В статье описаны нарушения слухо-речевой памяти при поражении височно-теменных отделов левого полушария. В серии экспериментальных исследований с двумя пациентами с акустико-мнестической афазией было выявлено два различных механизма нарушения, обусловленных патологическим торможением новых связей и выравниванием возбуждения новых и старых связей.
Ключевые слова: акустико-мнестическая афазия; афазия; больной Бл. (37637); больной К. (37690); височные отделы; диагностика; левое полушарие; память; след памяти; теменно-височные отделы; условный рефлекс; экспериментально-психологические исследования
Тематика: симптомы; пациенты; структуры; виды работы психолога; функции; другое
Тип публикации: статьи
Форма: машинопись
Язык публикации: русский
В книге представлен разбор клинических случаев нарушений памяти при поражениях глубинных отделов головного мозга. В зависимости от локализации поражения выделяются различные синдромы нарушения памяти.
Ключевые слова: аневризма; базальные отделы лобных долей; больная Бел. (44536); больная Зуев. (54352); больная Рак. (44114); больная Снят. (53778); больной Авот. (47139); больной Волк. (540086); больной Гавр. (54097); больной Корк. (48579); больной Коч. (47056); больной Курочкин (55143); больной Сар. (56109); гипоталамус; лимбическая область; лобные отделы; медиальные отделы лобных долей; медиобазальные отделы лобных долей; модально-неспецифические нарушения памяти; нарушения памяти; нарушения сознания; опухоль; память; промежуточный мозг; сознание; травма; третий желудочек
Тематика: этиология; структуры; пациенты; симптомы; функции
Тип публикации: книги/глава книги
Форма: машинопись
Год, которым датирован документ: 1973
Язык публикации: русский
В этой работе отразились результаты исследований А.Р. Лурии и его коллег под руководством Л.С. Выготского в Средней Азии. Целью работы было изучение социально-исторического формирования всех психологических процессов – восприятия, мышления, воображения, самосознания, их тесная зависимость от того общественно-исторического строя, в котором вырос тот или иной человек, в котором формировалась в ходе онтогенеза его психика.
Текст содержит 7 разделов: «Проблема», «Восприятие», «Абстракция и обобщение», «Умозаключение и вывод», «Рассуждение и решение задач», «Воображение», «Самоанализ и самосознание».
Работа начинается с постановки проблемы общественно-исторического формирования психики, которая выводится из анализа достижений современной времени проведения исследования мировой психологии («психология народов» В. Вундта, гештальт-психология, бихевиоризм, французская социологическая школа, кросс-культурные исследования). В этом контексте также обсуждается ряд лингвистических данных (гипотеза лингвистической относительности Сэпира-Урофа). Далее описываются результаты экспериментальных исследований, проведенных в экспедиции начала 1930-х годов в Средней Азии. При экспериментальном изучении восприятия анализируются такие процессы, как называние зрительных образов (фигур, цветов), их классификация, а также восприятие оптических иллюзий. Подробно описываются процессы мышления у коренных народов Средней Азии – решение ими задач на нахождение сходств, определение понятий, произведение умозаключений на материале силлогизмов.
К сожалению, текст не является полным и обрывается на с. 235 в конце раздела IV, хотя по оглавлению заключение начинается только на с. 329. Разделы V-VII (материалы по решению задач, воображению и самосознанию) в данном документе не представлены.
Ключевые слова: Бергсон А.; бихевиоризм; воображение; восприятие; Вундт В.; гештальт-психология; Выготский Л.С.; Дарвин Ч.; Дюркгейм Э.; история психологии; кросс-культурные исследования; культурно-исторический подход; Леви-Брюль Л.; Леви-Стросс К.; лингвистическая относительность; мышление; психология народов; психология, общие вопросы; самосознание; Спенсер Г.; Сэпир Э.; Уорф Б.; французская социологическая школа; Чемберлен Х.Ст.; экспериментально-психологические исследования
Тематика: методы, варианты, направления анализа; ключевые имена / персоналии; дисциплина (область работы А.Р. Лурии); другое; функции; виды работы психолога
Тип публикации: книги/глава книги
Форма: машинопись; рукопись
Год, которым датирован документ: 1973
Язык публикации: русский
В статье авторы обсуждают проблему многозначности симптомов при топической диагностике мозгового поражения. Многозначность симптомов является следствием сложной организации высших психических функций: нарушение функции может являться следствием поражения различных участков головного мозга. Проблема иллюстрируется на примере апраксии и амнестической афазии. Решением проблемы является синдромный анализ - поиск общего фактора, который лежит в основе всех наблюдаемых симптомов.
Ключевые слова: апраксия; амнестическая афазия; левое полушарие; постцентральная область; лобные отделы; мозолистое тело; премоторная область; праксис; произвольное движение; теменно-затылочные отделы; факторный анализ; теменные отделы
Тематика: синдром / нарушение; структуры; функции; методы, варианты, направления анализа
Тип публикации: статьи
Форма: машинопись
Год, которым датирован документ: 1962
Язык публикации: русский
Данная статья написана с целью дать краткий обзор имеющихся к моменту ее написания достижений зарубежной и отечественной нейропсихологии. После краткого введения, где упоминается заметный прогресс в области наук о мозге со ссылкой на работы Грея Уолтера "Живой мозг" и Мэгуна "Бодрствующий мозг", обозначаются задачи нейропсихологии - 1) обеспечить более точную топическую диагностику нарушений мозговых механизмов не элементарных, а высших психических процессов с опорой на адекватные методы и знания об их психологическом строении и 2) в результате построения теории функциональной организации мозга дать научной психологии знания о мозговых основах психической деятельности.
