Совместная статья А.Р. Лурии и его ученицы проффесора Л.С. Цветковой посвящена нейропсихологическому подходу к проблемам освоения школьных навыков – письма, чтения, понимания текста, решения задач.
В ней кратко освещаются основные варианты трудностей обучения, связанные с дефицитом тех или иных мозговых механизмов ВПФ (функций I, II и III блоков мозга) и обсуждаются возможные приемы помощи с учетом, наработанные в технологии восстановительного обучения. В статье описываются конкретные технологии коррекции учебных трудностей при слабости слухоречевого, кинестетического и зрительного восприятия, слабости зрительно-пространственных представлений, нарушений нейродинамических компонентов ВПФ и процессов серийной организации, программирования и контроля.
Ключевые слова: восстановительное обучение; реабилитация; детская нейропсихология; дефектология; письмо; решение задач; трудности обучения; чтение
Тип публикации: статьи
Форма: рукопись
Год, которым датирован документ: 1974
Язык публикации: русский
Совместная статья А.Р. Лурии и его ученицы проффесора Л.С. Цветковой посвящена нейропсихологическому подходу к проблемам освоения школьных навыков – письма, чтения, понимания текста, решения задач.
В ней кратко освещаются основные варианты трудностей обучения, связанные с дефицитом тех или иных мозговых механизмов ВПФ (функций I, II и III блоков мозга) и обсуждаются возможные приемы помощи с учетом, наработанные в технологии восстановительного обучения. В статье описываются конкретные технологии коррекции учебных трудностей при слабости слухоречевого, кинестетического и зрительного восприятия, слабости зрительно-пространственных представлений, нарушений нейродинамических компонентов ВПФ и процессов серийной организации, программирования и контроля.
Ключевые слова: восстановительное обучение; реабилитация; детская нейропсихология; дефектология; письмо; решение задач; трудности обучения; чтение
Тип публикации: статьи
Форма: машинопись
Год, которым датирован документ: 1974
Язык публикации: русский
Подраздел более крупного текста по решению задач посвящен разбору нарушений решения арифметических задач при задне-лобной локализации поражения. Больные с данной локализацией отличаются инактивностью, связанной с дезавтоматизацей высших корковых функций, и патологической инертностью раз возникших стереотипов. Подробно разбираются результаты диагностики больного Бог. (52 года, почвовед) с опухолью (олигодендроглиомой) в парасагиттальных отделах левой задне-лобной области. Поведение больного сохраняло целенаправленность, избирательность, но в решении задач сильно проявлялись инактивность и инертность - при анализе вопроса задачи, его решении и осознаниипроделанных действий. Возможность преодоления раз возникших инертных стереотипов, особенно при введении внешней помощи, указывает, по мнению авторов, на то, что у больных данной группы страдает в первую очередь динамика интеллектуальных процессов при сохранности системы исходных намерений (программ деятельности).
Ключевые слова: инактивность; инертность; опухоль; больной Бог. (27715); задне-лобные отделы; лобные отделы; мышление; нарушения мышления; нейропсихологическая диагностика; решение задач
Тип публикации: книги/глава книги
Форма: машинопись
Год, которым датирован документ: 1965
Язык публикации: русский
Подраздел более крупного текста по решению задач посвящен разбору нарушений решения арифметических задач при лобно-базальной локализации поражения. Больные с данной локализацией отличаются нарушениями поведения по типу расторможенности, импульсивности, аффективных вспышек, нарушений контроля поведения при относительно сохранных интеллектуальных процессах, однако в мышлении у этих пациентов заметно страдает этап ориентировки, решение может носить фрагментарный или стереотипный характер. Подробно разбираются результаты диагностики больной Борониной (42 года, педагог) с внутримозговой опухолью (олигодендроглиомой) левой лобной области, уходящей в передний рог бокового желудочка до полюса левой лобной доли, а также затрагивающей височные отделы. Первое обследование выявляет у больной относительно негрубые нарушения ориентировки, соскальзывания на импульсивные или фрагментарные решения, которые можно компенсировать введением организующей помощи. Обследование через 8 месяцев после повторной госпитализации вследствие ухудшения состояния выявляет уже явления инактивности, патологической инертности (в сочетании с явлениями динамической афазии), выраженные проблемы удержания программы, однако даже их во многом удавалось компенсировать путем введения внешних опор.
