В настоящей статье авторы противопоставляют природу нарушения конструктивной деятельности у больных с поражениями лобных и теменно-затылочных областей головного мозга на примере двух пациентов, выполняющих пробы Кооса самостоятельно и с помощью специальных инструкций, призванных скомпенсировать их дефект.
Так, конструктивная апраксия у больного с поражением лобных долей связана с невозможностью программирования поведения. В эксперименте больному была предложена пошаговая инструкция по выполнению проб. Поскольку в основе нарушения лежит не собственно нарушение пространственного синтеза, а программирование поведения, инструкция с четко прописанной последовательностью действий помогла скомпенсировать дефект.
С другой стороны, у больной с пространственной апраксией вследствие поражения теменно-затылочных отделов нарушения пространственного анализа и синтеза не позволяли выполнять пробы Кооса правильно, несмотря на попытки программировать действия. В этом случае скомпенсировать дефект помогла инструкция, в которой были особо указаны пространственные отношения между частями фигуры.
Ключевые слова: апраксия; больная Л. (35064); больной Урб. (35673); восстановительное обучение; реабилитация; затылочные отделы; инактивность; конструктивная апраксия; конструктивная деятельность; лобные отделы; мышление; нарушения программирования действия; опухоль; планирование операций; пробы Кооса; теменно-затылочные отделы; теменные отделы; экспериментально-психологические исследования
Тематика: синдром / нарушение; пациенты; функции; этиология; структуры; методы, варианты, направления анализа; виды работы психолога
Тип публикации: статьи
Форма: машинопись
Год, которым датирован документ: 1963
Язык публикации: русский
В статье авторы описывают принципы восстановления мозговых функций после военных ранений.
Во-первых, высшие мозговые функции, такие как восприятие, праксис, речь и так далее, - это сложные функциональные системы, разные звенья которых локализованы в разных участках мозга. Во-вторых, природа органического поражения при военной травме неоднородна и может представлять собой как собственно органическое разрушение, так и временное динамическое угнетение мозгового участка (диашиз). Опираясь на эти общие принципы, авторы описывают конкретные задачи восстановительного обучения. Например, одной из первоочередных задач является отделение нарушений, возникающих вследствие диашиза, от дефектов вследствие органического поражения, и растормаживание временно угнетенных функций. Авторы делают краткий обзор нейрофизиологических механизмов диашиза и описывают несколько фармакологических методов, способствующих его разрешению. Отдельно рассматриваются явления отключения целых функциональных систем вследствие изменения установки личности, в частности, реактивная постконтузионная глухота. В таких случаях фармакологическое вмешательство будет бесполезным; в качестве успешного метода авторы рекомендуют так называемую "включающую" систему терапии (разработана Л.Б.Перельманом). В случае же органического поражения и выпадения определенных звеньев сложных функций успешной реабилитации можно достичь за счет функциональной перестройки системы. Здесь авторы выделяют два способа восстановления: за счет внешних вспомогательных схем и за счет внутрисистемной реинтеграции функции. Последнюю можно реализовывать несколькими методами (в частности, за счет смысловой организации восстанавливаемого звена); авторы разбирают различные примеры их применения (при нарушениях зрения, моторных систем, речи и т.д.).
Также отдельно рассмотрены разные типы нейродинамических нарушений (патологическая инертность, патологическая диффузность). Подобные методы, пишут авторы, применимы не только при поражениях головного мозга, но и при восстановлении функций травмированной периферической нервной системы.