Далее освещаются основные тенденции в изучении мозговых основ высших психических функций (ВПФ) - узкий локализационизм (на примере истории открытия сенсорной и мотортной афазий) и антилокализационизм, а также важные параллельные находки, такие, как идеи Х. Джексона об организации работы мозга не только по зонам, но и по уровням (произвольному и непроизвольному, например). Обозначаются основные вопросы, которые было необходимо решить для разрешения дилеммы между этими двумя подходами к локализации: пересмотр понятий "функция" (вместо ее - рассмотрение функциональной системы, выстроенной для достижения определенной цели) и "локализация" (понимание, что локализуется не функция, а ее компоненты, образующие систему).
Далее освещается теория трех функциональных блоков мозга с кратким описанием функций каждого из блоков и связанных с ними мозговых структур.
Далее на примере мозговых механизмов произвольных движений (праксиса) и мнестических процессов и их нарушений показывается, что в обеспечении каждого действия человека участвуют все блоки мозга, причем каждый вносит в этот процесс свой уникальный вклад.
Ключевые слова: I блок; III блок; II блок; агнозия; афазия; Брока П.; Вернике К.; восприятие; Гольдштейн К.; Джексон Х.; диагностика; история нейропсихологии; Клейст К.; Моруцци Дж.; Мэгун Г.; нарушения восприятия; нарушения движений; нарушения памяти; нарушения речи; нейропсихология, общие вопросы; нейрофизиология; память; праксис; речь; синдромный анализ; Уолтер Г.; функциональные системы
Тематика: симптомы; ключевые имена / персоналии; виды работы психолога; дисциплина (область работы А.Р. Лурии); функции; методы, варианты, направления анализа; другое
Тип публикации: статьи
Форма: машинопись
Год, которым датирован документ: 1975
Язык публикации: русский
Данная статья написана с целью дать краткий обзор имеющихся к моменту ее написания достижений зарубежной и отечественной нейропсихологии. После краткого введения, где упоминается заметный прогресс в области наук о мозге со ссылкой на работы Грея Уолтера "Живой мозг" и Мэгуна "Бодрствующий мозг", обозначаются задачи нейропсихологии - 1) обеспечить более точную топическую диагностику нарушений мозговых механизмов не элементарных, а высших психических процессов с опорой на адекватные методы и знания об их психологическом строении и 2) в результате построения теории функциональной организации мозга дать научной психологии знания о мозговых основах психической деятельности.
Далее освещаются основные тенденции в изучении мозговых основ высших психических функций (ВПФ) - узкий локализационизм (на примере истории открытия сенсорной и мотортной афазий) и антилокализационизм, а также важные параллельные находки, такие, как идеи Х. Джексона об организации работы мозга не только по зонам, но и по уровням (произвольному и непроизвольному, например). Обозначаются основные вопросы, которые было необходимо решить для разрешения дилеммы между этими двумя подходами к локализации: пересмотр понятий "функция" (вместо ее - рассмотрение функциональной системы, выстроенной для достижения определенной цели) и "локализация" (понимание, что локализуется не функция, а ее компоненты, образующие систему).
Далее освещается теория трех функциональных блоков мозга с кратким описанием функций каждого из блоков и связанных с ними мозговых структур. Далее на примере мозговых механизмов произвольных движений (праксиса) и мнестических процессов и их нарушений показывается, что в обеспечении каждого действия человека участвуют все блоки мозга, причем каждый вносит в этот процесс свой уникальный вклад.
Ключевые слова: I блок; III блок; II блок; агнозия; афазия; Брока П.; Вернике К.; восприятие; Гольдштейн К.; Джексон Х.; диагностика; история нейропсихологии; Клейст К.; Моруцци Дж.; Мэгун Г.; нарушения восприятия; нарушения движений; нарушения памяти; нарушения речи; нейропсихология, общие вопросы; нейрофизиология; память; праксис; речь; синдромный анализ; Уолтер Г.; функциональные системы
Тематика: симптомы; ключевые имена / персоналии; виды работы психолога; дисциплина (область работы А.Р. Лурии); функции; методы, варианты, направления анализа; другое
Тип публикации: статьи
Форма: рукопись
Год, которым датирован документ: 1975
Язык публикации: русский
Лекция посвящена онтогенезу и нейрональным основам сознательного действия. Опираясь на идеи Выготского, Лурия развивает идею произвольной регуляции деятельности как социально обоснованной и опосредованной речью. Первая половина лекции посвящена развитию это функции у ребенка; приводятся примеры из экспериментальных исследований с детьми. Во второй половине подробно обсуждается мозговая организация произвольной регуляции деятельности: эта функция обеспечивается третьим блоком (лобными долями) головного мозга, а их поражение ведет к специфическим нарушениям регуляции поведения. Обсуждается нейрофизиология процесса регуляции лобными долями, в частности, электрофизиологические опыты Е.Хомской, а также клинические случаи больных с поражениями лобных долей.
