Ключевые слова: афазия; больной Бог. (27715); больной Илм. (33758); больной Кр. (33957); больной Мор.; больной Ос. (29558); больной Пим. (27237); больной Скляр. (33755); внутренняя речь; восстановительное обучение; реабилитация; Выготский Л.С.; динамическая афазия; задне-лобные отделы; инертность; левое полушарие; метод внешних опор; нарушения предикативной функции речи; называние; построение предложения; предикативная функция речи; схема предложения; экспериментально-психологические исследования; электромиограмма
Тематика: синдром / нарушение; пациенты; структуры; ключевые имена / персоналии; методы, варианты, направления анализа; функции
Тип публикации: статьи
Форма: машинопись
Год, которым датирован документ: 1966
Язык публикации: английский
Материал представляет собой репринт статьи в журнале Brain.
Статья посвящена оптической атаксии при симультанагнозии. При помощи эксперимента с применением методики отслеживания движений глаз авторы пытаются понять, является ли оптическая атаксия при симультанагнозии прямым ее следствием или отдельным расстройством. К репринту прилагаются рукописные иллюстрации экспериментального материала.
Ключевые слова: атаксия; больной Урб. (35673); восприятие; движения; движения глаз; зрительное восприятие; оптическая атаксия; симультанагнозия; симультанное восприятие; экспериментально-психологические исследования
Тематика: симптомы; виды работы психолога; пациенты
Тип публикации: статьи; иллюстрации/таблицы
Форма: репринт; другое
Год, которым датирован документ: 1963
Язык публикации: английский
В лекции дан обзор теории происхождения и организации сознательного действия, основанной на теории влияния социального окружения на формирование высших психических функций Выготского. Лурия представляет результаты многочисленных эмпирических исследований, посвященных сознательному действию и, в частности, роли лобных долей в различных аспектах этого процесса. Темы, которые освещаются в докладе, - реализация вербально ориентированных программ ребенком, развитие вребального контроля над действиями, функциональная организация мозга (первый, второй и третий блоки), общая регуляция сознательного действия, регуляция бодрствования и осуществление программируемого действия.
Ключевые слова: II блок; I блок; III блок; Выготский Л.С.; лобные отделы; планирование действий; праксис; программирование действия; программируемое поведение; речь; сознательное действие; управляющие функции; экспериментально-психологические исследования; условная двигательная реакция
Тематика: структуры; функции; виды работы психолога; ключевые имена / персоналии
Тип публикации: доклады/тезисы
Форма: машинопись; рукопись
Год, которым датирован документ: 1969
Язык публикации: английский
Название подпапки 1: The conscious action its origin and its brain organisation. Варианты названия внизу страницы: The origin and Brain organization of the man's conscious action; The origin and cerebral organization of the control of human behavior.
В лекции дан обзор теории происхождения и организации сознательного действия, основанной на теории влияния социального окружения на формирование высших психических функций Выготского. Лурия представляет результаты многочисленных эмпирических исследований, посвященных сознательному действию и, в частности, роли лобных долей в различных аспектах этого процесса. Темы, которые освещаются в докладе, - реализация вербально ориентированных программ ребенком, развитие вребального контроля над действиями, функциональная организация мозга (первый, второй и третий блоки), общая регуляция сознательного действия, регуляция бодрствования и осуществление программируемого действия.
Ключевые слова: I блок; II блок; III блок; Выготский Л.С.; лобные отделы; планирование действий; праксис; программирование действия; программируемое поведение; речь; сознательное действие; управляющие функции; условная двигательная реакция; экспериментально-психологические исследования
Тематика: структуры; ключевые имена / персоналии; функции; виды работы психолога
Тип публикации: доклады/тезисы
Форма: рукопись
Год, которым датирован документ: 1969
Язык публикации: английский
В статье обсуждается психологическая структура процесса декодирования сообщения (понимания обращенной речи).
Выделяются 3 этапа этого процесса: понимание лексического значения слов, входящих в высказывание, анализ синтаксического строения фразы и на ее основе - понимание значения всего высказывания в целом, и, наконец, понимание общей мысли, мотивов и смысла, заложенных в высказывание, то есть подтекста, стоящего за сообщением. Эти этапы разбираются на примере понимания рассказа-басни "Галка и голуби" Л.Н. Толстого.
Обсуждаются условия (или задачи) декодирования сообщения:
Подчеркивается, что анализ подтекста и внутреннего смысла не является чисто вне-языковым процессом и тесно связан с языковым содержанием сообщения.
