В статье описаны нарушения слухо-речевой памяти при поражении височно-теменных отделов левого полушария. В серии экспериментальных исследований с двумя пациентами с акустико-мнестической афазией было выявлено два различных механизма нарушения, обусловленных патологическим торможением новых связей и выравниванием возбуждения новых и старых связей.
Ключевые слова: акустико-мнестическая афазия; афазия; больной Бл. (37637); больной К. (37690); височные отделы; диагностика; левое полушарие; память; след памяти; теменно-височные отделы; условный рефлекс; экспериментально-психологические исследования
Тематика: симптомы; пациенты; структуры; виды работы психолога; функции; другое
Тип публикации: статьи
Форма: машинопись
Язык публикации: русский
В этой работе отразились результаты исследований А.Р. Лурии и его коллег под руководством Л.С. Выготского в Средней Азии. Целью работы было изучение социально-исторического формирования всех психологических процессов – восприятия, мышления, воображения, самосознания, их тесная зависимость от того общественно-исторического строя, в котором вырос тот или иной человек, в котором формировалась в ходе онтогенеза его психика.
Текст содержит 7 разделов: «Проблема», «Восприятие», «Абстракция и обобщение», «Умозаключение и вывод», «Рассуждение и решение задач», «Воображение», «Самоанализ и самосознание».
Работа начинается с постановки проблемы общественно-исторического формирования психики, которая выводится из анализа достижений современной времени проведения исследования мировой психологии («психология народов» В. Вундта, гештальт-психология, бихевиоризм, французская социологическая школа, кросс-культурные исследования). В этом контексте также обсуждается ряд лингвистических данных (гипотеза лингвистической относительности Сэпира-Урофа). Далее описываются результаты экспериментальных исследований, проведенных в экспедиции начала 1930-х годов в Средней Азии. При экспериментальном изучении восприятия анализируются такие процессы, как называние зрительных образов (фигур, цветов), их классификация, а также восприятие оптических иллюзий. Подробно описываются процессы мышления у коренных народов Средней Азии – решение ими задач на нахождение сходств, определение понятий, произведение умозаключений на материале силлогизмов.
К сожалению, текст не является полным и обрывается на с. 235 в конце раздела IV, хотя по оглавлению заключение начинается только на с. 329. Разделы V-VII (материалы по решению задач, воображению и самосознанию) в данном документе не представлены.
Ключевые слова: Бергсон А.; бихевиоризм; воображение; восприятие; Вундт В.; гештальт-психология; Выготский Л.С.; Дарвин Ч.; Дюркгейм Э.; история психологии; кросс-культурные исследования; культурно-исторический подход; Леви-Брюль Л.; Леви-Стросс К.; лингвистическая относительность; мышление; психология народов; психология, общие вопросы; самосознание; Спенсер Г.; Сэпир Э.; Уорф Б.; французская социологическая школа; Чемберлен Х.Ст.; экспериментально-психологические исследования
Тематика: методы, варианты, направления анализа; ключевые имена / персоналии; дисциплина (область работы А.Р. Лурии); другое; функции; виды работы психолога
Тип публикации: книги/глава книги
Форма: машинопись; рукопись
Год, которым датирован документ: 1973
Язык публикации: русский
Лекция посвящена онтогенезу и нейрональным основам сознательного действия. Опираясь на идеи Выготского, Лурия развивает идею произвольной регуляции деятельности как социально обоснованной и опосредованной речью. Первая половина лекции посвящена развитию это функции у ребенка; приводятся примеры из экспериментальных исследований с детьми. Во второй половине подробно обсуждается мозговая организация произвольной регуляции деятельности: эта функция обеспечивается третьим блоком (лобными долями) головного мозга, а их поражение ведет к специфическим нарушениям регуляции поведения. Обсуждается нейрофизиология процесса регуляции лобными долями, в частности, электрофизиологические опыты Е.Хомской, а также клинические случаи больных с поражениями лобных долей.
Ключевые слова: I блок; II блок; III блок; Выготский Л.С.; движения; действия; инактивность; инертность; лобные отделы; нарушения движений; нарушения действий; нарушения программирования действия; нарушения произвольной регуляции; онтогенез; экспериментально-психологические исследования; ЭЭГ
Тематика: ключевые имена / персоналии; виды работы психолога; другое; симптомы; структуры; функции
Тип публикации: доклады/тезисы
Форма: машинопись
Год, которым датирован документ: 1969
Язык публикации: русский
В настоящей статье авторы противопоставляют природу нарушения конструктивной деятельности у больных с поражениями лобных и теменно-затылочных областей головного мозга на примере двух пациентов, выполняющих пробы Кооса самостоятельно и с помощью специальных инструкций, призванных скомпенсировать их дефект.
Так, конструктивная апраксия у больного с поражением лобных долей связана с невозможностью программирования поведения. В эксперименте больному была предложена пошаговая инструкция по выполнению проб. Поскольку в основе нарушения лежит не собственно нарушение пространственного синтеза, а программирование поведения, инструкция с четко прописанной последовательностью действий помогла скомпенсировать дефект.
С другой стороны, у больной с пространственной апраксией вследствие поражения теменно-затылочных отделов нарушения пространственного анализа и синтеза не позволяли выполнять пробы Кооса правильно, несмотря на попытки программировать действия. В этом случае скомпенсировать дефект помогла инструкция, в которой были особо указаны пространственные отношения между частями фигуры.
Ключевые слова: апраксия; больная Л. (35064); больной Урб. (35673); восстановительное обучение; реабилитация; затылочные отделы; инактивность; конструктивная апраксия; конструктивная деятельность; лобные отделы; мышление; нарушения программирования действия; опухоль; планирование операций; пробы Кооса; теменно-затылочные отделы; теменные отделы; экспериментально-психологические исследования
Тематика: синдром / нарушение; пациенты; функции; этиология; структуры; методы, варианты, направления анализа; виды работы психолога
Тип публикации: статьи
Форма: машинопись
Год, которым датирован документ: 1963
Язык публикации: русский
Статья посвящена проблеме регулирующей функции речи. Сначала в ней рассматривается вопрос развития регулирующей (сигнальной) функции речи в раннем детстве (от 1.5 лет) с привлечением экспериментальных исследований влияния речевой инструкции на действия ребенка. Затем обсуждается важность изучения регулирующей функции речи как специфически человеческого механизма нарушения работы ЦНС с опорой на представления И.П. Павлова о двух сигнальных системах - в частности, делается предположение о том, что нейродинамика (нарушение баланса возбуждения и торможения в ЦНС) как основной физиологический механизм нарушения работы мозга может быть нарушена не в обоих, а только в одной из этих сигнальных систем. Для подтверждения этого приводятся данные об экспериментальном исследовании детей-олигофренов и детей с церебрастеническим синдромом без интеллектуального дефицита. При олигофрении регулирующая функция речи была грубо нарушена, тогда как нейродинамические процессы в звене поддержания общего тонуса и бодрствования и реализации непосредственной психической активности, не требующей речевой регуляции, оставалась интактной. Напротив, дети с церебрастеническим синдромом демонстрировали тяжелые дефициты общей нейродинамики, но сохранность регулирующей роли речи и связанных с этой сигнальной системой нейродинамических механизмов позволяли им компенсировать дефициты на более непосредственном уровне функционирования. Далее приводятся совместные с Л.С. Выготским исследования А.Р. Лурией нарушения регулирующей функции речи при паркинсонизме. В финале обсуждается особо важная роль лобных долей в реализации регулирующей функции речи, причем ее обсуждение идет в контексте их возможности модулировать и регулировать поступающие от ретикулярной формации активирующие влияния.