Ключевые слова: I блок; II блок; III блок; Выготский Л.С.; движения; действия; инактивность; инертность; лобные отделы; нарушения движений; нарушения действий; нарушения программирования действия; нарушения произвольной регуляции; онтогенез; экспериментально-психологические исследования; ЭЭГ
Тематика: ключевые имена / персоналии; виды работы психолога; другое; симптомы; структуры; функции
Тип публикации: доклады/тезисы
Форма: машинопись
Год, которым датирован документ: 1969
Язык публикации: русский
В статье описаны механизмы называния и основные типы его нарушения при афазии. С одной стороны, для называния нужно правильно идентифицировать объект и иметь сохранный акустический образ слова. С другой стороны, нужно сделать выбор между словом и связанными с ним (например, семантически или фонологически) альтернативами. Патологическое называние имеет различные механизмы в зависимости от локализации мозгового поражения. Так, при сенсорной афазии разрушается акустический образ и фонематическая организация слова. При поражении левых постцентральных (кинестетических) зон коры разрушается артикуляторная организация слова. При поражении третичных теменно-затылочных зон первичная фонематическая и артикуляторная организация слова сохранна, но возникают трудности с подбором правильного слова (амнестическая афазия). Согласно Лурии, в основе амнестической афазии лежат два механизма. С одной стороны, к нарушению может привести дефицит оптического гнозиса, который мешает полноценному распознаванию зрительных образов. С другой, может быть нарушен сам механизм извлечения слова из сети связанных с ним альтернатив.
Все описанные выше нарушения относятся к парадигматическим аспектам называния. Также Лурия описывает и нарушение другого, синтагматического типа, связанное с поражением передних речевых зон. Такое нарушение проявляется в связной речи и может отсутствовать при назывании изолированных объектов.
Ключевые слова: акустико-гностическая афазия; амнестическая афазия; афазия; височные отделы; внутренняя речь; восприятие; "закон силы"; затылочные отделы; зрительное восприятие; инертность; левое полушарие; называние; нарушения называния; Павлов И.П.; парадигматика; персеверации; сенсорная афазия; синтагматика; теменно-височные отделы; теменно-затылочные отделы; теменные отделы
Тематика: симптомы; синдром / нарушение; структуры; функции; другое; ключевые имена / персоналии; методы, варианты, направления анализа
Тип публикации: статьи
Форма: рукопись
Год, которым датирован документ: 1972
Язык публикации: английский
Статья посвящена многообразию форм афазий, возникающих при поражении различных факторов, составляющих вместе сложнейшую функциональную систему речи. А.Р. Лурия кратко характеризует общие положения теории функциональных систем, а затем переходит к описанию различных форм афазии: эфферентной и афферентной моторной, сенсорной, семантической и динамической. А.Р. Лурия выделяет факторы, нарушения которых лежат в основе данных форм речевых расстройств.
Ключевые слова: афазия; афферентации; афферентная моторная афазия; вертикальная организация мозга; височные отделы; динамическая афазия; импрессивная речь; левое полушарие; лобные отделы; моторная афазия; нарушения понимания логико-грамматических конструкций; нарушения речи; нейролингвистика; психолингвистика; персеверации; понимание логико-грамматических структур; премоторная область; речь; семантическая афазия; сенсорная афазия; симультанное восприятие; синдромный анализ; теменные отделы; Трубецкой Н.С.; факторный анализ; фонематический анализ; функциональные системы; экспрессивная речь; эфферентная моторная афазия; Якобсон Р.
Тематика: структуры; функции; синдром / нарушение; пациенты; ключевые имена / персоналии; симптомы; дисциплина (область работы А.Р. Лурии)
Тип публикации: статьи
Форма: машинопись
Язык публикации: русский
В настоящей статье авторы противопоставляют природу нарушения конструктивной деятельности у больных с поражениями лобных и теменно-затылочных областей головного мозга на примере двух пациентов, выполняющих пробы Кооса самостоятельно и с помощью специальных инструкций, призванных скомпенсировать их дефект.
Так, конструктивная апраксия у больного с поражением лобных долей связана с невозможностью программирования поведения. В эксперименте больному была предложена пошаговая инструкция по выполнению проб. Поскольку в основе нарушения лежит не собственно нарушение пространственного синтеза, а программирование поведения, инструкция с четко прописанной последовательностью действий помогла скомпенсировать дефект.
С другой стороны, у больной с пространственной апраксией вследствие поражения теменно-затылочных отделов нарушения пространственного анализа и синтеза не позволяли выполнять пробы Кооса правильно, несмотря на попытки программировать действия. В этом случае скомпенсировать дефект помогла инструкция, в которой были особо указаны пространственные отношения между частями фигуры.
Ключевые слова: апраксия; больная Л. (35064); больной Урб. (35673); восстановительное обучение; реабилитация; затылочные отделы; инактивность; конструктивная апраксия; конструктивная деятельность; лобные отделы; мышление; нарушения программирования действия; опухоль; планирование операций; пробы Кооса; теменно-затылочные отделы; теменные отделы; экспериментально-психологические исследования
Тематика: синдром / нарушение; пациенты; функции; этиология; структуры; методы, варианты, направления анализа; виды работы психолога
Тип публикации: статьи
Форма: машинопись
Год, которым датирован документ: 1963
Язык публикации: русский
Репринт статьи Лурии и Цветковой о динамической афазии с рукописными пометами.
