Ключевые слова: акустико-гностическая афазия; амнестическая афазия; афазия; височные отделы; внутренняя речь; восприятие; "закон силы"; затылочные отделы; зрительное восприятие; инертность; левое полушарие; называние; нарушения называния; Павлов И.П.; парадигматика; персеверации; сенсорная афазия; синтагматика; теменно-височные отделы; теменно-затылочные отделы; теменные отделы
Тематика: синдром / нарушение; структуры; функции; симптомы; другое; ключевые имена / персоналии
Тип публикации: статьи
Форма: машинопись
Год, которым датирован документ: 1972
Язык публикации: английский
Ключевые слова: афазия; больной Бог. (27715); больной Илм. (33758); больной Кр. (33957); больной Мор.; больной Ос. (29558); больной Пим. (27237); больной Скляр. (33755); внутренняя речь; восстановительное обучение; реабилитация; Выготский Л.С.; динамическая афазия; задне-лобные отделы; инертность; левое полушарие; метод внешних опор; называние; нарушения предикативной функции речи; построение предложения; предикативная функция речи; схема предложения; экспериментально-психологические исследования; электромиограмма
Тематика: функции; методы, варианты, направления анализа; синдром / нарушение; ключевые имена / персоналии; пациенты; структуры; симптомы; другое; виды работы психолога
Тип публикации: книги/глава книги
Форма: машинопись
Год, которым датирован документ: 1966
Язык публикации: русский
Ключевые слова: афазия; больной Бог. (27715); больной Илм. (33758); больной Кр. (33957); больной Мор.; больной Ос. (29558); больной Пим. (27237); больной Скляр. (33755); внутренняя речь; восстановительное обучение; реабилитация; Выготский Л.С.; динамическая афазия; задне-лобные отделы; инертность; левое полушарие; метод внешних опор; нарушения предикативной функции речи; называние; построение предложения; предикативная функция речи; схема предложения; экспериментально-психологические исследования; электромиограмма
Тематика: синдром / нарушение; пациенты; структуры; ключевые имена / персоналии; методы, варианты, направления анализа; функции
Тип публикации: статьи
Форма: машинопись
Год, которым датирован документ: 1966
Язык публикации: английский
Обзор посвящен проблеме мозговой организации языка. Автор отмечает, что в основе эволюции языка и мозга лежат различные механизмы: в то время как мозг сформировался в результате биологической эволюции и оставался неизменным практически на протяжении всей истории homo sapiens, язык являлся продуктом социальной истории и значительно изменялся за короткие промежутки времени. В статье обозреваются различные подходы к решению проблемы соотношения языка и мозга: узкий локализационизм, теория эквипотенциальности, теория функциональных систем.
Автор уделяет внимание психофизиологическому аспекту исследований мозговой организации языка: анализу нейродинамики, избирательности и пластичности речевой деятельности.
В завершение статья говорится о том, как методология нейролингвистики может быть применена для уточнения и расширения лингвистических знаний.
Ключевые слова: афазия; височные отделы; избирательность речи; инертность; история нейролингвистики; история психолингвистики; левое полушарие; лобные отделы; логико-грамматические конструкции; нейродинамика; нейролингвистика; психолингвистика; нейропластичность; парадигматика; парафазия; персеверации; синтагматика; системная и динамическая локализация функций; теменные отделы; факторный анализ; функциональные системы; экспрессивная речь
Тематика: дисциплина (область работы А.Р. Лурии); функции; структуры; симптомы; другое; методы, варианты, направления анализа
Тип публикации: статьи
Форма: машинопись
Год, которым датирован документ: 1973
Язык публикации: английский
Согласно указаниям в документе, данный фрагмент является главой какого-то более крупного текста. Его цель - описать современный подход к проблеме афазий, причем не только назвать их основные формы, но и рассмотреть стоящие за ними факторы (механизмы). Перечисляются традиционные для неврологии формы афазий - сенсорная (афазия Вернике), моторная (афазия Брока), амнестическая - с нарушением припоминания слов, транскортикальная - с нарушением спонтанной речи, кондуктивная - с невозможностью повторения речи. После краткой истории исследования сенсорной афазии (К Вернике, П. Мари) обсуждаются современные представления о нарушении фонематического слуха как ее основном механизме. Далее анализируются моторные формы афазии с выделением ее афферентной (связанной с дефицитом кинестетического восприятия при поражении теменных отделов) и эфферентной (обусловленной нарушением серийной организации при поражении заднелобных отделов и связанных с ними базальных ганглиев) форм. Моторные формы афазии обсуждаются в контексте теории построения движений Н.А. Бернштейна, согласно которой для реализации любого движения необходима не только сохранность эфферентного звена его реализации, но и постоянный приток афферентаций (кинестетических, зрительно-пространственных) для постоянной корректировки протекания двигательного акта.
Текст выглядит незаконченным.
