Ключевые слова: агнозия; акустико-гностическая афазия; акустико-мнестическая афазия; афазия; белое вещество; Брока П.; Вернике К.; височные отделы; восприятие; зрительная агнозия; зрительное восприятие; история нейропсихологии; история психологии; левое полушарие; Лиссауэр; оптическая агнозия; предметная агнозия; речь; сенсорная афазия; теория представлений; Трубецкой Н.С.; фонематическая организация языка; фонематический слух; Якобсон Р.
Тип публикации: статьи
Форма: машинопись
Год, которым датирован документ: 1974
Язык публикации: немецкий
В этом очерке Лурия описывает историю развития представления о сенсорной афазии. Прежде всего, он указывает, что открытие Вернике (как, кстати, и открытие Брока) не могло быть адекватно объяснено в рамках психологических теорий того времени. Так, теория "представлений", в рамках которых сенсорная афазия описывалась как нарушение "понятия слова", давала основание для двоякого понимания синдрома: либо как слухового дефекта речевых зон, либо как нарушения понятий. Только в 20 веке лингвистическое учение о фонеме позволило адекватно определить синдром как расстройство фонематического слуха. Далее, по аналогии с двумя типами зрительной агнозии Лиссауэра, Лурия определяет два типа сенсорной (акустико-гностической) афазии. При одной форме больной теряет способность различать фонемы; страдает повторение; в основе отчуждения смысла слова здесь лежит распад фонематического строя речи. При другой форме четкость фонематического слуха остается сохранной; оставаясь способным воспринять звуковую форму, больной не в состоянии узнать значение слова.
В заключение Лурия описывает третью форму височной афазии - акустико-мнестическую, при которой страдает объем слухо-речевой памяти.