Ключевые слова: диагностика; динамическая афазия; нейролингвистика; психолингвистика; речь
Тематика: функции; дисциплина (область работы А.Р. Лурии); виды работы психолога; синдром / нарушение
Тип публикации: статьи
Форма: рукопись
Год, которым датирован документ: 1963
Язык публикации: английский
Ключевые слова: акустико-гностическая афазия; амнестическая афазия; афазия; височные отделы; внутренняя речь; восприятие; "закон силы"; затылочные отделы; зрительное восприятие; инертность; левое полушарие; называние; нарушения называния; Павлов И.П.; парадигматика; персеверации; сенсорная афазия; синтагматика; теменно-височные отделы; теменно-затылочные отделы; теменные отделы
Тематика: синдром / нарушение; симптомы; функции; структуры; методы, варианты, направления анализа; ключевые имена / персоналии; другое
Тип публикации: статьи
Форма: машинопись
Год, которым датирован документ: 1972
Язык публикации: английский
В статье охарактеризованы три этапа исследования афазии. Классический подход (19 в.) рассматривает афазию как результат повреждения определенных речевых центров, расположенных в левом полушарии. Для нейропсихологического подхода (середина 20-го в.) характерен факторный анализ симптомов и объяснение механизмов, которые стоят за базовыми формами афазий. Нейродинамический подход (время написания статьи) объясняет симптомы афазии общими дефицитами нейродинамики, такими как нарушение избирательности психических процессов и патологическая инертность.
В документе содержатся пометы, частично внесенные в машинописный текст "Aphasia Reconsidered".
Ключевые слова: афазия; афферентная моторная афазия; Брока П.; Вернике К.; инертность; история нейропсихологии; нарушения избирательности (селективности); нейропсихология, методы; психология, общие вопросы; Павлов И.П.; персеверации; проводниковая афазия; речь; селективность психических процессов; семантическая афазия; сенсорная афазия; транскортикальная афазия; транскортикальная моторная афазия; факторный анализ; эфферентная моторная афазия
Тематика: функции; структуры; симптомы; синдром / нарушение; пациенты; ключевые имена / персоналии
Тип публикации: статьи
Форма: машинопись
Язык публикации: английский
В статье освещается вопрос о том, какие средства доступны говорящему для того, чтобы донести смысл или подтекст сообщения. Система кодов языка позволяет передать лишь объективные значения сообщения, в то время как в отношении передачи подтекста особый интерес представляет система внеязыковых средств коммуникации, таких как мимика, жесты, интонация. Механизмы декодирования внутреннего смысла текста обсуждаются в контексте актерской работы по анализу и воспроизведению своей роли.
Ключевые слова: внеязыковые средства; коммуникативная деятельность; мышление; нейролингвистика; психолингвистика; подтекст; просодия; речь; Станиславский К.С.
Тематика: ключевые имена / персоналии; другое; функции; дисциплина (область работы А.Р. Лурии)
Тип публикации: статьи
Форма: рукопись
Год, которым датирован документ: 1970
Язык публикации: русский
В статье освещается вопрос о том, какие средства доступны говорящему для того, чтобы донести смысл или подтекст сообщения. Система кодов языка позволяет передать лишь объективные значения сообщения, в то время как в отношении передачи подтекста особый интерес представляет система внеязыковых средств коммуникации, таких как мимика, жесты, интонация. Механизмы декодирования внутреннего смысла текста обсуждаются в контексте актерской работы по анализу и воспроизведению своей роли.
Ключевые слова: внеязыковые средства; коммуникативная деятельность; мышление; нейролингвистика; психолингвистика; подтекст; просодия; речь; Станиславский К.С.
Тематика: ключевые имена / персоналии; другое; функции; дисциплина (область работы А.Р. Лурии)
Тип публикации: статьи
Форма: машинопись
Год, которым датирован документ: 1970
Язык публикации: русский
В статье освещается вопрос о том, какие средства доступны говорящему для того, чтобы донести смысл или подтекст сообщения. Система кодов языка позволяет передать лишь объективные значения сообщения, в то время как в отношении передачи подтекста особый интерес представляет система внеязыковых средств коммуникации, таких как мимика, жесты, интонация. Механизмы декодирования внутреннего смысла текста обсуждаются в контексте актерской работы по анализу и воспроизведению своей роли.
Ключевые слова: внеязыковые средства; коммуникативная деятельность; мышление; нейролингвистика; психолингвистика; подтекст; просодия; речь; Станиславский К.С.
Тематика: ключевые имена / персоналии; другое; функции; дисциплина (область работы А.Р. Лурии)
Тип публикации: статьи
Форма: машинопись; рукопись
Год, которым датирован документ: 1970
Язык публикации: русский
В статье освещается вопрос о том, какие средства доступны говорящему для того, чтобы донести смысл или подтекст сообщения. Система кодов языка позволяет передать лишь объективные значения сообщения, в то время как в отношении передачи подтекста особый интерес представляет система внеязыковых средств коммуникации, таких как мимика, жесты, интонация. Механизмы декодирования внутреннего смысла текста обсуждаются в контексте актерской работы по анализу и воспроизведению своей роли.
Ключевые слова: внеязыковые средства; коммуникативная деятельность; мышление; нейролингвистика; психолингвистика; подтекст; просодия; речь; Станиславский К.С.