Материал статьи немного сокращен по сравнению с русскоязычным аналогом, но содержит те же основные смысловые части.
Ключевые слова: III блок; I блок; детская нейропсихология; дефектология; лобные отделы; нарушения нейродинамики; нарушения речи; нейродинамика; нейропсихология, общие вопросы; паркинсонизм; регулирующая функция речи; речевая инструкция; речь; Тихомиров О.К.; умственная отсталость/олигофрения; Хомская Е.Д.; церебрастенический синдром; экспериментально-психологические исследования
Тематика: дисциплина (область работы А.Р. Лурии); структуры; функции; этиология; синдром / нарушение; ключевые имена / персоналии; пациенты; виды работы психолога; другое
Тип публикации: статьи
Форма: машинопись
Язык публикации: английский
Статья посвящена проблеме регулирующей функции речи. Сначала в ней рассматривается вопрос развития регулирующей (сигнальной) функции речи в раннем детстве (от 1.5 лет) с привлечением экспериментальных исследований влияния речевой инструкции на действия ребенка. Затем обсуждается важность изучения регулирующей функции речи как специфически человеческого механизма нарушения работы ЦНС с опорой на представления И.П. Павлова о двух сигнальных системах - в частности, делается предположение о том, что нейродинамика (нарушение баланса возбуждения и торможения в ЦНС) как основной физиологический механизм нарушения работы мозга может быть нарушена не в обоих, а только в одной из этих сигнальных систем. Для подтверждения этого приводятся данные об экспериментальном исследовании детей-олигофренов и детей с церебрастеническим синдромом без интеллектуального дефицита. При олигофрении регулирующая функция речи была грубо нарушена, тогда как нейродинамические процессы в звене поддержания общего тонуса и бодрствования и реализации непосредственной психической активности, не требующей речевой регуляции, оставалась интактной. Напротив, дети с церебрастеническим синдромом демонстрировали тяжелые дефициты общей нейродинамики, но сохранность регулирующей роли речи и связанных с этой сигнальной системой нейродинамических механизмов позволяли им компенсировать дефициты на более непосредственном уровне функционирования. Далее приводятся совместные с Л.С. Выготским исследования А.Р. Лурией нарушения регулирующей функции речи при паркинсонизме. В финале обсуждается особо важная роль лобных долей в реализации регулирующей функции речи, причем ее обсуждение идет в контексте их возможности модулировать и регулировать поступающие от ретикулярной формации активирующие влияния.
Материал статьи немного сокращен по сравнению с русскоязычным аналогом, но содержит те же основные смысловые части.
Ключевые слова: III блок; I блок; детская нейропсихология; дефектология; лобные отделы; нарушения нейродинамики; нарушения речи; нейродинамика; нейропсихология, общие вопросы; паркинсонизм; регулирующая функция речи; речевая инструкция; речь; Тихомиров О.К.; умственная отсталость/олигофрения; Хомская Е.Д.; церебрастенический синдром; экспериментально-психологические исследования
Тематика: дисциплина (область работы А.Р. Лурии); структуры; функции; этиология; синдром / нарушение; ключевые имена / персоналии; пациенты; виды работы психолога; другое
Тип публикации: статьи
Форма: машинопись
Язык публикации: английский
Статья посвящена проблеме регулирующей функции речи. Сначала в ней рассматривается вопрос развития регулирующей (сигнальной) функции речи в раннем детстве (от 1.5 лет) с привлечением экспериментальных исследований влияния речевой инструкции на действия ребенка. Затем обсуждается важность изучения регулирующей функции речи как специфически человеческого механизма нарушения работы ЦНС с опорой на представления И.П. Павлова о двух сигнальных системах - в частности, делается предположение о том, что нейродинамика (нарушение баланса возбуждения и торможения в ЦНС) как основной физиологический механизм нарушения работы мозга может быть нарушена не в обоих, а только в одной из этих сигнальных систем. Для подтверждения этого приводятся данные об экспериментальном исследовании детей-олигофренов и детей с церебрастеническим синдромом без интеллектуального дефицита. При олигофрении регулирующая функция речи была грубо нарушена, тогда как нейродинамические процессы в звене поддержания общего тонуса и бодрствования и реализации непосредственной психической активности, не требующей речевой регуляции, оставалась интактной. Напротив, дети с церебрастеническим синдромом демонстрировали тяжелые дефициты общей нейродинамики, но сохранность регулирующей роли речи и связанных с этой сигнальной системой нейродинамических механизмов позволяли им компенсировать дефициты на более непосредственном уровне функционирования. Далее приводятся совместные с Л.С. Выготским исследования А.Р. Лурией нарушения регулирующей функции речи при паркинсонизме. В финале обсуждается особо важная роль лобных долей в реализации регулирующей функции речи, причем ее обсуждение идет в контексте их возможности модулировать и регулировать поступающие от ретикулярной формации активирующие влияния.
Материал статьи немного сокращен по сравнению с русскоязычным аналогом, но содержит те же основные смысловые части.
