, не требующей речевой регуляции, оставалась интактной. Напротив, дети с церебрастеническим синдромом демонстрировали тяжелые дефициты общей нейродинамики, но сохранность регулирующей роли речи и связанных с этой сигнальной системой нейродинамических механизмов позволяли им компенсировать дефициты на более непосредственном уровне функционирования. Далее приводятся совместные с Л.С. Выготским исследования А.Р. Лурией нарушения регулирующей функции речи при паркинсонизме. В финале обсуждается особо важная роль лобных долей в реализации регулирующей функции речи, причем ее обсуждение идет в контексте их возможности модулировать и регулировать поступающие от ретикулярной формации активирующие влияния.
Материал статьи немного сокращен по сравнению с русскоязычным аналогом, но содержит те же основные смысловые части.
Ключевые слова: III блок; I блок; детская нейропсихология; дефектология; лобные отделы; нарушения нейродинамики; нарушения речи; нейродинамика; нейропсихология, общие вопросы; паркинсонизм; регулирующая функция речи; речевая инструкция; речь; Тихомиров О.К.; умственная отсталость/олигофрения; Хомская Е.Д.; церебрастенический синдром; экспериментально-психологические исследования
Тематика: дисциплина (область работы А.Р. Лурии); структуры; функции; этиология; синдром / нарушение; ключевые имена / персоналии; пациенты; виды работы психолога; другое
Тип публикации: статьи
Форма: машинопись
Язык публикации: английский
Статья посвящена проблеме регулирующей функции речи. Сначала в ней рассматривается вопрос развития регулирующей (сигнальной) функции речи в раннем детстве (от 1.5 лет) с привлечением экспериментальных исследований влияния речевой инструкции на действия ребенка. Затем обсуждается важность изучения регулирующей функции речи как специфически человеческого механизма нарушения работы ЦНС с опорой на представления И.П. Павлова о двух сигнальных системах - в частности, делается предположение о том, что нейродинамика (нарушение баланса возбуждения и торможения в ЦНС) как основной физиологический механизм нарушения работы мозга может быть нарушена не в обоих, а только в одной из этих сигнальных систем. Для подтверждения этого приводятся данные об экспериментальном исследовании детей-олигофренов и детей с церебрастеническим синдромом без интеллектуального дефицита. При олигофрении регулирующая функция речи была грубо нарушена, тогда как нейродинамические процессы в звене поддержания общего тонуса и бодрствования и реализации непосредственной психической активности, не требующей речевой регуляции, оставалась интактной. Напротив, дети с церебрастеническим синдромом демонстрировали тяжелые дефициты общей нейродинамики, но сохранность регулирующей роли речи и связанных с этой сигнальной системой нейродинамических механизмов позволяли им компенсировать дефициты на более непосредственном уровне функционирования. Далее приводятся совместные с Л.С. Выготским исследования А.Р. Лурией нарушения регулирующей функции речи при паркинсонизме. В финале обсуждается особо важная роль лобных долей в реализации регулирующей функции речи, причем ее обсуждение идет в контексте их возможности модулировать и регулировать поступающие от ретикулярной формации активирующие влияния.
Материал статьи немного сокращен по сравнению с русскоязычным аналогом, но содержит те же основные смысловые части.
Ключевые слова: III блок; I блок; детская нейропсихология; дефектология; лобные отделы; нарушения нейродинамики; нарушения речи; нейродинамика; нейропсихология, общие вопросы; паркинсонизм; регулирующая функция речи; речевая инструкция; речь; Тихомиров О.К.; умственная отсталость/олигофрения; Хомская Е.Д.; церебрастенический синдром; экспериментально-психологические исследования
Тематика: дисциплина (область работы А.Р. Лурии); структуры; функции; этиология; синдром / нарушение; ключевые имена / персоналии; пациенты; виды работы психолога; другое
Тип публикации: статьи
Форма: машинопись
Язык публикации: английский
Статья посвящена проблеме регулирующей функции речи. Сначала в ней рассматривается вопрос развития регулирующей (сигнальной) функции речи в раннем детстве (от 1.5 лет) с привлечением экспериментальных исследований влияния речевой инструкции на действия ребенка. Затем обсуждается важность изучения регулирующей функции речи как специфически человеческого механизма нарушения работы ЦНС с опорой на представления И.П. Павлова о двух сигнальных системах - в частности, делается предположение о том, что нейродинамика (нарушение баланса возбуждения и торможения в ЦНС) как основной физиологический механизм нарушения работы мозга может быть нарушена не в обоих, а только в одной из этих сигнальных систем. Для подтверждения этого приводятся данные об экспериментальном исследовании детей-олигофренов и детей с церебрастеническим синдромом без интеллектуального дефицита. При олигофрении регулирующая функция речи была грубо нарушена, тогда как нейродинамические процессы в звене поддержания общего тонуса и бодрствования и реализации непосредственной психической активности, не требующей речевой регуляции, оставалась интактной. Напротив, дети с церебрастеническим синдромом демонстрировали тяжелые дефициты общей нейродинамики, но сохранность регулирующей роли речи и связанных с этой сигнальной системой нейродинамических механизмов позволяли им компенсировать дефициты на более непосредственном уровне функционирования. Далее приводятся совместные с Л.С. Выготским исследования А.Р. Лурией нарушения регулирующей функции речи при паркинсонизме. В финале обсуждается особо важная роль лобных долей в реализации регулирующей функции речи, причем ее обсуждение идет в контексте их возможности модулировать и регулировать поступающие от ретикулярной формации активирующие влияния.