Тематика: ключевые имена / персоналии; другое; функции; дисциплина (область работы А.Р. Лурии)
Тип публикации: статьи
Форма: машинопись
Год, которым датирован документ: 1970
Язык публикации: русский
Статья посвящена проблеме регулирующей функции речи. Сначала в ней рассматривается вопрос развития регулирующей (сигнальной) функции речи в раннем детстве (от 1.5 лет) с привлечением экспериментальных исследований влияния речевой инструкции на действия ребенка. Затем обсуждается важность изучения регулирующей функции речи как специфически человеческого механизма нарушения работы ЦНС с опорой на представления И.П. Павлова о двух сигнальных системах - в частности, делается предположение о том, что нейродинамика (нарушение баланса возбуждения и торможения в ЦНС) как основной физиологический механизм нарушения работы мозга может быть нарушена не в обоих, а только в одной из этих сигнальных систем. Для подтверждения этого приводятся данные об экспериментальном исследовании детей-олигофренов и детей с церебрастеническим синдромом без интеллектуального дефицита. При олигофрении регулирующая функция речи была грубо нарушена, тогда как нейродинамические процессы в звене поддержания общего тонуса и бодрствования и реализации непосредственной психической активности, не требующей речевой регуляции, оставалась интактной. Напротив, дети с церебрастеническим синдромом демонстрировали тяжелые дефициты общей нейродинамики, но сохранность регулирующей роли речи и связанных с этой сигнальной системой нейродинамических механизмов позволяли им компенсировать дефициты на более непосредственном уровне функционирования. Далее приводятся совместные с Л.С. Выготским исследования А.Р. Лурией нарушения регулирующей функции речи при паркинсонизме. В финале обсуждается особо важная роль лобных долей в реализации регулирующей функции речи, причем ее обсуждение идет в контексте их возможности модулировать и регулировать поступающие от ретикулярной формации активирующие влияния.
Материал статьи немного сокращен по сравнению с русскоязычным аналогом, но содержит те же основные смысловые части.
Ключевые слова: III блок; I блок; детская нейропсихология; дефектология; лобные отделы; нарушения нейродинамики; нарушения речи; нейродинамика; нейропсихология, общие вопросы; паркинсонизм; регулирующая функция речи; речевая инструкция; речь; Тихомиров О.К.; умственная отсталость/олигофрения; Хомская Е.Д.; церебрастенический синдром; экспериментально-психологические исследования
Тематика: дисциплина (область работы А.Р. Лурии); структуры; функции; этиология; синдром / нарушение; ключевые имена / персоналии; пациенты; виды работы психолога; другое
Тип публикации: статьи
Форма: машинопись
Язык публикации: английский
Статья посвящена проблеме регулирующей функции речи. Сначала в ней рассматривается вопрос развития регулирующей (сигнальной) функции речи в раннем детстве (от 1.5 лет) с привлечением экспериментальных исследований влияния речевой инструкции на действия ребенка. Затем обсуждается важность изучения регулирующей функции речи как специфически человеческого механизма нарушения работы ЦНС с опорой на представления И.П. Павлова о двух сигнальных системах - в частности, делается предположение о том, что нейродинамика (нарушение баланса возбуждения и торможения в ЦНС) как основной физиологический механизм нарушения работы мозга может быть нарушена не в обоих, а только в одной из этих сигнальных систем. Для подтверждения этого приводятся данные об экспериментальном исследовании детей-олигофренов и детей с церебрастеническим синдромом без интеллектуального дефицита. При олигофрении регулирующая функция речи была грубо нарушена, тогда как нейродинамические процессы в звене поддержания общего тонуса и бодрствования и реализации непосредственной психической активности, не требующей речевой регуляции, оставалась интактной. Напротив, дети с церебрастеническим синдромом демонстрировали тяжелые дефициты общей нейродинамики, но сохранность регулирующей роли речи и связанных с этой сигнальной системой нейродинамических механизмов позволяли им компенсировать дефициты на более непосредственном уровне функционирования. Далее приводятся совместные с Л.С. Выготским исследования А.Р. Лурией нарушения регулирующей функции речи при паркинсонизме. В финале обсуждается особо важная роль лобных долей в реализации регулирующей функции речи, причем ее обсуждение идет в контексте их возможности модулировать и регулировать поступающие от ретикулярной формации активирующие влияния.
Материал статьи немного сокращен по сравнению с русскоязычным аналогом, но содержит те же основные смысловые части.
Ключевые слова: III блок; I блок; детская нейропсихология; дефектология; лобные отделы; нарушения нейродинамики; нарушения речи; нейродинамика; нейропсихология, общие вопросы; паркинсонизм; регулирующая функция речи; речевая инструкция; речь; Тихомиров О.К.; умственная отсталость/олигофрения; Хомская Е.Д.; церебрастенический синдром; экспериментально-психологические исследования
Тематика: дисциплина (область работы А.Р. Лурии); структуры; функции; этиология; синдром / нарушение; ключевые имена / персоналии; пациенты; виды работы психолога; другое
Тип публикации: статьи
Форма: машинопись
Язык публикации: английский
Статья посвящена проблеме регулирующей функции речи. Сначала в ней рассматривается вопрос развития регулирующей (сигнальной) функции речи в раннем детстве (от 1.5 лет) с привлечением экспериментальных исследований влияния речевой инструкции на действия ребенка. Затем обсуждается важность изучения регулирующей функции речи как специфически человеческого механизма нарушения работы ЦНС с опорой на представления И.П. Павлова о двух сигнальных системах - в частности, делается предположение о том, что нейродинамика (нарушение баланса возбуждения и торможения в ЦНС) как основной физиологический механизм нарушения работы мозга может быть нарушена не в обоих, а только в одной из этих сигнальных систем. Для подтверждения этого приводятся данные об экспериментальном исследовании детей-олигофренов и детей с церебрастеническим синдромом без интеллектуального дефицита. При олигофрении регулирующая функция речи была грубо нарушена, тогда как нейродинамические процессы в звене поддержания общего тонуса и бодрствования и реализации непосредственной психической активности, не требующей речевой регуляции, оставалась интактной. Напротив, дети с церебрастеническим синдромом демонстрировали тяжелые дефициты общей нейродинамики, но сохранность регулирующей роли речи и связанных с этой сигнальной системой нейродинамических механизмов позволяли им компенсировать дефициты на более непосредственном уровне функционирования. Далее приводятся совместные с Л.С. Выготским исследования А.Р. Лурией нарушения регулирующей функции речи при паркинсонизме. В финале обсуждается особо важная роль лобных долей в реализации регулирующей функции речи, причем ее обсуждение идет в контексте их возможности модулировать и регулировать поступающие от ретикулярной формации активирующие влияния.