Ключевые слова: III блок; I блок; детская нейропсихология; дефектология; лобные отделы; нарушения нейродинамики; нарушения речи; нейродинамика; нейропсихология, общие вопросы; паркинсонизм; регулирующая функция речи; речевая инструкция; речь; Тихомиров О.К.; умственная отсталость/олигофрения; Хомская Е.Д.; церебрастенический синдром; экспериментально-психологические исследования
Тематика: дисциплина (область работы А.Р. Лурии); структуры; функции; этиология; синдром / нарушение; ключевые имена / персоналии; пациенты; виды работы психолога; другое
Тип публикации: статьи
Форма: машинопись
Язык публикации: английский
Ключевые слова: акустико-мнестическая афазия; афазия; больной Бл. (37637); больной К. (37690); височные отделы; диагностика; левое полушарие; память; след памяти; теменно-височные отделы; условный рефлекс; экспериментально-психологические исследования
Тематика: синдром / нарушение; пациенты; структуры; виды работы психолога; функции; другое
Тип публикации: статьи
Форма: машинопись
Год, которым датирован документ: 1966
Язык публикации: английский
Ключевые слова: акустико-мнестическая афазия; афазия; больной Бл. (37637); больной К. (37690); височные отделы; диагностика; левое полушарие; память; след памяти; теменно-височные отделы; условный рефлекс; экспериментально-психологические исследования
Тематика: синдром / нарушение; пациенты; структуры; виды работы психолога; функции; другое
Тип публикации: другое
Форма: машинопись; рукопись
Год, которым датирован документ: 1965
Язык публикации: русский
Ключевые слова: больной Корк.; височные отделы; гипофиз; глубинные структуры мозга; задние отделы; левое полушарие; лобные отделы; нарушения памяти; опухоль; память; теменно-затылочные отделы; экспериментально-психологические исследования
Тематика: пациенты; структуры; симптомы; этиология; функции; виды работы психолога
Тип публикации: доклады/тезисы
Форма: машинопись
Язык публикации: русский
Ключевые слова: височные отделы; гипофиз; глубинные структуры мозга; задние отделы; левое полушарие; лобные отделы; нарушения памяти; опухоль; память; теменно-затылочные отделы; экспериментально-психологические исследования
Тематика: структуры; симптомы; этиология; функции; виды работы психолога
Тип публикации: доклады/тезисы
Форма: рукопись
Язык публикации: русский
Ключевые слова: акустико-мнестическая афазия; амнестическая афазия; височные отделы; затылочные отделы; левое полушарие; модально-неспецифические нарушения памяти; модально-специфические нарушения памяти; нарушения памяти; память; теменно-затылочные отделы; теменные отделы; экспериментально-психологические исследования
Тематика: синдром / нарушение; структуры; симптомы; функции; виды работы психолога
Тип публикации: доклады/тезисы
Форма: машинопись
Язык публикации: русский
Ключевые слова: акустико-мнестическая афазия; амнестическая афазия; височные отделы; затылочные отделы; левое полушарие; модально-неспецифические нарушения памяти; модально-специфические нарушения памяти; нарушения памяти; память; теменно-затылочные отделы; теменные отделы; экспериментально-психологические исследования
Тематика: синдром / нарушение; структуры; симптомы; функции; виды работы психолога
Тип публикации: доклады/тезисы
Форма: рукопись
Язык публикации: русский
Ключевые слова: гиппокамп; глубинные структуры мозга; забывание; нарушения памяти; опухоль; память; стволовые структуры; таламус; экспериментально-психологические исследования
Тип публикации: доклады/тезисы
Форма: машинопись
Язык публикации: русский
Ключевые слова: гиппокамп; глубинные структуры мозга; забывание; нарушения памяти; экспериментально-психологические исследования; таламус; стволовые структуры; память; опухоль
Тематика: структуры; функции; симптомы; этиология; виды работы психолога
Тип публикации: статьи
Форма: рукопись
Язык публикации: русский
Ключевые слова: базальные отделы лобных долей; доминантное полушарие; инертность; кратковременная память; левое полушарие; лобные отделы; нарушения памяти; память; селективность психических процессов; экспериментально-психологические исследования
Тематика: структуры; симптомы; функции; виды работы психолога
Тип публикации: доклады/тезисы
Форма: машинопись
Язык публикации: русский
Ключевые слова: амнезия; аневризма; больная Лоб. (43590); больная Лубоц. (43376); больная Малют.; больной Баш.(40073); больной Бобр. (45868); больной Гершк. (42812); больной Глик. (45947); больной Горш. (45812); больной Грот. (42757); больной Грузд. (39615); больной Климк. (39667); больной Малют. (44269); больной Мил. (43051); больной Миш. (42757); больной Черноб. (43722); больной Чурс. (42425); больной Эд. Ив. (42113); диагностика; лимбическая область; лобные отделы; медиальные отделы лобных долей; нейропсихологическая диагностика; память; синдром Корсакова; сосудистые поражения; экспериментально-психологические исследования
Тематика: симптомы; этиология; пациенты; виды работы психолога; структуры; дисциплина (область работы А.Р. Лурии); функции; синдром / нарушение
Тип публикации: книги/глава книги
Форма: машинопись
Год, которым датирован документ: 1968
Язык публикации: русский
Ключевые слова: нейропсихология, методы; экспериментально-психологические исследования; психология, общие вопросы
Тематика: дисциплина (область работы А.Р. Лурии); виды работы психолога
Тип публикации: статьи
Форма: машинопись
Год, которым датирован документ: 1973
Язык публикации: русский
Ключевые слова: нейропсихология, методы; экспериментально-психологические исследования; психология, общие вопросы
Тематика: дисциплина (область работы А.Р. Лурии); виды работы психолога
Тип публикации: статьи
Форма: машинопись
Год, которым датирован документ: 1974
Язык публикации: русский
Ключевые слова: экспериментально-психологические исследования; нейропсихология, методы
Тематика: виды работы психолога; дисциплина (область работы А.Р. Лурии)
Тип публикации: статьи
Форма: рукопись
Год, которым датирован документ: 1974
Язык публикации: русский
В статье обсуждается психологическая структура процесса декодирования сообщения (понимания обращенной речи).
Выделяются 3 этапа этого процесса: понимание лексического значения слов, входящих в высказывание, анализ синтаксического строения фразы и на ее основе - понимание значения всего высказывания в целом, и, наконец, понимание общей мысли, мотивов и смысла, заложенных в высказывание, то есть подтекста, стоящего за сообщением. Эти этапы разбираются на примере понимания рассказа-басни "Галка и голуби" Л.Н. Толстого.
Обсуждаются условия (или задачи) декодирования сообщения:
Подчеркивается, что анализ подтекста и внутреннего смысла не является чисто вне-языковым процессом и тесно связан с языковым содержанием сообщения.
Далее обсуждается проблема выделения компонентов процесса декодирования сообщения и сложность построения таких моделей декодирования (например, создаваемых в структурной лингвистике). На примере опытов по анализу семантических полей с применением психофизиологических методов регистрации сосудистых или кожно-гальванических компонентов ориентировочного рефлекса (А.Р. Лурия, О.С. Виноградова, Н.А. Эйслер) показано, как по-разному выглядят связи слов у взрослых испытуемых группы условной нормы, умственно отсталых испытуемых, детей, как эти связи зависят от функционального состояния испытуемых. В этой связи критикуются модели понимания речи, не учитывающие эту психологическую специфику построения семантических связей у человека. Упоминается метод регистрации движений глаз как важное психологическое средство изучения процесса понимания текста в зависимости от его сложности и многозначности.
Значительная часть статьи посвящена описанию возможностей клинической нейропсихологии и анализа локальных поражений мозга для изучения психологической структуры декодирования сообщения. А.Р. Лурия кратко освещает основные принципы теории системной динамической локализации ВПФ (многокомпонентное строение ВПФ, связь каждого компонента с определенной зоной мозга, понятие нейропсихологического фактора, принцип двойной диссоциации функций при повреждении той или иной зоны), показывая, как такое понимание мозговых механизмов речи позволяет из анализа ее нарушений при локальных поражениях мозга сделать важные для психолингвистики выводы. Приводятся примеры нарушений понимания речи, возникающих при височных (нарушения фонематического слуха и нестойкость лексических единиц) и нижнетеменных (теменно-височно-затылочных) поражениях (нарушения процессов симультанных синтезов при анализе логико-грамматической структуры высказывания), поражениях медиальных отделов височной области (сужение объема оперативной памяти и повышенная тормозимость следов интерференцией) и передних (лобных) отделов коры (патологическая инертность, а при заинтересованности префронтальных областей - инактивность и/или импульсивность с потерей контроля над стереотипами и непроизвольным уровнем функционирования). Обсуждается также роль глубинных структур в обеспечении процессов избирательности (селективности) психических процессов и поддержания общего психического тонуса. Подчеркивается, что при правополушарных поражениях понимание речи также нарушается - зачастую как раз в звене избирательности, что выглядит как плохо контролируемое резонерство при внешне полностью сохранной речи.