Ключевые слова: амнезия; височные отделы; включающая терапия; восстановительное обучение; реабилитация; движения; диашиз; затылочные отделы; зрение; инертность; контузия; личность; нарушения движений; нарушения зрения; нарушения личности; нарушения нейродинамики; нарушения памяти; нарушения речи; нарушения чтения; нейродинамика; память; патологическая диффузность; периферическая нервная система; периферические нарушения движений; постконтузионная реактивная глухонемота; постконтузионная реактивная глухота; премоторная область; психофизиология; речь; травма; фармакотерапия; функциональный диашиз; чтение
Тематика: симптомы; функции; структуры
Тип публикации: статьи
Форма: машинопись
Год, которым датирован документ: 1945
Язык публикации: русский
В статье Лурия рассказывает о принципах подбора восстановительной терапии после мозговых ранений, которые приводят к нарушениям речи. Восстановление функций после повреждений мозга - сложный процесс, который не сводится к простой регенерации, предполагает перестройку всей функциональной системы и требует вмешательства, основанного на знаниях о ее псхологической и мозговой организации. Лурия вкратце хараткеризует разные типы афазии (височную/акустическую, теменную/семантическую, афферентную моторную, собственно моторную) и для каждой показывает, каким образом можно способствовать компенсации выпавшего функционального компонента за счет других, сохранных. Успешную реабилитацию, таким образом, стоит рассматривать не как прямое восстановление утраченной функции, а как создание новой функциональной системы доступными средствами.
Ключевые слова: акалькулия; дискалькулия; акустическая афазия; апраксия; афазия; афферентная моторная афазия; височная афазия; височные отделы; восстановительное обучение; реабилитация; зона Брока; зона Вернике; идеаторная апраксия; левое полушарие; моторная афазия; нарушения речи; речь; премоторная область; семантическая афазия; теменная афазия; теменно-височные отделы; теменные отделы; травма; фонематический слух
Тематика: синдром / нарушение; структуры; виды работы психолога; симптомы; функции; этиология
Тип публикации: статьи
Форма: машинопись
Год, которым датирован документ: 1943
Язык публикации: русский
Ключевые слова: апраксия; больной Омельч.; восстановительное обучение; реабилитация; затылочные отделы; конструктивная апраксия; мозжечок; нарушения речи; периферические нервы; премоторная область; пространственная апраксия; речь; теменные отделы; травма; трудотерапия
Тематика: синдром / нарушение; пациенты; виды работы психолога; функции; структуры; этиология; другое
Тип публикации: статьи
Форма: машинопись
Год, которым датирован документ: 1943
Язык публикации: русский
Ключевые слова: III блок; II блок; I блок; бодрствование; височные отделы; восстановительное обучение; реабилитация; вторичные зоны коры; задние отделы; задние отделы полушарий; затылочные отделы; избирательность психических процессов; левое полушарие; лобные отделы; нарушения динамики нервных процессов; нарушения избирательности (селективности); нарушения памяти; нарушения письма; нарушения программирования действия; нарушения состояния бодрствования; нейродинамика; нейропсихологическая диагностика; нейропсихология, методы; нейропсихология, общие вопросы; память; первичные зоны коры; передние отделы; письмо; планирование действий; постцентральная область; программирование действия; регуляция поведения; регуляция целенаправленной деятельности; ретикулярная формация; стволовые структуры; теменно-височно-затылочные отделы; теменно-затылочные отделы; теменные отделы; топическая диагностика; третичные зоны коры; факторный анализ
Тематика: структуры; функции; виды работы психолога; симптомы; дисциплина (область работы А.Р. Лурии); методы, варианты, направления анализа
Тип публикации: доклады/тезисы
Форма: машинопись
Год, которым датирован документ: 1968
Язык публикации: английский
Ключевые слова: апраксия; больная Л. (35064); больной Урб. (35673); восстановительное обучение; реабилитация; затылочные отделы; инактивность; конструктивная апраксия; конструктивная деятельность; лобные отделы; мышление; нарушения программирования действия; опухоль; планирование операций; пробы Кооса; теменно-затылочные отделы; теменные отделы; экспериментально-психологические исследования