Ключевые слова: амнестическая афазия; афазия; афферентная моторная афазия; Бернштейн Н.А.; Брока П.; Вернике К.; височные отделы; задне-лобные отделы; кинестетическое восприятие; кондуктивная (проводниковая) афазия; левое полушарие; лобные отделы; Мари П.; моторная афазия; нарушения речи; нейролингвистика; психолингвистика; постцентральная область; речь; сенсорная афазия; серийная организация движений и действий; теменные отделы; транскортикальная афазия; фонематический слух; эфферентная моторная афазия
Тематика: синдром / нарушение; функции; ключевые имена / персоналии; структуры; дисциплина (область работы А.Р. Лурии)
Тип публикации: черновики/заметки
Форма: рукопись
Год, которым датирован документ: 1975
Язык публикации: английский
Материал представляет собой обложку и первую страницу статьи на французском языке "Нарушение регуляторной функции речи в результате поражения лобных долей мозга"
Ключевые слова: левое полушарие; лобные отделы; регуляторная функция речи
Тип публикации: другое
Форма: машинопись
Год, которым датирован документ: 1963
Язык публикации: французский
Ключевые слова: афазия; афферентации; афферентная моторная афазия; вертикальная организация мозга; височные отделы; динамическая афазия; импрессивная речь; левое полушарие; лобные отделы; моторная афазия; нарушения понимания логико-грамматических конструкций; нарушения речи; нейролингвистика; психолингвистика; персеверации; понимание логико-грамматических структур; премоторная область; речь; семантическая афазия; сенсорная афазия; симультанное восприятие; синдромный анализ; теменные отделы; факторный анализ; фонематический анализ; функциональные системы; экспрессивная речь; эфферентная моторная афазия
Тематика: симптомы; синдром / нарушение; функции; структуры; дисциплина (область работы А.Р. Лурии); методы, варианты, направления анализа
Тип публикации: статьи
Форма: репринт
Год, которым датирован документ: 1964
Язык публикации: английский
В статье рассматриваются механизмы нарушения грамматических операций у пациентов с семантической афазией. А.Р. Лурия изучает сохранность их способности к сознательному анализу языка, а также степень и механизмы нарушений грамматической обработки. В серии экспериментов показано, что пациенты склонны анализировать предложения с опорой на непосредственных участников, действия или события, упомянутых в предложении, оказываясь при этом неспособными к сознательному анализу грамматических отношений и синтаксических структур, лежащих в его основе.
Ключевые слова: афазия; височные отделы; инсульт; левое полушарие; нарушения понимания логико-грамматических конструкций; нарушения речи; нейролингвистика; психолингвистика; опухоль; парадигматика; понимание логико-грамматических структур; семантическая афазия; синтагматика; теменно-височные отделы; теменные отделы
Тематика: синдром / нарушение; структуры; другое; этиология; дисциплина (область работы А.Р. Лурии)
Тип публикации: статьи
Форма: рукопись
Год, которым датирован документ: 1946
Год 2: 1975
Язык публикации: английский
В статье рассматриваются механизмы нарушения грамматических операций у пациентов с семантической афазией. А.Р. Лурия изучает сохранность их способности к сознательному анализу языка, а также степень и механизмы нарушений грамматической обработки. В серии экспериментов показано, что пациенты склонны анализировать предложения с опорой на непосредственных участников, действия или события, упомянутых в предложении, оказываясь при этом неспособными к сознательному анализу грамматических отношений и синтаксических структур, лежащих в его основе.
Ключевые слова: афазия; височные отделы; инсульт; левое полушарие; нарушения понимания логико-грамматических конструкций; нарушения речи; нейролингвистика; психолингвистика; опухоль; парадигматика; понимание логико-грамматических структур; семантическая афазия; синтагматика; теменно-височные отделы; теменные отделы
Тематика: синдром / нарушение; структуры; этиология; другое; дисциплина (область работы А.Р. Лурии)
Тип публикации: статьи
Форма: машинопись
Год, которым датирован документ: 1946
Год 2: 1975
Язык публикации: английский
В работе описан случай пациентки со специфическими речевыми нарушениями вследствие удаления аневризмы левого зрительного бугра. Возникшие симптомы не удовлетворяли определению ни одного из видов афазий. Несистематические нарушения понимания; ошибки называния и повторения по типу персевераций и побочных ассоциаций выявлялись на фоне потенциально сохранной, живой и выразительной речи. Это позволило сделать вывод о природе дефекта, который заключался в выраженной неустойчивости речевой деятельности и утере избирательности речевых процессов.
В машинописном варианте авторы Смирнов и Филатов зачеркнуты.
