В книге представлен разбор клинических случаев нарушений памяти при поражениях глубинных отделов головного мозга. В зависимости от локализации поражения выделяются различные синдромы нарушения памяти.
Ключевые слова: аневризма; базальные отделы лобных долей; больная Бел. (44536); больная Зуев. (54352); больная Рак. (44114); больная Снят. (53778); больной Авот. (47139); больной Волк. (540086); больной Гавр. (54097); больной Корк. (48579); больной Коч. (47056); больной Курочкин (55143); больной Сар. (56109); гипоталамус; лимбическая область; лобные отделы; медиальные отделы лобных долей; медиобазальные отделы лобных долей; модально-неспецифические нарушения памяти; нарушения памяти; нарушения сознания; опухоль; память; промежуточный мозг; сознание; травма; третий желудочек
Тематика: этиология; структуры; пациенты; симптомы; функции
Тип публикации: книги/глава книги
Форма: машинопись
Год, которым датирован документ: 1973
Язык публикации: русский
Работа Лурии про классификацию и реабилитацию афазий. Материал не отсканирован, поскольку работа издана в виде книги.
В статье авторы описывают принципы восстановления мозговых функций после военных ранений.
Во-первых, высшие мозговые функции, такие как восприятие, праксис, речь и так далее, - это сложные функциональные системы, разные звенья которых локализованы в разных участках мозга. Во-вторых, природа органического поражения при военной травме неоднородна и может представлять собой как собственно органическое разрушение, так и временное динамическое угнетение мозгового участка (диашиз). Опираясь на эти общие принципы, авторы описывают конкретные задачи восстановительного обучения. Например, одной из первоочередных задач является отделение нарушений, возникающих вследствие диашиза, от дефектов вследствие органического поражения, и растормаживание временно угнетенных функций. Авторы делают краткий обзор нейрофизиологических механизмов диашиза и описывают несколько фармакологических методов, способствующих его разрешению. Отдельно рассматриваются явления отключения целых функциональных систем вследствие изменения установки личности, в частности, реактивная постконтузионная глухота. В таких случаях фармакологическое вмешательство будет бесполезным; в качестве успешного метода авторы рекомендуют так называемую "включающую" систему терапии (разработана Л.Б.Перельманом). В случае же органического поражения и выпадения определенных звеньев сложных функций успешной реабилитации можно достичь за счет функциональной перестройки системы. Здесь авторы выделяют два способа восстановления: за счет внешних вспомогательных схем и за счет внутрисистемной реинтеграции функции. Последнюю можно реализовывать несколькими методами (в частности, за счет смысловой организации восстанавливаемого звена); авторы разбирают различные примеры их применения (при нарушениях зрения, моторных систем, речи и т.д.).
Также отдельно рассмотрены разные типы нейродинамических нарушений (патологическая инертность, патологическая диффузность). Подобные методы, пишут авторы, применимы не только при поражениях головного мозга, но и при восстановлении функций травмированной периферической нервной системы.
Ключевые слова: амнезия; височные отделы; включающая терапия; восстановительное обучение; реабилитация; движения; диашиз; затылочные отделы; зрение; инертность; контузия; личность; нарушения движений; нарушения зрения; нарушения личности; нарушения нейродинамики; нарушения памяти; нарушения речи; нарушения чтения; нейродинамика; память; патологическая диффузность; периферическая нервная система; периферические нарушения движений; постконтузионная реактивная глухонемота; постконтузионная реактивная глухота; премоторная область; психофизиология; речь; травма; фармакотерапия; функциональный диашиз; чтение
Тематика: симптомы; функции; структуры
Тип публикации: статьи
Форма: машинопись
Год, которым датирован документ: 1945
Язык публикации: русский
В статье Лурия рассказывает о принципах подбора восстановительной терапии после мозговых ранений, которые приводят к нарушениям речи. Восстановление функций после повреждений мозга - сложный процесс, который не сводится к простой регенерации, предполагает перестройку всей функциональной системы и требует вмешательства, основанного на знаниях о ее псхологической и мозговой организации. Лурия вкратце хараткеризует разные типы афазии (височную/акустическую, теменную/семантическую, афферентную моторную, собственно моторную) и для каждой показывает, каким образом можно способствовать компенсации выпавшего функционального компонента за счет других, сохранных. Успешную реабилитацию, таким образом, стоит рассматривать не как прямое восстановление утраченной функции, а как создание новой функциональной системы доступными средствами.