Тематика: синдром / нарушение; пациенты; виды работы психолога; структуры; симптомы; функции; этиология; методы, варианты, направления анализа
Тип публикации: статьи
Форма: рукопись
Год, которым датирован документ: 1963
Язык публикации: русский
Ключевые слова: восстановительное обучение; реабилитация; навыки; понимание логико-грамматических структур; сложные пространственные умения; теменно-затылочные отделы
Тематика: виды работы психолога; функции; структуры
Тип публикации: статьи
Форма: репринт
Год, которым датирован документ: 1967
Язык публикации: французский
Ключевые слова: восприятие; восстановительное обучение; реабилитация; затылочные отделы; зрительное восприятие; зрительно-пространственное восприятие; логико-грамматические конструкции; нарушения зрительно-пространственного восприятия; нарушения понимания логико-грамматических конструкций; педагогика; теменно-затылочные отделы; теменные отделы; факторный анализ
Тематика: функции; виды работы психолога; структуры; синдром / нарушение; другое; методы, варианты, направления анализа; дисциплина (область работы А.Р. Лурии)
Тип публикации: статьи
Форма: машинопись
Язык публикации: английский
Ключевые слова: афазия; внутренняя речь; восстановительное обучение; реабилитация; Выготский Л.С.; динамическая афазия; задне-лобные отделы; инертность; левое полушарие; метод внешних опор; называние; нарушения предикативной функции речи; построение предложения; предикативная функция речи; схема предложения; экспериментально-психологические исследования; электромиограмма
Тематика: синдром / нарушение; функции; виды работы психолога; ключевые имена / персоналии; симптомы; структуры; методы, варианты, направления анализа; другое
Тип публикации: статьи
Форма: репринт
Год, которым датирован документ: 1968
Язык публикации: английский
Ключевые слова: аграфия; дисграфия; алексия; дислексия; афазия; больной Засецкий Л.А. (3712); восстановительное обучение; реабилитация; графомоторные навыки; нарушения называния; нарушения понимания логико-грамматических конструкций; нейропсихология, методы; письмо; семантическая афазия
Тематика: пациенты; синдром / нарушение; функции; виды работы психолога; дисциплина (область работы А.Р. Лурии)
Тип публикации: статьи
Форма: машинопись
Год, которым датирован документ: 1974
Язык публикации: английский
Ключевые слова: афазия; больной Бог. (27715); больной Илм. (33758); больной Кр. (33957); больной Мор.; больной Ос. (29558); больной Пим. (27237); больной Скляр. (33755); внутренняя речь; восстановительное обучение; реабилитация; Выготский Л.С.; динамическая афазия; задне-лобные отделы; инертность; левое полушарие; метод внешних опор; называние; нарушения предикативной функции речи; построение предложения; предикативная функция речи; схема предложения; экспериментально-психологические исследования; электромиограмма
Тематика: функции; методы, варианты, направления анализа; синдром / нарушение; ключевые имена / персоналии; пациенты; структуры; симптомы; другое; виды работы психолога
Тип публикации: книги/глава книги
Форма: машинопись
Год, которым датирован документ: 1966
Язык публикации: русский
Ключевые слова: афазия; больной Бог. (27715); больной Илм. (33758); больной Кр. (33957); больной Мор.; больной Ос. (29558); больной Пим. (27237); больной Скляр. (33755); внутренняя речь; восстановительное обучение; реабилитация; Выготский Л.С.; динамическая афазия; задне-лобные отделы; инертность; левое полушарие; метод внешних опор; нарушения предикативной функции речи; называние; построение предложения; предикативная функция речи; схема предложения; экспериментально-психологические исследования; электромиограмма
Тематика: синдром / нарушение; пациенты; структуры; ключевые имена / персоналии; методы, варианты, направления анализа; функции
Тип публикации: статьи
Форма: машинопись
Год, которым датирован документ: 1966
Язык публикации: английский
Статья Э.С. Бейн (1916-1981, многолетний сотрудник НИИ неврологии АМН СССР) посвящена вопросам восстановления речи при афазии.