Ключевые слова: аневризма; больная Дементьева (63119); вертикальная организация мозга; диагностика; зрительный бугор; избирательность речи; квази-афазические нарушения; левое полушарие; нарушения избирательности речи; персеверации; побочные ассоциации; подкорковые отделы; таламус
Тип публикации: статьи
Форма: рукопись
Год, которым датирован документ: 1975
Язык публикации: русский
В статье рассматривается вопрос кодирования (порождения) речевого высказывания, или экспрессивной речи. Выделяются этапы этого процесса: возникновение мотива, появление замысла (мысли) и построение на ее основе с помощью внутренней речи схемы высказывания (общая структура высказывания, носящая предикативный характер), которая затем преображается в линейную схему фразы и только затем - в развернутое речевое высказывание. Обсуждается вопрос о возможности выделения мозговых механизмов каждого из этих этапов. Обсуждаются методы исследования речи: прослеживание спонтанной речи пациента с оценкой мотивов речевого общения (просьбы - mand/demand и коммуникации - tact/contact по Б.Ф. Скиннеру), анализ диалогической речи и собственной монологической речи больного (пересказа текста, рассказа по картинке, написания сочинения на заданную тему). Также описываются специальные средства анализа порождения речи - повторение, называние, анализ парадигматической и синтагматической стороны порождаемого речевого высказывания. Далее анализируются те нарушения порождения речи, которые возникают при поражении конкретных областей мозга. Поражение подкорковых структур, как отмечает автор, приводит к общей инактивности больного, но сами механизмы порождения речи при этом остаются интактными и при повышении общего тонуса коры демонстрируют свою сохранность. Поражение лобных отделов левого полушария приводит к нарушению в первую очередь самого порождения мотива к речевому высказыванию и общению: такие больные крайне безучастны к происходящему, в диалогической речи у них происходит замена содержательных ответов на вопросы эхолалиями; в монологической речи отмечается невозможность сформировать замысел и на его основе построить программу высказывания, которая заменяется побочными ассоциациями или инертными стереотипами. В этом случае грубо нарушена регулирующая функция речи. Далее описывается синдром динамической афазии, связываемый в данной статье уже не с массивным поражением лобных отделов, а только с повреждением задне-лобной области, которая приводит не к общей инактивности, а только к специфической инактивности в речи. У них наблюдается специфическое нарушение самостоятельного построения речевого высказывания в звене построения его схемы, видимо, связанное с нарушениями внутренней речи и программирования высказывания (Т.В. Рябова (Ахутина)), тогда как грамматическое оформление высказывания может оставаться относительно сохранным. Оно нарушается у другой категории больных, речь которых традиционно описывалась как "телеграфный стиль". Это нарушение в статье связывается с нарушением синтагматической стороны речи, которая, в отличие от парадигматической, как отмечает А.Р. Лурия, к моменту написания статьи еще является недостаточно изученной (при обсуждении этих терминов упоминаются работы Ф. де Соссюра, Р. Якобсона). У таких больных грубо повреждена предикативная структура высказывания, "линейная схема фразы": их речь практически лишена глаголов и представляет собой набор слов, практически не связанных между собой синтаксически. Дополнительно обсуждаются вопросы онтогенеза грамматической структуры речи и работы в области грамматики Н. Хомского и его школы. Напротив, парадигматическая сторона речи нарушается при поражении задних речевых зон - при височных поражениях и синдроме акустико-гностической афазии, нижнетеменных поражениях и афферентной моторной (кинестетической) афазии и теменно-затылочных поражениях и семантической афазии. при височной афазии из речи исчезают существительные, происходит выпадение номинативного состава и нарушение предметной отнесенности слов, существительные заменяются обходными предикативными выражениями или парафазиями. Поражение теменно-затылочных (теменно-височно-затылочных) отделов приводит к стертым симптомам оптической агнозии, а также к нарушению симультанных синтезов и процессов пространственного и квазипространственного (в том числе - в импрессивной речи) анализа и синтеза. В экспрессивной речи это приводит к выраженным номинативным дефицитам в виде развернутого подыскивания слов (когда даже подсказка первой буквы при этом быстро помогает его вспомнить) и вербальных парафазий, в основе которой лежит уравнивание следов по возбудимости и невозможность выбора нужного слова из ряда равновероятно всплывающих альтернатив. Кроме того, у таких больных не нарушено построение конструкций, понятных из контекста ("коммуникация событий"), но возникают проблемы с построением логико-грамматических конструкций, требующих сохранности симультанных синтезов ("коммуникации отношений"). В заключении подводится краткий итог всем описанным вариантам нарушений экспрессивной речи, но оно выглядит незавершенным (последний из описанных в статье вариантов там не обсужден). Также в статье имеются пропуски на месте описаний пациентов, которые планировались к каждому из названных в ней нарушений.
Ключевые слова: акустико-гностическая афазия; афазия; больной Засецкий Л.А. (3712); височные отделы; Выготский Л.С.; динамическая афазия; задне-лобные отделы; затылочные отделы; инактивность; инертность; левое полушарие; лобные отделы; нарушения логико-грамматической структуры речи; нейродинамика; нейролингвистика; психолингвистика; нейропсихологическая диагностика; нейропсихология, методы; кинестетическое восприятие; монологическая речь; нарушения кинестетического восприятия; нарушения называния; нарушения нейродинамики; нарушения планирования и контроля; нарушения пространственного и квазипространственного анализа и синтеза; нарушения речи; нарушения серийной организации речи; нарушения фонематического слуха; номинация; оптическая агнозия; парадигматика; парафазия; подкорковые отделы; процессы планирования и контроля; процессы пространственного и квазипространственного анализа и синтеза (пространственные функции); регулирующая функция речи; речь; семантическая афазия; серийная организация движений и действий; синтагматика; Скиннер Б.Ф.; стволовые структуры; телеграфный стиль; теменно-височно-затылочные отделы; теменно-затылочные отделы; теменные отделы; фонематический слух; Хомский Н.; экспрессивная речь; эфферентная моторная афазия; эхолалия; Якобсон Р.
Тип публикации: статьи
Форма: машинопись
Год, которым датирован документ: 1972
Язык публикации: русский
В статье обсуждается психологическая структура процесса декодирования сообщения (понимания обращенной речи).
Выделяются 3 этапа этого процесса: понимание лексического значения слов, входящих в высказывание, анализ синтаксического строения фразы и на ее основе - понимание значения всего высказывания в целом, и, наконец, понимание общей мысли, мотивов и смысла, заложенных в высказывание, то есть подтекста, стоящего за сообщением. Эти этапы разбираются на примере понимания рассказа-басни "Галка и голуби" Л.Н. Толстого.