Далее обсуждается проблема выделения компонентов процесса декодирования сообщения и сложность построения таких моделей декодирования (например, создаваемых в структурной лингвистике). На примере опытов по анализу семантических полей с применением психофизиологических методов регистрации сосудистых или кожно-гальванических компонентов ориентировочного рефлекса (А.Р. Лурия, О.С. Виноградова, Н.А. Эйслер) показано, как по-разному выглядят связи слов у взрослых испытуемых группы условной нормы, умственно отсталых испытуемых, детей, как эти связи зависят от функционального состояния испытуемых. В этой связи критикуются модели понимания речи, не учитывающие эту психологическую специфику построения семантических связей у человека. Упоминается метод регистрации движений глаз как важное психологическое средство изучения процесса понимания текста в зависимости от его сложности и многозначности.
Значительная часть статьи посвящена описанию возможностей клинической нейропсихологии и анализа локальных поражений мозга для изучения психологической структуры декодирования сообщения. А.Р. Лурия кратко освещает основные принципы теории системной динамической локализации ВПФ (многокомпонентное строение ВПФ, связь каждого компонента с определенной зоной мозга, понятие нейропсихологического фактора, принцип двойной диссоциации функций при повреждении той или иной зоны), показывая, как такое понимание мозговых механизмов речи позволяет из анализа ее нарушений при локальных поражениях мозга сделать важные для психолингвистики выводы. Приводятся примеры нарушений понимания речи, возникающих при височных (нарушения фонематического слуха и нестойкость лексических единиц) и нижнетеменных (теменно-височно-затылочных) поражениях (нарушения процессов симультанных синтезов при анализе логико-грамматической структуры высказывания), поражениях медиальных отделов височной области (сужение объема оперативной памяти и повышенная тормозимость следов интерференцией) и передних (лобных) отделов коры (патологическая инертность, а при заинтересованности префронтальных областей - инактивность и/или импульсивность с потерей контроля над стереотипами и непроизвольным уровнем функционирования). Обсуждается также роль глубинных структур в обеспечении процессов избирательности (селективности) психических процессов и поддержания общего психического тонуса. Подчеркивается, что при правополушарных поражениях понимание речи также нарушается - зачастую как раз в звене избирательности, что выглядит как плохо контролируемое резонерство при внешне полностью сохранной речи.
Подробно обсуждаются различные степени нарушения селективности, наиболее сильно проявляющейся в случаях, когда сочетается общемозговая симптоматика и повреждение подкорковых структур с нарушением (первичным или вторичным от указанной) работы лобных долей:
В заключение делается вывод о важности нейролингвистики и знания о нарушениях речи при локальных поражениях мозга для расширения научного знания о процессах декодирования речевого высказывания, которое ранее считалось прерогативой только лингвистики, а теперь нуждается в данных от смежных наук для обогащения понимания механизмов сложных речевых процессов.
Ключевые слова: акустико-гностическая афазия; акустико-мнестическая афазия; афазия; больная А.; больная Бел.; больная Бобр.; больная Вор.; больная Корк.; больная Серш.; больной Авот.; больной Бух.; больной В.; больной Засецкий Л.А. (3712); больной Ив.; больной Корк.; больной Фрейд; больной Чернецов; Виноградова О.С.; височные отделы; восприятие; Выготский Л.С.; движения глаз; диагностика; динамическая афазия; задне-лобные отделы; затылочные отделы; избирательность психических процессов; импрессивная речь; импульсивность; инактивность; инертность; контаминации; корсаковский (амнестический) синдром; кратковременная память; левое полушарие; лимбическая область; лобные отделы; логико-грамматические конструкции; медиальные отделы; медиальные отделы височных долей; Миллер Дж.; нарушения восприятия; нарушения избирательности (селективности); нарушения логико-грамматической структуры речи; нарушения нейродинамики; нарушения памяти; нарушения планирования и контроля; нарушения пространственного и квазипространственного анализа и синтеза; нарушения речи; нарушения слухо-речевой памяти; нейродинамика; нейролингвистика; психолингвистика; нейропсихологическая диагностика; нейропсихология, методы; нейропсихология, общие вопросы; нижне-теменные отделы; общемозговая симптоматика; оперативная память; опухоль; ориентировочный рефлекс; память; подкорковые отделы; правое полушарие; префронтальные отделы коры; процессы планирования и контроля; процессы пространственного и квазипространственного анализа и синтеза (пространственные функции); психофизиология; речь; селективность психических процессов; семантическая афазия; сенсорная афазия; серийная организация движений и действий; системная и динамическая локализация функций; слухо-речевая память; сосудистые поражения; стволовые структуры; теменно-височно-затылочные отделы; теменные отделы; травма; третий желудочек; умственная отсталость/олигофрения; факторный анализ; фонематический анализ; чтение; Эйслер Н.А.; экспериментально-психологические исследования; эфферентная моторная афазия
Тип публикации: статьи
Форма: рукопись
Язык публикации: русский
Статья посвящена анализу процесса решения арифметических задач при поражении лобных долей головного мозга.