Ключевые слова: акалькулия; дискалькулия; акустическая афазия; апраксия; афазия; афферентная моторная афазия; височная афазия; височные отделы; восстановительное обучение; реабилитация; зона Брока; зона Вернике; идеаторная апраксия; левое полушарие; моторная афазия; нарушения речи; речь; премоторная область; семантическая афазия; теменная афазия; теменно-височные отделы; теменные отделы; травма; фонематический слух
Тематика: синдром / нарушение; структуры; виды работы психолога; симптомы; функции; этиология
Тип публикации: статьи
Форма: машинопись
Год, которым датирован документ: 1943
Язык публикации: русский
Ключевые слова: апраксия; больной Омельч.; восстановительное обучение; реабилитация; затылочные отделы; конструктивная апраксия; мозжечок; нарушения речи; периферические нервы; премоторная область; пространственная апраксия; речь; теменные отделы; травма; трудотерапия
Тематика: синдром / нарушение; пациенты; виды работы психолога; функции; структуры; этиология; другое
Тип публикации: статьи
Форма: машинопись
Год, которым датирован документ: 1943
Язык публикации: русский
Ключевые слова: акустико-гностическая афазия; акустико-мнестическая афазия; апрактическая афазия; афазия; афферентная моторная афазия; височная афазия; височные отделы; внутренняя речь; вторичные зоны коры; диашиз; динамическая афазия; затылочные отделы; зона Брока; зона Вернике; левое полушарие; моторная афазия; нарушения речи; первичные зоны коры; постцентральная область; премоторная область; речь; семантическая афазия; сенсорная афазия; теменно-затылочные отделы; теменные отделы; тотальная афазия; травма; третичные зоны коры
Тематика: синдром / нарушение; структуры; функции; этиология; симптомы
Тип публикации: статьи
Форма: машинопись
Год, которым датирован документ: 1946
Язык публикации: русский
Ключевые слова: амнезия; аневризма; больная Бел. (44536); больная Зуев. (54352); больная Рак. (44114); больная Снят. (53778); больной Авот. (47139); больной Гавр. (54097); больной Корк. (48579); больной Коч. (47056); больной Курочкин (55143); больной Сар. (56109); гиппокамп; инертность; интеллект; конфабуляции; корсаковский (амнестический) синдром; левое полушарие; лобные отделы; модально-неспецифические нарушения памяти; модально-специфические нарушения памяти; нарушения интеллекта; нарушения памяти; нарушения произвольной регуляции; нарушения сознания; нейродинамика; нейропсихологическая диагностика; опухоль; память; синдромный анализ; сознание; травма; факторный анализ; целенаправленное поведение
Тематика: симптомы; пациенты; структуры; синдром / нарушение; функции; дисциплина (область работы А.Р. Лурии); этиология; методы, варианты, направления анализа
Тип публикации: книги/глава книги
Форма: машинопись
Год, которым датирован документ: 1975
Язык публикации: русский
Ключевые слова: аневризма; височные отделы; гипофиз; доминантное полушарие; лимбическая область; лобные отделы; модально-неспецифические нарушения памяти; медиальные отделы лобных долей; модально-специфические нарушения памяти; нарушения памяти; опухоль; память; стволовые структуры; теменно-височно-затылочные отделы; травма; экспериментально-психологические исследования
Тип публикации: статьи
Форма: машинопись
Язык публикации: русский
Ключевые слова: аневризма; височные отделы; гипофиз; доминантное полушарие; лимбическая область; лобные отделы; медиальные отделы лобных долей; модально-неспецифические нарушения памяти; модально-специфические нарушения памяти; опухоль; нарушения памяти; память; стволовые структуры; теменно-височно-затылочные отделы; экспериментально-психологические исследования; травма
Тип публикации: статьи
Форма: машинопись
Язык публикации: русский
Ключевые слова: аневризма; аспонтанность; височные отделы; гипофиз; затылочные отделы; инертность; корсаковский (амнестический) синдром; лобные отделы; медиальные отделы лобных долей; модально-неспецифические нарушения памяти; модально-специфические нарушения памяти; нарушения памяти; нейропсихология, методы; опухоль; ретикулярная формация; память; стволовые структуры; теменно-височно-затылочные отделы; теменные отделы; травма