Подробно обсуждаются различные степени нарушения селективности, наиболее сильно проявляющейся в случаях, когда сочетается общемозговая симптоматика и повреждение подкорковых структур с нарушением (первичным или вторичным от указанной) работы лобных долей:
В заключение делается вывод о важности нейролингвистики и знания о нарушениях речи при локальных поражениях мозга для расширения научного знания о процессах декодирования речевого высказывания, которое ранее считалось прерогативой только лингвистики, а теперь нуждается в данных от смежных наук для обогащения понимания механизмов сложных речевых процессов.
Ключевые слова: акустико-гностическая афазия; акустико-мнестическая афазия; афазия; больная А.; больная Бел.; больная Бобр.; больная Вор.; больная Корк.; больная Серш.; больной Авот.; больной Бух.; больной В.; больной Засецкий Л.А. (3712); больной Ив.; больной Корк.; больной Фрейд; больной Чернецов; Виноградова О.С.; височные отделы; восприятие; Выготский Л.С.; движения глаз; диагностика; динамическая афазия; задне-лобные отделы; затылочные отделы; избирательность психических процессов; импрессивная речь; импульсивность; инактивность; инертность; контаминации; корсаковский (амнестический) синдром; кратковременная память; левое полушарие; лимбическая область; лобные отделы; логико-грамматические конструкции; медиальные отделы; медиальные отделы височных долей; Миллер Дж.; нарушения восприятия; нарушения избирательности (селективности); нарушения логико-грамматической структуры речи; нарушения нейродинамики; нарушения памяти; нарушения планирования и контроля; нарушения пространственного и квазипространственного анализа и синтеза; нарушения речи; нарушения слухо-речевой памяти; нейродинамика; нейролингвистика; психолингвистика; нейропсихологическая диагностика; нейропсихология, методы; нейропсихология, общие вопросы; нижне-теменные отделы; общемозговая симптоматика; оперативная память; опухоль; ориентировочный рефлекс; память; подкорковые отделы; правое полушарие; префронтальные отделы коры; процессы планирования и контроля; процессы пространственного и квазипространственного анализа и синтеза (пространственные функции); психофизиология; речь; селективность психических процессов; семантическая афазия; сенсорная афазия; серийная организация движений и действий; системная и динамическая локализация функций; слухо-речевая память; сосудистые поражения; стволовые структуры; теменно-височно-затылочные отделы; теменные отделы; травма; третий желудочек; умственная отсталость/олигофрения; факторный анализ; фонематический анализ; чтение; Эйслер Н.А.; экспериментально-психологические исследования; эфферентная моторная афазия
Тип публикации: статьи
Форма: рукопись
Язык публикации: русский
Статья посвящена анализу процесса решения арифметических задач при поражении лобных долей головного мозга.
Арифметическая задача рассматривается как структурированный интеллектуальный акт: она формулирует основной вопрос, затем субъект должен ориентироваться в условии, сформулировать общую схему решения, которая должна привести к нахождению программы действий; субъект ее реализует посредством совершения операций, а затем наконец должен сличить полученные результаты с изначальными условиями. Для успешного решения задачи требуется, с одной стороны, сохранность описанной выше интеллектуальной деятельности, а с другой - сохранность входящих в ее состав математических кодов. Локальные поражения головного мозга и вызванные ими дефициты позволяют продемонстрировать влияние обоих этих условий. Так, поражение теменно-затылочных регионов левого полушария приводит к нарушению симультанного синтеза и, соответственно, обработки математических кодов, в то время как поражение лобных долей оставляет математические коды сохранными, но нарушает ту последовательность действий, которая требуется для решения задачи.
Разница между этими двумя типами поражения демонстрируется посредством разбора случаев пациентов с локальными поражениями головного мозга.
Ключевые слова: базальные отделы лобных долей; больная Бор.; больной Б.; больной Бог.; больной Бор.; больной Бр.; больной Т.; больной Тар.; больной У.; затылочные отделы; интеллект; конвекситальные отделы лобных долей; левое полушарие; лобные отделы; лобный синдром; медиальные отделы лобных долей; мышление; нарушения мышления; нарушения решения задач; речь; решение задач; счет; теменно-затылочные отделы; теменные отделы; экспериментально-психологические исследования
Тип публикации: статьи
Форма: машинопись
Год, которым датирован документ: 1967
Язык публикации: русский
Статья посвящена проблеме регулирующей функции речи. Сначала в ней рассматривается вопрос развития регулирующей (сигнальной) функции речи в раннем детстве (от 1.5 лет) с привлечением экспериментальных исследований влияния речевой инструкции на действия ребенка. Затем обсуждается важность изучения регулирующей функции речи как специфически человеческого механизма нарушения работы ЦНС с опорой на представления И.П. Павлова о двух сигнальных системах - в частности, делается предположение о том, что нейродинамика (нарушение баланса возбуждения и торможения в ЦНС) как основной физиологический механизм нарушения работы мозга может быть нарушена не в обоих, а только в одной из этих сигнальных систем. Для подтверждения этого приводятся данные об экспериментальном исследовании детей-олигофренов и детей с церебрастеническим синдромом без интеллектуального дефицита. При олигофрении регулирующая функция речи была грубо нарушена, тогда как нейродинамические процессы в звене поддержания общего тонуса и бодрствования и реализации непосредственной психической активности, не требующей речевой регуляции, оставалась интактной. Напротив, дети с церебрастеническим синдромом демонстрировали тяжелые дефициты общей нейродинамики, но сохранность регулирующей роли речи и связанных с этой сигнальной системой нейродинамических механизмов позволяли им компенсировать дефициты на более непосредственном уровне функционирования. Далее приводятся совместные с Л.С. Выготским исследования А.Р. Лурией нарушения регулирующей функции речи при паркинсонизме.
В финале обсуждается особо важная роль лобных долей в реализации регулирующей функции речи, причем ее обсуждение идет в контексте их возможности модулировать и регулировать поступающие от ретикулярной формации активирующие влияния.