Материал статьи немного сокращен по сравнению с русскоязычным аналогом, но содержит те же основные смысловые части.
Ключевые слова: III блок; I блок; детская нейропсихология; дефектология; лобные отделы; нарушения нейродинамики; нарушения речи; нейродинамика; нейропсихология, общие вопросы; паркинсонизм; регулирующая функция речи; речевая инструкция; речь; Тихомиров О.К.; умственная отсталость/олигофрения; Хомская Е.Д.; церебрастенический синдром; экспериментально-психологические исследования
Тематика: дисциплина (область работы А.Р. Лурии); структуры; функции; этиология; синдром / нарушение; ключевые имена / персоналии; пациенты; виды работы психолога; другое
Тип публикации: статьи
Форма: машинопись
Язык публикации: английский
Работа представляет собой описание нарушения селективности психических процессов у больного Вас. вследствие глубоко расположенной внутримозговой опухоли левой лобной доли. В сериях экспериментов автор изучает, как нарушение избирательности проявляется в сознании, мнестической деятельности, отдельных формах речевой деятельности, интеллектуальных процессах, при выполнении движений и действий. Наблюдения показали, что психические процессы больного остаются сохранными, лишь будучи однозначно определенными жесткой программой, и грубо нарушаются, как только они начинают требовать выбора из нескольких альтернатив.
Ключевые слова: больной Вас.; дезориентация; избирательность психических процессов; избирательность речи; интеллект; контаминации; конфабуляции; критичность; левое полушарие; лобные отделы; мышление; нарушения активного выбора; нарушения избирательности речи; нарушения называния; нахождение аналогий; невербальные функции; номинация; опухоль; оценка своих и чужих ошибок; процессы планирования и контроля; расторможенность; регулирующая функция; регуляция движений; регуляция избирательного поведения; регуляция поведения; селективность психических процессов; сознание; управляющие функции
Тематика: функции; этиология; симптомы; синдром / нарушение; пациенты; структуры; методы, варианты, направления анализа
Тип публикации: статьи
Форма: машинопись
Год, которым датирован документ: 1964
Язык публикации: русский
Работа представляет собой описание нарушения селективности психических процессов у больного Вас. вследствие глубоко расположенной внутримозговой опухоли левой лобной доли. В сериях экспериментов автор изучает, как нарушение избирательности проявляется в сознании, мнестической деятельности, отдельных формах речевой деятельности, интеллектуальных процессах, при выполнении движений и действий. Наблюдения показали, что психические процессы больного остаются сохранными, лишь будучи однозначно определенными жесткой программой, и грубо нарушаются, как только они начинают требовать выбора из нескольких альтернатив.
Ключевые слова: активный выбор; апраксия; больной Вас.; дезориентация; избирательность психических процессов; избирательность речи; импульсивность; интеллект; контаминации; конфабуляции; критичность; левое полушарие; лобные отделы; мышление; нарушения активного выбора; нарушения движений; нарушения действий; нарушения избирательности речи; нарушения избирательности (селективности); нарушения интеллектуальных операций; нарушения мышления; нарушения называния; нарушения поведения; нарушения речи; нарушения сознания; нахождение аналогий; невербальные функции; номинация; опухоль; ориентация; ориентировка в пространстве, времени, личности; оценка своих и чужих ошибок; память; побочные ассоциации; повторение серии слов; процессы планирования и контроля; расторможенность; регулирующая функция; регуляция движений; регуляция избирательного поведения; регуляция поведения; селективность психических процессов
Тематика: функции; этиология; симптомы; синдром / нарушение; пациенты; структуры; методы, варианты, направления анализа
Тип публикации: статьи
Форма: рукопись
Год, которым датирован документ: 1964
Язык публикации: русский
Работа Лурии про классификацию и реабилитацию афазий. Материал не отсканирован, поскольку работа издана в виде книги.
По-видимому, рукопись является черновиком к статье "Factors and forms of aphasia", опубликованной в 1964 году. В черновике приводится описание различных форм афазии: эфферентной и афферентной моторной, сенсорной, семантической и динамической. А.Р. Лурия выделяет факторы, нарушения которых лежат в основе данных форм речевых расстройств.