Кратко освещая вначале историю вопроса, автор останавливается на том, как уже после I Мировой войны в работах К. Гольдштейна обсуждалась важность направленного воздействия на восстановление речи, которая зачастую не восстанавливается после военной травмы самостоятельно. Опыт II Мировой войны окончательно убедил специалистов в области неврологии в необходимости такой работы. Автор кратко останавливается на втором важном источнике появления речевых нарушений - поражениях мозга сосудистого генеза, кратко перечисляет факторы, влияющие в случае сосудистых поражений на тяжесть речевых дефектов. В статье отмечается важность знаний из области психологии, лингвистики, неврологии и психиатрии и командная работа всех этих специалистов в деле восстановительного обучения. Подчеркивается важность раннего начала и обеспечения пролонгированного характера восстановительной работы (1-2 года). Далее подробно рассматриваются 2 основных метода восстановления речи - растормаживание и компенсация дефекта за счет выстраивания "обходного пути". Перечисляются основные методические принципы выстраивания коррекционной работы - стадиальность со своей целью на каждой стадии, восстановление речи всегда с опорой на семантический контекст, работа со всеми сторонами речевой системы и подбор методов с учетом структуры дефекта при той или иной форме афазий. Последний пункт подробно обсуждается на материале сенсорной афазии. Указываются 2 главные функции речи, подлежащие восстановлению, - коммуникативная и индикативная. Рукописная версия отличается от машинописной наличием библиографии.
Ключевые слова: афазия; восстановительное обучение; реабилитация; Гольдштейн К.; методы восстановительного обучения; нарушения речи; речь; сенсорная афазия; сосудистые поражения; травма
Тип публикации: статьи
Форма: рукопись
Язык публикации: английский
Ключевые слова: агнозия; акалькулия; дискалькулия; акинезия; акинезия речи и мышления; акустическая афазия; амнестическая афазия; апраксия; апраксия позы; апрактическая афазия; афазия; афазия Брока; больная Острат. (3575); больной Арб. (3069); больной Бадр. (3644); больной Бас. (3958); больной Будк. (4056); больной Буйв. (4001); больной Буйн. (3262); больной Буйск. (1715); больной Бурс. (2218); больной Воевод. (3571); больной Г. (2075); больной Голд. (3276); больной Горюн. (1151); больной Дерев. (2690); больной Засецкий Л.А. (3712); больной Звор. (1991); больной Изот. (3656); больной Караб. (1217); больной Катк.; больной Каш. (1629); больной Коз. (2827); больной Кок. (2822); больной Кон.; больной Ко(?)с. (3090); больной Лиз. (5005); больной Лют.; больной Матр. А. (5005, 1356); больной Павл. (3501); больной Папк.; больной Петр. (1395); больной Питк.; больной Плут. (2913); больной Полом. (3312); больной Поном. (3332); больной Поп. (3357); больной Пот.; больной Прусск. (3865); больной Род. (4055); больной Рожн.; больной Ром. (1419); больной Рыж. (3305); больной Савицк. (2224); больной Савч. (3661); больной Семен. (3334); больной Син. (5005, 19169); больной Тим. (3573); больной Тит.; больной Фрол.; больной Цап. (3069); больной Черед. (3095); больной Черн. (3187); больной Шевч. (3255); больной Щек. (3798); больной Юг. (3067); восстановительное обучение; реабилитация; динамическая апраксия; динамическая афазия; затылочные отделы; зрительное восприятие; конструктивная апраксия; левое полушарие; лобные отделы; моторная афазия; нарушения письма; нарушения речи; нарушения чтения; нейропсихологическая диагностика; оптическая агнозия; оральная апраксия; оральный праксис; письмо; правое полушарие; праксис; премоторная афазия; премоторная область; пространственная апраксия; пространственный праксис; реактивная немота; ретроцентральные отделы; речь; семейное левшество; сенсорная афазия; символическая апраксия; символический праксис; скрытое левшество; спонтанное восстановление; счет; теменно-затылочные отделы; теменные отделы; травма; фронтальная акинезия; чтение; эфферентная моторная афазия