Ключевые слова: базальные отделы лобных долей; нарушения мышления; нейропсихологическая диагностика; решение задач; боковые желудочки; больная Боронина (35070); височные отделы; динамическая афазия; желудочки мозга; импульсивность; инактивность; инертность; нарушения планирования и контроля; нарушения поведения; нарушения произвольной регуляции; опухоль; произвольная регуляция; процессы планирования и контроля; фрагментарность
Тип публикации: книги/глава книги
Форма: машинопись
Год, которым датирован документ: 1965
Язык публикации: русский
Совместная работа А.Р. Лурии и Л.С. Цветковой посвящена проблеме решения задач при поражении лобных отделов мозга. Вероятно, она представлена в архиве несколькими документами (см. ниже).
Данный фрагмент этой работы является вводным. В нем описаны основные этапы решения задачи (соответствующие строению любой целенаправленной человеческой деятельности) - ориентировка в условии на основе выделенной цели или вопроса, построение схемы / плана действия и его реализация в последовательности операций, носящих избирательный характер, сличение полученных результатов с исходными данными задачи.
Обсуждается специфика нарушения решения задач при поражении лобных отделов - если при поражениях задних отделов наблюдаются трудности выполнения отдельных операций (симультанных синтезов, запоминания материала, использования речи и т.п.), то при передних повреждениях нарушается целенаправленность и произвольная регуляция интеллектуальной деятельности. Целью данной работы, которая также формулируется в данном фрагменте изучение специфики нарушения решения задач при различных вариантах лобных поражений - задне-лобном, лобно-базальном и префронтальном (в отрывке есть краткий обзор нарушений, традиционно связыаемых с каждой из выделенных областей). Далее обосновывается метод решения арифметических задач как удачная модель исследования мышления и интеллектуального акта, протекающая по описанным выше этапам. Обсуждаются варианты задач - простые, требующие только уяснения условия, конфликтные (например, где порядок действий расходится с порядком предъявления данных в условии), составные (требующие реализации сложной последовательности действий), задачи, требующие составления систем уравнений, задачи с операциями, включающими в себя инвертированный (обратный) ход действия, и т.п. Авторы подробно останавливаются на важности детальной фиксации каждого этапа решения задачи испытуемыми - повторения условия, выделения вопроса, формирования ориентировочной основы действия, составления плана решения и его реализации, контроля своей работы с коррекцией ошибок. В конце обсуждается важность активного участия экспериментатора в работе испытуемого через введение помощи и даже целенаправленного обучения больного. В этом контексте кратко освещаются основные принципы программированного восстановительного обучения как метода восстановления мышления, позволяющего также исследовать его структуру. Возможно, помимо очевидной связи со своими обозначенными в данном тексте подразделами, работа связана также и с близкими по содержанию исследованиями нарушения задач при поражении лобных отделов.
Ключевые слова: базальные отделы лобных долей; восстановительное обучение; реабилитация; задне-лобные отделы; лобные отделы; лобный синдром; медиальные отделы лобных долей; мышление; нарушения мышления; нарушения решения задач; нейропсихологическая диагностика; префронтальные отделы коры; программированное обучение; решение задач
Тип публикации: книги/глава книги
Форма: машинопись
Год, которым датирован документ: 1965
Язык публикации: русский
Статья посвящена анализу дефицита произвольной регуляции деятельности в аспекте нарушения регулирующей функции речи.
В кратком введении описывается онтогенез регулирующего влияния речи на движения и действия в 2,5-3,5 года и его нарушение при олигофрении, а также ставится проблема нарушения регулирующего влияния речи при поражении лобных отделов мозга. Далее приводятся результаты экспериментального нейропсихологического исследования двух больных с доброкачественными опухолями лобных отделов. В первом случае пораженным оказывается левое полушарие, во втором процесс протекает двусторонне и приводит к более выраженным дефицитам. У пациентов исследуется влияние регулирующей функции речи на произвольные движения, если точнее – на воспроизведение серии ритмических структур. Показано, что более массивные лобные поражения приводили к распаду регулирующей функции речи, тогда как менее распространенный очаг повреждения в левой лобной области сохранял частичную возможность пациентки регулировать за счет речи свои действия, преодолевая тем самым нарушения произвольной регуляции деятельности.
Ключевые слова: лобные отделы; лобный синдром; нарушения планирования и контроля; нарушения произвольной регуляции; нейропсихологическая диагностика; опухоль; праксис; произвольная регуляция; процессы планирования и контроля; речь
Тип публикации: статьи
Форма: машинопись
Год, которым датирован документ: 1963
Язык публикации: русский
Статья на тему интеллектуальных нарушений при поражениях мозга различной локализации. Отдельно характеризуются последствия для интеллектуальных функций теменно-затылочных и премоторных поражений; основной текст статьи посвящен последним. Рассмотрено несколько клинических случаев. Статья содержит пометы внутри текста и на полях.