Материал статьи немного сокращен по сравнению с русскоязычным аналогом, но содержит те же основные смысловые части.
Ключевые слова: III блок; I блок; детская нейропсихология; дефектология; лобные отделы; нарушения нейродинамики; нарушения речи; нейродинамика; нейропсихология, общие вопросы; паркинсонизм; регулирующая функция речи; речевая инструкция; речь; Тихомиров О.К.; умственная отсталость/олигофрения; Хомская Е.Д.; церебрастенический синдром; экспериментально-психологические исследования
Тематика: дисциплина (область работы А.Р. Лурии); структуры; функции; этиология; синдром / нарушение; ключевые имена / персоналии; пациенты; виды работы психолога; другое
Тип публикации: статьи
Форма: машинопись
Язык публикации: английский
В заметке (абстракте?) кратко охарактеризованы две основные функции лобных долей человека. Первая - поддержка оптимального уровня бодрствования, необходимого для осуществления произвольной деятельности. Вторая - регуляторная функция, реализуемая за счет поддержания внутренних программ поведения.
Ключевые слова: импульсивность; программируемое поведение; процессы планирования и контроля; регуляция поведения; ретикулярная формация; стволовые структуры
Тип публикации: другое
Форма: рукопись
Язык публикации: английский
Часть архива А.Р. Лурии хранится не на факультете психологии МГУ, а в семье ученого.
В настоящее время хранителем семейной части архива является Е.Г. Радковская, которой А.Р. Лурия приходился двоюродным дедом. В архиве имеется в том числе монография "Теменная (семантическая) афазия". Она является вторым томом запланированного в 1930-х годах трехтомника; первый том – «Сенсорная афазия» - стал законченным исследованием, за которое А.Р. Лурия получил степень доктора медицины, тогда как третий том должен был осветить две моторные формы афазии. В монографии дан объемный обзор литературы. Он начинается с раздела, раскрывающего историю исследования семантической афазии. В нем автор критикует как ассоцианистский подход, описывающий семантическую афазию как простой разрыв связи слова и представления (Брока, Бродбент), так и авторов, пытавшихся описать нарушения мышления при семантической афазии (Мари, Пик, Гельб, Гольдштейн), поскольку мышление в их работах понималось идеалистически, в отрыве от чувственного опыта, действия и исторически возникшего строя языка. Из обзора работ А.Р. Лурия делает вывод, что для проведения детального анализа нарушения смысловой (в отличие от внешней, фазической) стороны речи при семантической афазии необходимо привлечь данные о строении и функционировании нижнетеменной области и об организации самой языковой системы. Именно этому и посвящены следующие два раздела монографии. В первом из них А.Р. Лурия с опорой на данные литературы показывает, как морфофизиологическое строение теменных долей способствует их роли в синтезах высшего уровня и формированию надмодальных представлений о пространстве. Во втором разделе автор анализирует, как сама структура языка в ходе развития человека двигалась от индикативной (указующей) роли слова к номинативной и переходила от синпрактической, внеязыковой передачи смысла (когда смысл можно понять только из контекста) к ситуации, когда язык своими сложными логико-грамматическими конструкциями может передать все сложные системы связей и отношений в мире. Далее идет раздел под названием «Метод исследования сохранности смысловой стороны речи». По мнению Лурии, в традиционном исследовании оценка понимания речи сводилась к предъявлению фраз, понимание которых часто требовало только сохранности понимания отдельных слов или для верного понимания которых можно было обратиться к текущему контексту. Соответственно, Лурия полагал, что в предлагаемых для оценки понимания речи фразах должны быть максимально разведены смысл (вне-языковые факторы, практический опыт, контекст) и значение (логико-грамматические соотношения). В таких фразах должен быть конфликт между их непосредственной предметной отнесенностью и подлинным значением. Среди дополнительных требований Лурии к методам диагностики семантической афазии - возможность выявлять степень нарушения понимания смысловой стороны речи. Лурия предлагает также оценивать способ выполнения задания: выполняется ли оно самостоятельно («с ходу» или с устным рассуждением) либо с помощью экспериментатора, а если не выполняется – есть ли возможность хотя бы безошибочно повторить задание. В центральной части книги задается план описания клинической картины семантической афазии. Предметом исследования должна стать смысловая сторона речи, центральным симптомом для описания – распад логико-грамматической структуры речи, единицей «патологического нарушения» - синтагма. Затем А.Р. Лурия предполагает описать нарушения категориального мышления, опирающиеся на смысловую организацию речи, в том числе подробно проанализировать вопрос о том, как при семантической афазии нарушается вся система научных понятий. Последним разделом автор планирует дать описание нарушений симультанного гнозиса и организации пространственного опыта, где много неречевых компонентов, но который составляет психофизиологическую подоснову для описываемых логико-грамматических операций. В фигнальной части работы А.Р. Лурия переходит к краткому описанию больных, которые составили его клиническую выборку. Он подчеркивает, что их было достаточное количество, что генез поражений был разнообразен (сосудистые, опухолевые, травматические, реже – мозговые энцефалиты). Поражение располагалось на границе теменных и височных областей. Приводятся примеры 8 конкретных больных: Тит., Смол., Авт., Марк., меньше – Бар., Сел.; также – Прос., Мих. Идет отсылка на ненаписанную часть В данной работы, где предполагается подробное описание случаев (для нее они даже заранее пронумерованы – случай II…). У пациентов описываются нарушения экспрессивной и импрессивной речи, оптико-пространственного восприятия. В конце АРЛ обобщает описываемое нарушение как распад системы смысловых процессов, уходящих корнями в сложные формы оптического гнозиса. Далее он снова подчеркивает необходимость квалификации симптомов из 4 ранее указанных сфер – «понимания смыслового строя языка, структуры мыслительных операций, системы научных понятий и тонкого строения гностических процессов».