Тип публикации: книги/глава книги
Форма: машинопись
Год, которым датирован документ: 1945
Язык публикации: русский
Ключевые слова: височные отделы; восстановительное обучение; реабилитация; вторая сигнальная система; движения; действия; задние отделы; затылочные отделы; зрение; инертность; левое полушарие; лобные отделы; нарушения движений; нарушения действий; нарушения дифференцированности; нарушения зрения; нарушения нейродинамики; нарушения речи; нарушения фонематического слуха; нейродинамика; нейропсихология, методы; нейропсихология, общие вопросы; нейрофизиология; Павлов И.П.; передние отделы; персеверации; премоторная область; речь; сенсорная афазия; фонематический слух; целенаправленное поведение
Тип публикации: статьи
Форма: машинопись
Год, которым датирован документ: 1948
Язык публикации: русский
Ключевые слова: агнозия; аграфия; дисграфия; активное мышление; акустическая агнозия; акустический гнозис; алексия; дислексия; апраксия; атаксия; афазия; афферентная моторная апраксия; афферентная моторная афазия; базальные ганглии; больная Степ.; больной Гавр.; больной Гиашв.; больной Голуб.; больной Дерев.; больной Евдот.; больной Изот. (3656); больной Кож.; больной Кок. (2822); больной Кон.; больной Крыл.; больной Кул.; больной Кунт.; больной Мещ.; больной Моис.; больной Оз.; больной Пав-в; больной Пас.; больной Пинч.; больной Роб.; больной Рог.; больной Саб.; больной Самс.; больной См. Сок.; больной Тепл.; больной Тиш.; больной Цап.; больной Черн.; больной Шмыг.; вербальная алексия; височные отделы; восприятие; восстановительное обучение; реабилитация; движения; действия; диашиз; дистония; затылочные отделы; зона Вернике; зрение; инертность; интеллект; контузия; координация; левое полушарие; литеральная оптическая алексия; лобные отделы; мозжечок; мотивация; моторная афазия; мышление; нарушения активного мышления; нарушения движений; нарушения зрения; нарушения интеллекта; нарушения координации; нарушения нейродинамики; нарушения письма; нарушения речи; нарушения фонематического слуха; нарушения чтения; нейродинамика; оптическая агнозия; парез; патологическая диффузность; письмо; правое полушарие; праксис; пространственная агнозия; реактивная постконтузионная глухонемота; ретроцентральные отделы; речь; семейное левшество; сенсорная афазия; символическая апраксия; скрытое левшество; таламус; теменно-затылочные отделы; теменные отделы; тонус; травма; фармакотерапия; фонематический слух; центральная слепота; чтение; эфферентная моторная апраксия; эфферентная моторная афазия
Тип публикации: книги/глава книги
Форма: машинопись
Год, которым датирован документ: 1947
Язык публикации: русский
Автобиографический очерк описывает основные этапы работы А.Р.Лурия. Интересующие его темы и связанные с ними основные публикации структурированы хронологически и логически.
Ключевые слова: II блок; III блок; Выготский Л.С.; лобные отделы; планирование действий; праксис; программируемое поведение; речь; сознательное действие; управляющие функции; условная двигательная реакция; программирование действия; экспериментально-психологические исследования; автобиографическое; афазия; близнецовый метод; восстановительное обучение; реабилитация; детская нейропсихология; история нейропсихологии; культурно-исторический подход; лобный синдром; мышление; нейролингвистика; психолингвистика; нейропсихология, методы; нейропсихология, общие вопросы; онтогенез; память; сознание; факторный анализ
Тип публикации: статьи
Форма: машинопись
Год, которым датирован документ: 1972
Язык публикации: русский
Ключевые слова: восстановительное обучение; реабилитация; детская нейропсихология; нейролингвистика; психолингвистика; речь; экспериментально-психологические исследования
Тип публикации: другое
Форма: машинопись
Год, которым датирован документ: 1970
Язык публикации: английский