А. Р. Лурия, электронный архив
архив А.Р. Лурия

Об историческом развитии познавательных процессов

Описание

Документ 1972 года представляет собой машинописный вариант опубликованной в 1974 году книги «Об историческом развитии познавательных процессов». В этой работе отразились результаты исследований А.Р. Лурии и его коллег под руководством Л.С. Выготского в Средней Азии. Целью работы было изучение социально-исторического формирования всех психологических процессов – восприятия, мышления, воображения, самосознания, их тесная зависимость от того общественно-исторического строя, в котором вырос тот или иной человек, в котором формировалась в ходе онтогенеза его психика. На обложке документа есть черновые варианты названия книги – «Очерки исторической психологии», «Общественно-историческое формирование познавательных процессов». Сравнение оглавлений данного документа и изданной книги выявляет, что оба текста делятся на 7 разделов («Проблема», «Восприятие», «Абстракция и обобщение», «Умозаключение и вывод», «Рассуждение и решение задач», «Воображение», «Самоанализ и самосознание»). В основном содержание разделов совпадает, но некоторые пункты, которые есть в данном тексте, отсутствуют в оглавлении изданной книги. Работа начинается с постановки проблемы общественно-исторического формирования психики, которая выводится из анализа достижений современной времени проведения исследования мировой психологии («психология народов» В. Вундта, гештальт-психология, бихевиоризм, французская социологическая школа, кросс-культурные исследования). В этом контексте также обсуждается ряд лингвистических данных (гипотеза лингвистической относительности Сэпира-Урофа). Далее описываются результаты экспериментальных исследований, проведенных в экспедиции начала 1930-х годов в Средней Азии. При экспериментальном изучении восприятия анализируются такие процессы, как называние зрительных образов (фигур, цветов), их классификация, а также восприятие оптических иллюзий. Подробно описываются процессы мышления у коренных народов Средней Азии – решение ими задач на нахождение сходств, определение понятий, произведение умозаключений на материале силлогизмов. К сожалению, текст не является полным и обрывается на с. 235 в конце раздела IV, хотя по оглавлению заключение начинается только на с. 329. Разделы V-VII (материалы по решению задач, воображению и самосознанию) в данном документе не представлены. Не полностью совпадает и сам текст – его смысл не отличается от изданного, но он высказан часто в иных формулировках. Детальное сравнение данного чернового варианта текста с опубликованным может стать предметом специального исследования.