В конце документа указан период - 1948-1962 годы.
Ключевые слова: агнозия; больной Бред. (21178, 32576); больной Кол. (28798); больной Мас. (28567); восприятие; затылочные отделы; интеллект; левое полушарие; лобные отделы; мышление; нарушения восприятия; нарушения интеллекта; нарушения понимания логико-грамматических конструкций; нарушения решения задач; премоторная область; решение задач; симультанагнозия; теменно-затылочные отделы; теменные отделы
Тип публикации: статьи
Форма: рукопись
Год, которым датирован документ: 1960
Язык публикации: русский
Статья посвящена анализу дефицита произвольной регуляции деятельности в аспекте нарушения регулирующей функции речи. В кратком введении описывается онтогенез регулирующего влияния речи на движения и действия в 2,5-3,5 года и его нарушение при олигофрении, а также ставится проблема нарушения регулирующего влияния речи при поражении лобных отделов мозга. Далее приводятся результаты экспериментального нейропсихологического исследования двух больных с доброкачественными опухолями лобных отделов. В первом случае пораженным оказывается левое полушарие, во втором процесс протекает двусторонне и приводит к более выраженным дефицитам. У пациентов исследуется влияние регулирующей функции речи на произвольные движения, если точнее – на воспроизведение серии ритмических структур. Показано, что более массивные лобные поражения приводили к распаду регулирующей функции речи, тогда как менее распространенный очаг повреждения в левой лобной области сохранял частичную возможность пациентки регулировать за счет речи свои действия, преодолевая тем самым нарушения произвольной регуляции деятельности.
Ключевые слова: лобные отделы; лобный синдром; нарушения планирования и контроля; нарушения произвольной регуляции; нейропсихологическая диагностика; опухоль; праксис; произвольная регуляция; процессы планирования и контроля; речь
Тип публикации: статьи
Форма: машинопись
Год, которым датирован документ: 1963
Язык публикации: русский
Статья посвящена поражениям глубинных (медиальных) отделов лобных долей, при которых на первый план выступают нарушения ориентировки в пространстве и времени и нарушения избирательности психических процессов без выраженных нарушений гнозиса, праксиса и речи. Как подчеркивают авторы, чаще всего повреждение этих отделов сочетается с выраженной общемозговой симптоматикой (связанной с повышением давления и интоксикацией), что затрудняет обсуждение того, насколько именно медиальные лобные отделы связаны с данными нарушениями. В этой связи особенный интерес представляют наблюдения за больными без такой общемозговой симптоматики, но с поражениями в медиальных лобных отделах. В статье описаны результаты нейропсихологического обследования пациента Вас., 64 лет, с высоким преморбидным уровнем образования. Пациент при сохранности гностических операций, движений, большинства компонентов речевой системы демонстрировал грубые нарушения ориентировки в месте и времени, нарушения селективности при усвоении последовательностей (движений, рисунков) при запоминании на слух материала (слов, фраз, текстов), при показе рисунков по их названиям (при предъявлении нескольких названий сразу) и интеллектуальных операций (понимание пословиц, тест "Простые аналогии" и т.п.). В обсуждении результатов авторы предполагают, что указанная картина обусловлена локальным поражением медиальных лобных отделов левого полушария и нарушением их связи с ретикулярной формацией и височными отделами.
Ключевые слова: больной Вас.; диагностика; избирательность психических процессов; левое полушарие; лобные отделы; мышление; нарушения избирательности (селективности); нарушения критики; нарушения ориентировки в пространстве и времени; опухоль; сознание
Тип публикации: статьи
Форма: машинопись
Год, которым датирован документ: 1965
Язык публикации: английский
В тексте упоминаются больные от 1958, 1963 и др. годов. В папке содержится машинописный варианты статьи А.Р. Лурии «О бессимптомно протекающих опухолях лобных отделов головного мозга».
В статье после краткого введения, в котором описываются факторы, провоцирующие бессимптомный характер мозговых поражений лобных отделов, выделен первый раздел, посвященный экстрацеребральным опухолям лобных отделов (арахноид-эндотелиомам) с парасагиттальным расположением (полюсным, конвекситальным и базальным). Большинство больных имеют поражение в левой лобной области, у некоторых оно затрагивает также и правое полушарие.