На этом книга заканчивается.
Ключевые слова: афазия; Брока П.; височные отделы; восприятие; Гольдштейн К.; затылочные отделы; инфекционные поражения; история нейропсихологии; Мари П.; мышление; нарушения восприятия; нарушения мышления; нарушения пространственного и квазипространственного анализа и синтеза; нарушения речи; нейролингвистика; психолингвистика; нейропсихология, методы; опухоль; процессы пространственного и квазипространственного анализа и синтеза (пространственные функции); речь; семантическая афазия; синтагма; сосудистые поражения; теменно-височно-затылочные отделы; теменно-височные отделы; теменно-затылочные отделы; теменные отделы; травма
Тип публикации: книги/глава книги
Форма: машинопись
Год, которым датирован документ: 1940
Язык публикации: русский
Ключевые слова: аневризма; лобные отделы; медиальные отделы; медиальные отделы лобных долей; нарушения памяти; память; сосудистые поражения
Тип публикации: черновики/заметки
Форма: рукопись
Язык публикации: русский
Ключевые слова: I блок; III блок; активность; амнестическая афазия; аспонтанность; аффект; аффективные расстройства; базальные отделы; базальные отделы лобных долей; височные отделы; восприятие; гиппокамп; двустороннее поражение; динамика нервных процессов; инактивность; избирательность психических процессов; импульсивность; конфабуляции; корсаковский (амнестический) синдром; критичность; левое полушарие; лимбическая область; лобные отделы; мамиллярные тела; медиальные отделы; медиальные отделы височных долей; медиальные отделы лобных долей; мышление; Милнер Б.; нарушения динамики нервных процессов; нарушения личности; нарушения избирательности (селективности); нарушения критики; нарушения нейродинамики; нарушения ориентировки в пространстве и времени; нарушения памяти; нарушения планирования и контроля; нарушения сознания; нейродинамика; ориентировка в пространстве, времени, личности; память; Пенфилд У.; персеверации; подкорковые отделы; праксис; процессы планирования и контроля; слухо-речевая память; расторможенность; речь; сознание; сосудистые поражения; спутанность; стволовые структуры; таламус; третий желудочек
Тип публикации: статьи; книги/глава книги
Форма: машинопись
Год, которым датирован документ: 1967
Язык публикации: русский
Ключевые слова: I блок; III блок; активность; амнестическая афазия; аффект; аспонтанность; аффективные расстройства; базальные отделы; базальные отделы лобных долей; восприятие; гиппокамп; височные отделы; динамика нервных процессов; двустороннее поражение; избирательность психических процессов; импульсивность; инактивность; конфабуляции; корсаковский (амнестический) синдром; критичность; левое полушарие; лимбическая область; лобные отделы; медиальные отделы; мамиллярные тела; медиальные отделы височных долей; медиальные отделы лобных долей; Милнер Б.; нарушения динамики нервных процессов; нарушения избирательности (селективности); мышление; нарушения критики; нарушения личности; нарушения нейродинамики; нарушения ориентировки в пространстве и времени; нарушения памяти; нарушения планирования и контроля; нарушения сознания; нейродинамика; память; ориентировка в пространстве, времени, личности; Пенфилд У.; персеверации; подкорковые отделы; праксис; процессы планирования и контроля; расторможенность; речь; слухо-речевая память; сосудистые поражения; сознание; спутанность; стволовые структуры; таламус; третий желудочек
Тип публикации: статьи; книги/глава книги
Форма: рукопись
Год, которым датирован документ: 1967
Язык публикации: русский
Ключевые слова: III блок; I блок; активность; аффект; амнестическая афазия; аспонтанность; аффективные расстройства; базальные отделы; базальные отделы лобных долей; височные отделы; восприятие; гиппокамп; двустороннее поражение; динамика нервных процессов; избирательность психических процессов; импульсивность; инактивность; конфабуляции; левое полушарие; корсаковский (амнестический) синдром; критичность; лимбическая область; лобные отделы; медиальные отделы; мамиллярные тела; медиальные отделы височных долей; медиальные отделы лобных долей; Милнер Б.; мышление; нарушения динамики нервных процессов; нарушения критики; нарушения избирательности (селективности); нарушения личности; нарушения нейродинамики; нарушения памяти; нарушения ориентировки в пространстве и времени; нарушения планирования и контроля; нейродинамика; нарушения сознания; ориентировка в пространстве, времени, личности; память; Пенфилд У.; персеверации; праксис; подкорковые отделы; процессы планирования и контроля; речь; расторможенность; слухо-речевая память; сознание; спутанность; таламус; стволовые структуры; третий желудочек; сосудистые поражения
Тип публикации: статьи; книги/глава книги; черновики/заметки
Форма: машинопись
Год, которым датирован документ: 1967
Язык публикации: русский
Ключевые слова: корсаковский (амнестический) синдром; нарушения памяти; память; сосудистые поражения
Тип публикации: статьи; книги/глава книги; другое
Форма: машинопись
Год, которым датирован документ: 1967
Язык публикации: русский