Обсуждаются условия (или задачи) декодирования сообщения:
Подчеркивается, что анализ подтекста и внутреннего смысла не является чисто вне-языковым процессом и тесно связан с языковым содержанием сообщения.
Далее обсуждается проблема выделения компонентов процесса декодирования сообщения и сложность построения таких моделей декодирования (например, создаваемых в структурной лингвистике). На примере опытов по анализу семантических полей с применением психофизиологических методов регистрации сосудистых или кожно-гальванических компонентов ориентировочного рефлекса (А.Р. Лурия, О.С. Виноградова, Н.А. Эйслер) показано, как по-разному выглядят связи слов у взрослых испытуемых группы условной нормы, умственно отсталых испытуемых, детей, как эти связи зависят от функционального состояния испытуемых. В этой связи критикуются модели понимания речи, не учитывающие эту психологическую специфику построения семантических связей у человека. Упоминается метод регистрации движений глаз как важное психологическое средство изучения процесса понимания текста в зависимости от его сложности и многозначности.
Значительная часть статьи посвящена описанию возможностей клинической нейропсихологии и анализа локальных поражений мозга для изучения психологической структуры декодирования сообщения. А.Р. Лурия кратко освещает основные принципы теории системной динамической локализации ВПФ (многокомпонентное строение ВПФ, связь каждого компонента с определенной зоной мозга, понятие нейропсихологического фактора, принцип двойной диссоциации функций при повреждении той или иной зоны), показывая, как такое понимание мозговых механизмов речи позволяет из анализа ее нарушений при локальных поражениях мозга сделать важные для психолингвистики выводы. Приводятся примеры нарушений понимания речи, возникающих при височных (нарушения фонематического слуха и нестойкость лексических единиц) и нижнетеменных (теменно-височно-затылочных) поражениях (нарушения процессов симультанных синтезов при анализе логико-грамматической структуры высказывания), поражениях медиальных отделов височной области (сужение объема оперативной памяти и повышенная тормозимость следов интерференцией) и передних (лобных) отделов коры (патологическая инертность, а при заинтересованности префронтальных областей - инактивность и/или импульсивность с потерей контроля над стереотипами и непроизвольным уровнем функционирования). Обсуждается также роль глубинных структур в обеспечении процессов избирательности (селективности) психических процессов и поддержания общего психического тонуса. Подчеркивается, что при правополушарных поражениях понимание речи также нарушается - зачастую как раз в звене избирательности, что выглядит как плохо контролируемое резонерство при внешне полностью сохранной речи.
Подробно обсуждаются различные степени нарушения селективности, наиболее сильно проявляющейся в случаях, когда сочетается общемозговая симптоматика и повреждение подкорковых структур с нарушением (первичным или вторичным от указанной) работы лобных долей:
В заключение делается вывод о важности нейролингвистики и знания о нарушениях речи при локальных поражениях мозга для расширения научного знания о процессах декодирования речевого высказывания, которое ранее считалось прерогативой только лингвистики, а теперь нуждается в данных от смежных наук для обогащения понимания механизмов сложных речевых процессов.
Ключевые слова: акустико-гностическая афазия; акустико-мнестическая афазия; афазия; больная А.; больная Бел.; больная Бобр.; больная Вор.; больная Корк.; больная Серш.; больной Авот.; больной Бух.; больной В.; больной Засецкий Л.А. (3712); больной Ив.; больной Корк.; больной Фрейд; больной Чернецов; Виноградова О.С.; височные отделы; восприятие; Выготский Л.С.; движения глаз; диагностика; динамическая афазия; задне-лобные отделы; затылочные отделы; избирательность психических процессов; импрессивная речь; импульсивность; инактивность; инертность; контаминации; корсаковский (амнестический) синдром; кратковременная память; левое полушарие; лимбическая область; лобные отделы; логико-грамматические конструкции; медиальные отделы; медиальные отделы височных долей; Миллер Дж.; нарушения восприятия; нарушения избирательности (селективности); нарушения логико-грамматической структуры речи; нарушения нейродинамики; нарушения памяти; нарушения планирования и контроля; нарушения пространственного и квазипространственного анализа и синтеза; нарушения речи; нарушения слухо-речевой памяти; нейродинамика; нейролингвистика; психолингвистика; нейропсихологическая диагностика; нейропсихология, методы; нейропсихология, общие вопросы; нижне-теменные отделы; общемозговая симптоматика; оперативная память; опухоль; ориентировочный рефлекс; память; подкорковые отделы; правое полушарие; префронтальные отделы коры; процессы планирования и контроля; процессы пространственного и квазипространственного анализа и синтеза (пространственные функции); психофизиология; речь; селективность психических процессов; семантическая афазия; сенсорная афазия; серийная организация движений и действий; системная и динамическая локализация функций; слухо-речевая память; сосудистые поражения; стволовые структуры; теменно-височно-затылочные отделы; теменные отделы; травма; третий желудочек; умственная отсталость/олигофрения; факторный анализ; фонематический анализ; чтение; Эйслер Н.А.; экспериментально-психологические исследования; эфферентная моторная афазия
Тип публикации: статьи
Форма: рукопись
Язык публикации: русский
Заметка посвящена проблеме нейрональной диссоциации языковой и музыкальной способностей человека.