Тип публикации: статьи
Форма: машинопись
Год, которым датирован документ: 1969
Язык публикации: русский
Ключевые слова: аневризма; височные отделы; гипофиз; доминантное полушарие; лимбическая область; лобные отделы; медиальные отделы лобных долей; модально-неспецифические нарушения памяти; модально-специфические нарушения памяти; нарушения памяти; опухоль; память; стволовые структуры; теменно-височно-затылочные отделы; травма; экспериментально-психологические исследования
Тип публикации: статьи
Форма: рукопись
Язык публикации: русский
Ключевые слова: аневризма; аспонтанность; височные отделы; гипофиз; затылочные отделы; инертность; корсаковский (амнестический) синдром; лобные отделы; медиальные отделы лобных долей; модально-неспецифические нарушения памяти; модально-специфические нарушения памяти; нарушения памяти; нейропсихология, методы; опухоль; память; ретикулярная формация; стволовые структуры; теменно-височно-затылочные отделы; теменные отделы; травма
Тип публикации: статьи
Форма: рукопись
Год, которым датирован документ: 1969
Язык публикации: русский
Ключевые слова: Бернштейн Н.А.; восстановительное обучение; реабилитация; Выготский Л.С.; Запорожец А.В.; история нейропсихологии; история психологии; Леонтьев А.Н.; методы восстановительного обучения; нарушения движений; нейропсихология, методы; нейропсихология, общие вопросы; системная и динамическая локализация функций; травма
Тип публикации: статьи
Форма: машинопись
Год, которым датирован документ: 1974
Язык публикации: русский
Ключевые слова: аграфия; дисграфия; алексия; дислексия; больной Засецкий Л.А. (3712); височные отделы; затылочные отделы; левое полушарие; нарушения пространственного и квазипространственного анализа и синтеза; нарушения речи; нарушения схемы тела; нарушения счета; нейропсихологическая диагностика; письмо; правое полушарие; процессы пространственного и квазипространственного анализа и синтеза (пространственные функции); речь; семантическая афазия; схема тела; счет; теменные отделы; теменно-височно-затылочные отделы; травма
Тип публикации: книги/глава книги
Форма: машинопись
Год, которым датирован документ: 1970
Язык публикации: русский
Ключевые слова: больной Засецкий Л.А. (3712); диагностика; левое полушарие; теменно-затылочные отделы; травма
Тип публикации: другое
Форма: репринт
Год, которым датирован документ: 1974
Язык публикации: голландский (нидерландский)
Ключевые слова: аграфия; дисграфия; алексия; дислексия; больной Засецкий Л.А. (3712); височные отделы; затылочные отделы; левое полушарие; нарушения пространственного и квазипространственного анализа и синтеза; нарушения речи; нарушения схемы тела; нарушения счета; нейропсихологическая диагностика; письмо; правое полушарие; процессы пространственного и квазипространственного анализа и синтеза (пространственные функции); речь; семантическая афазия; схема тела; счет; теменно-височно-затылочные отделы; теменные отделы; травма
Тип публикации: книги/глава книги
Форма: машинопись
Год, которым датирован документ: 1970
Язык публикации: русский
Ключевые слова: Бернштейн Н.А.; восстановительное обучение; реабилитация; Выготский Л.С.; Запорожец А.В.; история нейропсихологии; история психологии; Леонтьев А.Н.; нарушения движений; методы восстановительного обучения; нейропсихология, методы; нейропсихология, общие вопросы; системная и динамическая локализация функций; травма
Тип публикации: статьи
Форма: машинопись
Год, которым датирован документ: 1975
Язык публикации: русский
Ключевые слова: восстановительное обучение; Бернштейн Н.А.; реабилитация; Выготский Л.С.; Запорожец А.В.; история психологии; история нейропсихологии; Леонтьев А.Н.; нарушения движений; методы восстановительного обучения; нейропсихология, общие вопросы; нейропсихология, методы; системная и динамическая локализация функций; травма