Ключевые слова: III блок; I блок; Выготский Л.С.; детская нейропсихология; дефектология; лобные отделы; нарушения нейродинамики; нарушения речи; нейродинамика; нейропсихология, общие вопросы; паркинсонизм; психология, общие вопросы; регулирующая функция речи; речевая инструкция; речь; Тихомиров О.К.; умственная отсталость/олигофрения; Хомская Е.Д.; церебрастенический синдром; экспериментально-психологические исследования
Тип публикации: статьи
Форма: машинопись; рукопись
Язык публикации: русский
Оглавление к лекции
Ключевые слова: II блок; I блок; III блок; Выготский Л.С.; лобные отделы; планирование действий; праксис; программирование действия; программируемое поведение; речь; сознательное действие; управляющие функции; экспериментально-психологические исследования; условная двигательная реакция
Тип публикации: черновики/заметки
Форма: машинопись; рукопись
Год, которым датирован документ: 1969
Язык публикации: английский
В лекции дан обзор теории происхождения и организации сознательного действия, основанной на теории влияния социального окружения на формирование высших психических функций Выготского. Лурия представляет результаты многочисленных эмпирических исследований, посвященных сознательному действию и, в частности, роли лобных долей в различных аспектах этого процесса. Темы, которые освещаются в докладе, - реализация вербально ориентированных программ ребенком, развитие вребального контроля над действиями, функциональная организация мозга (первый, второй и третий блоки), общая регуляция сознательного действия, регуляция бодрствования и осуществление программируемого действия.
Ключевые слова: II блок; I блок; III блок; Выготский Л.С.; лобные отделы; планирование действий; праксис; программирование действия; программируемое поведение; речь; сознательное действие; управляющие функции; экспериментально-психологические исследования; условная двигательная реакция
Тип публикации: доклады/тезисы
Форма: машинопись
Год, которым датирован документ: 1969
Язык публикации: английский
В лекции дан обзор теории происхождения и организации сознательного действия, основанной на теории влияния социального окружения на формирование высших психических функций Выготского. Лурия представляет результаты многочисленных эмпирических исследований, посвященных сознательному действию и, в частности, роли лобных долей в различных аспектах этого процесса. Темы, которые освещаются в докладе, - реализация вербально ориентированных программ ребенком, развитие вребального контроля над действиями, функциональная организация мозга (первый, второй и третий блоки), общая регуляция сознательного действия, регуляция бодрствования и осуществление программируемого действия.
Ключевые слова: II блок; I блок; III блок; Выготский Л.С.; лобные отделы; планирование действий; праксис; программирование действия; программируемое поведение; речь; сознательное действие; управляющие функции; экспериментально-психологические исследования; условная двигательная реакция
Тип публикации: доклады/тезисы
Форма: машинопись
Год, которым датирован документ: 1969
Язык публикации: английский
В папке содержатся варианты главы для руководства по судебной психологии авторства А.Р. Лурии (1 рукописный и в соседней подпапке – 1 машинописный). В работе описывается применение сопряженной моторной методики (как расширенного варианта ассоциативного эксперимента) для объективного исследования аффективных следов преступления и диагностики причастности к преступлению, приводятся конкретные примеры проведения диагностики подозреваемых в совершении противоправных действий.
Ключевые слова: ассоциативный эксперимент; аффект; сопряженная моторная методика; судебная психология; экспериментально-психологические исследования; эмоции
Тип публикации: книги/глава книги
Форма: машинопись
Год, которым датирован документ: 1969
Язык публикации: русский
Ключевые слова: близнецовый метод; близнецы Холм.; задержка речевого развития; игра; интеллект; конструктивная деятельность; онтогенез; речь; экспериментально-психологические исследования
Тип публикации: статьи
Форма: машинопись
Год, которым датирован документ: 1948
Язык публикации: русский
Ключевые слова: память; экспериментально-психологические исследования
Тип публикации: другое
Форма: рукопись
Язык публикации: русский
Ключевые слова: семантические системы; экспериментально-психологические исследования
Тип публикации: другое
Форма: машинопись
Язык публикации: английский
Ключевые слова: экспериментально-психологические исследования
Тип публикации: другое
Форма: рукопись
Язык публикации: русский
Ключевые слова: семантические системы; экспериментально-психологические исследования
Тип публикации: другое
Форма: машинопись
Язык публикации: русский
Ключевые слова: память; семантические системы; экспериментально-психологические исследования
Тип публикации: другое
Форма: машинопись
Язык публикации: русский
Ключевые слова: память; семантические системы; экспериментально-психологические исследования
Тип публикации: другое
Форма: машинопись
Язык публикации: русский
Ключевые слова: онтогенез; семантические системы; экспериментально-психологические исследования
Тип публикации: другое
Форма: рукопись
Язык публикации: русский
Ключевые слова: семантические системы; экспериментально-психологические исследования
Тип публикации: другое
Форма: машинопись
Язык публикации: русский
Ключевые слова: семантические системы; экспериментально-психологические исследования
Тип публикации: другое
Форма: машинопись
Язык публикации: русский
Репринт статьи о запоминании предложений.
Ключевые слова: импрессивная речь; память; экспериментально-психологические исследования
Тип публикации: статьи
Форма: репринт
Год, которым датирован документ: 1975
Язык публикации: английский
Репринт статьи об обработке предложений.
Ключевые слова: импрессивная речь; экспериментально-психологические исследования
Тип публикации: статьи
Форма: репринт
Год, которым датирован документ: 1977
Язык публикации: английский
Ключевые слова: память; экспериментально-психологические исследования
Тип публикации: другое
Форма: рукопись
Язык публикации: русский
Ключевые слова: близнецовый метод; внимание; восприятие; конструктивная деятельность; конструктивная игра; Монтессори М.; педагогика; процессы пространственного и квазипространственного анализа и синтеза (пространственные функции); развивающая игра; экспериментально-психологические исследования
Тип публикации: статьи
Форма: машинопись
Язык публикации: русский
Ключевые слова: агнозия; активность; базальные отделы; базальные отделы лобных долей; Бианки В.Л.; больная Сапрык. (4318); больной Након. (3360); больной Сарат. (3878); больной Фесенко (4304); восприятие; Вундт В.; движения глаз; дезавтоматизация; Джеймс У.; зрительный нерв; инертность; левое полушарие; лобные отделы; нарушения восприятия; нарушения планирования и контроля; опухоль; отражение; Пик А.; полюс лобной доли; процессы планирования и контроля; экспериментально-психологические исследования
Тип публикации: книги/глава книги
Форма: машинопись
Год, которым датирован документ: 1939
Язык публикации: русский
Ключевые слова: акустико-мнестическая афазия; афазия; больной К. (37690); больной Бл. (37637); височные отделы; левое полушарие; диагностика; память; след памяти; теменно-височные отделы; экспериментально-психологические исследования; условный рефлекс
Тип публикации: статьи
Форма: машинопись
Язык публикации: русский
Ключевые слова: афазия; больной Бл. (37637); височные отделы; больной К. (37690); диагностика; акустико-мнестическая афазия; левое полушарие; память; след памяти; условный рефлекс; теменно-височные отделы; экспериментально-психологические исследования
Тип публикации: статьи
Форма: машинопись
Год, которым датирован документ: 1964
Год 2: 1965
Язык публикации: русский
Ключевые слова: акустико-мнестическая афазия; афазия; больной Бл. (37637); больной К. (37690); височные отделы; диагностика; левое полушарие; память; след памяти; теменно-височные отделы; условный рефлекс; экспериментально-психологические исследования
Тип публикации: статьи
Форма: рукопись
Год, которым датирован документ: 1964
Язык публикации: русский
Ключевые слова: память; экспериментально-психологические исследования
Тип публикации: другое
Форма: машинопись
Язык публикации: русский
Ключевые слова: память; экспериментально-психологические исследования
Тип публикации: другое
Форма: машинопись
Язык публикации: русский
Ключевые слова: память; экспериментально-психологические исследования
Тип публикации: статьи
Форма: машинопись
Язык публикации: английский
Ключевые слова: память; экспериментально-психологические исследования
Тип публикации: другое
Форма: рукопись
Язык публикации: русский
Ключевые слова: память; экспериментально-психологические исследования
Тип публикации: другое
Форма: машинопись
Язык публикации: русский
Ключевые слова: память; экспериментально-психологические исследования
Тип публикации: другое
Форма: машинопись
Язык публикации: русский
Репринт статьи о процессе визуального поиска.