Основным вопросом является возможность использовать сохранную музыкальную и просодическую способность для преодоления афазического дефицита. Вопрос рассмотрен на примере пациента Засецкого, многолетнего пациента Лурии и героя книги "Потерянный и возвращенный мир". Пациент с тяжелой семантической афазией испытывал значительные трудности с письмом. Тем не менее, сохранные ритмические и просодические способности позволили ему восполнить дефицит поиска слов и нахождения связей между ними за счет использования ритмической прозы. В заметке разобраны образцы такой прозы и ее лингвистические особенности.
Ключевые слова: аграфия; дисграфия; алексия; дислексия; амузия; апраксия; афазия; больной Засецкий Л.А. (3712); восстановительное обучение; реабилитация; затылочные отделы; кинетические мелодии; латерализация; левое полушарие; логико-грамматические конструкции; нарушения называния; нарушения понимания логико-грамматических конструкций; правое полушарие; праксис; просодия; пространственная апраксия; пространственный праксис; ритмическая проза; семантическая афазия; теменно-затылочные отделы; теменные отделы; травма; чтение; письмо
Тип публикации: статьи
Форма: машинопись
Год, которым датирован документ: 1974
Язык публикации: английский
Статья посвящена анализу процесса решения арифметических задач при поражении лобных долей головного мозга.
Арифметическая задача рассматривается как структурированный интеллектуальный акт: она формулирует основной вопрос, затем субъект должен ориентироваться в условии, сформулировать общую схему решения, которая должна привести к нахождению программы действий; субъект ее реализует посредством совершения операций, а затем наконец должен сличить полученные результаты с изначальными условиями. Для успешного решения задачи требуется, с одной стороны, сохранность описанной выше интеллектуальной деятельности, а с другой - сохранность входящих в ее состав математических кодов. Локальные поражения головного мозга и вызванные ими дефициты позволяют продемонстрировать влияние обоих этих условий. Так, поражение теменно-затылочных регионов левого полушария приводит к нарушению симультанного синтеза и, соответственно, обработки математических кодов, в то время как поражение лобных долей оставляет математические коды сохранными, но нарушает ту последовательность действий, которая требуется для решения задачи.
Разница между этими двумя типами поражения демонстрируется посредством разбора случаев пациентов с локальными поражениями головного мозга.
Ключевые слова: базальные отделы лобных долей; больная Бор.; больной Б.; больной Бог.; больной Бор.; больной Бр.; больной Т.; больной Тар.; больной У.; затылочные отделы; интеллект; конвекситальные отделы лобных долей; левое полушарие; лобные отделы; лобный синдром; медиальные отделы лобных долей; мышление; нарушения мышления; нарушения решения задач; речь; решение задач; счет; теменно-затылочные отделы; теменные отделы; экспериментально-психологические исследования
Тип публикации: статьи
Форма: машинопись
Год, которым датирован документ: 1967
Язык публикации: русский
В этом очерке Лурия описывает историю развития представления о сенсорной афазии.
Прежде всего, он указывает, что открытие Вернике (как, кстати, и открытие Брока) не могло быть адекватно объяснено в рамках психологических теорий того времени. Так, теория "представлений", в рамках которых сенсорная афазия описывалась как нарушение "понятия слова", давала основание для двоякого понимания синдрома: либо как слухового дефекта речевых зон, либо как нарушения понятий. Только в 20 веке лингвистическое учение о фонеме позволило адекватно определить синдром как расстройство фонематического слуха. Далее, по аналогии с двумя типами зрительной агнозии Лиссауэра, Лурия определяет два типа сенсорной (акустико-гностической) афазии. При одной форме больной теряет способность различать фонемы; страдает повторение; в основе отчуждения смысла слова здесь лежит распад фонематического строя речи. При другой форме четкость фонематического слуха остается сохранной; оставаясь способным воспринять звуковую форму, больной не в состоянии узнать значение слова.
В заключение Лурия описывает третью форму височной афазии - акустико-мнестическую, при которой страдает объем слухо-речевой памяти.
Ключевые слова: агнозия; акустико-гностическая афазия; акустико-мнестическая афазия; афазия; белое вещество; Брока П.; Вернике К.; височные отделы; восприятие; зрительная агнозия; зрительное восприятие; история нейропсихологии; история психологии; левое полушарие; Лиссауэр; оптическая агнозия; предметная агнозия; речь; сенсорная афазия; теория представлений; Трубецкой Н.С.; фонематическая организация языка; фонематический слух; Якобсон Р.
Тип публикации: статьи
Форма: машинопись
Год, которым датирован документ: 1974
Язык публикации: русский
В этом очерке Лурия описывает историю развития представления о сенсорной афазии. Прежде всего, он указывает, что открытие Вернике (как, кстати, и открытие Брока) не могло быть адекватно объяснено в рамках психологических теорий того времени. Так, теория "представлений", в рамках которых сенсорная афазия описывалась как нарушение "понятия слова", давала основание для двоякого понимания синдрома: либо как слухового дефекта речевых зон, либо как нарушения понятий. Только в 20 веке лингвистическое учение о фонеме позволило адекватно определить синдром как расстройство фонематического слуха. Далее, по аналогии с двумя типами зрительной агнозии Лиссауэра, Лурия определяет два типа сенсорной (акустико-гностической) афазии. При одной форме больной теряет способность различать фонемы; страдает повторение; в основе отчуждения смысла слова здесь лежит распад фонематического строя речи. При другой форме четкость фонематического слуха остается сохранной; оставаясь способным воспринять звуковую форму, больной не в состоянии узнать значение слова.