Тип публикации: статьи
Форма: машинопись
Год, которым датирован документ: 1975
Язык публикации: русский
Ключевые слова: Бернштейн Н.А.; восстановительное обучение; реабилитация; Выготский Л.С.; Запорожец А.В.; история нейропсихологии; история психологии; Леонтьев А.Н.; методы восстановительного обучения; нарушения движений; нейропсихология, методы; нейропсихология, общие вопросы; системная и динамическая локализация функций; травма
Тип публикации: статьи
Форма: рукопись
Год, которым датирован документ: 1975
Язык публикации: русский
Ключевые слова: агнозия; атаксия; больной Войт.; восприятие; затылочные отделы; зрение; зрительная агнозия; зрительное восприятие; левое полушарие; нарушения нейродинамики; нарушения оптико-моторной координации; нарушения ориентировки в пространстве и времени; нарушения письма; нарушения чтения; нейродинамика; нейропсихологическая диагностика; оптико-моторная координация; ориентация в пространстве; Павлов И.П.; письмо; правое полушарие; симультанагнозия; симультанное восприятие; симультанный синтез; тахистоскопическое исследование; теменно-затылочные отделы; теменные отделы; тонус мозговой коры; травма; чтение
Тип публикации: статьи
Форма: машинопись; рукопись
Год, которым датирован документ: 1959
Язык публикации: русский
Ключевые слова: агнозия; восприятие; гемианопсия; движения; действия; затылочные отделы; зрительное восприятие; лобные отделы; моторные отделы коры; нарушения восприятия; нарушения движений; нарушения действий; онтогенез; опухоль; премоторная область; префронтальные отделы коры; травма
Тип публикации: доклады/тезисы
Форма: машинопись
Год, которым датирован документ: 1941
Язык публикации: русский
Ключевые слова: абсцесс; агнозия; аграфия; дисграфия; акалькулия; дискалькулия; акустическая агнозия; акустическая афазия; акустические нарушения; акустический гнозис; амнезия; амнестическая афазия; афазия; восприятие; восприятие фонем; гностические зоны коры; затылочные отделы; зрение; зрительная агнозия; зрительное восприятие; левое полушарие; логико-грамматические конструкции; логические операции; мышление; нарушения восприятия; нарушения памяти; нарушения письма; нарушения понимания логико-грамматических конструкций; нарушения речи; нарушения счета; нарушения фонематического слуха; оптико-гностические нарушения; оптическая агнозия; опухоль; опыт с животными; память; письмо; правое полушарие; пространственная агнозия; процессы пространственного и квазипространственного анализа и синтеза (пространственные функции); речевая амнезия; речь; сенсорная афазия; синдромный анализ; слух; счет; теменно-височно-затылочные отделы; теменно-височные отделы; теменно-затылочные отделы; теменные отделы; травма; фонематический слух
Тип публикации: книги/глава книги
Форма: машинопись
Год, которым датирован документ: 1941
Язык публикации: русский
Ключевые слова: аграмматизм; ассоциативный эксперимент; больной Г.; внутренняя речь; восстановительное обучение; реабилитация; деменция; дефект речевого мышления; задне-лобные отделы; задние отделы; интеллект; конструктивная деятельность; левое полушарие; лобные отделы; мышление; нарушения ассоциативного мышления; нарушения интеллекта; нарушения конструктивной деятельности; нарушения мышления; нарушения памяти; нарушения письма; нарушения предикативной функции речи; нарушения речи; память; передние отделы; письмо; предикативная функция речи; премоторная область; речевое мышление; речь; решение задач; травма; третичные зоны коры
Тип публикации: статьи
Форма: машинопись
Год, которым датирован документ: 1949
Язык публикации: русский
Статья «Нарушения памяти после массивной травмы мозга. Нейропсихологический анализ» написана в 1966 г. по материалам диагностики знаменитого пациента А.Р. Лурии – физика, нобелевского лауреата Л.Д. Ландау (1908-1968). 7.01.1962 г.
