А. Р. Лурия, электронный архив
архив А.Р. Лурия

Речь и развитие психических процессов ребенка.

Описание

Статья посвящена роли речи в формировании высших психических функций у детей. Для изучения влияние речи на формирование других функций обычно используются два метода - наблюдение за деятельностью ребенка по мере развития речевой функции и анализ изменений вследствие органических поражений мозга. Однако наиболее благоприятными для этой цели являются условия задержки развития речи, не обусловленной органическими причинами. Такие задержки встречаются у однояйцевых близнецов, которые в условиях длительного тесного общения друг с другом не имеют достаточного стимула к освоению полноценной развернутой речи. Таким образом, влияние речи на психику в близнецовых парах с задержкой речевого развития можно изучать методом сравнительного обучения близнецов: интенсивно обучая речи одного, второго оставляют в качестве контрольного, сравнивая в дальнейшем динамику их психических процессов. В исследовании, представленном в статье, описан подобный эксперимент с одной парой близнецов. Подробно описаны автономная речь детей (лексика и семантика, грамматика и функция речи - синпрактическая, планирующая, повествовательная), а также понимание речи в период до разделения. Также анализируется структура игровой, конструктивной деятельности, и особенности интеллекта. Экспериментальное вмешательство представляло собой речевые занятия с одним из близнецов. Контрольные измерения проводились через 3 и 10 месяцев после разделения и начала обучения. По результатам эксперимента, уже через три месяца по лексике и семантике речь обоих близнецов стала приближаться к нормальной за счет устранения близнецовой ситуации. За счет овладения системой языка дети получили возможность формулировать замысел, что привело к появлению сюжетной игры, развитию конструктивной и интеллектуальной деятельности. Различия внутри пары за счет обучения одного из близнецов проявлялись в ряде речевых заданий и интеллектуальных операций. При этом мотивационный фактор (устранение близнецовой ситуации) явился решающим толчком к развитию речи, а факт обучения - дополнительным фактором в овладении ряда специфических речевых и дискурсивных процессов.