В заключение Лурия описывает третью форму височной афазии - акустико-мнестическую, при которой страдает объем слухо-речевой памяти.
Ключевые слова: агнозия; акустико-гностическая афазия; акустико-мнестическая афазия; афазия; белое вещество; Брока П.; Вернике К.; височные отделы; восприятие; зрительная агнозия; зрительное восприятие; история нейропсихологии; история психологии; левое полушарие; Лиссауэр; оптическая агнозия; предметная агнозия; речь; сенсорная афазия; теория представлений; Трубецкой Н.С.; фонематическая организация языка; фонематический слух; Якобсон Р.
Тип публикации: статьи
Форма: машинопись
Год, которым датирован документ: 1974
Язык публикации: немецкий
Продолжение материала о влиянии подвижности нервных процессов на процессы письма и счета. Разобран случай больного П.Б. (43216) с опухолью задних лобных отделов левого полушария. В заключение даются определения динамической аграфии и динамической акалькулии, которые характеризуются персеверациями и невозможностью преодолеть инертные стереотипы.
Ключевые слова: аграфия; дисграфия; акалькулия; дискалькулия; больной П.Б. (43216); диагностика; зеркальность письма; инертность; левое полушарие; лобные отделы; нарушения письма; нарушения счета; нейродинамика; нейропсихологическая диагностика; опухоль; персеверации; письмо; процессы пространственного и квазипространственного анализа и синтеза (пространственные функции); речь; счет; эхолалия
Тип публикации: статьи
Форма: рукопись
Год, которым датирован документ: 1960
Язык публикации: русский
В очерке на примере двух пациентов продемонстрирована диссоциация мозговой организации речи и музыкального слуха.
У первого пациента, композитора В.Я. Шебалина, была сенсорная афазия, которая со временем разрешилась в акустико-мнестическую форму. Несмотря на нарушения фонематического слуха и слабость слухо-речевых следов, музыкальный слух композитора оставался сохранен, и он успешно продолжал творческую деятельность.
Второй пациентке, музыкальному педагогу по профессии, был поставлен диагноз "эфферентная моторная афазия", которая сопровождалась динамической, оральной и частичной пространственной апраксией. Тем не менее, ее музыкальный слух также оставался сохранен, и после восстановления моторной и просодической стороны речи пациентка могла играть на фортепиано и пропевать мелодии.
Описанные случаи свидетельствуют, что первично музыкальный слух не нарушается ни при поражении передних, ни при поражении задних речевых отделов.
Ключевые слова: акустико-гностическая афазия; акустико-мнестическая афазия; апраксия; афазия; больной Шебалин; височные отделы; динамическая апраксия; зона Брока; левое полушарие; лобные отделы; музыкальный слух; нижне-теменные отделы; оральная апраксия; премоторная область; пространственная апраксия; сенсорная афазия; теменные отделы; эфферентная моторная афазия
Тип публикации: статьи
Форма: рукопись
Год, которым датирован документ: 1975
Язык публикации: английский
Статья посвящена нейропсихологическому анализу внутренней структуры мышления.
В качестве основной модели мыслительного акта автор рассматривает решение арифметических задач разного уровня сложности. В первую очередь автор анализирует психологическую структуру данного процесса и выделяет условия, необходимые для его успешного выполнения: способность ориентироваться в условии задачи и выделить ее основной вопрос, сохранять детерминирующее значение этого вопроса; способность составить схему решения задачи из ряда последовательных шагов; сохранность простейших операций для проведения промежуточных расчетов; способность сличить результат с исходным условием. Далее автор переходит к анализу тех нарушений, которые возникают у больных с различной локализацией поражения. Так, пациенты с поражением теменно-затылочной области на фоне сохранной структуры целенаправленной интеллектуальной деятельности обнаруживают нарушения в декодировании смысла задачи и выполнении нужных арифметических операций (следствие нарушения симультанных синтезов). Для больных с поражениями височных отделов основными препятствиями в решении задач выступает отчуждение смысла слов и удержание в оперативной памяти проделанных операций. Совершенно другие нарушения характеризуют больных с лобными поражениями: для них характерен распад сложных форм целенаправленной деятельности, нарушения в формировании сложных программ и неспособность сличить полученный результат с исходным намерением.
Автор заключает, что сложная структура интеллектуального акта опирается на целый комплекс мозговых зон, каждая из которых вносит свой собственный и высоко специфический вклад в протекание интеллектуального процесса
Ключевые слова: акустико-мнестическая афазия; височные отделы; затылочные отделы; история психологии; левое полушарие; лобные отделы; мышление; оперативная память; программирование действия; процессы планирования и контроля; процессы пространственного и квазипространственного анализа и синтеза (пространственные функции); решение задач; сенсорная афазия; симультанное восприятие; теменно-затылочные отделы; теменные отделы; фрагментарность; целенаправленное поведение
Тип публикации: статьи
Форма: машинопись
Год, которым датирован документ: 1970
Язык публикации: русский
Статья на тему интеллектуальных нарушений при поражениях мозга различной локализации. Отдельно характеризуются последствия для интеллектуальных функций теменно-затылочных и премоторных поражений; основной текст статьи посвящен последним. Рассмотрено несколько клинических случаев. Статья содержит пометы внутри текста и на полях.
В конце документа указан период - 1948-1962 годы.