Л.Д. Ландау получил тяжелую черепно-мозговую травму в автокатастрофе, 59 дней находился в коме, после прихода в сознание многократно обследовался А.Р. Лурией на этапе восстановления после травмы в апреле-июне 1962 г. После постепенного исчезновения грубых симптомов нарушения сознания и аспонтанности, связанных с повреждением подкорковых структур, нарушением корково-подкоркового взаимодействия и поддержания нормального тонуса коры больших полушарий, на первый план в ситуации обследования Л.Д. Ландау стали выходить разнообразные тяжелые нарушения памяти. Они протекали сначала на фоне общей инактивности и были близки к картине корсаковского синдрома: при сохранении многих старых знаний (о своей семье, своем прошлом, знаний ранее изученных иностранных языков, даже фундаментальных научных профессиональных знаний из области физики) у него была нарушена ориентировка в месте и времени и память на текущие события и предъявляемый в обследовании материал. Нарушения памяти подробно изучаются в экспериментальном нейропсихологическом исследовании, материал и результаты которого детально описаны в статье. Исследование показывает, что механизм нарушения памяти в данном случае связан с патологической тормозимостью (в первую очередь ретроградной) одних следов памяти другими, что часто приводит к контаминации двух изолированных смысловых фрагментов (серий слов, рассказов и даже смысловых содержаний из прошлого опыта больного – ранее нарушение воспроизведения содержания прошлого опыта при таких нарушениях памяти считалось интактным). Вторым механизмом нарушения памяти у пациента могло являться нарушение избирательности отдельных следов памяти.
В конце статьи описывается нарушение решения больным математических задач, но его обсуждение, как подчеркивает автор, выходит за рамки настоящей работы.
Ключевые слова: амнезия; больной Ландау (33197); кома; корково-подкорковое взаимодействие; нарушения ориентировки в пространстве и времени; нарушения памяти; нейропсихологическая диагностика; память; подкорковые отделы; сознание; травма
Тип публикации: статьи
Форма: машинопись; рукопись
Год, которым датирован документ: 1966
Язык публикации: русский
Ключевые слова: акустико-гностическая афазия; акустико-мнестическая афазия; афазия; больная А.; больная Бел.; больная Бобр.; больная Вор.; больная Корк.; больная Серш.; больной Авот.; больной Бух.; больной В.; больной Засецкий Л.А. (3712); больной Ив.; больной Корк.; больной Фрейд; больной Чернецов; Виноградова О.С.; височные отделы; восприятие; Выготский Л.С.; движения глаз; диагностика; динамическая афазия; задне-лобные отделы; затылочные отделы; избирательность психических процессов; импрессивная речь; импульсивность; инактивность; инертность; контаминации; корсаковский (амнестический) синдром; кратковременная память; левое полушарие; лимбическая область; лобные отделы; логико-грамматические конструкции; медиальные отделы; медиальные отделы височных долей; Миллер Дж.; нарушения восприятия; нарушения избирательности (селективности); нарушения логико-грамматической структуры речи; нарушения нейродинамики; нарушения памяти; нарушения планирования и контроля; нарушения пространственного и квазипространственного анализа и синтеза; нарушения речи; нарушения серийной организации речи; нарушения слухо-речевой памяти; нейродинамика; нейролингвистика; психолингвистика; нейропсихологическая диагностика; нейропсихология, методы; нейропсихология, общие вопросы; нижне-теменные отделы; общемозговая симптоматика; оперативная память; опухоль; ориентировочный рефлекс; память; подкорковые отделы; правое полушарие; процессы планирования и контроля; процессы пространственного и квазипространственного анализа и синтеза (пространственные функции); психофизиология; речь; селективность психических процессов; семантическая афазия; сенсорная афазия; серийная организация движений и действий; системная и динамическая локализация функций; слухо-речевая память; сосудистые поражения; стволовые структуры; теменно-височно-затылочные отделы; теменные отделы; травма; третий желудочек; умственная отсталость/олигофрения; факторный анализ; фонематический анализ; чтение; Эйслер Н.А.; экспериментально-психологические исследования; эфферентная моторная афазия
Тип публикации: статьи
Форма: машинопись
Год, которым датирован документ: 1971
Язык публикации: русский
Статья Э.С. Бейн (1916-1981, многолетний сотрудник НИИ неврологии АМН СССР) посвящена вопросам восстановления речи при афазии.
