Ключевые слова: амнестическая афазия; афазия; афферентная моторная афазия; Бернштейн Н.А.; Брока П.; Вернике К.; височные отделы; задне-лобные отделы; кинестетическое восприятие; кондуктивная (проводниковая) афазия; левое полушарие; лобные отделы; Мари П.; моторная афазия; нарушения речи; нейролингвистика; психолингвистика; постцентральная область; речь; сенсорная афазия; серийная организация движений и действий; теменные отделы; транскортикальная афазия; фонематический слух; эфферентная моторная афазия
Тип публикации: черновики/заметки
Форма: рукопись
Тематика: синдром / нарушение; функции; ключевые имена / персоналии; структуры; дисциплина (область работы А.Р. Лурии)
Год, которым датирован документ: 1975
Язык публикации: английский
Согласно указаниям в документе, данный фрагмент является главой какого-то более крупного текста. Его цель - описать современный подход к проблеме афазий, причем не только назвать их основные формы, но и рассмотреть стоящие за ними факторы (механизмы). Перечисляются традиционные для неврологии формы афазий - сенсорная (афазия Вернике), моторная (афазия Брока), амнестическая - с нарушением припоминания слов, транскортикальная - с нарушением спонтанной речи, кондуктивная - с невозможностью повторения речи. После краткой истории исследования сенсорной афазии (К Вернике, П. Мари) обсуждаются современные представления о нарушении фонематического слуха как ее основном механизме. Далее анализируются моторные формы афазии с выделением ее афферентной (связанной с дефицитом кинестетического восприятия при поражении теменных отделов) и эфферентной (обусловленной нарушением серийной организации при поражении заднелобных отделов и связанных с ними базальных ганглиев) форм. Моторные формы афазии обсуждаются в контексте теории построения движений Н.А. Бернштейна, согласно которой для реализации любого движения необходима не только сохранность эфферентного звена его реализации, но и постоянный приток афферентаций (кинестетических, зрительно-пространственных) для постоянной корректировки протекания двигательного акта.
Текст выглядит незаконченным.