Ключевые слова: агнозия; больной Бред. (21178, 32576); больной Кол. (28798); больной Мас. (28567); восприятие; затылочные отделы; интеллект; левое полушарие; лобные отделы; мышление; нарушения восприятия; нарушения интеллекта; нарушения понимания логико-грамматических конструкций; нарушения решения задач; премоторная область; решение задач; симультанагнозия; теменно-затылочные отделы; теменные отделы
Тип публикации: статьи
Форма: рукопись
Год, которым датирован документ: 1960
Язык публикации: русский
Возможно, относится к 1966 г. Текст доклада предназначен для выступления на XVIII международном конгрессе в Москве (1966 год), к которому в МГУ имени М.В. Ломоносова был образован первый в СССР факультет психологии. В докладе обсуждаются современные нейропсихологические данные о функциях лобных долей мозга, которые заявлены во введении к докладу - поддержание сложных программ поведения, возможность оттормаживания нерелевантных реакций, сопоставление результатов своей активности с заранее поставленной целью. Нарушение регулирующей функции речи при этом особо выделяется как один из ключевых симптомов повреждения лобных долей.
После небольшого обзора развития регулирующей функции в детстве (от 2-2.5 до 7 лет) автор переходит к обсуждению психофизиологической подосновы лобного синдрома - нарушению способности восстанавливать вегетативные компоненты угасшего ориентировочного рефлекса под влиянием речевой инструкции и поддержания активных состояний мозговой коры и связанных с ними форм активного поведения. Обсуждаются различные степени нарушения регулирующей роли речи - от грубой потери возможности выполнять простые действия по инструкции (при возможности ее повторить) до усвоения программы, но ее потери при выполнении с соскальзыванием на стереотипные реакции. Показываются трудности усвоения конфликтных инструкций (где конфликт образуется между требуемой и непосредственно возникающей эхопраксичной реакцией на стимул, как в пробах на реакцию выбора). Обсуждается нарушение планирования алгоритма действия при решении интеллектуальных задач (на конструирование, арифметических) при лобных поражениях.
В конце доклада кратко освещаются основные причины разнообразия симптомов при лобных поражениях - обсуждаются варианты лобного синдрома при задне-лобной, базальной и медиальной локализации поражения, а также высокий резерв компенсации имеющихся дефицитов при благоприятном течении заболеваний.
Ключевые слова: III блок; активация; базальные отделы лобных долей; Бехтерев В.М.; Выготский Л.С.; задне-лобные отделы; избирательность психических процессов; импульсивность; левое полушарие; лобные отделы; медиальные отделы лобных долей; мышление; нарушения избирательности (селективности); нарушения мышления; нарушения памяти; нарушения планирования и контроля; нейропсихология, общие вопросы; ориентировочный рефлекс; Прибрам К.; произвольная регуляция; процессы планирования и контроля; психофизиология; регулирующая функция речи; регуляторная функция речи; Тихомиров О.К.; Уолтер Г.; Хомская Е.Д.
Тип публикации: доклады/тезисы
Форма: машинопись
Язык публикации: английский
Статья посвящена особенностям лобного синдрома при опухолях левой лобной доли у левшей. Разобраны три случая пациентов с явным или стертым левшеством, у которых массивные опухоли левой лобной доли протекали практически без нарушений высших психических функций, в том числе без речевых нарушений. Случаи иллюстрируют явление латерализации функции лобных долей головного мозга.
Ключевые слова: аневризма; аспонтанность; аффективные расстройства; базальные отделы лобных долей; больная Шил. (38919); больной Ник. (31941, 33055); внимание; инактивность; инертность; латерализация; левое полушарие; левшество; лобные отделы; лобный синдром; медиальные отделы лобных долей; нарушения внимания; нарушения памяти; опухоль; память; персеверации
Тип публикации: статьи
Форма: машинопись
Год, которым датирован документ: 1966
Язык публикации: русский
Статья посвящена поражениям глубинных (медиальных) отделов лобных долей, при которых на первый план выступают нарушения ориентировки в пространстве и времени и нарушения избирательности психических процессов без выраженных нарушений гнозиса, праксиса и речи. Как подчеркивают авторы, чаще всего повреждение этих отделов сочетается с выраженной общемозговой симптоматикой (связанной с повышением давления и интоксикацией), что затрудняет обсуждение того, насколько именно медиальные лобные отделы связаны с данными нарушениями. В этой связи особенный интерес представляют наблюдения за больными без такой общемозговой симптоматики, но с поражениями в медиальных лобных отделах. В статье описаны результаты нейропсихологического обследования пациента Вас., 64 лет, с высоким преморбидным уровнем образования. Пациент при сохранности гностических операций, движений, большинства компонентов речевой системы демонстрировал грубые нарушения ориентировки в месте и времени, нарушения селективности при усвоении последовательностей (движений, рисунков) при запоминании на слух материала (слов, фраз, текстов), при показе рисунков по их названиям (при предъявлении нескольких названий сразу) и интеллектуальных операций (понимание пословиц, тест "Простые аналогии" и т.п.). В обсуждении результатов авторы предполагают, что указанная картина обусловлена локальным поражением медиальных лобных отделов левого полушария и нарушением их связи с ретикулярной формацией и височными отделами.