Ключевые слова: внимание; экспериментально-психологические исследования
Тип публикации: репринты/оттиски
Форма: репринт
Язык публикации: английский
Ключевые слова: память; экспериментально-психологические исследования
Тип публикации: другое
Форма: рукопись
Язык публикации: русский
Ключевые слова: мнемотехники; память; экспериментально-психологические исследования
Тип публикации: другое
Форма: машинопись
Год, которым датирован документ: 1973
Год 2: 1974
Язык публикации: русский
Ключевые слова: больная Б.; больная Ч.; больной Б.; больной К.; больной Корк.; височные отделы; гипофиз; глубинные структуры мозга; задние отделы; левое полушарие; лобные отделы; нарушения памяти; опухоль; память; теменно-затылочные отделы; экспериментально-психологические исследования
Тип публикации: доклады/тезисы
Форма: машинопись
Язык публикации: русский
Ключевые слова: больной Сев.; височные отделы; гипофиз; затылочные отделы; левое полушарие; лобные отделы; нарушения памяти; опухоль; память; стволовые структуры; теменно-височно-затылочные отделы; теменные отделы; травма; экспериментально-психологические исследования
Тип публикации: доклады/тезисы
Форма: машинопись
Язык публикации: русский
Ключевые слова: аневризма; височные отделы; гипофиз; доминантное полушарие; лимбическая область; лобные отделы; модально-неспецифические нарушения памяти; медиальные отделы лобных долей; модально-специфические нарушения памяти; нарушения памяти; опухоль; память; стволовые структуры; теменно-височно-затылочные отделы; травма; экспериментально-психологические исследования
Тип публикации: статьи
Форма: машинопись
Язык публикации: русский
Ключевые слова: аневризма; височные отделы; гипофиз; доминантное полушарие; лимбическая область; лобные отделы; медиальные отделы лобных долей; модально-неспецифические нарушения памяти; модально-специфические нарушения памяти; опухоль; нарушения памяти; память; стволовые структуры; теменно-височно-затылочные отделы; экспериментально-психологические исследования; травма
Тип публикации: статьи
Форма: машинопись
Язык публикации: русский
Ключевые слова: аневризма; височные отделы; гипофиз; доминантное полушарие; лимбическая область; лобные отделы; медиальные отделы лобных долей; модально-неспецифические нарушения памяти; модально-специфические нарушения памяти; нарушения памяти; опухоль; память; стволовые структуры; теменно-височно-затылочные отделы; травма; экспериментально-психологические исследования
Тип публикации: статьи
Форма: рукопись
Язык публикации: русский
Ключевые слова: астенический синдром; гипоталамус; глубинные структуры мозга; диэнцефальные структуры; лимбическая область; модально-неспецифические нарушения памяти; нарушения памяти; опухоль; память; стволовые структуры; экспериментально-психологические исследования
Тип публикации: другое
Форма: машинопись
Год, которым датирован документ: 1972
Язык публикации: русский
Ключевые слова: гипоталамус; глубинные структуры мозга; диэнцефальные структуры; лимбическая область; модально-неспецифические нарушения памяти; нарушения памяти; опухоль; память; стволовые структуры; экспериментально-психологические исследования
Тип публикации: доклады/тезисы
Форма: рукопись
Год, которым датирован документ: 1971
Язык публикации: русский
Ключевые слова: амнезия; аневризма; больная Лоб. (43590); больная Лубоц. (43376); больная Малют.; больной Баш.(40073); больной Бобр. (45868); больной Гершк. (42812); больной Глик. (45947); больной Горш. (45812); больной Грот. (42757); больной Грузд. (39615); больной Климк. (39667); больной Малют. (44269); больной Мил. (43051); больной Миш. (42757); больной Черноб. (43722); больной Чурс. (42425); больной Эд. Ив. (42113); диагностика; лимбическая область; лобные отделы; медиальные отделы лобных долей; нейропсихологическая диагностика; память; синдром Корсакова; сосудистые поражения; экспериментально-психологические исследования
Тип публикации: книги/глава книги
Форма: машинопись
Год, которым датирован документ: 1968
Язык публикации: русский
Ключевые слова: больная Рак.; диагностика; диэнцефальные структуры; избирательность психических процессов; Конорский; корково-подкорковое взаимодействие; корсаковский (амнестический) синдром; критичность; мышление; нарушения избирательности (селективности); нарушения критики; нарушения ориентировки в пространстве и времени; нарушения памяти; нарушения поведения; нарушения сознания; опосредованное (опосредствованное) запоминание; ориентировка в пространстве, времени, личности; память; подкорковые отделы; регуляция поведения; ретроактивное торможение; сознание; Узнадзе Д.Н.; фиксированная установка; экспериментально-психологические исследования
Тип публикации: статьи
Форма: рукопись
Год, которым датирован документ: 1967
Язык публикации: русский
В статье предложен статистический метод психодиагностики на основе теории распознавания образов, и описан начальный этап его создания. Процедура диагностики при таком подходе состоит в разработке "дискриминативных шкал" по принципу "норма-патология". В качестве списка признаков для дискриминатора предлагается использовать вопросы MMPI; обучающая выборка - большие группы здоровых испытуемых и больных с различными психиатрическими диагнозами. На основании этих данных выбираются наиболее информативные вопросы и вычисляется диагностический алгоритм. Полученные правила проверяются на контрольной выборке. Описываемая процедура существенно повышает точность диагностики: так, для шкалы параноидной шизофрении точность диагностики составила 98% (по сравнению с 60% классического варианта MMPI).