Ключевые слова: афазия; афферентации; афферентная моторная афазия; вертикальная организация мозга; височные отделы; динамическая афазия; импрессивная речь; левое полушарие; лобные отделы; моторная афазия; нарушения понимания логико-грамматических конструкций; нарушения речи; нейролингвистика; психолингвистика; персеверации; понимание логико-грамматических структур; премоторная область; речь; семантическая афазия; сенсорная афазия; симультанное восприятие; синдромный анализ; теменные отделы; факторный анализ; фонематический анализ; функциональные системы; экспрессивная речь; эфферентная моторная афазия
Тематика: дисциплина (область работы А.Р. Лурии); функции; симптомы; синдром / нарушение; другое; структуры; методы, варианты, направления анализа
Тип публикации: статьи
Форма: рукопись
Год, которым датирован документ: 1963
Язык публикации: английский
В статье Лурия рассказывает о принципах подбора восстановительной терапии после мозговых ранений, которые приводят к нарушениям речи. Восстановление функций после повреждений мозга - сложный процесс, который не сводится к простой регенерации, предполагает перестройку всей функциональной системы и требует вмешательства, основанного на знаниях о ее псхологической и мозговой организации. Лурия вкратце хараткеризует разные типы афазии (височную/акустическую, теменную/семантическую, афферентную моторную, собственно моторную) и для каждой показывает, каким образом можно способствовать компенсации выпавшего функционального компонента за счет других, сохранных. Успешную реабилитацию, таким образом, стоит рассматривать не как прямое восстановление утраченной функции, а как создание новой функциональной системы доступными средствами.
Ключевые слова: акалькулия; дискалькулия; акустическая афазия; апраксия; афазия; афферентная моторная афазия; височная афазия; височные отделы; восстановительное обучение; реабилитация; зона Брока; зона Вернике; идеаторная апраксия; левое полушарие; моторная афазия; нарушения речи; речь; премоторная область; семантическая афазия; теменная афазия; теменно-височные отделы; теменные отделы; травма; фонематический слух
Тематика: синдром / нарушение; структуры; виды работы психолога; симптомы; функции; этиология
Тип публикации: статьи
Форма: машинопись
Год, которым датирован документ: 1943
Язык публикации: русский
Ключевые слова: апраксия; больной Омельч.; восстановительное обучение; реабилитация; затылочные отделы; конструктивная апраксия; мозжечок; нарушения речи; периферические нервы; премоторная область; пространственная апраксия; речь; теменные отделы; травма; трудотерапия
Тематика: синдром / нарушение; пациенты; виды работы психолога; функции; структуры; этиология; другое
Тип публикации: статьи
Форма: машинопись
Год, которым датирован документ: 1943
Язык публикации: русский
Ключевые слова: акустико-гностическая афазия; акустико-мнестическая афазия; апрактическая афазия; афазия; афферентная моторная афазия; височная афазия; височные отделы; внутренняя речь; вторичные зоны коры; диашиз; динамическая афазия; затылочные отделы; зона Брока; зона Вернике; левое полушарие; моторная афазия; нарушения речи; первичные зоны коры; постцентральная область; премоторная область; речь; семантическая афазия; сенсорная афазия; теменно-затылочные отделы; теменные отделы; тотальная афазия; травма; третичные зоны коры
Тематика: синдром / нарушение; структуры; функции; этиология; симптомы
Тип публикации: статьи
Форма: машинопись
Год, которым датирован документ: 1946
Язык публикации: русский
Ключевые слова: амузия; афазия; больной Шебалин; височные отделы; восприятие фонем; левое полушарие; музыкальный слух; речь; сенсорная афазия; сосудистые поражения
Тематика: синдром / нарушение; пациенты; структуры; функции; этиология
Тип публикации: статьи
Форма: рукопись
Год, которым датирован документ: 1964
Язык публикации: английский
Ключевые слова: диагностика; кинетическая апраксия; лобные отделы; лобный синдром; нарушения серийной организации движений и действий; персеверации; планирование действий; премоторная область; префронтальные отделы коры; речевая инструкция
Тип публикации: доклады/тезисы
Форма: рукопись
Год, которым датирован документ: 1962
Язык публикации: русский
Автобиографический очерк описывает основные этапы работы А.Р.Лурия. Интересующие его темы и связанные с ними основные публикации структурированы хронологически и логически.
Ключевые слова: II блок; III блок; Выготский Л.С.; лобные отделы; планирование действий; праксис; программируемое поведение; речь; сознательное действие; управляющие функции; условная двигательная реакция; программирование действия; экспериментально-психологические исследования; автобиографическое; афазия; близнецовый метод; восстановительное обучение; реабилитация; детская нейропсихология; история нейропсихологии; культурно-исторический подход; лобный синдром; мышление; нейролингвистика; психолингвистика; нейропсихология, методы; нейропсихология, общие вопросы; онтогенез; память; сознание; факторный анализ
Тип публикации: статьи
Форма: машинопись
Год, которым датирован документ: 1972
Язык публикации: русский
Ключевые слова: аневризма; аффективные расстройства; базальные отделы лобных долей; больная Гол. (45112); больная Мазн. (39383); больная Наб. (40569); больная Талып. (30365, 31780, 32013, 32992, 35114); больной Гичен. (41149); больной Иванов (35462); больной Луб. (13376); больной Старк. (41218)); лобные отделы; нарушения памяти; нейропсихологическая диагностика; стертая нейропсихологическая симптоматика; опухоль; память; передняя черепная ямка; правое полушарие; турецкое седло; эмоции
Тип публикации: статьи
Форма: машинопись
Год, которым датирован документ: 1968
Язык публикации: русский