Ключевые слова: больной Вас.; диагностика; избирательность психических процессов; левое полушарие; лобные отделы; мышление; нарушения избирательности (селективности); нарушения критики; нарушения ориентировки в пространстве и времени; опухоль; сознание
Тип публикации: статьи
Форма: машинопись
Год, которым датирован документ: 1965
Язык публикации: английский
Описан случай больного с нарушением селективности мышления вследствие поражения глубоких отделов мозга при отсутствии грубо выраженной общемозговой симптоматики. В документе содержатся рукописные и машинописные части.
Ключевые слова: больной Вас.; дезориентация; избирательность психических процессов; левое полушарие; лобные отделы; лобный синдром; мышление; опухоль; память; праксис; речь
Тип публикации: статьи
Форма: машинопись; рукопись
Год, которым датирован документ: 1964
Язык публикации: русский
Описан случай больного с нарушением селективности мышления вследствие поражения глубоких отделов мозга при отсутствии грубо выраженной общемозговой симптоматики. В документе содержатся рукописные и машинописные части.
Ключевые слова: больной Вас.; дезориентация; избирательность психических процессов; левое полушарие; лобные отделы; лобный синдром; мышление; опухоль; память; праксис; речь
Тип публикации: статьи
Форма: машинопись; рукопись
Год, которым датирован документ: 1964
Язык публикации: русский
В статье разбирается случай пациентки с опухолью оперкулярной области левого полушария. Пациентка не проявляла выраженной нейропсихологической симптоматики, однако нейропсихологическое обследование позволило выявить явления лобно-височного синдрома. Повышенная импульсивность и подвижность слухо-речевых следов проявлялись в персеверациях и потере ориентировочно-исследовательской фазы действия при повторении серии слов, счете, и вербальном и невербальном решении задач. Выявленный набор симптомов предлагается использовать для диагностики слабо выраженных нарушений при поражении лобно-височных областей левого полушария.
Ключевые слова: височные отделы; гипертензионный синдром; импульсивность; инертность; левое полушарие; лобно-височный синдром; лобные отделы; нарушения нейродинамики; невербальные функции; нейродинамика; нейропсихологическая диагностика; оперкулярная область; опухоль; персеверации; повторение серии слов; решение задач; слухо-речевые следы; стертая нейропсихологическая симптоматика; счет
Тип публикации: статьи
Форма: рукопись
Год, которым датирован документ: 1964
Язык публикации: русский
В документе разобран случай пациента с опухолью базальных отделов левой лобной доли и ее двукратной резекцией. Опухоль, на первый взгляд, не приводила к выраженным нарушениям высшей психической деятельности, однако тщательное нейропсихологическое обследование показало наличие у больного признаков лобного синдрома: патологическую инертность и нарушения избирательности при выполнении заданий (повторение серий слов, счет, решение задач).
Эти симптомы предлагается использовать для диагностики стертых форм лобного синдрома.
В рукописи есть иллюстрация расположения опухоли.
Ключевые слова: адинамия; базальные отделы; базальные отделы лобных долей; больной Бел. (36-396, 37664); диагностика; инертность; интеллект; левое полушарие; лобные отделы; лобный синдром; нарушения избирательности (селективности); нарушения интеллекта; нарушения повторения серии слов; нарушения решения задач; нарушения счета; операция; опухоль; персеверации; повторение серии слов; полюс лобной доли; расторможенность; решение задач; селективность психических процессов; стертая нейропсихологическая симптоматика; счет
Тип публикации: статьи
Форма: машинопись
Год, которым датирован документ: 1964
Язык публикации: русский
В тексте упоминаются больные от 1958, 1963 и др. годов. В папке содержится машинописный варианты статьи А.Р. Лурии «О бессимптомно протекающих опухолях лобных отделов головного мозга».
В статье после краткого введения, в котором описываются факторы, провоцирующие бессимптомный характер мозговых поражений лобных отделов, выделен первый раздел, посвященный экстрацеребральным опухолям лобных отделов (арахноид-эндотелиомам) с парасагиттальным расположением (полюсным, конвекситальным и базальным). Большинство больных имеют поражение в левой лобной области, у некоторых оно затрагивает также и правое полушарие.
Второго раздела (которого можно ожидать с учетом выделения первого) в данной версии статьи (ни в рукописной, ни в бумажной) нет.
Ключевые слова: базальные отделы лобных долей; диагностика; левое полушарие; лобные отделы; нейропсихологическая диагностика; опухоль; полюс лобной доли; правое полушарие; стертая нейропсихологическая симптоматика
Тип публикации: статьи
Форма: машинопись
Язык публикации: русский
В тексте упоминаются больные от 1958, 1963 и др. годов. В папке содержится рукописный вариант статьи А.Р. Лурии «О бессимптомно протекающих опухолях лобных отделов головного мозга».
В статье после краткого введения, в котором описываются факторы, провоцирующие бессимптомный характер мозговых поражений лобных отделов, выделен первый раздел, посвященный экстрацеребральным опухолям лобных отделов (арахноид-эндотелиомам) с парасагиттальным расположением (полюсным, конвекситальным и базальным). Большинство больных имеют поражение в левой лобной области, у некоторых оно затрагивает также и правое полушарие.
Второго раздела (которого можно ожидать с учетом выделения первого) в данной версии статьи (ни в рукописной, ни в бумажной) нет.
Ключевые слова: базальные отделы лобных долей; диагностика; левое полушарие; лобные отделы; нейропсихологическая диагностика; опухоль; полюс лобной доли; правое полушарие; стертая нейропсихологическая симптоматика
Тип публикации: статьи
Форма: рукопись
Язык публикации: русский