Второго раздела (которого можно ожидать с учетом выделения первого) в данной версии статьи (ни в рукописной, ни в бумажной) нет.
Ключевые слова: базальные отделы лобных долей; диагностика; левое полушарие; лобные отделы; нейропсихологическая диагностика; опухоль; полюс лобной доли; правое полушарие; стертая нейропсихологическая симптоматика
Тип публикации: статьи
Форма: машинопись
Язык публикации: русский
В тексте упоминаются больные от 1958, 1963 и др. годов. В папке содержится рукописный вариант статьи А.Р. Лурии «О бессимптомно протекающих опухолях лобных отделов головного мозга».
В статье после краткого введения, в котором описываются факторы, провоцирующие бессимптомный характер мозговых поражений лобных отделов, выделен первый раздел, посвященный экстрацеребральным опухолям лобных отделов (арахноид-эндотелиомам) с парасагиттальным расположением (полюсным, конвекситальным и базальным). Большинство больных имеют поражение в левой лобной области, у некоторых оно затрагивает также и правое полушарие.
Второго раздела (которого можно ожидать с учетом выделения первого) в данной версии статьи (ни в рукописной, ни в бумажной) нет.
Ключевые слова: базальные отделы лобных долей; диагностика; левое полушарие; лобные отделы; нейропсихологическая диагностика; опухоль; полюс лобной доли; правое полушарие; стертая нейропсихологическая симптоматика
Тип публикации: статьи
Форма: рукопись
Язык публикации: русский
Оглавление к лекции
Ключевые слова: II блок; I блок; III блок; Выготский Л.С.; лобные отделы; планирование действий; праксис; программирование действия; программируемое поведение; речь; сознательное действие; управляющие функции; экспериментально-психологические исследования; условная двигательная реакция
Тип публикации: черновики/заметки
Форма: машинопись; рукопись
Год, которым датирован документ: 1969
Язык публикации: английский
В лекции дан обзор теории происхождения и организации сознательного действия, основанной на теории влияния социального окружения на формирование высших психических функций Выготского. Лурия представляет результаты многочисленных эмпирических исследований, посвященных сознательному действию и, в частности, роли лобных долей в различных аспектах этого процесса. Темы, которые освещаются в докладе, - реализация вербально ориентированных программ ребенком, развитие вребального контроля над действиями, функциональная организация мозга (первый, второй и третий блоки), общая регуляция сознательного действия, регуляция бодрствования и осуществление программируемого действия.
Ключевые слова: II блок; I блок; III блок; Выготский Л.С.; лобные отделы; планирование действий; праксис; программирование действия; программируемое поведение; речь; сознательное действие; управляющие функции; экспериментально-психологические исследования; условная двигательная реакция
Тип публикации: доклады/тезисы
Форма: машинопись
Год, которым датирован документ: 1969
Язык публикации: английский
В лекции дан обзор теории происхождения и организации сознательного действия, основанной на теории влияния социального окружения на формирование высших психических функций Выготского. Лурия представляет результаты многочисленных эмпирических исследований, посвященных сознательному действию и, в частности, роли лобных долей в различных аспектах этого процесса. Темы, которые освещаются в докладе, - реализация вербально ориентированных программ ребенком, развитие вребального контроля над действиями, функциональная организация мозга (первый, второй и третий блоки), общая регуляция сознательного действия, регуляция бодрствования и осуществление программируемого действия.
Ключевые слова: II блок; I блок; III блок; Выготский Л.С.; лобные отделы; планирование действий; праксис; программирование действия; программируемое поведение; речь; сознательное действие; управляющие функции; экспериментально-психологические исследования; условная двигательная реакция
Тип публикации: доклады/тезисы
Форма: машинопись
Год, которым датирован документ: 1969
Язык публикации: английский
В этой заметке (возможно, черновике к статье Luria & Majovsky, 1977) противопоставляются два подхода к нейропсихологической диагностике - американский и советский.
Американский охарактеризован как механическое применение набора диагностических тестов, предназначенных для проверки сохранности психических функций, без учета их функциональной организации в мозгу.
Советский подход основан на теории функциональной организации мозга. В его рамках поражения мозга определенной локализации вызывают совокупность функционально связанных друг с другом симптомов, которые объединяются в факторы. Задача нейропсихолога - квалифицировать симптомы как часть фактора. Далее описывается процедура диагностики: интервью и тестирование праксиса, гнозиса, памяти, речи и решения задач. Вкратце характеризуются техника проведения и интерпретация результатов.