Кратко освещая вначале историю вопроса, автор останавливается на том, как уже после I Мировой войны в работах К. Гольдштейна обсуждалась важность направленного воздействия на восстановление речи, которая зачастую не восстанавливается после военной травмы самостоятельно. Опыт II Мировой войны окончательно убедил специалистов в области неврологии в необходимости такой работы. Автор кратко останавливается на втором важном источнике появления речевых нарушений - поражениях мозга сосудистого генеза, кратко перечисляет факторы, влияющие в случае сосудистых поражений на тяжесть речевых дефектов. В статье отмечается важность знаний из области психологии, лингвистики, неврологии и психиатрии и командная работа всех этих специалистов в деле восстановительного обучения. Подчеркивается важность раннего начала и обеспечения пролонгированного характера восстановительной работы (1-2 года). Далее подробно рассматриваются 2 основных метода восстановления речи - растормаживание и компенсация дефекта за счет выстраивания "обходного пути". Перечисляются основные методические принципы выстраивания коррекционной работы - стадиальность со своей целью на каждой стадии, восстановление речи всегда с опорой на семантический контекст, работа со всеми сторонами речевой системы и подбор методов с учетом структуры дефекта при той или иной форме афазий. Последний пункт подробно обсуждается на материале сенсорной афазии. Указываются 2 главные функции речи, подлежащие восстановлению, - коммуникативная и индикативная.
Ключевые слова: восстановительное обучение; афазия; реабилитация; Гольдштейн К.; методы восстановительного обучения; нарушения речи; речь; сенсорная афазия; сосудистые поражения; травма
Тип публикации: статьи
Форма: машинопись
Язык публикации: английский
Статья Э.С. Бейн (1916-1981, многолетний сотрудник НИИ неврологии АМН СССР) посвящена вопросам восстановления речи при афазии.
Кратко освещая вначале историю вопроса, автор останавливается на том, как уже после I Мировой войны в работах К. Гольдштейна обсуждалась важность направленного воздействия на восстановление речи, которая зачастую не восстанавливается после военной травмы самостоятельно. Опыт II Мировой войны окончательно убедил специалистов в области неврологии в необходимости такой работы. Автор кратко останавливается на втором важном источнике появления речевых нарушений - поражениях мозга сосудистого генеза, кратко перечисляет факторы, влияющие в случае сосудистых поражений на тяжесть речевых дефектов. В статье отмечается важность знаний из области психологии, лингвистики, неврологии и психиатрии и командная работа всех этих специалистов в деле восстановительного обучения. Подчеркивается важность раннего начала и обеспечения пролонгированного характера восстановительной работы (1-2 года). Далее подробно рассматриваются 2 основных метода восстановления речи - растормаживание и компенсация дефекта за счет выстраивания "обходного пути". Перечисляются основные методические принципы выстраивания коррекционной работы - стадиальность со своей целью на каждой стадии, восстановление речи всегда с опорой на семантический контекст, работа со всеми сторонами речевой системы и подбор методов с учетом структуры дефекта при той или иной форме афазий. Последний пункт подробно обсуждается на материале сенсорной афазии. Указываются 2 главные функции речи, подлежащие восстановлению, - коммуникативная и индикативная. Рукописная версия отличается от машинописной наличием библиографии.
Ключевые слова: афазия; восстановительное обучение; реабилитация; Гольдштейн К.; методы восстановительного обучения; нарушения речи; речь; сенсорная афазия; сосудистые поражения; травма
Тип публикации: статьи
Форма: рукопись
Язык публикации: английский