Ключевые слова: аневризма; базальные отделы; базальные отделы лобных долей; височные отделы; диэнцефальные структуры; корсаковский (амнестический) синдром; лобные отделы; медиальные отделы; медиальные отделы лобных долей; нарушения памяти; нарушения сознания; онейроид; память; подкорковые отделы; слухо-речевая память; сознание; сосудистые поражения; теменно-височные отделы; теменные отделы
Тип публикации: книги/глава книги; черновики/заметки
Форма: рукопись
Год, которым датирован документ: 1967
Язык публикации: русский
Ключевые слова: лобные отделы; медиальные отделы; медиальные отделы лобных долей; нарушения памяти; память; сосудистые поражения
Тип публикации: статьи; книги/глава книги; другое
Форма: машинопись
Язык публикации: русский
Ключевые слова: медиальные отделы; лобные отделы; медиальные отделы лобных долей; нарушения памяти; память; сосудистые поражения
Тип публикации: статьи; книги/глава книги; другое
Форма: рукопись
Язык публикации: русский
Ключевые слова: аневризма; базальные отделы; базальные отделы лобных долей; избирательность психических процессов; корсаковский (амнестический) синдром; лобные отделы; нарушения избирательности (селективности); нарушения памяти; память; сосудистые поражения; топическая диагностика; торможение следов интерференцией
Тип публикации: другое
Форма: машинопись
Год, которым датирован документ: 1968
Язык публикации: русский
Ключевые слова: лобные отделы; медиальные отделы; медиальные отделы лобных долей; нарушения памяти; память; сосудистые поражения
Тип публикации: черновики/заметки
Форма: машинопись
Язык публикации: русский
Ключевые слова: III блок; I блок; активность; амнестическая афазия; аспонтанность; аффект; аффективные расстройства; базальные отделы; базальные отделы лобных долей; височные отделы; восприятие; гиппокамп; двустороннее поражение; динамика нервных процессов; избирательность психических процессов; импульсивность; инактивность; конфабуляции; корсаковский (амнестический) синдром; критичность; левое полушарие; лимбическая область; лобные отделы; мамиллярные тела; медиальные отделы; медиальные отделы височных долей; медиальные отделы лобных долей; Милнер Б.; мышление; нарушения динамики нервных процессов; нарушения избирательности (селективности); нарушения критики; нарушения личности; нарушения нейродинамики; нарушения ориентировки в пространстве и времени; нарушения памяти; нарушения планирования и контроля; нарушения сознания; нейродинамика; ориентировка в пространстве, времени, личности; память; Пенфилд У.; персеверации; подкорковые отделы; праксис; процессы планирования и контроля; расторможенность; речь; слухо-речевая память; сознание; сосудистые поражения; спутанность; стволовые структуры; таламус; третий желудочек
Тип публикации: статьи; книги/глава книги
Форма: машинопись
Год, которым датирован документ: 1967
Язык публикации: русский
Ключевые слова: корсаковский (амнестический) синдром; лобные отделы; медиальные отделы; медиальные отделы лобных долей; нарушения памяти; память; сосудистые поражения
Тип публикации: книги/глава книги; другое
Форма: машинопись
Год, которым датирован документ: 1968
Язык публикации: русский
Ключевые слова: лобные отделы; медиальные отделы; медиальные отделы лобных долей; нарушения памяти; память; сосудистые поражения
Тип публикации: книги/глава книги; другое
Форма: рукопись
Год, которым датирован документ: 1968
Язык публикации: русский
Ключевые слова: афазия; восстановительное обучение; реабилитация; мотивация; нарушения письма; письмо; речь; травма
Тип публикации: статьи
Форма: машинопись
Год, которым датирован документ: 1948
Язык публикации: русский
Ключевые слова: больная Кар-на; импульсивность; импульсивность мышления; интеллект; левое полушарие; лобные отделы; мышление; нарушения интеллекта; нарушения мышления; опухоль; теменно-височно-затылочные отделы; теменно-затылочные отделы
Тип публикации: статьи
Форма: машинопись
Год, которым датирован документ: 1948
Язык публикации: русский
Ключевые слова: абсцесс; агнозия; амнестическая афазия; больной Бейз.; больной Прос.; височные отделы; восприятие; интеллект; левое полушарие; лобные отделы; нарушения интеллекта; нарушения речи; операция; опухоль; пространственная агнозия; процессы пространственного и квазипространственного анализа и синтеза (пространственные функции); речь; скрытое левшество; теменные отделы
Тип публикации: статьи
Форма: машинопись
Год, которым датирован документ: 1948
Язык публикации: русский
Ключевые слова: белое вещество; височно-затылочные отделы; височные отделы; левое полушарие; нарушения письма; нарушения фонематического слуха; нейропсихологическая диагностика; письмо; премоторная область; сенсорная афазия; скрытое левшество; травма; фонематический слух
Тип публикации: статьи
Форма: машинопись
Год, которым датирован документ: 1948
Язык публикации: русский
Ключевые слова: афазия; базальные отделы лобных долей; больная Криштопенко (3564); больная Шишко (3440); височные отделы; движения; инертность; левое полушарие; лобные отделы; нарушения движений; нарушения речи; нейродинамика; нейродинамика речи; опухоль; отчуждение смысла слов; персеверации; речь; сенсорная афазия
Тип публикации: статьи
Форма: машинопись
Год, которым датирован документ: 1948
Язык публикации: русский