Ключевые слова: математические методы; нейропсихология, методы; нейропсихология, общие вопросы; экспериментально-психологические исследования
Тип публикации: статьи
Форма: машинопись
Год, которым датирован документ: 1973
Язык публикации: русский
Ключевые слова: Бергсон А.; бихевиоризм; воображение; восприятие; Вундт В.; Выготский Л.С.; гештальт-психология; Дарвин Ч.; Дюркгейм Э.; история психологии; кросс-культурные исследования; культурно-исторический подход; Леви-Брюль Л.; Леви-Стросс К.; лингвистическая относительность; мышление; психология народов; психология, общие вопросы; самосознание; Спенсер Г.; Сэпир Э.; Уорф Б.; французская социологическая школа; Чемберлен Х.Ст.; экспериментально-психологические исследования
Тип публикации: книги/глава книги
Форма: машинопись
Год, которым датирован документ: 1972
Язык публикации: русский
Ключевые слова: близнецовый метод; близнецы Холм.; задержка речевого развития; игра; интеллект; конструктивная деятельность; онтогенез; речь; экспериментально-психологические исследования
Тип публикации: книги/глава книги
Форма: машинопись
Год, которым датирован документ: 1936
Язык публикации: русский
Ключевые слова: акустико-гностическая афазия; акустико-мнестическая афазия; афазия; больная А.; больная Бел.; больная Бобр.; больная Вор.; больная Корк.; больная Серш.; больной Авот.; больной Бух.; больной В.; больной Засецкий Л.А. (3712); больной Ив.; больной Корк.; больной Фрейд; больной Чернецов; Виноградова О.С.; височные отделы; восприятие; Выготский Л.С.; движения глаз; диагностика; динамическая афазия; задне-лобные отделы; затылочные отделы; избирательность психических процессов; импрессивная речь; импульсивность; инактивность; инертность; контаминации; корсаковский (амнестический) синдром; кратковременная память; левое полушарие; лимбическая область; лобные отделы; логико-грамматические конструкции; медиальные отделы; медиальные отделы височных долей; Миллер Дж.; нарушения восприятия; нарушения избирательности (селективности); нарушения логико-грамматической структуры речи; нарушения нейродинамики; нарушения памяти; нарушения планирования и контроля; нарушения пространственного и квазипространственного анализа и синтеза; нарушения речи; нарушения серийной организации речи; нарушения слухо-речевой памяти; нейродинамика; нейролингвистика; психолингвистика; нейропсихологическая диагностика; нейропсихология, методы; нейропсихология, общие вопросы; нижне-теменные отделы; общемозговая симптоматика; оперативная память; опухоль; ориентировочный рефлекс; память; подкорковые отделы; правое полушарие; процессы планирования и контроля; процессы пространственного и квазипространственного анализа и синтеза (пространственные функции); психофизиология; речь; селективность психических процессов; семантическая афазия; сенсорная афазия; серийная организация движений и действий; системная и динамическая локализация функций; слухо-речевая память; сосудистые поражения; стволовые структуры; теменно-височно-затылочные отделы; теменные отделы; травма; третий желудочек; умственная отсталость/олигофрения; факторный анализ; фонематический анализ; чтение; Эйслер Н.А.; экспериментально-психологические исследования; эфферентная моторная афазия
Тип публикации: статьи
Форма: машинопись
Год, которым датирован документ: 1971
Язык публикации: русский
Ключевые слова: амнестическая афазия; больная Б.; больная Л. (35864); больной Бог. (34733); больной Буб. (34965); больной Урб. (35673); височные отделы; затылочные отделы; инсульт; левое полушарие; лобно-височные отделы; лобные отделы; лобный синдром; логико-грамматические конструкции; нарушения логико-грамматической структуры речи; опухоль; правое полушарие; семантическая афазия; теменно-затылочные отделы; теменные отделы; экспериментально-психологические исследования
Тип публикации: доклады/тезисы
Форма: машинопись
Язык публикации: русский
Ключевые слова: III блок; II блок; I блок; височные отделы; внимание; восстановительное обучение; реабилитация; вторичные зоны коры; затылочные отделы; левое полушарие; лобные отделы; обучение; ошибковедение; память; педагогика; первичные зоны коры; понимание текста; решение задач; счет; теменно-затылочные отделы; теменные отделы; третичные зоны коры; управляющие функции; экспериментально-психологические исследования
Тип публикации: статьи
Форма: машинопись
Язык публикации: русский
Ключевые слова: восприятие; зрительное восприятие; нейрофизиология; сосудистые поражения; экспериментально-психологические исследования; ЭЭГ
Тип публикации: доклады/тезисы
Форма: машинопись
Язык публикации: русский
Ключевые слова: восприятие; зрительное восприятие; нейрофизиология; сосудистые поражения; экспериментально-психологические исследования; ЭЭГ
Тип публикации: доклады/тезисы
Форма: машинопись
Язык публикации: русский
Ключевые слова: афазия; диагностика; моторная афазия; мышление; речь; сенсорная афазия; экспериментально-психологические исследования
Тип публикации: доклады/тезисы
Форма: репринт
Язык публикации: английский
Ключевые слова: восприятие; зрительное восприятие; нейрофизиология; сосудистые поражения; экспериментально-психологические исследования; ЭЭГ
Тип публикации: доклады/тезисы
Форма: машинопись
Язык публикации: английский
Ключевые слова: мышление; речь; решение задач; экспериментально-психологические исследования
Тип публикации: черновики/заметки
Форма: рукопись
Год, которым датирован документ: 1967
Язык публикации: русский
Ключевые слова: инертность; лобные отделы; нейродинамика речи; онтогенез; произвольное действие; регулирующая функция речи; церебрастенический синдром; экспериментально-психологические исследования
Тип публикации: статьи
Форма: машинопись
Год, которым датирован документ: 1967
Язык публикации: русский
Ключевые слова: височные отделы; инертность; лобные отделы; нарушения нейродинамики; нарушения речи; нейродинамика; онтогенез; паркинсонизм; подкорковые отделы; премоторная область; регулирующая функция речи; речь; теменно-височные отделы; теменные отделы; умственная отсталость/олигофрения; церебрастенический синдром; экспериментально-психологические исследования
Тип публикации: статьи
Форма: машинопись
Год, которым датирован документ: 1959
Язык публикации: русский
Ключевые слова: III блок; I блок; Выготский Л.С.; детская нейропсихология; дефектология; лобные отделы; нарушения нейродинамики; нарушения речи; нейродинамика; нейропсихология, общие вопросы; паркинсонизм; психология, общие вопросы; регулирующая функция речи; речевая инструкция; речь; Тихомиров О.К.; умственная отсталость/олигофрения; Хомская Е.Д.; церебрастенический синдром; экспериментально-психологические исследования
Тип публикации: черновики/заметки
Форма: машинопись
Язык публикации: русский
Ключевые слова: дефектология; нейропсихология, методы; нейрофизиология; ориентировочный рефлекс; структура смыслового поля; умственная отсталость/олигофрения; условная двигательная реакция; экспериментально-психологические исследования
Тип публикации: черновики/заметки
Форма: рукопись
Язык публикации: русский
Автобиографический очерк описывает основные этапы работы А.Р.Лурия. Интересующие его темы и связанные с ними основные публикации структурированы хронологически и логически.