Ключевые слова: диагностика; нейропсихология, общие вопросы; нейропсихология, методы
Тип публикации: статьи
Форма: машинопись
Год, которым датирован документ: 1977
Язык публикации: английский
В этой заметке (возможно, черновике к статье Luria & Majovsky, 1977) противопоставляются два подхода к нейропсихологической диагностике - американский и советский.
Американский охарактеризован как механическое применение набора диагностических тестов, предназначенных для проверки сохранности психических функций, без учета их функциональной организации в мозгу.
Советский подход основан на теории функциональной организации мозга. В его рамках поражения мозга определенной локализации вызывают совокупность функционально связанных друг с другом симптомов, которые объединяются в факторы. Задача нейропсихолога - квалифицировать симптомы как часть фактора. Далее описывается процедура диагностики: интервью и тестирование праксиса, гнозиса, памяти, речи и решения задач. Вкратце характеризуются техника проведения и интерпретация результатов.
Ключевые слова: диагностика; нейропсихология, общие вопросы; нейропсихология, методы
Тип публикации: статьи
Форма: машинопись
Год, которым датирован документ: 1977
Язык публикации: английский
В этой заметке (возможно, черновике к статье Luria & Majovsky, 1977) противопоставляются два подхода к нейропсихологической диагностике - американский и советский.
Американский охарактеризован как механическое применение набора диагностических тестов, предназначенных для проверки сохранности психических функций, без учета их функциональной организации в мозгу.
Советский подход основан на теории функциональной организации мозга. В его рамках поражения мозга определенной локализации вызывают совокупность функционально связанных друг с другом симптомов, которые объединяются в факторы. Задача нейропсихолога - квалифицировать симптомы как часть фактора. Далее описывается процедура диагностики: интервью и тестирование праксиса, гнозиса, памяти, речи и решения задач. Вкратце характеризуются техника проведения и интерпретация результатов.
Ключевые слова: диагностика; нейропсихология, общие вопросы; нейропсихология, методы
Тип публикации: статьи
Форма: рукопись
Год, которым датирован документ: 1977
Язык публикации: английский
В заметке (абстракте?) кратко охарактеризованы две основные функции лобных долей человека. Первая - поддержка оптимального уровня бодрствования, необходимого для осуществления произвольной деятельности. Вторая - регуляторная функция, реализуемая за счет поддержания внутренних программ поведения.
Ключевые слова: импульсивность; программируемое поведение; процессы планирования и контроля; регуляция поведения; ретикулярная формация; стволовые структуры
Тип публикации: другое
Форма: машинопись
Язык публикации: английский
В заметке (абстракте?) кратко охарактеризованы две основные функции лобных долей человека. Первая - поддержка оптимального уровня бодрствования, необходимого для осуществления произвольной деятельности. Вторая - регуляторная функция, реализуемая за счет поддержания внутренних программ поведения.
Ключевые слова: импульсивность; программируемое поведение; процессы планирования и контроля; регуляция поведения; ретикулярная формация; стволовые структуры
Тип публикации: другое
Форма: рукопись
Язык публикации: английский
Ключевые слова: I блок; III блок; активность; амнестическая афазия; аспонтанность; аффект; аффективные расстройства; базальные отделы; базальные отделы лобных долей; височные отделы; восприятие; гиппокамп; двустороннее поражение; динамика нервных процессов; инактивность; избирательность психических процессов; импульсивность; конфабуляции; корсаковский (амнестический) синдром; критичность; левое полушарие; лимбическая область; лобные отделы; мамиллярные тела; медиальные отделы; медиальные отделы височных долей; медиальные отделы лобных долей; мышление; Милнер Б.; нарушения динамики нервных процессов; нарушения личности; нарушения избирательности (селективности); нарушения критики; нарушения нейродинамики; нарушения ориентировки в пространстве и времени; нарушения памяти; нарушения планирования и контроля; нарушения сознания; нейродинамика; ориентировка в пространстве, времени, личности; память; Пенфилд У.; персеверации; подкорковые отделы; праксис; процессы планирования и контроля; слухо-речевая память; расторможенность; речь; сознание; сосудистые поражения; спутанность; стволовые структуры; таламус; третий желудочек
Тип публикации: статьи; книги/глава книги
Форма: машинопись
Год, которым датирован документ: 1967
Язык публикации: русский