Арифметическая задача рассматривается как структурированный интеллектуальный акт: она формулирует основной вопрос, затем субъект должен ориентироваться в условии, сформулировать общую схему решения, которая должна привести к нахождению программы действий; субъект ее реализует посредством совершения операций, а затем наконец должен сличить полученные результаты с изначальными условиями. Для успешного решения задачи требуется, с одной стороны, сохранность описанной выше интеллектуальной деятельности, а с другой - сохранность входящих в ее состав математических кодов. Локальные поражения головного мозга и вызванные ими дефициты позволяют продемонстрировать влияние обоих этих условий. Так, поражение теменно-затылочных регионов левого полушария приводит к нарушению симультанного синтеза и, соответственно, обработки математических кодов, в то время как поражение лобных долей оставляет математические коды сохранными, но нарушает ту последовательность действий, которая требуется для решения задачи.
Разница между этими двумя типами поражения демонстрируется посредством разбора случаев пациентов с локальными поражениями головного мозга.
Ключевые слова: базальные отделы лобных долей; больная Бор.; больной Б.; больной Бог.; больной Бор.; больной Бр.; больной Т.; больной Тар.; больной У.; затылочные отделы; интеллект; конвекситальные отделы лобных долей; левое полушарие; лобные отделы; лобный синдром; медиальные отделы лобных долей; мышление; нарушения мышления; нарушения решения задач; речь; решение задач; счет; теменно-затылочные отделы; теменные отделы; экспериментально-психологические исследования
Тип публикации: статьи
Форма: машинопись
Год, которым датирован документ: 1967
Язык публикации: русский
Статья посвящена проблеме регулирующей функции речи. Сначала в ней рассматривается вопрос развития регулирующей (сигнальной) функции речи в раннем детстве (от 1.5 лет) с привлечением экспериментальных исследований влияния речевой инструкции на действия ребенка. Затем обсуждается важность изучения регулирующей функции речи как специфически человеческого механизма нарушения работы ЦНС с опорой на представления И.П. Павлова о двух сигнальных системах - в частности, делается предположение о том, что нейродинамика (нарушение баланса возбуждения и торможения в ЦНС) как основной физиологический механизм нарушения работы мозга может быть нарушена не в обоих, а только в одной из этих сигнальных систем. Для подтверждения этого приводятся данные об экспериментальном исследовании детей-олигофренов и детей с церебрастеническим синдромом без интеллектуального дефицита. При олигофрении регулирующая функция речи была грубо нарушена, тогда как нейродинамические процессы в звене поддержания общего тонуса и бодрствования и реализации непосредственной психической активности, не требующей речевой регуляции, оставалась интактной. Напротив, дети с церебрастеническим синдромом демонстрировали тяжелые дефициты общей нейродинамики, но сохранность регулирующей роли речи и связанных с этой сигнальной системой нейродинамических механизмов позволяли им компенсировать дефициты на более непосредственном уровне функционирования. Далее приводятся совместные с Л.С. Выготским исследования А.Р. Лурией нарушения регулирующей функции речи при паркинсонизме.
В финале обсуждается особо важная роль лобных долей в реализации регулирующей функции речи, причем ее обсуждение идет в контексте их возможности модулировать и регулировать поступающие от ретикулярной формации активирующие влияния.
Ключевые слова: III блок; I блок; Выготский Л.С.; детская нейропсихология; дефектология; лобные отделы; нарушения нейродинамики; нарушения речи; нейродинамика; нейропсихология, общие вопросы; паркинсонизм; психология, общие вопросы; регулирующая функция речи; речевая инструкция; речь; Тихомиров О.К.; умственная отсталость/олигофрения; Хомская Е.Д.; церебрастенический синдром; экспериментально-психологические исследования
Тип публикации: статьи
Форма: машинопись; рукопись
Язык публикации: русский
Оглавление к лекции
Ключевые слова: II блок; I блок; III блок; Выготский Л.С.; лобные отделы; планирование действий; праксис; программирование действия; программируемое поведение; речь; сознательное действие; управляющие функции; экспериментально-психологические исследования; условная двигательная реакция
Тип публикации: черновики/заметки
Форма: машинопись; рукопись
Год, которым датирован документ: 1969
Язык публикации: английский
В лекции дан обзор теории происхождения и организации сознательного действия, основанной на теории влияния социального окружения на формирование высших психических функций Выготского. Лурия представляет результаты многочисленных эмпирических исследований, посвященных сознательному действию и, в частности, роли лобных долей в различных аспектах этого процесса. Темы, которые освещаются в докладе, - реализация вербально ориентированных программ ребенком, развитие вребального контроля над действиями, функциональная организация мозга (первый, второй и третий блоки), общая регуляция сознательного действия, регуляция бодрствования и осуществление программируемого действия.
