А. Р. Лурия, электронный архив
архив А.Р. Лурия
Работы по психологическому анализу мозговых поражений. Часть IV. Психологический анализ мозговых поражений. Лекции по функциональной патологии мозговых систем. Лекция 2. Психологический анализ патологии лобных систем.

Работы по психологическому анализу мозговых поражений. Часть IV. Психологический анализ мозговых поражений. Лекции по функциональной патологии мозговых систем. Лекция 2. Психологический анализ патологии лобных систем.

Ключевые слова: III блок; активность; апраксия; аспонтанность; афазия; аффект; аффективные расстройства; Бианки В.Л.; Валлон А.; внутренняя речь; воля; Выготский Л.С.; Гитциг Э.; движения; действия; детская нейропсихология; дефектология; Джекобсен; Джексон Х.; задне-лобные отделы; Зейгарник Б.В.; инфекционные поражения; история нейропсихологии; кинетическая апраксия; кинетические мелодии; Клейст К.; Левин К.; лобные отделы; мотивация; нарушения движений; нарушения мотивации; нейропсихология, общие вопросы; общая психология; Певзнер М.С.; Пенфилд У.; переживание; персеверации; Пиаже Ж.; полюс лобной доли; праксис; премоторная область; префронтальные отделы коры; процессы планирования и контроля; травма; уровень притязаний; Ферстер; французская социологическая школа; Фритц Г.; Фултон; функциональные системы; целенаправленное поведение; эфферентная моторная афазия

Тип публикации: книги/глава книги

Форма: машинопись

Год, которым датирован документ: 1940

Язык публикации: русский

Описание

Текст посвящен нарушениям психической деятельности при поражении лобных отделов и является частью более крупной работы по локальным поражениям различных отделов мозга (как следует из названия, жанр работы - тексты лекций). В содержании главы выделено 10 параграфов. Обсуждается история изучения функций лобных долей - невозможность выделить в результате анализа случаев их повреждения их узко специфическую функцию, как это было возможно для задних гностических корковых зон, но при этом - накопление данных о серьезных нарушениях поведения и личности при лобных поражениях. Обсуждается уровневое строение лобных отделов, которое позволяет им обеспечивать не просто двигательную активность, но целенаправленные, скоординированные и организованные во времени человеческие действия. Симультанная организация отдельных ритмических раздражений в целостные комплексы (динамические схемы, кинетические мелодии) и обеспечение единого, длящегося во времени движения связывается с работой премоторной коры; обсуждаются нарушения праксиса и речи при ее поражении. Описывается связь префронтальных отделов с поддержанием активного, целенаправленного, осмысленного поведения, подчиненного не полю, а внутреннему плану. Генезис таких форм поведения и связанное с ними развитие префронтальных отделов обсуждаются на материале детского развития (в том числе - с подробным анализом клинического случая удаления полюса левой лобной доли в детском возрасте). Распад активности и волевого поведения трактуется как дефект, возникший в результате нарушения структуры сложных предметных целенаправленных действий - невозможности сформировать намерение, оторванное от непосредственно данного предметного поля, а на его основе - мотив, и подчинить ему свои действия. Поведение в этой ситуации заменяется шаблонами, которые запускаются непосредственно данной ситуацией, в том числе - с персеверациями этих шаблонов. Анализируется влияние этих нарушений на процессы мышления. Для описания нарушений всей личности больного с лобными поражениями привлекается понятие переживания как обобщенного аффекта, в случае того или иного действия - соотносящего достигнутый результат с ожидаемым (здесь привлечены данные исследования уровня притязания у лобных больных). В заключении особенно подчеркивается трудность компенсации перечисленных нарушений.