Ключевые слова: II блок; III блок; Выготский Л.С.; лобные отделы; планирование действий; праксис; программируемое поведение; речь; сознательное действие; управляющие функции; условная двигательная реакция; программирование действия; экспериментально-психологические исследования; автобиографическое; афазия; близнецовый метод; восстановительное обучение; реабилитация; детская нейропсихология; история нейропсихологии; культурно-исторический подход; лобный синдром; мышление; нейролингвистика; психолингвистика; нейропсихология, методы; нейропсихология, общие вопросы; онтогенез; память; сознание; факторный анализ
Тип публикации: статьи
Форма: машинопись
Год, которым датирован документ: 1972
Язык публикации: русский
В папке содержатся варианты главы для руководства по судебной психологии авторства А.Р. Лурии (1 рукописный и в соседней подпапке – 1 машинописный). В работе описывается применение сопряженной моторной методики (как расширенного варианта ассоциативного эксперимента) для объективного исследования аффективных следов преступления и диагностики причастности к преступлению, приводятся конкретные примеры проведения диагностики подозреваемых в совершении противоправных действий.
Ключевые слова: ассоциативный эксперимент; аффект; сопряженная моторная методика; судебная психология; экспериментально-психологические исследования; эмоции
Тип публикации: книги/глава книги
Форма: машинопись; рукопись
Год, которым датирован документ: 1969
Язык публикации: русский
Ключевые слова: восстановительное обучение; реабилитация; детская нейропсихология; нейролингвистика; психолингвистика; речь; экспериментально-психологические исследования
Тип публикации: другое
Форма: машинопись
Год, которым датирован документ: 1970
Язык публикации: английский
Статья представляет собой описание экспериментального метода проверки состояния тонуса мозговой коры, основанного на измерении рефлекторной реакции на словесные стимулы.
В основе эксперимента лежит предпосылка, что при нормальном тонусе коры сильные раздражители вызывают сильные реакции, слабые раздражители - слабые реакции, а реакции тормозного типа блокируют мозговую активность ("закон силы" И.Павлова). При изменении уровня бодровтсовования либо при патологическом снижении тонуса коры эта связь между стимулом и мозговой реакцией нарушается. В эксперименте при помощи метода плетизмографии измерялась сила ориентировочного рефлекса при предъявлении ключевого слова, а также слов, семантически связанных, фонологически связанных и нейтральных слов. Согласно ожиданиям, у здоровых испытуемых семантически связанные слова вызывали ориентировочный рефлекс, в то время как реакции на фонологически связанные и нейтральные слова не возникало. В то же время, у испытуемых с патологически сниженным тонусом коры (детей с различной степенью умственной отсталости) фонологически связанные слова также вызывали ориентировочный рефлекс, а реакция на семантически связанные слова могла отсутствовать. Подобное изменение реакций также наблюдалось у одного и того же испытуемого в зависимости от уровня истощения.
Таким образом, эксперимент показал, как снижение избирательности реакции на вербальные стимулы может служить индикатором состояния тонуса мозговой коры.
Ключевые слова: активация; избирательность психических процессов; "закон силы"; избирательность речи; медиальные отделы; нарушения избирательности (селективности); нейрофизиология; речь; ориентировочный рефлекс; Павлов И.П.; плетизмография; сознание; стволовые структуры; структура смыслового поля; умственная отсталость/олигофрения; уровни бодрствования; условная двигательная реакция; экспериментально-психологические исследования
Тип публикации: статьи
Форма: рукопись
Год, которым датирован документ: 1971
Язык публикации: русский
Статья представляет собой описание экспериментального метода проверки состояния тонуса мозговой коры, основанного на измерении рефлекторной реакции на словесные стимулы.
В основе эксперимента лежит предпосылка, что при нормальном тонусе коры сильные раздражители вызывают сильные реакции, слабые раздражители - слабые реакции, а реакции тормозного типа блокируют мозговую активность ("закон силы" И.Павлова). При изменении уровня бодровтсовования либо при патологическом снижении тонуса коры эта связь между стимулом и мозговой реакцией нарушается. В эксперименте при помощи метода плетизмографии измерялась сила ориентировочного рефлекса при предъявлении ключевого слова, а также слов, семантически связанных, фонологически связанных и нейтральных слов. Согласно ожиданиям, у здоровых испытуемых семантически связанные слова вызывали ориентировочный рефлекс, в то время как реакции на фонологически связанные и нейтральные слова не возникало. В то же время, у испытуемых с патологически сниженным тонусом коры (детей с различной степенью умственной отсталости) фонологически связанные слова также вызывали ориентировочный рефлекс, а реакция на семантически связанные слова могла отсутствовать. Подобное изменение реакций также наблюдалось у одного и того же испытуемого в зависимости от уровня истощения.
Таким образом, эксперимент показал, как снижение избирательности реакции на вербальные стимулы может служить индикатором состояния тонуса мозговой коры.
Ключевые слова: активация; избирательность психических процессов; избирательность речи; медиальные отделы; нарушения избирательности (селективности); нейрофизиология; ориентировочный рефлекс; "закон силы"; плетизмография; речь; сознание; стволовые структуры; Павлов И.П.; структура смыслового поля; умственная отсталость/олигофрения; уровни бодрствования; условная двигательная реакция; экспериментально-психологические исследования
Тип публикации: статьи
Форма: машинопись
Год, которым датирован документ: 1971
Язык публикации: русский
Статья представляет собой описание экспериментального метода проверки состояния тонуса мозговой коры, основанного на измерении рефлекторной реакции на словесные стимулы.
В основе эксперимента лежит предпосылка, что при нормальном тонусе коры сильные раздражители вызывают сильные реакции, слабые раздражители - слабые реакции, а реакции тормозного типа блокируют мозговую активность ("закон силы" И.Павлова). При изменении уровня бодровтсовования либо при патологическом снижении тонуса коры эта связь между стимулом и мозговой реакцией нарушается. В эксперименте при помощи метода плетизмографии измерялась сила ориентировочного рефлекса при предъявлении ключевого слова, а также слов, семантически связанных, фонологически связанных и нейтральных слов. Согласно ожиданиям, у здоровых испытуемых семантически связанные слова вызывали ориентировочный рефлекс, в то время как реакции на фонологически связанные и нейтральные слова не возникало. В то же время, у испытуемых с патологически сниженным тонусом коры (детей с различной степенью умственной отсталости) фонологически связанные слова также вызывали ориентировочный рефлекс, а реакция на семантически связанные слова могла отсутствовать. Подобное изменение реакций также наблюдалось у одного и того же испытуемого в зависимости от уровня истощения.
Таким образом, эксперимент показал, как снижение избирательности реакции на вербальные стимулы может служить индикатором состояния тонуса мозговой коры.
Ключевые слова: активация; избирательность психических процессов; избирательность речи; медиальные отделы; нарушения избирательности (селективности); нейрофизиология; "закон силы"; ориентировочный рефлекс; Павлов И.П.; плетизмография; сознание; стволовые структуры; речь; структура смыслового поля; умственная отсталость/олигофрения; уровни бодрствования; условная двигательная реакция; экспериментально-психологические исследования
Тип публикации: статьи
Форма: рукопись
Язык публикации: английский