Ключевые слова: II блок; I блок; III блок; Выготский Л.С.; лобные отделы; планирование действий; праксис; программирование действия; программируемое поведение; речь; сознательное действие; управляющие функции; экспериментально-психологические исследования; условная двигательная реакция
Тип публикации: доклады/тезисы
Форма: машинопись
Год, которым датирован документ: 1969
Язык публикации: английский
В лекции дан обзор теории происхождения и организации сознательного действия, основанной на теории влияния социального окружения на формирование высших психических функций Выготского. Лурия представляет результаты многочисленных эмпирических исследований, посвященных сознательному действию и, в частности, роли лобных долей в различных аспектах этого процесса. Темы, которые освещаются в докладе, - реализация вербально ориентированных программ ребенком, развитие вребального контроля над действиями, функциональная организация мозга (первый, второй и третий блоки), общая регуляция сознательного действия, регуляция бодрствования и осуществление программируемого действия.
Ключевые слова: II блок; I блок; III блок; Выготский Л.С.; лобные отделы; планирование действий; праксис; программирование действия; программируемое поведение; речь; сознательное действие; управляющие функции; экспериментально-психологические исследования; условная двигательная реакция
Тип публикации: доклады/тезисы
Форма: машинопись
Год, которым датирован документ: 1969
Язык публикации: английский
В папке содержатся варианты главы для руководства по судебной психологии авторства А.Р. Лурии (1 рукописный и в соседней подпапке – 1 машинописный). В работе описывается применение сопряженной моторной методики (как расширенного варианта ассоциативного эксперимента) для объективного исследования аффективных следов преступления и диагностики причастности к преступлению, приводятся конкретные примеры проведения диагностики подозреваемых в совершении противоправных действий.
Ключевые слова: ассоциативный эксперимент; аффект; сопряженная моторная методика; судебная психология; экспериментально-психологические исследования; эмоции
Тип публикации: книги/глава книги
Форма: машинопись
Год, которым датирован документ: 1969
Язык публикации: русский
Ключевые слова: близнецовый метод; близнецы Холм.; задержка речевого развития; игра; интеллект; конструктивная деятельность; онтогенез; речь; экспериментально-психологические исследования
Тип публикации: статьи
Форма: машинопись
Год, которым датирован документ: 1948
Язык публикации: русский
Ключевые слова: память; экспериментально-психологические исследования
Тип публикации: другое
Форма: рукопись
Язык публикации: русский
Ключевые слова: семантические системы; экспериментально-психологические исследования
Тип публикации: другое
Форма: машинопись
Язык публикации: английский
Ключевые слова: экспериментально-психологические исследования
Тип публикации: другое
Форма: рукопись
Язык публикации: русский
Ключевые слова: семантические системы; экспериментально-психологические исследования
Тип публикации: другое
Форма: машинопись
Язык публикации: русский
Ключевые слова: память; семантические системы; экспериментально-психологические исследования
Тип публикации: другое
Форма: машинопись
Язык публикации: русский
Ключевые слова: память; семантические системы; экспериментально-психологические исследования
Тип публикации: другое
Форма: машинопись
Язык публикации: русский
Ключевые слова: онтогенез; семантические системы; экспериментально-психологические исследования
Тип публикации: другое
Форма: рукопись
Язык публикации: русский
Ключевые слова: семантические системы; экспериментально-психологические исследования
Тип публикации: другое
Форма: машинопись
Язык публикации: русский
Ключевые слова: семантические системы; экспериментально-психологические исследования
Тип публикации: другое
Форма: машинопись
Язык публикации: русский
Репринт статьи о запоминании предложений.
Ключевые слова: импрессивная речь; память; экспериментально-психологические исследования
Тип публикации: статьи
Форма: репринт
Год, которым датирован документ: 1975
Язык публикации: английский
Репринт статьи об обработке предложений.
Ключевые слова: импрессивная речь; экспериментально-психологические исследования
Тип публикации: статьи
Форма: репринт
Год, которым датирован документ: 1977
Язык публикации: английский
Ключевые слова: память; экспериментально-психологические исследования
Тип публикации: другое
Форма: рукопись
Язык публикации: русский